На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100652


Наименование:


Курсовик Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» города Чебоксары.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.


Содержание

Введение……..…………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………...
1.1 Современное состояние проблемы развития памяти в отечественной и зарубежной психологии…...................................................................................
1.2 Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальной изучение особенностей развития зрительной памяти у детей 4-5 лет…………………………………………………………
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего этапа эксперимента……….
2.2 Анализ результатов исследования.………………………………………
2.3 Система работы по развитию зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы.……………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………….........


Введение

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Центральное значение для структуры сознания и для всей деятельности психических функций имеет развитие памяти, изучению которого посвящено немало работ в отечественной и зарубежной психологии (П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз и др.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, Ж. Пиаже), биогенетические (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), физиологические (Л. С. Выготский).
Немаловажное значение в трудах педагогов и психологов (П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. М. Гнедовой, П. И. Зинченко, З. М. Истоминой, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнова и др.) уделяется развитию памяти в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основные виды памяти. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко рассматривали память как процесс, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина, которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории. По данным психологов А. Г. Маклакова, С. Я. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина и др. к концу дошкольного возраста у детей появляются возможности произвольной памяти.
Несмотря на большое количество работ, посвященных развитию памяти у детей дошкольного возраста, этот аспект недостаточно изучен.
Целью нашего исследования явилось выявление уровня и особенностей развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития зрительной памяти у детей 4-5 лет.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой дети среднего дошкольного возрастаимеют средний уровень развития зрительной памяти.
Задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития зрительной памяти у детей 4-5 лет.
Методы исследования представляют собой анализ и обобщение научного материала по проблеме исследования: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, этап), количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость. Предложенная система работы может быть использована психологами в дошкольных учреждениях и родителями с детьми среднего дошкольного возраста.
Организацияисследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 20 детей 4-5 лет.
Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение библиографию и приложения.

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Современное состояние проблемы развития памяти в отечественной и зарубежной психологии

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, биогенетические (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, физиологические (П. К. Анохин, Д. Хебб).
Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию А. В. Брушлинский находил у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. По мнению автора древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.
Далее А.В. Брушлинский [6] отмечает, что одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом [39] и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза [39].
Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
А. Н. Ждан [14] подчеркивает, что в конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин), определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов).
Заслугой З. Фрейда [36] и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.
М. Г. Ярошевский [41] отмечает, что примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Далее М. Г. Ярошевский приводит высказывание А. Бине, К. Бюлера, которые утверждают, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. П. Жане [13] выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти)...
?
Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
У детей среднего дошкольного возраста непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственные формы работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении. Память и мышление, взаимодействуя, оказывают постоянное влияние друг на друга.
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста..
Опытно-экспериментальная работа проходила с детьми среднего дошкольного возраста.вМБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Изучение данных, полученных при обследовании уровня развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста показало, что большинство детей показали средний и низкий уровни.
Исследования зрительной памяти у детей среднего дошкольного возрастаобнаружило ряд особенностей: они медленно ориентируются в условиях задачи, поэтому результаты низкие. Для всех детей свойственна трудность принятия и понимание заданий. Немногие детей смогли самостоятельно без оказания помощи выполнить предложенные задания.
Для повышения уровня зрительной памяти у детей группы быласоставлена программа развития зрительной памяти. Целью данного этапа являлось развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследовательской работы гипотеза, согласно которой развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне получила экспериментальное подтверждение.

Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Общ.редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. – М. : Прогресс, 1980. – 528с.
2. Афонькина, Ю.А. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 1. – С.12-20.
3. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский // Избр. псих.произв. – М. : Просвещение, 1964. – 412с.
4. Богословский, В. В. Общая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. – М. : Просвещение, 1981. — 383 с. А.
5. Бодрова, И. Технологии развития памяти / И. Бодрова // Обруч. – 1999. – № 3. – С. 33-35.
6. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное бучение / А. В Брушлинский. – М. : Знание, 1993. – 336 с.
7. Быкова О. Н. К вопросу об условиях развития культурной памяти у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Быкова // Культурологические проблемы специального образования в поликультурном регионе : сборник научных трудовВсерос. науч-практ. конф. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 56-61.
8. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М. : Просвещение, 1973. – 344 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.
10. Гамезо М. В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М. В.Гамезо, И. А.Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276с.
11. Джеймс, У. Память / У. Джеймс // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :Астрель, 2008. – С. – 9-19.
12. Дубровина, Т. И. К проблеме изучения мнестических процессов у дошкольников с недостатками речевого развития / Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. – 2007. – №3. – С. 36-43.
13. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени / П. Жане // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :Астрель, 2008. – С. – 462-468.
14. Ждан, А. Н. История психологии: Учебник / А. Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
15. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
16. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 2008.– 216 с.
17. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зинченко. – М.: МОДЭК, 2000. – 608 с.
18. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З. М. Истомина.– М.: Просвещение, 1981. – Ч. 2. – 244 с.
19. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс. 2007. – 349 с.
20. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2002.. – 416 с.
22. Левин, К. Об экспериментах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник / К. Левин // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :Астрель, 2008. – С. 340-345.
23. Лейтес Н. С., Одаренные дети / Н. С. Лейтес // Психология индивидуальных различий. М. :Астрель, 2008. – С. 304-312.
24. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
25. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М. : Просвещение, 1994.– 435с.
26. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М. : Изд-во МГУ, 1976. – 253 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
28. Немов, Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн.2 : Психология образования – 608с.
29. Общая психология /под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение, 2001. – 383 с.
30. Психологический словарь / Под.ред. А. Т. Айрапетянц, П. К. Анохин и др., – М. : Просвещение, 1983. – 360 с.
31. Психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М. :Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
32. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. И. А. Романова.– М. : Экзамен, 2004. – 228с.
33. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :Астрель, 2008. – 656 с.
34. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Я. Рубинштейн. –СПб. : Питер, 2004. – 713 с.
35. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М. : Просвещение, 1966. – 422 с.
36. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2005. – 400 с.
37. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 168 с.
38. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. .В. Черемошкина. – М.: Педагогика, 1990. – 244 с.
39. Эббингауз, Г. Смена душевных образований / Г. Эббингауз // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :Астрель, 2008. – С. 224-238.
40. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.
41. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в: учеб.пособие / М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1996. – 416 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы