На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100659


Наименование:


Курсовик Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на базе МБУ СОШ №89

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2016. Сдан: 2014. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Определение, сущность и виды воображения 6
1.2 Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методика исследования особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Результаты исследования особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложения 32

?
Введение

Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).
Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.
Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.
Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить.
Цель исследования: выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Процесс развития творческого воображения старших дошкольников средствами игр будет эффективней, если педагогическая система работы будет включать в себя следующие условия:
1) целесообразный отбор и использование театрализованных игр, этюдов, упражнений развивающих воображение;
2) взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной в едином педагогическом процессе;
3) определение времени и места для проведения театрализованных игр в режиме дня.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный план работы по развитию воображения у старших дошкольников может использоваться воспитателями и психологами, как методический материал для работы с детьми в ДОУ.
Методы исследования. В данной работе использовались общетеоретические (методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения) и практические методы (наблюдение, эксперимент).
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ СОШ №89 структурное подразделение детский сад «Радужка». В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста

1.1 Определение, сущность и виды воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее [8, с. 56].
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности человеческого мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой [11, с. 89]. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, то есть представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он "видит" цель своей деятельности, ее результат. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает "образ" того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Выготский Л.С. отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений [9, с. 34]...
?

Заключение

Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что проблема развития воображения в дошкольном возрасте исследовалась такими учеными, как Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.С. Мухина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Кравцова, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев и многие другие. Все они отмечали, что слабо развитое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, невозможность богатой и разносторонней в эмоциональном плане жизни. Поэтому их исследования и работы направлены на развитие воображения с самого раннего детства.
В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы.
В ходе выполнения курсовой работы, были изучены теоретические основы развития воображения, его виды; проведена диагностика уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. А также был разработан план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольников в игровой деятельности.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтверждает, поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Список используемой литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - М. : Наука, 2009. – 206 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М. : Просвещение, 2011. – 304 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – Новосибирск : Логос, 2010. – 212 с.
4. Битьянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битьянова - М. : Просвещение, 2011. – 204 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Т.И. Соловьева. - М. : Дрофа, 2009. – 434 с.
6. Введение в психологию / К.Н. Игнатенко. - М. : Академия, 2007. – 493 с.
7. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - М. : Просвещение, 2009. – 302 с.
8. Григорьев, С.И. Основы современной социологии - М. : Педагогическое общество России, 2011. – 204 с.
9. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. - М. : АСТ, 2011. – 342 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Инфо, 2010. – 322 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. - М. : Академия, 2011. – 344 с.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М. : Просвещение, 2009. – 204 с.
13. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М. : Просвещение, 2012. – 304 с.
14. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – 308 с.
15. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении / О.Н. Никифорова. - М. : АСТ, 2010. – 112 с.
16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца. - М. : Наука, 2009. – 304 с.
17. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова. - М. : АРТ, 2009. – 345 с.
18. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М. : Наука, 2011. – 202 с.
19. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под. ред. Проф.А.О. Прохорова. – СПб : Речь, 2009. – 132 с.
20. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ. : Питер, 2010. – 306 с.
21. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб. : Фиона, 2009. – 134 с.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. - СПб. : Дрофа, 2011. – 202 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Глобус, 2008. - 402 с.
24. Селиванов, В.И. Избранные психологические труды / В.И. Селиванов. - Рязань, 2008. – 244 с.
25. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2011. – 266 с.
26. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Владос, 2012. - 422 с.
27. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. - М. : Логос, 2009. - 304 с.
28. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология / Д.А. Шкуренко. - СПб. : Феникс, 2009. - 352 с.
29. Эльконин, В.С. Возрастная психология / В.С. Эльконин. - М.: Наука, 2010. – 432 с.
30. Энциклопедия для детей / Под ред. О.Н. Зинченко. - М. : Литера, 2011. - 456 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы