На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100651


Наименование:


Курсовик Особенности развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.


Содержание


Введение………………………………………………………….…...........
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения особенностей развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста …
1.1 Исследование слуховой памяти в зарубежной и отечественной психологии…………….………………………………………….…….......
1.2 Особенности развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………….……
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста…………………………
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего этапа исследования................................................................................................
2.2 Анализ результатов исследования…………………………....……...
2.3 Программа развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………...
Приложение……………………………………………………………..….

?
Введение

Проблеме изучения слуховой памяти у детей посвящено в научной литературе большое количество работ, как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как А. Бине, Д. Б. Бродбент, К. Бюлер, К. Готшальд, В. Келер, П. Линдслей, Г. Мюллер, А. Пильцекер, которые рассматривали процессы памяти, её виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом уделяется описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности процесса и становления мнемической деятельности. Среди отечественных ученых, данной проблемой занимались П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, и др. учёные. Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В этом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Поэтому необходимо развивать все познавательные процессы детей.
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится развитие познавательных процессов. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития слуховой памяти.
Цель исследования: выявление особенностей развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития слуховой памяти детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития слуховой памяти у детей.
2. Экспериментальным путем выявить особенности развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 16 детей среднего дошкольного возраста.

?
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения особенностей развития слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Исследование слуховой памяти в зарубежной и отечественной психологии

Память представляет собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействующий со всеми другими психическими процессами и личностью в целом, к основным процессам которой относятся, по мнению большинства исследователей, запоминание, сохранение и воспроизведение.
Изучением особенностей памяти в психологической науке занимались многие зарубежные и отечественные ученые-психологи, а также физиологи, начиная с XVII века, строившие на основе своих исследований различные теории памяти. Среди исследователей, внесших значительный фундаментальный вклад в развитие представлений о памяти как о психическом явлении, можно выделить следующих: А. Бине, Л. С. Выготский, П. Жане, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. Мюлер, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, З. Фрейд, Г. Эббингауз и многих других.
Существует множество классификаций памяти, и деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения Р. С. Немов [27] выделяет зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональная, осязательную, обонятельную и вкусовую виды памяти.
Р. Аткинсон [1] определяет слуховую память как образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. В. Я. Ляудис [24] замечает, что этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
М. В. Гамезо, И. А. Домашенко [9] отмечают, что некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Существует реальная история об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками.
Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную. А самое главное, пожалуй, слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее...


Заключение

Анализ проблемы показывает, что современная педагогика располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристики слуховой памяти в целом. Исследователями рассмотрены разные подходы к проблеме развития слуховой памяти, его процессам. В современной детской педагогике имеются сведения о закономерностях развития и особенностях слуховой памяти в дошкольном возрасте. Однако, необходимо отметить, что в отношении детей среднего дошкольного возраста исследуемая нами проблема, на наш взгляд, изучена недостаточно. До сих пор актуальными остаются вопросы, посвященные выявлению особенностей развития слуховой памяти детей, а также разработка наиболее эффективных специальных мероприятий, направленных на развитие слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проходила на базе МДОУ «Детский сад № 130 «Улып» города Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста. Для изучения особенностей слуховой памяти использовались методики «Запоминание 10 слов», предложена А. Р. Лурия, «Запоминание 10 слов» через временной интервал в пределах 1 часа.
Изучение данных констатирующего этапа показало, что большинство детей среднего дошкольного возраста показали низкий (50%) и средний уровни (50%) .
Качественный анализ показал, что большинство детей с при диагностировании часто отвлекались, внимание их было неустойчивое; им была характерна быстрая утомляемость, рассеянность. При выполнении заданий дети не использовали мнемические приемы запоминания.
Учитывая данные констатирующего этапа эксперимента, была разработана программа психолого-педагогических мероприятий по развитию слуховой памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. – М. : Прогресс, 1980. – 528с.
2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Спб.: Питер, 2001. – 98с.
3. Богословский, В. В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. – М. : Просвещение, 1981. — 383 с. А.
4. Бодрова, И. Технологии развития памяти / И. Бодрова // Обруч. – 1999. – № 3. – С. 33-35.
5. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное бучение / А. В Брушлинский. – М. : Знание, 1993. – 336 с.
6. Быкова О. Н. К вопросу об условиях развития культурной памяти у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Быкова // Культурологические проблемы специального образования в поликультурном регионе : сборник научных трудов Всерос. науч-практ. конф. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 56-61.
7. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М. : Просвещение, 1973. – 344 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2006. – 1136 с.
9. Гамезо М. В. Атлас по психологии : Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 276с.
10. Джеймс, У. Память / У. Джеймс // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. – 9-19.
11. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени / П. Жане // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. – 462-468.
12. Ждан, А. Н. История психологии: Учебник / А. Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
13. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
14. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 2008.– 216 с.
15. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зинченко. – М. : МОДЭК, 2000. – 608 с.
16. Истомина, З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста / З. М. Истомина // Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Academia, 2000. – 408 с. – С. 137-144.
17. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д. : Феникс. 2007. – 349 с.
18. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2002.. – 416 с.
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
21. Левин, К. Об экспериментах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник / К. Левин // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. 340-345.
22. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
23. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М. : Просвещение, 1994.– 435с.
24. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М. : Изд-во МГУ, 1976. – 253 с.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
27. Немов, Р. С. Психология : Учебник : В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн.2 : Психология образования – 608 с.
28. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2002. – 387 с.
29. Психологический словарь / Под. ред. А. Т. Айрапетянц, П. К. Анохин и др., – М. : Просвещение, 1983. – 360 с.
30. Психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
31. Психология и педагогика : Учебное пособие / Сост. И. А. Романова.– М. : Экзамен, 2004. – 228 с.
32. Психология памяти : Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – 656 с.
33. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Я. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 713 с.
34. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М. : Просвещение, 1966. – 422 с.
35. Трофимова, Н. М. Основы педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина.– СПб. : Питер, 2005.– 304 с.
36. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2005. – 400 с.
37. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. В. Черемошкина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 168 с.
38. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. .В. Черемошкина. – М. : Педагогика, 1990. – 244 с.
39. Шквыря Ж Развиваем память / Ж. Шквыря. – М. : Мой мир, 2007. – 256 с.
40. Эббингауз, Г. Смена душевных образований / Г. Эббингауз // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. 224-238.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы