На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100409


Наименование:


Курсовик Особенности в эмоциональной сфере детей разного пола в младшем школьном возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 64.

Описание (план):


Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования гендерных особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.…………...… 5
1.1 Определение понятия «гендер»……………………………………………...5
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста ..................................................................................................................14
1.3. Теоретические подходы в изучении гендерных особенности в эмоциональной сфере младших школьников ....................................................20
Глава 2 Эмпирическое изучение гендерной особенности эмоциональной сферы младших школьников ……………….......................................................26
2.1. База и методы исследования……………………………………….……..26
2.2 Анализ рисуночного теста Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек".....................27
2. 3. Анализ теста «школьной тревожности Филлипса»...................................49
Заключение…………………………………………………………………….....54
Литература………………………………………………………………….…....57
Приложение1
Приложение2


Введение
Актуальность темы является исследования последних десятилетий показывают, что в развитии личности, наряду с индивидуальными и возрастными, большую роль играют особенности, получившие название гендерных. Гендерные исследования в психологии приобретают все бoльшую актуальность, теоретическую и практическую значимость. Возраст и половая принадлежность являются важнейшими индивидными характеристиками, во многом определяющими поведение человека уже с раннего возраста. Введение понятия «гендер» (социальный пол личности) связано с попыткой разграничить биологические характеристики лиц разного пола и социально детерминированные особенности мужчин и женщин. Вместе с тем в науке на сегодняшний день нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам (моделям), разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологического и социального компонентов, а с другой – гендер рассматривается как социокультурный конструкт, создаваемый обществом во многом посредством эмоции.
Именно в эмоции, по мнению психологов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола (Кирилина А.В., Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в эмоции взрослых людей. Многие вопросы изучения детской эмоции в данном аспекте остаются малоизученными, причем представленные данные часто противоречивы.
Цель исследования – изучить особенности в эмоциональной сфере детей разного пола в младшем школьном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью, и разработать на этой основе программу оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности
Объект – эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет – особенности эмоции детей младшего школьного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что эмоция детей младшего школьного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными, отличается и определенными гендерными особенностями. При этом мы исходили из следующих допущений:
1) гендерная принадлежность и соответствующий ей социальный опыт оказывают влияние на уровень и основные характеристики эмоции детей, определяя качественное своеобразное поведение девочек и мальчиков;
2) использование гендерного подхода может существенно повысить эффективность психолого-педагогической работы по развитию эмоции девочек и мальчиков.
Задачи исследования:
1) дать теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению гендерных особенностей эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте;
2) выявить уровень развития, особенности и качественные характеристики эмоциональной сферы девочек и мальчиков дошкольного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью;
3) рассмотреть методы исследования на основе гендерного подхода в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие общенаучные методы, как наблюдение, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент. Методика социометрия и “Тест школьной тревожности Филлипса”. Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек".
Исследование проводилось на базе г. Ангарска, МОУ СОШ №7.
Глава I. Теоретические подходы к изучению половой, полоролевой и гендерной идентичности


1.1 Определение понятия «гендер».

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий [1; c. 225]. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли...


Заключение
В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены тревожные дети младшего школьного возраста, установлена связь между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,5. Выявленная зависимость позволила составить коррекционно-развивающую программу, взяв за основу формирование у детей младшего школьного возраста умения использовать коммуникативные навыки.
Формирующий эксперимент, в задачи которого входило составление коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, был проведен в два этапа: работы с педагогическим коллективом и групповая коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, которая проводилась в условиях, специально смоделированных коллективных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.
Контрольный эксперимент позволили проследить динамику снижения тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилось эффективность предлагаемой составленной коррекционно-развивающей программы, т.е. коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие коммуникативных навыков между гендерами, а также конструктивных способов взаимодействия, способствовала снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Так как чем больше у ребенка средств преодоления затруднения, средств позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающими детьми, тем ему легче найти выход из конфликтной ситуации и добиваться положительных результатов, тем менее тревожным становится его поведение.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью “Теста школьной тревожности Филлипса”.для диагностики у детей тревожности между гендерами младшего школьного возраста Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек". Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста "Дом. Дерево. Человек". Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что установление определенных причин повышенной гендерные особенности в эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленный метод исследования, приводит к выявлению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста в целом, получило подтверждение.
Во-вторых, метод исследования, направление на выявления агрессии, а также конструктивных способов взаимодействия между гендерами,.
В-третьих, на этом основании можно считать, что в исследовании получили экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной работы оказания средствами специально созданных метод исследования включенных в систему общеобразовательных уроков, реальной психологической помощи детям младшего школьного возраста.
Данный метод исследования не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной, но важно сохранить порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство и самораскрытие участников, были сосредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентированные на позитивное изменение способов взаимодействия – ближе к окончанию цикла.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности.
Работа по психопрофилактике и преодолению гендерное особенности в эмоциональной сфере у детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать проблемой гендерного общения. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые “пики” и индивидуальные “зоны уязвимости” для каждого ребенка. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.
В профилактике в взаимодействие с представителями противоположного гендера и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
Литература
1. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995
2. “Альманах психологических тестов” – Москва: “КСП”, 1995 – с. 333-336
3. Алякринский Б.С. “Общение и его проблемы” – М.: Знание, 1982 – 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Молодежная”, №7)
4. Андреева Г.М. “Социальная психология” /Перев. с англ. – СПБ, 1997 – 688 с.
5. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. “Режиссура педагогического взаимодействия”. – Новосибирск: НГПИ, 1991
6. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38
7. АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18
8. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопрося психологии. – 1990 - №2.
9. Бакеев В.А. “Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости”.: Автореферат диссертации … канд. псих. наук. – М., 1970 – 17 с.
10. Бернс Эрик “Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы”. / Пер. с англ. М., Прогресс. 1995.
11. Бернс Эрик “Развития Я-концепции и воспитание”. / Пер. с англ., М., Прогресс, 1986.
12. Битякова М.Р. “Организация психологической работы в школе” – М.: Совершенство, 1997 – 298 с.
13. Блюм Г. “Психоаналитические теории личности”. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина – Э.: Изд-во “КСП” 1996 – 243 с.
14. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика – 1990 - №5 – с. 77
15. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 - №1 – с. 104-113.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235
17. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990 – 144 с.
18. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой – 2е – изд. М.: Смысл 1996 – 373 с.
19. Волков Е.М. “Трудные дети или трудные родители?” М.: / Профиздат, 1992 – 96 с.
20. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990 – 176 с.
21. Гофруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. – М., 1996.
22. Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени Доктора психологических наук. Москва, 1996 – 86 с.
23. Примак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991
24. Дети с аффективным поведением – М., Просвещение, 1966 – с. 48-55.
25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
26. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Издательство МГУ, 1997. 228 с.
27. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться) – С. – П., 1995
28. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980
29. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – с. 54-57.
30. Каган М.С. “Мир общения: Проблема межсубъективных отношений” – М.: Политиздат, 1988 – 319 с.
31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
32. Козлов Н.М. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1997 – 320 с.
33. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997 – с. 16-20
34. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
35. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969
36. Коломенский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974 – 96 с.
37. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - №6 – с. 34-41
38. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997 – 688 с.
39. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15
40. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредствования общения // Вестник МУ Психология, 1996 - №4 – С. 21
41. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 - №5 – с. 38-40
42. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения – Л., 1983
43. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996
44. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987 - 304 с.
45. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. – М., 1987
46. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 – 240 с.
47. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 1996 - №1 – с. 169-174
48. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989
49. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова – М., 1987
50. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной – М., 1997.
51. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 247-256 с.
52. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом “БАХРАХ”, 1998 – 672 с.
53. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.
54. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, - М.: Новая школа, 1996 – 144 с.
Приложение №1
Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса”...



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы