На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100593


Наименование:


Курсовик Лексические единицы с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 14.11.2016. Сдан: 2014. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Курганский государственный университет
Филологический факультет
Кафедра английской филологии


Лексические единицы с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»
Курсовая работа по дисциплине «Общее языкознание»


Выполнил: студент 4210 гр. *******
Проверил:___________________________


Курган 2014

Оглавление
стр.
Введение 3
Глава 1 Понятие «разум» в философии и лингвистике 5
1.1 Понятие «разум» в философии 5
1.2 Исследование понятия «разум» в лингвистике 7
Глава 2 Лексические единицы с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» 10
2.1 Роман “Цветы для Элджернона” в творчестве Дэниела Киза 10
2.2 Реализация семы «разум» в лексических единицах романа Дениэла Киза «Цветы для Элджернона» 15
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Тема исследования: «Лексические единицы с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon») .
Актуальность нашего исследования связана с недостаточной изученностью творчества Дэниела Киза и лексической системы романа «Цветы для Элджернона».
Понятие «разум» и связанные с ним понятия «ум», «интеллект», «рассудок» исследуется многими учеными. В лингвистике эту проблему изучали Н.М. Сергеева, Е.А. Соловьева, Е.В. Дзюба, А.В. Крюков, В.В. Тугарева и пр. [Сергеева, 2004; Соловьева, 2004; Дзюба, 2010; Крюков, 2005; Тугарева, 2011]
Творчесвтво Дэниела Киза в России малоизучено. Хотя в Америке произведения Дэниела Киза рассматриваются в школьной программе.
Цель исследования: рассмотреть лексические единицы с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
Задачи:
1) рассмотреть исследования понятия «разум» в философии и лингвистике;
2) выявить место романа «Цветы для Элджернона» в творчестве Дэниела Киза;
3) составить картотеку лексических единиц с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»;
4) проанализировать особенности значения лексических единиц с семой «разум» в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
Объект исследования: лексическая система романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
Предмет исследования: лексические единицы с семой «разум».
Научная новизна связана с недостаточной изученностью творчества Дэниела Киза и языка романа «Цветы для Элджернона».
Материалом для картотеки послужил роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Наша картотека включает в себя единицы: mind (20 употреблений), brain (6 употреблений), reason (5 употрблений), understanding (2 употребеления). Всего 4 лексические единицы, 33 употреблений.
Методы исследования: описательный метод, метод компонентного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Понятие «разум» в философии и лингвистике
1.1 Понятие «разум» в философии

В новой философской энциклопедии разум определяется как философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различие между разумом и рассудком как двух «способностей души» намечается еще в античной философии (Платон, Аристотель). По Платону, разум — это высшая «часть» души, с помощью которой человек созерцает мир идей и стремится к благу, а низшая - это чувственная «часть» души. Платон сравнивает разумную душу с возничем, а чувственную — с двумя конями, один из которых благороден, а другой — низок, груб и туп. У Аристотеля разум — это один из «уровней» души. По Аристотелю, разумная душа, которой обладает лишь человек, обладает высшими способностями — мышление и рассуждение. Разум не зависит от тела. Согласно Аристотелю, разум неизменен и вечен. Только разум способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, свободной от материи, а именно вечного двигателя, который является чистое мышление. Также Аристотель делит разум на деятельный (созидательный) и пассивный. Деятельный разум — это высший разум, т.е. чистое мышление, а пассивный — это воспринимающий разум [Миронов, 2005:108,114].
Различие между двумя степенями познания четко выделяется в философии Возрождения в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. Николай Кузанский считал, что разум — это высшая форма человеческих способностей. Разум отличается от рассудка двумя качествами:
1) разум не связан с чувственно-телесным
2) разум постигает всеобщее и постоянное
То есть разум — это способность человека, с помощью которой человек познает божественное, абсолютное и приближается к Богу [Цит. по ст.:Николай Кузанский]
В отличие от Кузанского, Бруно четко противопоставляет чувства и разум. Согласно Бруно, чувства — ненадежный источник познания, потому что не могут воспринимать бесконечность. А разум способен воспринимать бесконечность путем постижения противоположностей. По Бруно, степень интеллектуальной силы определяется способностью человека достичь максимального единства знания [Маслобоева,2006:120].
Однако, детальную разработку понятий разума и рассудка получает в немецкой классической философии, в особенности у Канта и Гегеля.
По Канту, разум — это мышление, стремящееся выйти за пределы опыта, найти бесконечное, безусловное, достичь абсолюта. Но это недостижимая цель, и, пытаясь ее достичь, разум может впасть в неразрешимые противоречия [Фролов, 2001:484].
В своих работах Гегель указывал четкое разделение между рассудком и разумом. По Гегелю, рассудок — это субъективный процесс мышления, а разум — объективный процесс. Также Гегель считал, что разум — это «бесконечное» мышление, а рассудок - «конечное». Согласно Гегелю, достигая стадии разума, мышление проявляет свои конструктивные возможности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Разумность мышления выражается в способности снять противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития [Фролов, 2001:484].
В отличие от Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что диалектическое развитие мира является первичным, а диалектическое развитие мышления — вторичным, производным. По Марксу и Энгельсу, разумное мышление развивается по общим законам объективного мира. [Цит. по ст.: Рассудок и разум]
Таким образом, нельзя рассматривать рассудочное и разумное мышление как низший и высший уровни мыслительной деятельности. Иногда создавалась иллюзия тождества разума и рассудка. Хотя понятия разум отличаются от понятий рассудка, но осознание этих отличий отсутствует. [Цит. по ст.: Рассудок и разум]
Рассмотрев понятие «разум» в философии, можно заметить, что философы рассматривают разум и рассудок как неразрывные стадии развития души. И эти выводы представляют для нас несомненную ценность.

1.2 Исследование понятия «разум» в лингвистике..

Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Изучив биографию и творчество Дэниела Киза, можно заметить, что Дэниел Киз — великий писатель, который смог в романе «Цветы для Элджернона» соединить реальность и фантастику на тот момент. За роман «Цветы для Элджернона» автор получил премию «Небьюла», одну из значимых наград в фантастике. В романе автор смог прочувствовать и тонко психологически показать состояние главного героя.
В философии разум рассматривается как одна из ступеней развития души. В основном понятие «разум» в философии рассматривается в неразрывной связи с понятием «рассудок». Большинство философов, например, Кант и Гегель, считают, что рассудок и разум — это ступени развития души. И разум является высшей ступенью развития души. То есть можно увидеть, что душа и разум связаны, и их нельзя изучать по отдельности.
В языкознании понятие «разум» более активно изучается в когнитивной лингвистике. Некоторые лингвисты выделяют у «разума» признаки живого существа, так же и орнитологические признаки. Другие лингвисты рассматривают концепт «разум» с неразрывной связью с концептами «сердце» и «душа». То есть лингвисты, как и философы, показывают в своих работах связь души и разума, что они неразрывно связаны.
В нашей работе мы планировали рассмотреть лексические единицы с семой «разум» и их реализацию в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». И просмотрев работы лингвистов, выделили ряд слов со семой «разум»: reason, mind, intellect, rationality, understanding, judgment, sense, сommon sense, wits, brain, head, intelligence, rational faculty, intellectual powers, thinking. Но в романе «Цветы для Элджернона» встречаются только 4 лексические единицы с семой «разум»: mind (20 употреблений), brain (6 употреблений), reason (5 употрблений), understanding (2 употребеления).
В нашем исследовании мы рассматривали реализацию лексических единиц в романе. И обнаружили, что лексическая единица «mind» употребляется не только со значением словаря. Но также имеет значение как ментальный орган, интеллектуальная способность человека, жизненный выбор, душевные переживания. А лексические единицы «brain» и «understanding» имеют значение совпадающее со словарным значением. Лексическая единица «reason» помимо того, что имеет в романе словарное значение, но еще реализуется как цель/задача, к которой стремится человек.
На основании проведенного исследования мы можем заключить, что автор в своем романе показывает языковую креативность. Автор выходит за пределы значений словаря. Д. Киз связывает разум с душой, с выбором, которые являются частью человека. Ведь душа и разум — составляющие человека. И в жизни человека всегда есть цели и задачи, которые он ставит перед собой в течение всей жизни. И самое главное, в жизни человека есть всегда выбор, который помогает решить разум и душа.


Список литературы
I. Список научной литературы
1. Антология концептов/Под ред. Карасика и А. Стернина. – М.: Гнозис, 2007 – 219 с.
2. Гак В.Г. Лингвистический энциклопедический словарь.-М., 1990
3. Гопман В. [Справка об авторе] // Американская фантастика. – М.: Радуга, 1988 – с.746
4. Дзюба Е.В. Особенности содержания концепта «ум» в языке Древней Руси, 2010
5. Крюков А.В. Концептуализация интеллектуальных характеристик человека, 2005
6. Маслобоева О.Д. Философия для студентов экономических вузов – Спб.: Питер,2006 – 120 с.
7. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. – СПб, Научный центр проблем диалога, 2007 – 760 с.
8. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М, 2003. – 304 с.
9. Перевезенцев С. В., статья «Николай Кузанский» history/35546.php
10. Семенов Ю., статья «Рассудок и разум» library/id_426.html
11. Соловьева Е.А., Концепт MIND, HEART, SOUL в современном английском языке, 2004
12. Тугарева В.В., Лексико-семантическая представленность концепта «разум» в английском и русском языках, 2011
13. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. — 108 с. и 114 с.
14. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.-М.: Республика, 2001. - 484 с.
15. Bujalski Andrew Flowers for Algernon: Daniel Keyes. — Spark, 2002. - 52 p.
16. Hill, Cheryl A History of Daniel Keyes’ Flowers for Algernon, 2004 – 3 p.
17. Keyes Daniel. Algernon, Charlie and I: A Writer’s Journey. — Boca Raton, FL: Challcrest Press Books, 1999. - 97 p.

II. Справочная литература
1. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд.стереотипное – М.: Русский язык, 1985-1988. Т.4. П-Р. 1987. – 633 с.
2. Hornby, A.S. Oxford Student’s Dictionary of Current English/A.S. Hornby. – Oxford: Oxford University Press, 1984. – 70, 395, 526, 710 p.

III. Источники
1. Keyes D. Flowers for Algernon / D. Keyes. Mariner Books, 2004 — 311 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы