На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100575


Наименование:


Курсовик Особенности федеративного устройства РФ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 14.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Правовой статус субъектов Российской Федерации 5
1.1 Особенности государственного устройства РФ 5
1.2. Правовые основы национально-территориального устройства РФ 12
1.3. Принцип равноправия субъектов РФ 15
2. Проблемы федеративного устройства РФ 19
2.1. Особенности российской федеративной государственности 19
2.2. Повышение эффективного федеративного устройства России 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
?
Введение

Исследование темы государственного строительства особенно актуально для Российской Федерации. В конце прошлого столетия во всех сферах общественной жизни России происходят глубокие изменения, появляется богатый спектр политических сил. Все это привело к возникновению острой борьбы за государственную власть. К моменту разработки и принятия Конституции России 1993 года новая структура федеративных отношений ещё не сложилась. Социально-экономические интересы регионов и политические силы, стоящие там, у власти, были неоднородны.
Правовое регулирование современного федеративного устройства России складывается в период с 1990 года по настоящее время в условиях этапа становления собственного законодательства России, нестабильного социального, политического и экономического её положения. До последнего времени в силу выше названых причин правовое регулирование осуществляется в «общем плане», противоречиво и непоследовательно.
Проблема совершенствования правового регулирования федеративного устройства является на сегодняшний день одной из первостепенных. В научном плане важным является выявление наметившихся тенденций в правовом регулировании федеративных отношений в России, меры воздействия на их развитие, определение основных направлений совершенствования федеративных отношений, раскрыть роль и место в этом процессе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и иных политических субъектов.
С учетом сказанного очевидна необходимость теоретического и практического исследования правового регулирования федеративных отношений в Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей федеративного устройства РФ.
? выявить особенности российской федеративной государственности, связанной с асимметрий субъектов Российской Федерации;
? рассмотреть определение понятия «асимметрия»;
? разработать предложения о необходимости сохранения асимметрии субъектов.
Объектом исследования является государственное устройство Российской Федерации.
Предметом исследования является проблема конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
В процессе исследования автор использовал следующие методы: исторический, сравнительный, формально-юридический.
?
1. Правовой статус субъектов Российской Федерации

1.1 Особенности государственного устройства РФ

«Государственно-территориальное устройство России основывается на принципе федерализма. За счет него обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации», а также обеспечивается эффективное управление единым государством, имеющим большую территорию и численность населения, при помощи рассредоточения государственной власти.
Наряду с общими признаками федерации, Россия имеет свои особенности:
• наличие Конституции РФ и Федеративного договора;
• построение федерации на основе 2 принципов государственного строительства: национально-территориального и административно-территориального;
• самое большое количество субъектов федерации (89 субъектов);
• разнородность субъектов РФ по своему виду (республики, автономная область, автономные округа, области, края, города федерального значения);
• субъекты обладают правом иметь собственное законодательство, конституции, уставы;
• субъекты обладают правом иметь систему органов государственной власти.
Каждая из этих особенностей имеет свое значение и влияет на построение Российской федерации в целом.
Наличие Конституции РФ и Федеративного договора вызывает определенные противоречия в их статусе. Конституция РФ является Основным законом государства и обладает высшей юридической силой на всей территории государства, тогда каков же статус Федеративного договора, каков статус двухсторонних договоров между РФ и республиками в составе РФ.
Основы любой федерации могут быть юридически закреплены тремя способами: федеральной конституцией; договором федерации и субъектов, или субъектов между собой; конституцией и договором. Основанием по которому относят конкретную федерацию к конституционной, договорной или конституционно-договорной моделям, есть ответ на вопрос, в каком действующем нормативном правовом акте, имеющем высшую юридическую силу, закреплены основы функционирования федерации?
Если компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией, то данную федерацию можно назвать конституционной. Следовательно, все изменения основ федеративного устройства могут быть осуществлены только путем поправок или пересмотра федерального основного закона. При такой форме закрепления федеративного устройства не должны учитываться положения о том, что республики в составе РФ объявили себя независимыми государствами в своих конституциях, несмотря на отсутствие упоминания об этом в федеральной конституции. Значение для определения реального статуса субъектов федерации имеют лишь те нормы, которые закреплены в федеральных конституциях.
Аналогичные правила распространяются и на федеративные договоры. Необходимым формально-юридическим условием признания государства договорной федерацией является закрепление этого ее качества в федеративном договоре, при отсутствии такого документа, как федеральная конституция.
Наряду с этими двумя моделями федерации выделяется третья -конституционно-договорная федерация. Данная модель может подразумевать три варианта соотношения конституции и федеративного договора:
Во-первых, когда Федеративное государство было сначала образовано путем слияния нескольких государств, ставших субъектами федерации; факт объединения был оформлен федеративным договором этих государств; однако, далее была принята федеральная конституция, почти полностью поглотившая нормы договора (возможно, формально не отмененного).
Российская Федерация не подходит под определение конституционно-договорной федерации. Хотя РСФСР была объявлена федерацией еще в январе 1918 г., ее субъектный состав был неясен. Юридической основой этой федерации была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским Съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, провозгласившая Россию федерацией. Принципиальные положения о федерации, закрепленные Декларацией, были развиты в резолюции Съезда «О федеральных учреждениях Российской Республики». Далее основой федерации в России были Конституция РСФСР 1918 г., затем Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г. и Конституция РСФСР 1978 г. Только 31 марта 1992 г. появился Федеративный договор. И хотя постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. Федеративный договор, объединивший три договора, был объявлен составной частью Конституции РФ, тем не менее, большинство положений Федеративного договора было инкорпорировано в текст Конституции РФ. Далее Федеративный договор был в значительной части поглощен Конституцией РФ 1993 г.; а о его непоглощенной части было упомянуто в ее заключительных и переходных положениях: «В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ»...
Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о наличии противоречий в конституционном регулировании федеративных отношений, неустойчивость системы разделения государственной власти по вертикали и структуры России как федерации, несоответствие конституций и законодательства ряда субъектов Российской Федерации положениям Конституции России, определяющим федеративное устройство государства.
Все это свидетельствует о сохранении определенной угрозы превращения России в одну из наиболее неустойчивых и кризисных федераций современного периода. Однако в её противоречивости и конфликтности можно увидеть и положительные стороны. Современные процессы федерализации, основанные на конфликтности, есть своеобразный российский путь к выздоровлению, позволяющий держать на плаву сложнопостроенный и неустроеннный каркас государственного устройства. В то время, пока идет противостояние центра и составных частей России, у каждой из сторон сохраняется надежда на то, что путь к совершенству остается открытым. Собственно говоря, сами конфликты благотворны, если обе стороны заинтересованы быть вместе, поскольку в таком случае противостояние нацелено на поиск гармонии сосуществования, а не на разделение и размежевание. Вопрос заключается в том, есть ли это движение в одном направлении и именно к совершенствованию федеративных отношений и предназначено ли субъектам российской Федерации в этой связи действительно частями единого целого - Российского государства. С этих позиций российская конституционная модель является достаточно самобытной в том смысле, что она окончательно не сформирована и носит переходный характер. Поэтому актуальность носит вопрос о том, пойдем ли мы и далее по пути совершенствования России как федерации.
Основным направлением развития системы региональной представительной власти с учетом современного этапа децентрализации может быть признано уточнение компетенции законодательной власти (законодательного (представительного) органа государственной власти) субъекта РФ. Под компетенцией можно иметь в виду объем публичных дел данной власти;
? законодательная власть субъекта РФ должна иметь определенные законодательные цели, функции, предмет ведения и властные полномочия;
? право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ выражать согласие на законопроект по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (несогласие определенного числа субъектов РФ с положениями данного законопроекта должно повлечь определенные последствия, например, снятие законопроекта с обсуждения; необходимость принятия такого законопроекта квалифи-цированным большинством.
Как средства осуществления государственного управления централизация и децентрализация взаимосвязаны между собой, воздействуют друг на друга, и в принципе оснащены симметричными способами реализации. Поэтому децентрализация не будет результатом какого-то одномоментного решения. Децентрализация, как и централизация, по сути, является процессом и потому нельзя ограничиваться ее одномерной оценкой. Можно предположить, что децентрализации по аналогии с централизацией предстоит реализовать совокупностью необходимых, всеобщих, многократных и эшелонированных мер.

Список использованных источников и литературы

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета, 1993, 25 дек.
2. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ «« // Собр. законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2. // Рос. газ. 2009. № 7. 21 янв.
3. Постановление КС РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 153 федерального закона №122-ФЗ.

научная литература

4. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 9. – С.7.
5. Агабеков Б.Г. Суверенитет в федеративном государстве. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - 68с.
6. Азбукин В.М. Конституционно-правовое регулирование взаимодействия РФ и её субъектов: Автореферат кандидатской диссертации. - М., 2000. -23 с.
7. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. - М., 2000. - 283с.
8. Аринин А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. - М., 1997. - 46 с.
9. Боброва Н.А. Реформа власти и перспектива развития автори-тарных элементов российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1.
10. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. - М., 1995.
11. Гриценко Е.В. Разграничение и передача в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное право. - 2009. - №2.
12. Гриценко Е.В. Конституция РФ: проблемы прямого действия // Российское право: образование, практика, наука. - 2011. - № 1. - С.31.
13. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России. - М., 2005.
14. Евсеева П.И., Ялбулганов А.А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов РФ в сфере бюджетных отношений // Журнал российского права. - 2005. - № 2.
15. Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3
16. Кожевникова Н.Л. Особенности конституционного статуса автономных округов, входящих в состав края, области (на примере рассмотрения правового статуса Тюменской области) // Военно-юридический журнал. - 2007. - №5. – С. 15-16.
17. Колюшин Е.И. Скрытые полномочия или захват власти // Журнал российского права. - 2002. - №7.
18. Кондрашов А.А. Особенности современного формирования политической системы в России в контексте государственного режима // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №5. – С.29-30.
19. Кулакин Ю.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации в процессе совершенствования субъектного состава РФ // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2008. - № 2. - С. 75.
20. Мендрас М. Асимметрия или многообразие // Асимметричность федерации / под ред. А. Захарова. - М., 1997.
21. Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2005.
22. Першин Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные вопросы разграничения компетенции между РФ и субъектами РФ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2008. - № 2.
23. Саликов М. С. О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации // Полис (политические исследования). 1998. №3. С. 208.
24. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. - М, 2000. -303 с.
25. Умнова И.А. Современный российский федерализм: состояние и тенденции развития. // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. - М.: ИНИОН РАН, 1999. - 98 с.
26. Хакимов Р. С. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана // Асимметричность федерации / под ред. А. Захарова. - М., 1997.
27. Черкасов К.В. Государственное управление на уровне федерального округа: административно-правовое исследование: автореф. ... д-ра юр. наук. - М., 2009.
28. Цыретаров А.И. Преодоление «предельности правового регулирования статуса федеральных округов» // Государство и право. - 2012. - №10.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы