На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100476


Наименование:


Реферат Проблемы формирования среднего класса в России

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 11.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ КЛАСС» И ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ 5
1.1. Сущность понятия «средний класс» 5
1.2. История среднего класса в России 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ 10
2.1. Критерии отнесения к среднему классу 10
2.2. Средний класс России на современном этапе, его проблемы 12
2.3. Перспективы среднего класса в России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли найдется в социологической литературе последних лет тема, которой уделялось бы столько внимания, сколько выпало на долю среднего класса. И вряд ли сейчас, в условиях масштабного экономического кризиса, найдется проблема, столь мало популярная, как перспективы российского среднего класса в ближайшем будущем.
Прошло несколько лет, и российский средний класс, как птица Феникс, буквально “восстал из пепла” и вновь оказался в фокусе внимания исследователей. Уже в 2003 г. он насчитывал около четверти населения страны, и рост его продолжался все последующие годы. Более того, как раз накануне разразившегося во второй половине 2008 г. кризиса руководством страны была поставлена задача доведения в ближайшие годы его численности до 50–60 % населения. Однако в тот самый момент, когда различные исследовательские группы оценивали пути возможного расширения среднего класса, экономика страны вступила в полосу рецессии. У одних представителей среднего класса резко сократилась заработная плата; другие вообще потеряли работу; под угрозой оказалось выживание малого бизнеса. Вновь начали раздаваться голоса о “смерти” среднего класса в России.
Но и эйфория по поводу перспектив российского среднего класса, и директивно устанавливаемые задачи роста его численности, и панические настроения относительно его будущего, на мой взгляд, лишь затушевывают реальные проблемы, связанные с жизнью и эволюцией этого весьма специфического социального субъекта. Субъекта, без которого невозможно ни создать эффективную рыночную экономику современного типа, ни сформировать гражданское общество, ни, и это, может быть, самое главное, реализовать в массовом масштабе ту модель жизни, которая является оптимальной по мнению большинства россиян. Речь в данном случае идет не только о материальной стороне жизни, но и об особенностях занятости, досуга, отношений с другими людьми, которые характеризуют именно средний класс.
В данной контрольной работе я постараюсь разобраться с самим понятием среднего класса, определить его тенденции и проблемы в России.
Цель данной работы изучить проблемы формирования среднего класса в России.
Из цели контрольной работы вытекает ряд задач:
- изучить сущность понятия «средний класс»;
- разобраться в исторических тенденциях и процессах формирования и развития среднего класса в России;
- проанализировать критерии среднего класса и проблемы их применения;
- изучить и дать общую характеристику среднему классу на современном этапе;
- проанализировать тенденции и направления дальнейшего развития среднего класса в России.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ КЛАСС» И ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ
1.1. Сущность понятия «средний класс»
Понятие «среднего класса» вплоть до сегодняшнего дня является достаточно дискуссионным в современной науке. Многие специалисты вообще призывают отказаться от использования как понятия «средний класс", так и более общего понятия» класс".[4,С.209]
Связано это, в первую очередь, с тем, что класс прочно и справедливо ассоциируется с марксизмом. А в последние годы, как известно, марксизм был "свергнут с пьедестала" и утратил значительную долю популярности не только среди политиков, но и в академической среде, по причине своей неадекватности при объяснении тенденций развития капитализма в XX веке. При этом марксизм все же остается достаточно влиятельным направлением в западной обществоведческой мысли. Однако со средним классом дело обстоит несколько иначе, чем с классами вообще.[8,С.145]
Что же такое «средний класс»? Современные научные источники дают множество определений данному понятию. Например, в кратком философском словаре, под редакцией В.Воловика, можно найти следующее толкование: « Средний класс – это многочисленная и разнородная социальная группа современного общества, находящаяся между «полюсом богатства» и «полюсом бедности» и выделяемая, прежде всего по критерию материального дохода. Средний класс включает в себя мелких предпринимателей, фермеров, менеджеров, высококвалифицированных работников, интеллигенцию. Занимая промежуточное положение между двумя полюсами социальной иерархии, средний класс смягчает их противостояние, объективно не заинтересован в переворотах, а поэтому является основой стабильности и прогресса общества».[9,С.189]
Социологический словарь под редакцией В.Г. Осипова даёт такое определение: « Средний класс – это класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации; характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда (белые воротнички и другие)». [14,С.12]
Однако сказать так – это либо сказать очень мало, либо вообще ничего не сказать. «Средний класс» – понятие достаточно размытое. В развитых демократических странах основным критерием принадлежности человека к этому классу принято считать определенный доход, полученный из легальных источников и обеспечивающий достойный уровень жизни. Когда представителей среднего класса большинство, у государства есть необходимые предпосылки для стабильного развития в условиях рыночной экономики и политической демократии.[6,С.101]
Изначально под понятием «средний класс» подразумевали мелкую и среднюю буржуазию. Впоследствии его стали использовать более широко для обозначения особой категории людей, которая возникла в наиболее развитых западных странах в течение XIX века по мере развития капитализма. Речь идет о промежуточных по своему положению в социальной структуре слоях: тех, кто не занимался физическим трудом, и в то же время не обладал богатством. Первая характеристика отличала эти слои от фабричных рабочих и крестьян, а вторая – от богатых (аристократии и крупной буржуазии). Появлению и укреплению позиций этой страты способствовали технологические и экономические изменения, сопровождавшиеся сдвигами в структуре занятости населения: происходило постепенное, но неуклонное расширение доли так называемых "беловоротничковых" вакансий. "Белые воротнички" включают в себя работников умственного труда разного уровня квалификации, начиная от продавца и заканчивая профессором университета. Постепенно нарастало разделение этих категорий работников. Они работали в разных местах, т.е. были разделены пространственно, выполняя разную по характеру работу и получая разную зарплату. Со временем сформировался и особый стиль жизни среднего класса, включающий в себя специфические привычки в сфере потребления, форму проведения свободного времени, вкусы, предпочтения, нормы поведения и ценностные ориентации.
Вместе с тем происходило разделение среднего и рабочего классов по месту проживания: представители первого предпочитали селиться рядом с себе подобными и общаться с себе подобными. Так постепенно складывалось самосознание среднего класса, основанное на общих ценностях и моделях поведения.[8,С.198]
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. В западных демократиях средний класс играет роль социального лидера нации, с мнением которого считаются. Средний класс там считается главным электоральным ресурсом политика. Малый и средний бизнес, который традиционно отождествляют со средним классом, под это определение не подходит, так как в наибольшей степени зависит от «хорошего настроения» государства. Он же является основной «пищей» для многотысячной армии украинских чиновников. [15,С.234]
1.2. История среднего класса в России
В каждом обществе история среднего класса имеет свою уникальную траекторию и определяется экономическими, политическими и культурными особенностями. Но в любом случае, средний класс сохраняет свою специфику по сравнению с рабочим классом. Это показывают современные исследования, которые констатируют отсутствие значительного взаимопроникновения этих двух классов.Необходимо также особо подчеркнуть, что средний класс никогда не являлся и сейчас не является однородным или монолитным. Это обстоятельство вызывает скепсис у многих исследователей: а имеет ли вообще смысл говорить о среднем классе, если туда относят такие разные социальные группы, отличающиеся по уровню образования и квалификации, профессиональной принадлежности, уровню и стилю жизни, интересам и т.д. Чтобы несколько смягчить это противоречие, стали говорить о среднем классе во множественном числе – средние классы.[8,С.14]
Быть частью среднего класса почетно и в то же время непросто, потому что всякий раз следует подчеркивать свое право называться этим, в некотором роде, культовым определением. Особенно рельефно эта особенность проявляется в американском обществе, где понятие "средний класс" возведено в некоторое подобие религии. Люди всячески подчеркивают свое благополучие, свою принадлежность к тем, кто преуспел в этой жизни, кто добился успеха благодаря своим собственным усилиям. В общественном сознании со средним классом связывают все те добродетели, на которых основано американское общество: целеустремленность, самостоятельность, ответственность, расчетливость, прагматизм, индивидуализм, умеренные политические ориентации и либерализм. Совсем другой вопрос, насколько такое представление соответствует действительности. В данном контексте важно то, что подавляющее большинство американцев в это действительно верит, а это, в свою очередь, оказывает влияние на их поведение и на то, как функционируют общественные институты, по каким нормам живет общество в целом. Иными словами, средний класс находится в центре той общественной идеологии, в соответствии с которой живут наиболее развитые в экономическом отношении общества. [5,С.209]
Что касается переходных обществ, то среди них наблюдаются значительные вариации в уровне и тенденциях развития. Например, в наиболее развитых странах пост-социалистической Восточной и Центральной Европы, таких как Чехия, Польша, Венгрия, под воздействием кардинальных перемен на институциональном уровне (приватизация, реальный политический плюрализм, демократические реформы) происходили существенные качественные сдвиги и в типе социальной структуры, и в механизмах социальной мобильности. На первом этапе реформ, вплоть до середины 1990-х годов мелкие и средние предприниматели занимали одни из ведущих позиций в обществе по уровню доходов. [5,С.219]
Однако постепенно на протяжении второй половины 90-х они стали терять свои ведущие позиции в пользу интеллигенции – высококвалифицированных профессионалов с дипломами о высшем образовании. И сегодня в Польше, например, в среднем доходы специалистов превышают доходы мелких и средних собственников. О чем это говорит? О том, что Польша и другие пост-социалистические страны стали напоминать по модели общественного развития развитые западные страны. И речь идет не столько о количественных показателях (ясно, что по уровню доходов эти страны заметно уступают государствам т. н. "золотого миллиарда"), сколько о качественных. Наиболее актуальным становится вопрос о том, как, в соответствии с какими критериями идет распределение доходов, какой тип капитала ценится в данном обществе. [8,С.90]


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ
2.1. Критерии отнесения к среднему классу
Исторически средний класс, как отмечалось выше, восходит к лично свободным гражданам: мелкой и средней буржуазии, владеющей собственностью и самостоятельно ведущей экономическую деятельность, и наемным рабочим, свободным от личной зависимости и средств производства. Суть рыночной системы заключается, прежде всего, в самостоятельной. экономической деятельности населения. При этом экономика обособляется от государства, которое лишь устанавливает определенные общие правила функционирования товаропроизводителей и следит за их соблюдением. Свободное и экономически самостоятельное население образует "гражданское общество", своими налогами оплачивающее государству его услуги. [9,С.29]
В общем, критерии определения среднего класса, принятые за рубежом, в обобщенном виде сводятся к следующим: материально-имущественные характеристики (величина текущих доходов, владение имуществом, в том числе недвижимостью, структура расходов и потребления, включая склонность к сбережениям); образовательный ценз и профессионально-квалификационные характеристики; самоидентификация и принадлежность к определенным социальным группам; наконец, относительная устойчивость всех перечисленных параметров.
Сам факт наличия среднего класса можно рассматривать как важнейший критерий высокоразвитой экономики, надежной финансовой системы и устойчивого политического состояния государства.
Однако только тот средний класс обеспечивает стабильность, который удовлетворен своим состоянием и социально-экономическим порядком в государстве.
Исходя из вышесказанного, можно подытожить: опыт развития обществ с нормальной рыночной экономикой показывает, что средний класс выполняет важнейшие функции:
1. Политическую – гарантирует стабильность сложившейся системы власти....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средний класс является наиболее стабильной частью любого общества. Он является основным творцом экономического процесса, гарантом социальной и политической стабильности. Его отличительные черты - высокий образовательный уровень и профессионализм, социальная и экономическая активность, наличие материальных активов, способных устранить последствия экономической нестабильности и помочь пережить период реструктуризации бизнеса и занятости, что является характерным признаком экономической ситуации, наблюдаемой в России.
В настоящее время, как показывают исследования, социально-экономические условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало способствуют формированию среднего класса.
Прежде всего, это связано с масштабами «параллельной» экономики, в которой реализуется значительная часть экономической деятельности среднего слоя российского общества.
В этой связи важнейшей задачей становится поиск экономических стратегий и социальных технологий, направленных на формирование российского среднего класса, связанных с расширением социальной динамики, сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних слоев в рамки легальной экономики.
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России.-М.: Просвещение,2013.-213 с.
3. Андреев А.Л. "Два средних класса" в российском обществе?- М.: РОССПЭН, 2012.- 235 с.
4. Беленький В.Х. О среднем классе в России.-М.: Издательство,2012.- 504с.
5. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса. М.: РОССПЭН, 2012.- 345 с.
6. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры.- М.: Издательство,2013.- 124 с.
7. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура.-М.: Издательство,2012.- 504 с.
8. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России.-М.:Просвещение,2011.- 256 с.
9. Горшков М.К. Средний класс как база обеспечения конкурентоспособности России.- М.: Просвещение, 2014.-236 с.
10. Заславская Т.И. К вопросу о "среднем классе" российского общества .- М.: РОССПЭН, 2012.- 480 с.
11. Левинсон А. О тех, кто называет себя средний класс.-М.:Наука,2011.-390с.
12. Ситников А. Формируется ли средний класс?-М.: Издательство, 2013.-159с.
13. Тарасов А. «Средний класс» или «мещанский слой».- М.:Наука,2012.- 470 с.
14. Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии
выделения, социальные особенности . Средний класс в современном
российском обществе.- М.: РОССПЭН, 2009.-214 с.
15. Шкаратан О.И. Социальная политика и положением средних слоев.-М.:Наука,2010.-356 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы