На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100414


Наименование:


Курсовик КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольного, начального и специального образования

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Курсовая работа



Костанай 2015


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...4

1 Теоритическое обоснование проблемы развития детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………..……..7
1.1 Характеристика детей с ранним детским аутизмом………………...7
1.2 Классификация аутичных детей…………………………………….12
1.3 Проблемы ранней диагностики дошкольников-аутистов………...22

2 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими синдром раннего детского аутизма………………………………………………..26
2.1 Основы коррекционной работы……………………………………....26
2.2 Развитие социально-бытовых навыков у дошкольников-аутистов...32
2.3 Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с синдромом раннего детского аутизма…………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………52
Список использованных источников……………………………………..54
Приложение………………………………………………………………...57


ВВЕДЕНИЕ

В наше время в области психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии, а так же специальной педагогики усиленное внимание уделяется углубленному изучению различных особенностей психического развития детей. В свою очередь это имеет важное научно – практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с частичной и комплексной недостаточностью. Это создает необходимость для изучения детей до и во время процесса их обучения и воспитания, определение коррекционной программы для каждого отдельного случая.
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе образования является ранний детский аутизм. Аутизмом (от греческого autos - сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологии включена в последние полтора десятилетия. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического (шизофрения, хромосомные аберреции, врожденные нарушения обмена) или экзогенного (внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга) происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и, прежде всего, - с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА). [1; с.300 - 301]
Ранний детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.
При раннем детском аутизме (РДА), нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития, нарушения общения имеют вторичный характер и, значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.
Ранний детский аутизм входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
В настоящее время, наиболее значимыми в клинической картине аутизма считаются следующие признаки:
1.Аутизм, как предельное одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития, вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству, проявляемое, как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).
Установлено, что детский аутизм встречается примерно 4-5 на 10 тыс. детей. Детский аутизм чаще выявляют у мальчиков. По обобщенным данным разных авторов, соотношение частоты встречаемости аутистических расстройств у мальчиков и девочек 3:1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1/3-1/4 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.
В Костанайской области на данный момент с диагнозом ранней детский аутизм насчитывается 51ребенок, в том числе в городе Костанай – 34 ребенка.
Цель: рассмотреть коррекционно-развивающие приемы, методы и упражнения в работе по развитию дошкольников, имеющих синдром раннего детского аутизма.
Объект: процесс обучения и воспитания детей с синдромом раннего детского аутизма.
Предмет: приемы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими синдром раннего детского аутизма.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выделить и охарактеризовать особенности всестороннего развития и социализации аутичных детей.
3. Рассмотреть методы и приемы работы с аутичными детьми в дошкольном возрасте .
Методы исследования: анализ литературных источников.
Методологическая основа: данная курсовая работа основана на исследованиях авторов Лебединской К.С., Лебединского В.В., Никольской О.С., Либлинг М.М, Баенской Е.Р.
Теоритическая значимость: в данной работе будет произведен анализ имеющейся литературы по проблеме обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом.
Практическая значимость: рассмотрение комплекса возможной психолого-педагогической коррекции проблем развития и социальной адаптации у дошкольников с РДА.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


1 Теоритическое обоснование проблемы развития детей с ранним детским аутизмом

1.1 Характеристика детей с РДА

Характеристика аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов:
1) аутизм с аутистическими переживаниями;
2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
3) своеобразные нарушения речевого развития.
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3—5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:
O аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
O первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;
O к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно:
на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;
O своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
O к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
O отношение к моментам дискомфорта парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;
O потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает
O такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.
Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.
[1; с. 303 – 308]
Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен представлять себе не только клинические признаки, не только биологические причины детского аутизма, но и логику развития этого странного нарушения, очередность появления проблем, особенности поведения ребенка. Именно понимание психологической картины в целом позволяет специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией самого хода психического развития. [2; с. 114 – 115]...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема раннего детского аутизма тревожит специалистов и сей день. Наука говорит о неизлечимости данного заболевания. Необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает самая трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Главным в обучении является эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. На начальных этапах занятий с ребенком-аутистом главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребенка, а с другой использовать его интересы для удерживания его внимания.
Сначала следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задания, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.
Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо.
Во время занятий важно выявить, хоть какой-нибудь интерес. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий.
Для любого коррекционного занятия, очень важно организовать стереотипную бытовую ситуацию, которую бы он воспринял. Аутичный ребенок очень чуток к любым колебаниям, все действия педагогов должны быть согласованными с его внутренним ритмом.
В заключение отметим, что на первом этапе диагностики первоначально определяется форма аутизма, степень его сложности и только тогда, в целях всестороннего развития составляется индивидуальная программа работы с таким ребенком. В разработке программы дефектолог учитывает не только задачи коррекционных занятий, но и все нюансы поведения ребенка и его психики (беспричинный плач, беспричинные приступы тревоги, странности в поведении, неадекватные реакции, резкие смены настроения и т.д.). Поэтому необходимо, одновременно с коррекционно-развивающими занятиями проводить работу, воздействующую на поведение. Без учета поведенческих особенностей, невозможно говорить о каких-либо корректирующих занятиях. Все это должно предусматриваться преподавателями и воспитателями.
Отметим еще раз, что контакт с аутичными детьми возможен при создании особой ситуации (другая комната, угол или просто определенное время). Все занятия должны быть простыми и несложными. Корректировка действий этих детей проводится ежедневно и, очень важно, для педагога или воспитателя, дефектолога, если этот ребенок будет воспринимать их, как родных или близких людей.
Очень часто вслед за трудностями первого периода приходят положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно, что во всем мире признано: работа с аутичным ребенком — едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студенческих высших педагогических учебных заведений. – Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Академический проект; Королев: Парадигма, 2005. – 320 с. – («Gaudeamus»)
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок). – 336 с.
4. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – С. 154 – 165.
5. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 381 с. – (Высшее образование).
6. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. – 1995. - №5. – С. 76 – 83.
7. Гусева И.Е. История раннего развития аутичного ребенка: (первый год жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №2. – С. 73 – 80.
8. Гусева И.Е. История раннего развития аутичного ребенка: (второй и третий годы жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №3. С. 72 – 79.
9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
10. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. – 2008. - №4. – С. 52 – 64; №5. – С.26 – 35.
11. Лебединская К.С, Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 1987. - № 6. – С. 10 – 16.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II // Дефектология. – 1988. - № 2. – С. 10 – 15.
13. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. - №2. – С. 8 – 17.
14. Баенская Е.Р. Нарушение активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста // Дефектология. – 2013. - №3. – С. 27 – 34.
15. Баенская Е.Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма // Дефектология. – 2010. - №3. – С. 3 – 11.
16. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога дефектолога. – Изд. 3-е – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 576 с. – (Сердце отдаю детям).
17. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994. С. 3 – 5
18. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2004. – №6. – С. 44 .
19. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
20. Буденная Т.В. Психотерапия в коррекционной и лечебной педагогике // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 94 – 100.
21. Ильченко Н.В. Отбор психодиагностического инструментария для изучения представлений о мире у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2015. - №4. – С. 54.
22. Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Страхи у детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №7. – с. 26 – 32.
23. Пробылова В.С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. – 2007. - №2. – с. 38 – 40.
24. Аутичный ребенок: проблемы в быту / По ред. С.А. Морозова. – М., 1998.
25. Ноздрина Е.А. Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Логопед. – 2015. - №5. – С. 23.
26. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 1999.
28. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С.Ю. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
29. Тео Питерс. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому водействию СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
30. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
31. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197с.
32. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М.: Тритон. 2002. с.191.
33. Макашова Р.Е. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М: Атлас. 2004.
34. Танцюра С.Ю. Этапы логопедической работы с детьми с ранним детским аутизмом // Логопед. – 2013. - №9. – С. 102 – 106.
35. Сатмари П. Дети с аутизмом / П. Сатмари ; [пер. с англ.: З. Замчук]. - СПб. и др. : Питер, 2005. - 224 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы