На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100571


Наименование:


Реферат Способы улучшиния производительность человека

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Физкультура. Добавлен: 14.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»


Реферат по дисциплине:

«Физиология физического воспитания и спорта»

По теме:

«Утомление и восстановление»


Москва 2016 год


Содержание
Введение 3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРОДУКТИВНОСТЬ ЕГО ТРУДА. 4
2. УМСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ И УСТАЛОСТЬ 6
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 9
4. ТЕОРИИ УТОМЛЕНИЯ 11
5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15


?
Введение

Несмотря на то, что сейчас идет эпоха научно-технического прогресса, роль человеческого фактора продолжает возрастать, при этом следует обратить особенно пристальное внимание на решение теоретических и прикладных проблем физического характера, чтобы обеспечить высокую работоспособность человека и одновременно сохранить его профессиональное здоровье. Наиболее важной проблемой для современного человека является проблема утомления, хотя ученые занимаются решением этой проблемы уже более полутора века, но при решении одних проблем стали появляться другие.
Современному человеку не стоит недооценивать важность занятий физической культурой, ведь только благодаря им можно почувствовать такие эмоции как счастье, радость, человек сможет быть здоровым и сильным, а также научится владеть своим телом и собой.
Очень многие сейчас полагают будто заниматься физкультурой могут только те, кто приступили к занятиям в молодые год, но на самом деле физические упражнения будут полезны абсолютно в любом возрасте и начать занятия может любой человек. Конечно, намного эффективнее будет, если занятия физической культурой человек начнет до того, как заметит снижение работоспобности или начнет замечать первые признаки болезней.
В наши дни почти каждый знает о том, как полезны занятия физкультурой, но далеко не все люди привыкли постоянно делать физические упражнения или хотя бы утреннюю гимнастику. Социологи постоянно пытаются объяснить это явление, и их главными аргументами становится то, что у людей наблюдается лень, элементарное отсутствие свободного времени или условий для занятий. Тем не менее, очень многие люди хотели бы заниматься физкультурой, но они просто не знают где им найти свободное время в своем напряженном рабочем графике.
Целью данного реферата является ознакомление со способами, как улучшить производительность человека. Дело в том, что каждый знает, как необходима высокая производительность в современной жизни, а снижение работоспообности обязательно становится причиной для уменьшения заработной платы на предприятии, кроме этого у человека ухудшается эмоциональное состояние, что может привести к проблемам в семье и в отношениях с людьми.
Задачи данного реферата можно охарактеризовать так: рассмотреть признаки усталости и утомления у современного человека, выяснить причины их возникновения, а также рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы для организма, чтобы преодолеть усталость и утомление. Чем раньше обратить внимание на свое здоровье, то тем больше шансов, что физические упражнения окажутся более эффективными и быстрее будет заметно их положительное воздействие.
Актуальность данной темы заключается в том, что жизнь почти каждого человека это череда стрессов, с которыми необходимо справляться всеми доступными способами. А профилактика и восстановление организма при усталости и утомлении позволяют человеку сохранить высокую работоспособность и успешно выполнять свои обязанности на работе, сохранить бесконфликтные отношения в семье и с друзьями.

1. ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРОДУКТИВНОСТЬ ЕГО ТРУДА.

Если рассматривать утомление, то его можно считать обратным процессом для физической и умственной работоспособности человека. Этот процесс является абсолютно нормальным, ведь утомление наступает у любого человека после того, как он выполнит определенный объем умственной или физической работы. Организму человека свойственно восстановление, но как только этот процесс замедляется, то появляется утомление, которое эксперты характеризуют скоростью и характером. Однако абсолютно любое утомление можно охарактеризовать как снижение эффективности труда индивида, а также уменьшение продуктивности.
Как же проявляет себя утомление? У человека появляется усталость, после выполнения работы он чувствует слабость или недомогание, многие жалуются на чувство тяжести в конечностях или даже головную боль. Чтобы понять различие между «усталостью» и «утомлением», то следует привести в пример слова физиолога А. Ухтомского, он называет усталость «натуральным предупредителем утомления». Однако следует помнить, что усталость проявляет себя, когда человек долго находится в состоянии ожидания какого-то события или при длительной поездке в автомобиле, на поезде или другом виде транспорта. А вот выполнение любимой работы наоборот будет доставлять чувство радости и признаки утомления могут появиться намного раньше, чем человек почувствует усталость.
Следует понимать, что профессиональная работоспособность это комплексное понятие, которое включает в себя специальные знания, а также умения и навыки, кроме этого не стоит забыть и про психофизические качества (у каждого человека свои особенности памяти, внимания и восприятия мира, также особенности сердечно-сосудистой и эндокринной систем, плюс мышечно-двигательного аппарата влияют на работоспособность). Каждый человек озабочен продуктивностью своего труда и поэтому старается обратить внимание на каждый пункт, чтобы понять каким образом можно повысить эффективность труда.
Чтобы определить работоспособность человека, то следует учитывать три группы факторов: физиологические включают в себя состояние здоровье и общую тренированность (или функциональная подготовленность), кроме этого в эту группу входить половая принадлежность человека, его питание и сон, плюс общая нагрузка на организм и организация отдыха данного индивида;
физические факторы оказывают воздействие на человека в процессе работы через органы чувств, то есть это степень и характер освещенности на рабочем месте, уровень шума в рабочее время, плюс температура воздуха:
психические факторы это такие факторы, как мотивация, настроение и общее самочувствие, которые также оказывают существенное влияние на эффективность труда.
Но следует учитывать то, что каждая группа факторов воздействует не только по отдельности, но и в различных сочетаниях. А работоспособность каждого человека является индивидуальной и поэтому ощущение утомления у всех людей незначительно отличается, также и психологическое ощущение усталости очень индивидуально, но абсолютно у каждого человека наблюдается снижение продуктивности, как следствие утомления.
Однако физическая подготовка позволяет человека более длительное время не чувствовать усталость и выполнить больший объем работы, и чем более разносторонняя физическая подготовка, то тем выше эффективность труда.
Ученые уже несколько столетий получают доказательства того, что именно у молодых людей наибольший потенциал для умственной и физической деятельности. В 18-20 лет человек способен усваивать огромный объем знаний, быстро перерабатывать информацию, чтобы позже творчески реализовать опыт на практике, когда ему будет уже 30-40 лет. Чтобы обработать такой же объем информации, в пожилом возрасте человеку придется потратить намного больше времени и усилий. За 100% С. Фульд и У. Равен (США) оценили умственную работоспособность человека в 18-20 лет, тогда у 30-летнего человека она будет 96%, 40-летнего - 87%, 50-летнего -80% и 60-летнего - 75%.

2. УМСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ И УСТАЛОСТЬ

Снижение работоспобности и утомление имеют свои особенности, которые необходимо знать и понимать, чтобы правильно организовать отдых и сохранить высокую эффективность труда. Когда у человека появляется утомление, то можно заметить чрезвычайное ослабление или наоборот усиление деятельности у органов чувств, причем подобное наступает после длительной и очень напряженной работы. Почти всегда при умственном утомление у человека ухудшается память и он не может воспроизвести то, что было усвоено совсем недавно, человек больше не может сконцентрироваться на работе и постоянно отвлекается на посторонние мысли.
Субъективное чувство усталости обычно возникает при умственной работе, хотя оно и не является объективным, как утомление. Если человек остается не удовлетворён своей деятельностью, терпит постоянные неудачи в работе, то может возникнуть субъективная усталость. А в возбужденном состоянии наблюдается обратная ситуация – у человека повышается интерес к выполняемой работе, он не чувствует усталости долгое время, хотя объективные показатели показывают, что фактически чувство утомления уже наступило. Чаще всего в этом случае эффективность труда будет оставаться высокой, но любая работа на фоне фактического утомления негативно воздействует на организм человека. Ученые выяснили, что умственное утомление не имеет природных барьеров, как физическое, поэтому эти два вида утомления имеют существенные различия между собой.
Большинство людей полагают, что восстановить силы достаточно просто и для этого не следует знать особенности физиологических процессов. Но дело в том, что после тяжелого физического труда человеку требуется отдых 3-4 дня, а вот после умственных нагрузок ему потребуется 10-12 дней для восстановления работоспособности. К сожалению, но после экзаменационной сессии одной недели каникул будет явно недостаточно, и только и только профилактические меры, такие как увеличение время пребывания на свежем отдыхе, а также двигательная активность, помогут снять утомление. В противном случае у студентов наблюдается снижение активности и ухудшается успеваемость, что становится особенно заметно на летней сессии.
Многих людей вводит в заблуждение тот факт, что энергопотери во время умственной работы не превышают 30-40 ккал (т. е. не более 240-320 ккал за 8 ч работы), но процессе такой работы происходят различные биохимические и физиологические изменения, причем на их ликвидацию требуется значительно больше времени, чем если бы человек занимался физическим трудом. Особенность умственного утомления заключается в том, что, когда снижается эффективность работы человека при решении математических задач, то он может переключиться на изучение языков и в этом виде деятельности эффективность по-прежнему останется высокой. Однако при физическом утомлении человек прекращает работу, а при умственном может просто сменить работу, но стоит помнить, что умственное утомление может стать причиной невротического сдвига.
Большинство людей занимаются профессиональной деятельностью, которая включается в себя умственный труд и малоподвижность организма, поэтому в организмах таких людей часто наблюдаются функциональные изменения. Такие люди жалуются на ухудшение работы сердца, у них появляются склеротические изменения сосудов, начинает проявляться гипотония (у молодых) и гипертония (у пожилых), у некоторых людей появляются неврозы. Ослабление дыхания также результат малой подвижности, ведь в нижних отделах легких, в ногах и животе застаивается кровь. Люди часто жалуются на головные боли, атонию кишечника и при обследовании выясняется, что в организме происходит процесс накопления продуктов гниения. Ожирение и малокровие также могут возникнуть как следствие замедления окислительных процессов.
Ученые выяснили, что эмоциональные реакции также становятся причиной повышения уровня холестерина в крови, так как выделяются определенные гормоны. Это особенно заметно у летчиков перед очередным полетом, у артистов, когда они готовятся к выходу на сцену, у студентов, когда они готовятся сдать экзамен. Именно поэтому рекомендуется проходить профилактику при помощи физических упражнений, чтобы избежать сердечно-сосудистых патологий и склеротических изменений кровеносных сосудов.
Когда в мозг поступает ограниченный поток информации, то это говорит о малой работе мышечной системы, то есть происходит ослабление возбудительного процесса и в зонах коры больших полушарий начинается процесс торможения. Это вызывает не только умственную усталость, но и повышается физическая утомляемость, человек начинает жаловаться на общее плохое самочувствие, а ухудшение осанки часто вызвано понижением мышечного тонуса.
Таким образом каждому человеку следует помнить о необходимости дополнительных физических нагрузок и правильном режиме рабочего дня, который включает в себя и после рабочий отдых. Чтобы избежать невротических и психологических заболеваний следует внимательно относиться к соотношению умственного труда и физических упражнений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Человек выполняет различную умственную и физическую работу, после которой возникает утомление и для его классификации обычно учитывают отклонения энергетических показателей обмена, то есть изменение температуры тела и биоэлектрических потенциалов. Сейчас наиболее распространена классификация, которая основывается на процессе локализации утомления в звеньях нервной системы человека, без которой невозможна никакая деятельность.
Таким образом, ученые выделили сенсорное утомление и его виды (перцептивное и информационное), а также эффекторное утомление. Существует также понятия и общее утомление. Следует помнить, что классификация напрямую зависит от того, какую физиологическую теорию утомления использовать. Развитие сенсорного утомления можно наблюдать при длительном воздействии раздражителя, в роли которого может выступать сильный шум или свет. В этом случае в рецепторе и заканчивая корковым концом анализатора, возникают первичные изменения.
При больших помехах или малой интенсивности сигнала анализатор не может егообнаружить и поэтому перцептивное утомление локализовано именно на конце коркового анализатора.
Информационное утомление обычно наблюдается в том случае, когда у человека недостаток информации или наоборот происходит информационная перегрузка. В этом случае наибольшей нагрузке подвергается динамика межцентральных отношений, которая заключается в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей. Именно эти связи позволяют правильно отразить в сознании индивида объективную картину внешней среды.
Когда происходит локализация изменения в отделах нервной системы человека, которые формируют двигательные акты, то происходит эффекторное утомление.
Умственное утомление формируется как комплекс изменения при репродуктивной деятельности, которая связана с обработкой различной информации по жестким правилам, к этому относится счет и разнесение по рубрикам, а также при продуктивной деятельности, которая включается в себя такие процессы как преобразование информации и формирование суждений, понятий, умозаключений. Когда человек занимается творческой деятельностью или эвристической, то также можно заметить умственное утомление.
Чаще всего в процессе трудовой деятельности можно заметить все перечисленные изменения, поэтому выделяют общее утомление, но подчеркивают ярко выраженные нарушения в центральной нервной системе.

4. ТЕОРИИ УТОМЛЕНИЯ

На сегодняшний день теории "отравления" немецкого ученого Э. Пфлюгера (1872), "истощения" М. Шиффа (1868, Швейцария), "обменная теория" английского исследователя А. Хилла (1929) представляют только исторический интерес. В научном мире признаются только две группы современных теорий, именно на их основании ученые считают первичными изменения в нервных центрах.
Гипоксические нарушения, то есть те, что имеют связь с недостатком снабжения, составляют основу утомления, так как они находятся в нервныхструктурах, которые регулируют процессы гомеостаза, отдельного внимания заслуживает медиаторный обмен и процессы возникновения и передачи возбуждений. При этом сторонники второй группы теорий напротив полагают, что утомление может возникнуть только благодаря ряду факторов, или же их комбинаций. То есть утомление результат недостаток кровообращения и изменения структуры гомеостатической регуляции, которая контролируется высшими отделами центральной нервной системы. При этом недостаток кровообращения относится к локальному мышечному утомлению, а изменение структуры к общему утомлению.
Такие ученые как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и Л.А. Орбели сыграли огромную роль для создания современных теорий утомления, а Орбели предлагал рассматривать утомление как нарушение адаптационно-трофической регуляции со стороны вегетативной нервной системы. Из советских физиологов проблемой утомления занимались Г.В. Фольборт, С.А. Косилов и др.
Как же влияют различные фазы утомления на организм человека? Дело в том, что начальные фазы утомления повышают устойчивость организма и позволяют впоследствии более быстро мобилизовать резервы и компенсаторные функции, также они существенно ускоряют процесс овладения каким-либо навыком. Предпалогическая фаза может наступить при выраженном утомлении, которое отрицательно сказывается на организме и уменьшает его производительность. Наиболее опасным является чрезмерное утомление, которое часто сопровождается неврозами и различными заболеваниями сосудов.

5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Восстановление это процесс возвращения показателей гомеостазиса и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ.
Восстановление исходного состояния происходит по принципу саморегуляции. При этом наблюдается гетерохрония в восстановлении функций различных систем организма. Установлено, например, что после работы средней тяжести величина потребления кислорода возвращается к исходному уровню раньше, чем снижается до нормы концентрация молочной кислоты в крови, а восстановление уровня резервной основности крови затягивается на более долгий срок.
Процессы восстановления энергетических ресурсов в самой скелетной мышце также протекают гетерохронно. Например, содержание АТФ возвращается к исходному уровню через несколько секунд или минут, креатинфосфат восстанавливается несколько медленнее, для достижения исходного уровня гликогена требуются уже десятки минут, а иногда - несколько часов, содержание белков восстанавливается еще позже. Гетерохрония восстановительных процессов выражена тем более ярко, чем тяжелее функциональные нагрузки.
Различают текущее и послерабочее восстановление.
Текущее восстановление происходит во все периоды функциональной активности, обеспечивая развертывание функций в период врабатывания, сохранение работоспособности в ходе работы и отдаление сроков развития утомления. Оно осуществляется при взаимодействии нейрогуморальных ме-ханизмов регуляции и саморегуляции клеточных обменных процессов и синтеза белка. Так, например, гипоталамус обеспечивает развитие процессов восстановления в работающих органах и тканях за счет нейроэндокринных механизмов, мобилизующих функции гипофиза, надпочечников и других эндокринных желез. Особенно важно адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы, направленное на активацию работы скелетных мышц, ЦНС, сердечно-сосудистой системы. Большую роль в восстановительных процессах играет перераспределение кровотока, за счет чего увеличивается доставка к активно работающим органам и тканям кислорода, питательных веществ и ускоряется удаление конечных продуктов обмена.
Одной из характеристик изменений, вызываемых работой, является длительность восстановления - время, необходимое для возвращения частоты сердечных сокращений к исходному уровню. После легкой работы этот параметр возвращается к исходному уровню в течение 3 - 5 мин, после тяжелой работы восстанавливается очень длительно, до нескольких часов (рис. 4)


Рис. 4. Процессы расхода и восстановления энергетических запасов организма.
I - работа, II - отдых; 1 - расход; 2 - восстановление;
3 - сверхвосстановление; 4 - исходный уровень; 5 - возвращение к исходному уровню.

Оценить требования, предъявляемые к сердечно-сосудистой системе конкретным видом работы, можно путем подсчета пульсовой суммы восстановления, которая представляет собой разницу между количеством сердечных сокращений за период восстановления и за такой же отрезок времени в исходном состоянии.
Послерабочее восстановление обеспечивает возвращение физического статуса организма или его органов к исходному состоянию после рабочей нагрузки. Важное значение в развитии послерабочего восстановления имеет состояние ЦНС. Показано, что в ЦНС после прекращения работы отмечается наличие «остаточного», или «послерабочего», возбуждения, проявляющегося в ускорении и увеличении силы условных и безусловных рефлексов. У тренированных лиц это явление кратковременно или отсутствует полностью. У нетренированных послерабочее возбуждение выражено ярко и зависит от тяжести выполняемой работы.
Послерабочее возбуждение сменяется периодом послерабочего восстановительного торможения, характеризующегося ослаблением рефлекторных реакций.
Сверхвосстановление. При определенной подготовленности организма через некоторое время после работы отмечается возникновение повышенной работоспособности.
Аналогичное явление сверх исходного восстановления функций наблюдается и в отдельных функциональных системах и органах. Сверхвосстановление бывает наиболее ярко выраженным после интенсивного функционирования системы или органа. Биохимические исследования восстановительных процессов в скелетных мышцах животных подтверждают фазное их течение. Восстановление содержания в мышце гликогена, креатин фосфата, белков происходит с периодом избыточного восстановления. Наличие периода сверхвосстановления служит опреде-ленным фактором надежности, обеспечивающим готовность организма к последующей деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умственное утомление является объективным состоянием организма, а умственная усталость субъективным чувством человека. Усталость человек в состоянии приглушить эмоциональным подъемом или усилением интереса к работе, при этом в возбужденном состоянии можно не заметить утомления.
Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доминанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведенного на отдых.
От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.
Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, после рабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.
В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к

Список литературы
1. Aгаджанян Н.A. и др. Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа). М.; Aстрахань: AГМA, 1996. 260 с.
2. Курс лекций / Под общей ред. проф. Е.А. Меерсон. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - С.153.
3. Зильбернагль С., Деспопулос А. Наглядная физиология. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний; пер. с англ. —2013. — 408 с.: ил. (Наглядная медицина).
4. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М. Крыловой. МГСУ, 1997.
5. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное пособие. /Под ред. Я. Н. Гулько. /МГСУ, 1996.
6. Физиология человека: В 3 т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тревса. М.: Мир, 1996. Т. 3. 198 с.
7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во «Корпорация “Логос”», 1994.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы