На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100846


Наименование:


Курсовик Антимонопольная политика государства.Проблемы антимонопольной политики в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 21.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации


Экономический факультет
Кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

«Антимонопольная политика государства»


Наименование направления
(специальности, профиля подготовки): Менеджмент
Ф.И.О студента:
Номер группы:
Номер зачетной книжки:
Дата регистрации курсовой работы кафедрой:
Проверил:


Оценочное заключение:


Новосибирск 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….………..………4
1 Теоретические основы антимонопольной политики государства……….……..6
1.1Монополия: понятия, виды, сущность…………………………..……….…......3
1.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях……..…………………………………………………….......…..…….… 12
1.3 Особенности антимонопольной политики в России…………...…………. ..16
2 Антимонопольное регулирование………………………………………………22
2.1 Становление антимонопольной политики в России…………..…….……… 22
2.2 Анализ результативности ФАС……………………………….…..….…… …26
2.3 Проблемы антимонопольной политики в России……………………..…..…34
Заключение……………………………………………………………………...….40
Список использованных источников………………………………………...…...43


Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Большое количество монополий связано с бывшей в СССР командно-административной экономикой, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Актуальность моей работы заключается в том, что на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Целью данной курсовой работы является - проведение исследования по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Главной задачей являлось, попытка рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его развития, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России. Для раскрытия этой темы я использовала структурно-функциональный и аналитический методы. Во время написания работы, я использовала научные книги, современную прессу, аналитические статьи и Интернет-ресурсы.


1 Теоретические основы антимонопольной политики государства
1.1. Монополия: понятие, виды, сущность.

Теория монополии - понятие в мировой экономической теории. В рамках этой теории монополия рассматривается сточки зрения трёх аспектов:
· Рыночной структуры
· Рыночного поведения
· Рыночных итогов.
Монополия - ситуация, в которой одна компания владеет всем или почти всем на рынке для данного вида товара или услуги. Это может случиться в случае, когда существует барьер для входа в отрасль, который позволяет одной компании работать без конкуренции (например, большая экономия от масштаба, барьеры для входа, или государственное регулирование). При такой структуре промышленности, производитель часто производят объем меньший, чем сумма, которая будет максимизировать социальное
Формирование монополий:
Монополии могут образовываться по разным причинам, в том числе:
Если фирма имеет исключительное право собственности на дефицитный ресурс, такая как Microsoft, владеющая операционной системой Windows, она имеет монопольную власть над этим ресурсом и является единственной фирмой, которая может использовать его.
Производители могут иметь патенты на разработку, или авторское право на идею, символы, изображения, звуки или названия, что дает им эксклюзивные права на продажу товара или услуги, например, авторы песен, имеющие монополию на их собственный материал.[1, с. 57]
Монополия может быть создана в результате слияния двух или более фирм.
Признаки монополии:
1. Рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2. Производимое благо является уникальным (отсутствие товаров-заменителей).
3. Барьеры для входа новых фирм на рынок. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
4. Крупные размеры предприятий и экономия от масштаба
5. Лицензии на выполнение определенных видов работ, выдаваемые государством
6. Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)
7. При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага
8. Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
9. Недоступность полной информации обо всём рынке.
Виды монополии:
Закрытая монополия - это официальная юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам.
Естественная монополия - возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий (если не единственное национальное), поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Открытая монополия - монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например, патента.
Можно сказать, что все монополии могут считаться открытыми, так как барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут отмениться по решению суда, а естественные монополий могут лишиться своих преимуществ в результате технологических изменений
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии поглощают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.
1. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
2. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
3. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
4. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
5. Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. .[8, с. 624]
Опыт показывает, что монополии, поглотив определенную отрасль и захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Особый вид монополий - международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.
Существуют две разновидности международных монополий:
Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%.
Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число очень мало, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.
Примерная классификация этапов процесса монополизации приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Классификация этапов процесса монополизации
Этапы процесса монополизации Признаки монополизации
Технологический (1880-1920 гг.) Одна или несколько фирм на рынке Монополист проводит стратегию ценообразования с целью получения монопольной сверхприбыли. Ограничительная практика бизнеса (сговор, союз, бойкот) Концентрация производства в добывающих и перерабатывающих отраслях
Поведенческий (1930-1960 гг.) Монополистическая деятельность крупных фирм включает конкурентные отношения. Ценовая дискриминация. Концентрация производства в отраслях, не имеющих положительного эффекта масштаба и возрастающей отдачи (формирование рынков монополистической конкуренции) Увеличение масштабов деятельности фирмы
Институциональный (1960-1990 гг.) Вертикальная, горизонтальная интеграция, конгломератные слияния ТНК, стратегические альянсы. Инвестиционная активность фирм, рекламная кампания для получения конкурентных преимуществ.
Стратегический (к. 1990гг. /н. 2000-х гг.) Стратегические альянсы. Кратковременный характер конкурентных преимуществ. Инновационная активность фирм в техн........


Список использованных источников

1. Корогодин: «Общая экономическая теория» Учебник.2000.
2. Никитин. С, Глазова Е. «Государство и проблема монополии» М.,1999.
3. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики - 2010. - №1. - С.129-134.
4. Тотьев К. “Государственная и естественная антимонополии» М. , 1995.
5. Оводов А.А. Теория и практика публично-правового регулирования антимонопольной деятельности в России // Актуальные проблемы Российского права. - 2010. - №4. - С.95-101.
6. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы России
7. Паращук С.А. Запрещение монополистической деятельности как способ защиты конкуренции по законодательству России // Актуальные вопросы предпринимательского права - 2009. - №4-С.2-4.
8. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник - Москва: КноРус, 2011 - 624с.
9. Экономика отрасли: Учебное пособие. /Под редакцией А.С. Пелиха - Ростов-на - Дону: Феникс, 2003 - 446с.
10. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник - Экономический факультет МГУ имени Ломоносова, 2005 - 384с.
11. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) Федеральной антимонопольной службой в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) за 2015 год
12. Микроэкономика: Учебник для вузов. /Под редакцией Е.Б. Яковлевой - 5-е издание - Москва - Санкт-Петербург: Поиск, 2002 - 363с.
13. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. /Под редакцией О.В. Коломийченко и В.Н. Ворожейкина - Спб, 2000 - 254с.
14. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина - М.: Изд-во РАГС, 2015 - 616с.
15. Князева И.В. Антимонопольная политика в России - М.: Омега-Л, 2007 - 493с.
16. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики - М.: Финансы и статистика, 2006 - 480с.
17. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5 / Под ред. А.Г. Слуцкого - СПб.: Экономическая школа, 2003 - 669с.
18. Малышев С.А. Анализ результатов развития и перспективы экономики Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №4. - с.39-45.
19. Дьячкова А.В. Антимонопольная политика государства. Дис. канд. эконом. наук. Челябинск, 2004.169 с.
20. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. - 2005. - № 7. - с.48-55.
21. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // Вопросы экономики. - 2005. - № 5. - с.117-132.
22. Борзило Е. Антимонопольная политика и поддержка предпринимательства. // Закон. Журнал для юристов и предпринимателей. - 2002. - № 9. - с.56-61





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы