На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100551


Наименование:


Курсовик Восприятие сказки в среднем дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 14.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: 30.

Описание (план):


Глава 1.
1.1Характеристика сказки как художественного текста.
1.2 Восприятие сказки как сложный вид перцептивной деятельности у дошкольников.
1.3Восприятия сказки в среднем дошкольном возрасте.
Введение
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Все вышеизложенное говорит об актуальности выбранной нами темы.
Цель:
Объект:
Предмет: восприятие сказки детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть в научной литературе характеристику сказки как художественного текста.
2. Изучить восприятие сказки как сложного вида перцептивной деятельности.
3. Рассмотреть, как в среднем дошкольном возрасте идет восприятие сказки.
4.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.
Экспериментальная база:


Глава 1.


1.1. Характеристика сказки как художественного текста
Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития детей, являющийся важным средством развития и воспитания дошкольников. В работах психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) отмечено значение сказки в развитии личности ребенка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др.), развивает мышление, воображение, способствует эстетическому развитию ребенка, усвоению родного языка.
Сказка - это без преувеличения самый популярный вид литературы для детей. Длительная история становления и развития сказки привела к разноплановости, изменчивости этого жанра, нечеткости его границ. Сказка может иметь форму повести, романа, эпического произведения, поэмы и т. д.; выделяют литературные и народные сказки. Несмотря на такое разнообразие форм, сказка воспринимается как отдельный жанр со своими особенностями.
Наиболее часто в определение сказки включают следующие характеристики: история с удивительными сюжетами и событиями, направленная на развлечение, популярная среди детей.
Будучи одним из основных жанров фольклора, сказка часто рассматривается совместно с мифом, сказом и легендой. Однако сказка отличается от этих жанров:
- сказ повествует о реальных событиях, в основе легенды лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные. Сказка же отличается именно установкой на вымысел;
- время событий, описываемых в легенде, известно; сюжет мифа развивается в доисторический период, время сказочных событий неопределенно. Известно только, что это «старина», «давным-давно», «в незапамятные времена». Герои здесь «жили-были», а события совершаются «долго ли - коротко ли»;
- мифы повествуют о богах, легенды - о героях, в сказках речь идет о безвестных людях;
- сказка не объясняет состояние мира и его изменения в результате деятельности героя, она описывает состояние героя и перемены в нем в результате успешного преодоления им бед и препятствий;
- в отличие от сказки, миф излагается серьезно, без иронии или морализаторства;
- события сказки развиваются линейно, в то время как в мифе они движутся по кругу и повторяются.
Подробный анализ сказки провел в своих работах известный отечественный фольклорист В.Я. Пропп. Исследователь описал произведение данного жанра через выделение основных его особенностей. По определению В. Я. Проппа, сказка - это, во-первых, повествовательный жанр с устной формой бытования. Во-вторых, сказка имеет своей целью развлечение и назидание. В-третьих, в основе сказки лежит необычное (фантастическое, чудесное или житейское) событие. И, наконец, в-четвертых, сказка имеет особое композиционно-стилистическое построение.
Н. М. Ладисова, О. Е. Филимонова, Е.У. Харриес, И. П. Опи выделяют в своих работах следующие признаки сказки:
1) наличие повествования;
2) установка на развлечение;
3) особая форма построения;
4) устойчивая поэтика: определенные композиционные приемы - зачины, концовки, присказки. Например, как отмечают известные исследователи английской фольклорной и фольклористической сказки Иона и Питер Опи, фраза «жили-были» является залогом хорошей сказки для ребенка.
В. Я. Пропп считает, что под теоретическим понятием поэтики сказки можно объединить ее стиль и композицию. Именно этот признак, отмечает ученый, и «есть решающий для определения того, что есть сказка»;
5) определенная система художественных средств, которые приобретают в сказке особые поэтические функции;
6) для сказочных текстов характерны кумулятивность и градация интенсивности эмоционального состояния героя;
7) М.Н. Липовецкий, выделяет признак сказки, который, несомненно, можно отнести к свойствам детской литературы: персонажи сказки всегда категорично поляризованы - мачеха злая на протяжении всей сказки, а падчерица остается доброй, несмотря на все испытания;
8) интересно сочетание в сказке двух противоречивых реалий. С одной стороны, в ней крайне редко встречаются названия мест или точного времени событий, иначе, как справедливо отмечает Н.П. Андреев, сказка перестает быть такой правдоподобной. С другой стороны, причина живучести сказки заключается, по мнению этих исследователей, именно в ее реалистичности. Иными словами, исключение из повествования реалий внешнего мира делает сказку более приближенной к этому миру;
9) практически все сказки имеют границы, которые отделяют их волшебный мир от нашего реального мира. Мы воспринимаем как сказку то, что начинается с «жили-были» и заканчивается словами «жили долго и счастливо».
Говоря об особой форме построения сказки,
исследователи часто рассматривают структуру фольклорных произведений, специфику которой обусловила во многом устная форма бытования. Так, Т. В. Доброницкая отмечает: «В сказках начало несложное, развязка наступает быстро, при повествовании излагаются только факты, необходимые для развития действия».
Ф.И. Буслаев определяет народную сказку как «эпическое устное народное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»
Под литературной сказкой Л.Ю. Брауде понимает «авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей».
Всемирно признанным мастером литературной сказки стал Х.К. Андерсен. Хотя его сказки уходят корнями в фольклор, они уникальны по стилю и содержат детали автобиографии и современной социальной сатиры.
Народная сказка - это классический образец фольклора, литературная сказка, тяготея к народной модели и отталкиваясь от нее, приобретает свои отличительные особенности.
Отличия литературных сказок от народных исследовали в своих работах Т. В. Доброницкая, Н. М. Ладисова, Т. В. Дьякова, Е. У. Харриес. В общем их можно свести к следующему:
1) в народной сказке все элементы четкие: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. В литературной сказке не наблюдается устойчивого строения, она может быть написана в форме сказочной повести или сказочного рассказа;
2) в авторскую сказку включены реалии настоящего;
3) авторская сказка - результат литературного творчества одного человека, который старается создать неповторимое художественное произведение. Н. Будур определяет «осознанное авторство» как главное отличие литературной сказки;
4) в народной сказке, как правило, счастливый конец. В литературной сказке конец часто бывает несчастливым, герои погибают, не добившись своего;
5) текст народной сказки вариативен, сказитель может вносить свои изменения, что привело, к примеру, к появлению множества вариантов историй о Золушке, Синей Бороде, Сивке-Бурке. Текст авторской сказки, напротив, ла-ноничен;
6) литературная сказка больше народной по объему, что объясняется устной формой фольклорных произведений. Авторская сказка - это часто длинное, многоходовое произведение с большим числом действующих лиц, может иметь несколько театров действия одновременно;
7) установить время бытования народной сказки невозможно, время создания авторской сказки известно или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте;
8) если в народной сказке образ героя типизирован, в авторской сказке он индивидуализирован;
9) в отличие от фольклорной сказки, сюжет литературной сказки не ограничен набором каких-либо мотивов;
10) поэтика народной сказки традиционна, в ней используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств. Кроме того, в фольклорных произведениях часто встречаются устаревшие слова и выражения. В литературной сказке поэтика определяется творческой манерой автора. Т. В. Доброницкая отмечает большую эмоциональность, живость языка литературной сказки;
11) если традиционно в сказках повествователь был безликим, бесполым, беспристрастным, то многие авторы современных сказок, по наблюдению Е. У. Харриес, отказываются от безликого третьего лица повествователя, отдавая предпочтение первому лицу или «недостоверному третьему лицу»;
12) современные литературные сказки часто получают продолжения или предыстории, где герои отправляются в новые приключения.
В Педагогической энциклопедии приводится достаточно разноплановый список характерных черт литературы для детей: динамика в развитии сюжета; конкретность идейно-образной ткани; соответствие языка книги тому кругу понятий, которым обладает ребенок данного возраста; четкое разграничение добра и зла и ясность авторского отношения к ним; сюжетная занимательность, оптимизм, эмоциональность, юмор. Очевидно, что все эти критерии подходят и к жанру сказки. Кроме того, как уже было отмечено ранее, сказка имеет установку на вымысел, что традиционно воспринимается как признак именно детской литературы.
Выбор сказки, как и выбор любой литературы для ребенка, несомненно, должен производиться с учетом его возраста. Тогда сказка не только будет интересна ребенку, но и поможет развитию его мышления.
Роль детской литературы в становлении новой личности трудно переоценить. Как отмечает в своей работе Е. А. Гаранина, язык детской литературы помогает отдельной личности преодолеть путь, пройденный человечеством от коллективного творчества и ранних этапов развития культуры до классической литературы.
В то же время ряд исследователей отмечают, что сказка «постепенно в лучших своих образцах вышла за рамки назидательности». Т. В. Доброницкая подчеркивает, что «В Эпоху Просвещения сказки не "рекомендовались" для детского чтения, так как книги для детей прежде всего должны быть информативными и поучительными».
В конце XVIII в. их расценивают как оскорбление рационального мышления. Е. У. Харриес указывает, что уже в это время имело место разделение сказок по принципу наличия воспитательного начала. Так, в XVIII в. существовали два вида сказок: дидактические книги, напечатанные на хорошей бумаге, и дешевые издания народных сказок. Сказки первой группы были основаны на пословицах и баснях, их писали специально для детей, для последующего использования при обучении. Произведения второй группы печатались на дешевой бумаге в 24 странички и лежали на лотках рядом с маленькими книжечками анекдотов и историями о легендарных героях и великих святых.
В конце XX в. большая часть исследователей выделяют лишь развлекательную функцию сказки. Однако И. и П. Опи указывают на внимание самих авторов к моральной стороне сказки: «Появившиеся в Англии в середине - конце XIX века, сказки имели различную стилистическую окраску, но главная задача писателей сводилась к одному - дать урок воспитания нравственности и, вместе с тем, выразить ощущение своего времени в художественной (т. е. сказочной) форме, доступной детскому сознанию и заключающей в себе глубину философских раздумий автора о смысле жизни и назначении человека».
И в наше время воспитательная и обучающая функции сказки признаны ведущими учеными (В. Г. Белинским, В. Я. Проппом, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком, М. Я. Блохом) как ее основные функции. Для примера приведем высказывание К. И. Чуковского: «Теперь уже считается общепризнанной истиной, что сказка совершенствует, обобщает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается воспитательное значение сказки».
Как справедливо отмечают И. и П. Опи, сказка - это не волшебная история, а скорее философское произведение. Мораль сказки состоит в том, что переход в состояние счастья происходит не по волшебству, а в результате истинной любви одного человека к другому. Чары поменяли лишь внешний облик героя, чтобы помочь в достижении цели.
Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Кроме того, как отмечает В. Я. Пропп, сказка знакомит ребенка и с его историческим прошлым, с культурой его предков, с явлениями, которые уже забыты современниками.
Сегодня произведения этого жанра не только помогают в изучении истории, но и являются хорошим инструментом обучения другим дисциплинам. Методисты и педагоги не только применяют уже имеющиеся произведения этого жанра, но и разрабатывают специальные методические сказки. Благодаря их образности, красочности, знакомой с детства форме, логичному сюжету и разнообразию подходов к использованию, такие сказки становятся очень популярными средствами обучения.
Признание в наши дни важной роли сказки в воспитании читателя стало результатом разностороннего анализа произведений и мотивации авторов. Конечно, нельзя утверждать, что каждая сказка - инструмент воспитания и обучения. Некоторые произведения этого жанра действительно выполняют исключительно развлекательную функцию.
Подводя итог, отметим, что сказка - это самобытный вид художественной литературы, который С. Я. Маршак справедливо назвал «излюбленным и основным жанром детской литературы.


1.2 Восприятие сказки как сложный вид перцептивной деятельности у дошкольников
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира.
Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом.
Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить с одной стороны, в специфическую «теоретическую деятельность» - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие может переходить и в процессе создания художественного образа и эстетическое созерцание мира.
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Сказка как литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки. Осмысление сказки, составляет один из наиболее основных видов деятельности ребенка, помогая его развитию, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
В классической психологии восприятие сказки выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии восприятие сказки рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм).
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия сказки три стадии:
-непосредственное восприятие,
- воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);
- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание.
А.В. Запорожцем и др. было выделено специфическое действие для восприятия сказки. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. В одной из публикаций А.В. Запорожец вспоминал: "Как-то мы организовали группу по драматическим играм при детском театре - часть детей были участниками игры, другая - зрителями; к концу представления граница между сценой и зрительным залом стерлась. Большинство зрителей перекочевало на сцену и приняло деятельное участие в представлении". Ребенок, подчеркивал Запорожец, пытается вмешиваться в события, принять сторону того или иного действующего персонажа, стремится к реализации целей положительного героя не только мысленно, но и действенно.
Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Он писал: "Доходчивость произведений детской литературы определяется прежде всего возможностью реализовать эту внутреннюю активность, поставив себя на место героя произведения и мысленно действуя вместе с ним".
Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г. X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание.
К..И. Чуковский, создатель замечательных детских сказок, писал: "Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек - не человек".
В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.
Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения Т. И. Титаренко показали, что малыши, не обладая соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.
Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.
Как справедливо указывает А.Н. Леонтьев, для правильного понимания тех или иных частных психических процессов необходимо учитывать характер мотивов, побуждающих ребенка действовать, то, ради чего он совершает данную операцию. Эти вопросы очень мало освещены в традиционной психологии. С точки зрения, например, психоаналитиков, интерес ребенка к сказке обусловлен темными, асоциальными влечениями, которые из-за запрета взрослых не могут проявиться в реальной жизни и поэтому ищут себе удовлетворения в мире фантастических построений. К. Бюлер полагает, что в сказке ребенка привлекает жажда необычного, неестественного, примитивное стремление к сенсации и чуду.
Такого рода теории находятся в противоречии с действительностью. Огромное влияние правильно организованного эстетического восприятия на духовное развитие ребенка заключается в том, что это восприятие не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте деятельность усложняется: то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как было в раннем детстве.
Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественных произведений, проникновение в их идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленького ребенка увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая, сторона повествования. Постепенно перед ним открывается идейное содержание художественного произведения....



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы