На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100692


Наименование:


Курсовик Мотивация учебной деятельности подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.11.2016. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: 60.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические аспект мотивации учебной деятельности у подростков 6
1.1. Понятие учебной мотивации 6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности 14
1.3. Мотивация учебной деятельности у подростков 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек подросткового возраста 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования 27
Выводы по 2 главе 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Подростковый возраст – это сложный период каждого человека. В этом возрасте совсем мало уделяется время учебе. В этом возрасте активно развиваются интеллектуальные способности, именно поэтому важно вызвать интерес у подростка, обратить его внимание на трудной и интересной работе для достижения определенного результата, который ожидается в будущем. В связи с тем, что непроизвольное внимание человека можно поддержать интересом, каждый педагог в школе старается сделать свой урок более интересным.
Отечественные психологи считают, что одним из самых главным новообразований данного периода - чувство взрослости, он выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. При сравнении себя со взрослым человеком, подросток не видит между собой и им. Он (подросток) отказывается от своей принадлежность к детям, но у него так же и нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, но присутствует большая потребность в признании его взрослости окружающими. Такое переживание достаточно важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.
Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
Цель исследования – изучить гендерные особенности мотивов учения в подростковом возрасте.
Объект исследования: дети школьного возраста (6 класс).
Предмет исследования: структура мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологические и личностные характеристики школьников.
Гипотеза исследования: существует ли зависимость между особенностями проявления учебной мотивации и полом учащихся.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие учебной деятельности;
- изучить гендерную обусловленность жизнедеятельности личности;
- рассмотреть мотивацию учебной деятельности у подростков;
- провести исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Теоретико-методологические основы исследования: Теоретической основой данного исследования являются: теория системного подхода в изучении различных сторон психического развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского, теоретические и экспериментальные подходы к изучению развития мотивационной сферы Л.И. Божович.
Экспериментальная база. Следование проводилось в школе №23 г. Казань. В исследование принимали участие ученики 6-х классов, всего 24 человека (12 – мальчиков, 12 - девочек)
Методики исследования:
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе выполнения работы были выявлены особенности формирования учебной мотивации и установлены закономерности психического развития школьников, обучающихся в общеобразовательных школах.
Практическая значимость: Результаты исследования динамики мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологических и личностных характеристик могут быть положены в основу целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

Глава I. Теоретические аспект мотивации учебной деятельности у подростков

1.1. Понятие учебной мотивации

А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Классификация мотивов учебной деятельности может быть различна [24; с.240].
1. Вид мотивов связан с отношением к учению:
- восприятие учения по сути, по содержанию этого вида деятельности (новые факты, знания, явления),
- отношение к учению как процессу (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, познавательного интереса).
2. Это мотивы, не связанные непосредственно с учебной деятельностью, но влияющие на ее протекание:
- социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, значимыми людьми),
- узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, желание быть признанным),
- отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
3. По области возникновения мотива:
- внутренняя мотивация,
- внешняя мотивация.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх. Для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. ...



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.
Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = MotivationandPersonality / Пер. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова - М.: Академия, 2002.- С.35-53
3. Бакулина, Е. Как потрогать качество? [Текст] / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С.4.
4. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» [Текст]: монография / В.Т. Бахур. – М.: Наука, 2002. – 156 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – М.: 1995, - 238 с.
5. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст]: учебное пособие / Н.Р. Битянова. – М.: Наука, 2005.- 314 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 321с.
7. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования. – СПб.: 2001, - 218 с.
8. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов ? СПб: Издательство " Питер”,2000. ? 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»).
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [текст]/ В.К.Вилюнас - М.: Изд-во МГУ, 1990.- с.288.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.
11. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий [Текст] / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. - № 2. – С. 4 – 10
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский.– М.: Наука, 2006. – 340 с.
13. Джеймс, У. Психология [Текст]: учебное пособие / У. Джеймс. – М.: Наука, 2001.-356 с.
14. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С.Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук [электронный ресурс]. Режим доступа: cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html
15. Гликман, И. З.Основы мотивации учения / И. З. Гликман // Инновации в образовании,2007. - N 3. - С. 64-81.
16. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева - М.: Прометей, 1993.- 306 с.
17. Гончарова, Е. Б. «Формирование мотивации учебной деятельности подростков» [текст] / Интернет www..flinta.ru
18. Гумерова Ф.Р. Гендерный подход к обучению биологии учащихся 6-7-ых классов (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 20 августа.
19. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И.В. Дубровниа // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27–36.
20. Дусавицкий, А. К. Формула интереса [Текст]: монография / А.К. Дусавицкий. – М.: Наука, 2008. – 198 с.
21.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука,1997. – 223 с.
22. Кон, И.С. «Психология ранней юности» [текст] - М..: «Просвещение», 1989..
23. Крупа, Т.В. «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков» [текст] / Интернет www.ito..edu.ru.
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: монография/А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1999. – 245 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [текст] / А.К. Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов - М.,1990. – с.212
26. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 146 с.
27.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 382 с.
28. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – 328 с.
32. Собкин, В. С. «Трансформация целей и мотиваций учебы школьников» [текст] / Интернет
33. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. – М.: Педагогика, 1983. – 88 с.
34. Фельдштейн, Д. И. «Психология взросления» [текст] - М..: «Флинта», 2004.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем./Под ред. Б.М.Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – Т.2. – 392 с.
36. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш.шк., 2007. – 639 с.
37. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы