На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100418


Наименование:


Курсовик Развитие у дошкольников интереса к изучению объектов природы в МДОУ № 19 «Елочка» г. Сердобска Сердобского района

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный педагогический университет
имени В. Г. Белинского»


Название факультета Название кафедры


Курсовая работа
РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА
К ИЗУЧЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ




Пенза – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы 5
1.1. Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Познавательный интерес у дошкольников 9
Глава II. Методика организация работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы 12
2.1. Значение ознакомления детей дошкольного возраста с объектами природы в развитии у них познавательного интереса 12
2.2. Методы и приемы развития у дошкольников познавательного интереса к изучению объектов природы 14
2.3. опыт работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21


Введение

Актуальность исследования. По выражению великого чешского педагога Я.Н. Каминского, природа – это единство макро- и микромира. Микромир – это человек, который должен уметь чувствовать природу, жить по законам, которые действуют в мире природы и справедливы для всего живого. По мнению В.А. Сухомлинского, «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» [2 с. 18]. Отсюда следует, что воспитание личности ребенка невозможно без обогащения его опыта полными, яркими, верными образами природы. Природа – неиссякаемый источник всевозможных ощущений. Чувственный опыт помогает ребенку описать исследуемые листья, почву, бутон и т. п. В процессе познание объектов природы вырабатывается умение наблюдать, развивается логическое мышление. Следовательно, в дошкольном возрасте большое значение имеют наблюдение и исследовательская деятельность. Мыслительную деятельность активизируют сравнения, выделение сходных и отличительных признаков исследуемых объектов. Усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы способствуют наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязей живой и неживой природы, работы детей на учебно-опытном участке.
В современной педагогике очень остро стоит вопрос о методике обучения. Это связано с тем, что в некоторых случаях при обучении дошкольников используются методы обучения приближенные к школьным. В настоящее время проблема методов обучения получила широкое развитие. В основе разработки этой проблемы лежат труды ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, Г.И. Щукиной и др. [1 с. 156]. Изучение дошкольниками объектов природы – одно из направлений воспитательно-образовательной работы в детском дошкольном учреждении.
Объекты нашего исследования – это развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к изучению объектов природы.
Предмет исследования – особенности организации элементарной поисковой деятельности детей дошкольного возраста в природе.
Гипотеза: мы предполагаем, что отбор экологических фактов при непосредственном ознакомлении с природой, иерархической системой заданий и проблемных ситуаций в процессе элементарной поисковой деятельности будут эффективны в развитии познавательного интереса.
Цель: выявление зависимости между особенностями организации элементарной поисковой деятельности в природе и повышением уровня познавательного интереса детей к изучению объектов природы.
Задачи:
1. Теоретически изучить и обосновать значение ознакомления детей дошкольного возраста с объектами природы в развитии у них познавательного интереса.
2. Изучить познавательные процессы у дошкольников.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы развития у дошкольников познавательного интереса к изучению объектов природы.
4. Изучить и повысить уровень познавательного интереса детей в процессе элементарной поисковой деятельности при изучении объектов природы.
Исследовательская работа по изучению уровня развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы была реализована в МДОУ № 19 «Елочка» г. Сердобска Сердобского района.


Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы
1.1. Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе

Проблеме изучения познавательной активности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой.
Авторы подходили к пониманию данной проблемы по-разному. Работая над данной проблемой. Они выделяли такие понятия как активность и самостоятельность, установили их взаимосвязь. Ими были выделены основные составляющие познавательной активности, ее уровни и показатели.
Вопроса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших место в психолого-педагогических исследованиях.
Г.И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что «активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Деятельность – это активное состояние человека. Активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности. Активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности» [23 с. 46].
Ей были выделены и обоснованны три основных компонента познавательной активности:
1) Эмоциональный – положительная направленность на объекты окружающего мира.
2) Интеллектуальный – потребность в получении знаний.
3) Волевой – возможность приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний.
Г.И. Щукина считает, что базовым компонентом является эмоциональный. Он проявляется в проявлении познавательного отношения к окружающему. Он проявляется у детей уже в первые месяцы жизни. Проявление познавательной активности начинается с удивления.
Следующая ступень любопытство. Здесь происходит слияние эмоционального и интеллектуального компонента познавательной активности. Как правило, ребенок проявляет положительную направленность на окружающий его мир, вступает в контакт с ним. Таким образом, он познает элементарные свойства предметов и явлений окружающей его действительности.
Следующая ступень – любознательность. Она присуща каждому ребенку. Но Д.Б. Годовикова отмечает, что необходимо знать «качество» этой любознательности, что именно ожидает узнать ребенок и трудится ли он самостоятельно, чтобы получить эти знания. На ступени любознательности в процесс познания включается третий компонент – волевой. По степени включения волевого усилия в познавательный процесс, любознательность можно «поделить» на два уровня:
— внимание детей направлено на познание внешних свойств и качеств предметов;
— внимание детей направлено на раскрытие внутренних, функциональных свойств предметов и явлений окружающего.
Познавательный интерес – следующая более сложной ступенью познавательной активности. Потребность ребенка в ориентировке в окружающем – его основа. Познавательная деятельность является сопутствующим звеном формирования познавательного отношения к окружающему у дошкольников.
Некоторые авторы выделяют разные и яркие показатели познавательной активности.
Д.Б. Годовикова выделяет четыре показателя познавательной активности:
1) особый интерес и внимание к предмету;
2) эмоциональное отношение к предмету (разные эмоции, вызванные предлагаемым предметом);
3) действия, направленные на познание устройства предмета, понимание его функций;
4) постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда он отсутствует[7 с. 298].
В.Б. Голицын и Е.И. Щербакова выделяют следующие показатели познавательной активности:
1) увлеченность познанием материала;
2) стремление выполнять разнообразные, сложные задания;
3) желание продолжить занятия;
4) проявление самостоятельности в выборе способов, средств действий, осуществление контроля, достижении результата;
5) обращение к воспитателю с вопросами, которые характеризуют их познавательные интересы.
Д. Б. Годовикова, обобщив все показатели познавательной активности, выделила и охарактеризовала три уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста:
— I уровень: дети 3-4 лет, может быть в возрасте 4-5 лет. Они стремятся к предметам, «сличающимися перцептивными свойствами» а также к тем», что знакомы им по своим функциям; при этом к предметам неясного назначения наблюдается отсутствие интереса. Поиск регулируется внешне. Чем интереснее предмет тем выше интерес к его внешним свойствам.
— II. уровень: дети 4-5 лет. Ребенок стремится совершать действия с предметом, имеющим определенное функциональное назначение. Его привлекает возможность различного применения и использования предмета, он стремится проникнуть в скрытые свойства предмета. Регуляция подчинена эмоциям. Интерес к функциям предмета определяется взрослым.
— III. уровень: дети старшего дошкольного возраста. Скрытые свойства предмета вызывают интерес и активность. Цель – достичь желаемого результата, направляет активность ребенка. Если цель и не будет достигнута, стремление к успеху будет сохраняться недолго. Интерес у к внутренним свойствам предмета.
Часть педагогов и психологов: Г, И. Щукина[24] , Д.Б. Годовикова[7]. , Л.М. Маневцова [16,17], в своих работах отмечает, что познавательная активность подготовительная ступень самостоятельности. Самостоятельность предполагает инициативность, поиск путей решения учебно-познавательных задач без опеки взрослых. Самостоятельность влияет на активность ребенка, на его ориентировку в окружающем мире.
Г.И. Щукина выделяет показатели познавательной активности и самостоятельности. Автор отмечает, что «активный отклик на обсуждение задач, проблем, которые ставит педагог, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнять их, внести коррективы» [24 с. 38]. и есть показатели, по которым можно судить о сформированности познавательной активности и самостоятельности у детей...
Заключение

В данном исследовании мы всесторонне рассмотрели проблему развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы.
Познакомились с освещением проблемы в трудах отечественных педагогов.
На основе анализа методической литературы разработали и апробировали систему занятий, дидактических игр, наблюдений в природе и элементарный опыт, которые, по нашему мнению могли бы способствовать развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы.
Вопроса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших место в психолого-педагогических исследованиях.
Проблеме изучения познавательной активности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой.
Авторы подходили к пониманию данной проблемы по-разному. Работая над данной проблемой. Они выделяли такие понятия как активность и самостоятельность, установили их взаимосвязь. Ими были выделены основные составляющие познавательной активности, ее уровни и показатели.
Самостоятельная, активная и систематическая «поисковая» деятельность, которая вызывает переживания радости и познания формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в личное качество.
Окружающая природа является одним из важнейших средств умственного воспитания детей. Она привлекает постепенно его внимание, позволяет включить в наблюдение разные органы чувств. Следовательно, активизирует ощущение и восприятие, как начальный момент познания.
Изучение детьми объектов природы можно осуществлять в разных формах: на экскурсиях, занятиях, в повседневной жизни (в наблюдениях, труду, играх на природе).
Кроме этого можно использовать еще следующие приемы: инсценировки, с использованием игрушек, животных и растений, специально организованное наблюдение, чтение коротеньких стихотворений и рассказов, беседа с дошкольниками, совместное с взрослыми экспериментирование ребенка в природе, разные виды продуктивной деятельности, составление экологических сказок.
Организация работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы показала, что отбор экологических фактов, при непосредственном ознакомление дошкольников с объектами природы, правильно подобранные задания и проблемные ситуации в ходе элементарной поисковой деятельности, эффективны в развитии интереса у дошкольников к изучению объектов природы.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л., 1959 — 126 с.
2. Ананьев Б.Г. « Ваш ребенок познает мир». – Питер 2001.
3. Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию» книга для учителя / В.Б. Бондаревский. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой» – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
5. Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности» / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.
6. Глузюверя Н. «Познавательная деятельность детей» «Дошкольное воспитание» № 1, 1986
7. Годовикова Д.Б. «Формирование познавательной активности»/ Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 1.- с. 28-32
8. Денисенкова Е. «Ваш ребенок познает мир». «Дошкольное воспитание» № 7, 2001
9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой/ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
10. Евдокимова Е. «Проект как мотивация к познанию» / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - С. 20-24 2.
11. Кузнецов С.А. «Большой толковый словарь». Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000.
12. Куликова Т. «О воспитании у детей познавательного интереса». «Дошкольное воспитание» № 9, 1976.
13. Короткова Н. «Повышение активности на занятиях по рассматриванию картин». «Дошкольное воспитание» № 2,1975
14. Лямина Г.М. «Развитие познавательной деятельности». «Дошкольное воспитание» № 4, 1975
15. Маркович Л. «Развитие познавательного интереса». «Дошкольное воспитание» № 6, 1970
16. Маневцова Л. «О развитии познавательного интереса детей». «Дошкольное воспитание» № 11, 1973
17. Маневцова Л. «Организация поисковой деятельности». «Дошкольное воспитание» № 11 1973
18. Постникова Н. «Развитие познавательного интереса». «Дошкольное воспитание » № 3, 1966
19. Серебрякова Т.А. «Формирование у детей дошкольного возраста познавательного отношения к окружающему миру природы». Учебное пособие
Н.Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.
20. Ребер А. «Большой толковый психологический словарь». В 2 томах Издательство "ВЕЧЕ" . 2000
21. Харитонов Л. «Исследовательская деятельность дошкольников» / Л.Н. Харитонова // Дошкольное воспитание.- 2001.- №7.- С. 33-34.
22. «Умственное воспитание детей» / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина – М.: 1984.
23. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.
24. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы