На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100376


Наименование:


Курсовик Использование моделей в процессе обучения дошкольников к рассказыванию на примере подготовительной группы МБДОУ № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.11.2016. Сдан: 2014. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «развитие речи»


Тема: «Использование моделей в процессе обучения дошкольников к рассказыванию на примере подготовительной группы МБДОУ № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода».


Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы рассказывания у дошкольников
6
1.1. Рассказывание как вид связной монологической речи 6
1.2. Виды рассказывания 10
1.3. Специфика рассказывания у детей дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. Особенности моделирования как средства развития речи детей дошкольного возраста
20
2.1. Моделирование как метод обучения речи 20
2.2. Виды моделей 23
2.3. Использование моделей для обучения дошкольников рассказыванию 25
ГЛАВА 3. Практическая работа по обучению детей рассказыванию с использованием моделей на примере подготовительной группы МБДОУ № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода

32
3.1. Диагностика умения рассказывать у детей дошкольного возраста 32
3.2. Методические рекомендации по использованию наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми подготовительной группы

38
3.3. Анализ результатов проведенной работы 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложение 73

Введение

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию - моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Актуальность темы исследования заключается в том, что использование моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития умения рассказывать у дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие умения рассказывать дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении умением рассказывать, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системы работы по умения рассказать с использованием моделирования нет [7, стр. 11].
Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [9, стр. 74]
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития умения рассказывать, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность моделирования при обучении старших дошкольников рассказыванию, как основной составляющей связной речи.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующее задачи:
- проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы рассказывания у дошкольников;
- изучить использование различных моделей в процессе обучения дошкольников рассказыванию;
- провести практическое исследование по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию на примере подготовительной группы МБДОУ № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода;
- сделать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам развития речи детей дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы рассказывания у дошкольников

1.1. Рассказывание как вид связной монологической речи

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребёнком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;
2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;
3. Составление рассказа из опыта;
4. Составление творческих рассказов.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Вопросы формирования монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Эту проблема рассматривали такие исследователи, как А.Н. Гвоздев, Т.А. Фомичева, В.К. Лотарев и т.д. [23, стр. 52]
Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки - запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.
Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки[18, стр. 112]:
- целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
- структурное оформление (начало, середина, конец);
- связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
- объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно:
- умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
- отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно.
Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.) [26, стр. 9].
Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение, верно, выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности»[29, ст. 15].
Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли. По этой причине К.Д. Ушинский так характеризует рассказывание прочитанного своими словами: это «весьма плохое упражнение дара слова», так как оно обогащает только ум, но собственная способность дара слова может остаться совершенно не развитой[29, стр. 71].
Овладение монологической речью, а именно процессом рассказывания, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Д.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова).
Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками планирования монологических высказываний (Л.Р. Голубева, Н.А. Орланова, И.Б. Слита).
Формирование у них навыков построения связных развернутых рассказов требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение такой речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач обучению рассказывания ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями разной структуры для развития связной монологической речи (А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко, и т.д.).
«Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладевать ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями», - отмечает Л.П. Федоренко[30, стр. 176]....


Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников умению рассказывать, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.
Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
В основе использования моделей обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Воспитатель вводит на занятии такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств ребенка, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Нами было проведено исследование формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни на базе МБДОУ д/с № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 9 мальчиков и 11 девочек.
Целью констатирующего этапа исследования было установить уровень умения рассказывать у детей седьмого года жизни. С целью изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы использовали методики Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой.
Данные констатирующего этапа исследования показали, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, так как у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Общими недостатками являются бессвязность, длительные и частые паузы.
Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы с использованием различных моделей по формированию умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
В экспериментальном обучении проверялись педагогические условия использования экранных, звуковых моделей, а так же модель с использованием схем для пересказа при обучении старших дошкольников рассказыванию.
Содержание и методика формирующего этапа исследования определялись задачами:
- обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях, и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание и употребление слов в соответствии с контекстом;
- активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания;
- дать представления о различных способах соединения предложений в тексте;
- на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец;
- формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи:
- понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности;
- отбирать лексический материал, и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания;
- использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что уровень развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни в МБДОУ д/с № 24 «Изюминка» г. Нижнего Новгорода повысился. Дети стали заинтересованней относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Сравнение результатов тестирования констатирующего и контрольного этапов исследования показывает положительную динамику развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни благодаря использованию в работе различных моделей.


Список использованной литературы:

1. Гаврилина С.А., Кутявина Н.Г. Речь. – М.: Росмн-Пресс, 2010г. – 72 стр.
2. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие. М: «Академия», 2009г. - 328 стр.
3. Головчиц С.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос-Пресс, 2013г. – 320 стр.
4. Гогобиридзе А.Г, Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2012г. – 464 стр.
5. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2010г. – 176 стр.
6. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007г. — 232 с.
7. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2009г. – 160 стр.
8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: КАРО, 2013г. – 336 стр.
9. Земцова О. Н. Развиваем речь. – М.: Азбука-Атикус, 2012г. – 36 стр.
10. Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.-2003.-No 6.-с. 86 – 89.
11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебник. – М.: Академия, 2013г. – 416 стр.
12. Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания. – М.: «Первое сентября», 2010 г. – 244 стр.
13. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – М.: Феникс, 2011г. - 256 стр.
14. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – М.: КАРО, 2013г. – 296 стр.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2010г. – с. 254.
16. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения для всех. Мн: «Современная школа»,2009г. - 384 стр.
17. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – М.: Владос, 2010г. – 264 стр.
18. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – М.: Академия, 2012г. -208 стр.
19. Николаева С.Н. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г. – 144 стр.
20. Новиковская О. Г. Речевая гимнастика. – М.: АСТ, 2011г. – 64 стр.
21. Насонова Т.Н., Бурлакина О.В. Слова-действия. От предложения к рассказу. – М.: Сфера, 2013г. – 120 стр.
22. Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2009г. – 384 с.
23. Парамонва Л.Г. Упражнения для развития речи. – М.: АСТ, 2011г. – 208 стр.
24. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2 - Педагогика. Психология.
25. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – М.: Детство-Пресс, 2010г. – 272 стр.
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Академия, 2010г. – 160 стр.
27. Турченко В.М. Дошкольная педагогика. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012г. – 256 стр.
28. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: Сфера, 2012г. - 288 стр.
29. Ушинский К.Д. Родное слово для детей младшего возраста. – М.: Речь, 2012г. – 168 стр.
30. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Акдемия, 2014г. – 239 стр.
31. Чумичева Р. М., Платохина Н. А. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011г. – 400 стр.
32. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Мелик-Пашаев, 2013г. – 448 стр.
33. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: Инфра-М, 2011г. – 112 стр.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы