На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100733


Наименование:


Курсовик Особенности внимания дошкольников на базе детского сада общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 18.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: 40.

Описание (план):


Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии
Кафедра общей и специальной психологии


Курсовая работа по психологии



Особенности внимания дошкольников


Выполнила:
студентка 2 курса педагогического факультета
группы ПДД-21 заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
************
____________________/подпись/


Киров
2015
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………….....4
1.1. Понятие внимание в психологии…………………………………………4
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста…………14
1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста ………………………………………………...26
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста ………………………………………………...26
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………29
2.3. Рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста…33
Заключение ……………………………………………………………………38
Библиографический список ………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………………42


Ведение
Дошкольный возраст - это период развития ребенка, когда происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, и становление личностных механизмов и образований. В этот период происходит развитие внимания у ребенка. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. Вот почему так важно развивать внимание в самом раннем возрасте.
Проблема внимания — одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Исследованиями внимания в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логопедии и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам внимания, своя система понятий, соответственно, свои теории.
Проблемой изучения внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, С.В. Мухина и многие другие).
Важнейшей характеристикой и условием развития дошкольника, безусловно, является развитие у него внимания. Известно, что в процессе любой деятельности (игровой, трудовой, учебной) от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.
Актуальность данной проблемы можно обосновать необходимостью изучения особенностей внимания дошкольников, поскольку именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания (увеличение его объёма, выработка устойчивости и продуктивности, распределения и переключения).
Цель исследования – выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности внимания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – особенностью внимания детей дошкольного возраста является его недостаточная устойчивость и продуктивность, распределение и переключение, и объем.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему внимания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности внимания детей дошкольного возраста;
3. Опытно-экспериментальным путем проверить внимание детей дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста;
2. Эмпирические: психодиагностические («Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»).
База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенности внимания детей дошкольного возраста
1.1. Понятие внимание в психологии
Проблеме внимания в психологии всегда отводилось значительное место [7, 10, 14]. При этом само понятие внимания в разные периоды развития науки определялось по-разному: и как особый психический процесс, и как организация всей психической деятельности, и как сосредоточенность на ее выполнении.
В основе самых разных взглядов на природу внимания, как отмечает П.Я. Гальперин, лежат два кардинально противоположных факта. С одной стороны считается, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. «Оно выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». С другой позиции считается, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. «Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется» [4].
Именно поэтому П.Я. Гальперин предлагает рассматривать внимание как функцию психического контроля, а воспитание внимания – как формирование у человека навыка самоконтроля. Он подчеркивает, что этот навык может быть сформирован в специально созданных условиях [4].
А.А. Осипова и Л.И. Малашинская также пишут, что «внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [15].
Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности....


Заключение
Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.
Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у дошкольников.
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.
Полученные результаты показали, что у дошкольников 5-6 лет из всех свойств внимания наиболее развиты устойчивость и продуктивность внимания, наименее развиты распределение и переключение, объем внимания также не велик.
В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствует интерес и мотивация к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание - один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач. Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.


Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузыря. – М.: МГУ,1976. – с. 113-129.
2. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001. – 123 с.
3. Венгер, Л. Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 1974. №12. - с. 24-31.
4. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 3. - с. 33-38.
5. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
6. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н. Ф. Добрынин // Советская педагогика. - 1938. - № 8. - с. 12-32.
7. Дормышев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормышев, В. Я. Романов. - М: Тривола, 1995. - 357 с.
8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9 –е изд.-СПб.: Питер, - 2005. - 940 с.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. – 584 с.
10. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 267 с.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, - 2010. – 583 с.
12. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975.- 239 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
14. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - Кн. 1. – 576 с.
15. Осипова, А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 104с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. М.: - Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
17. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: - Педагогика, 1985. – 267 с.
18. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 234 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.
20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
22. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 53 с.
23. akademiya_psiholog/vnimanie-u-rebenka/ - Советы по развитию внимания у ребенка.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы