На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100918


Наименование:


Курсовик Художественные особенности выразительности фасадов в архитектуре русского модерна конца XIX в начало XX в.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. Возникновение стиля «Модерн» и его особенности в России…………….. 6
1.2 Композиция в архитектуре модерна…………………………………. 12
2. Архитектура стиля модерн России в конце XIX в начале XX в……….13
2.1 Художественные особенности архитектуры на примере московского модерна и «северного модерна»……………………………………………......16
2.2 Характерные элементы зданий стиля модерн………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………….………..27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….30
Введение
Моде?рн (от фр.moderne— современный), ар-нуво (фр.artnouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем.Jugendstil - «молодой стиль») - художественное направление в искусстве. Последний классический стиль в архитектуре - модерн, возникший в конце XIX века, просуществовал 15-20 лет.
Модерн поставил задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма и может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в обыденной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него является разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы, не сочетаемых, геометрических форм с пластичными линиями. Богатство типологии строительства стало отличительной чертой архитектуры второй половины XIX в. Переменилось представление об архитектурном стиле, упростился и изменился подход к решению ансамблевых, стилистических задач. Единого «современного» стиля не было. Столь же проблематично было архитектуре «выбрать» какой то из стилей, культивировавшийся зодчими [3, С. 512].
Интересы архитекторов были сосредоточены на исторических аналогиях, задачах внешнего оформления современного каркаса здания. Новый стиль осознавался, как настоятельная потребность, и движение к нему, затронувшее вначале не только и даже не столько архитектуру, сколько графику, прикладные формы творчества, началось в последние десятилетия XIX в. во многих странах мира, захватив и Россию, где новое направление получило название «стиль модерн».
В конце XIX века в русском обществе пробуждается интерес к прошлому отечества. В русском модерне ощущается влияние фольклора. Наши архитекторы стали подражать стилю боярских хором XVII века и византийским церквям. Художники этого периода воссоздавали в своих творениях естественные природные линии и растительные орнаменты. Один из любимых образов - стилизованные женские головки с распущенными волосами с вплетенной в них виноградной лозой. Для модерна характерно возрождение мозаики. Она часто украшает здания в стиле модерн и представляет собой самостоятельное произведение искусства.
Еще одной особенностью искусства этого стиля было использование разнообразных строительных и отделочных материалов; стекло, сталь, бетон используется наравне с более традиционным деревом, кирпичом, камнем. Здания отличались громадными окнами-витринами и витражами - красочными картинами из цветного стекла. Скульптуры сказочных существ располагались над входами и окнами, органично сочетаясь с общим архитектурным образом. Интерьер продуман и целен - прихотливый изгиб дверной ручки создает настроение и задает общий мотив отделки. Пластичность рисунка, метаморфозы образов оформления были излюбленными приемами архитекторов. Рельефные линии узора камина напоминают струи дыма, они вытекают из топки, завиваются и сплетаются в рельефное изображение женской фигуры с огромными крыльями бабочки и вновь растворяются в камне [5, С. 189].
Главной задачей архитектуры является создание удобных по функциональной организации, целесообразных в техническом отношении и ярких по художественной выразительности многообразных зданий и сооружений. В этом процессе важную роль играют изучение и творческое претворение наиболее ярких художественных приемов и особенностей русского зодчества, складывавшихся на протяжении столетий и до сих пор не потерявших своей актуальности. Знание таких особенностей должно вызвать стремление к осознанию путей дальнейшего развития зодчества, в частности посредством использования прогрессивных традиционных черт национального архитектурного наследия, что говорит об актуальности темы данной работы.
Объект - архитектура России в конце XIX в начале XX в.
Предмет – стиль модерн в архитектуре России конца XIX в начало XX в.
Цель работы – изучить художественные особенности выразительности фасадов в архитектуре русского модерна конца XIX в начало XX в.
Задачи работы:
- рассмотреть обстоятельства породившие архитектуру модерна в России и его особенности в конце XIX в начале XX в.
- раскрыть художественную выразительность композиции архитектуры стиля модерна;
- проанализировать художественные особенности фасадов построек московского модерна и «северного модерна»
- изучить особенности фасадного декора стиля модерна.
При написании работы использовались работы отечественных авторов по вопросам истории архитектуры России. Основные методы исследования - системный подход, метод обобщения и анализа.
Изучению данных вопросов посвящено достаточно большое количество научных трудов. Отметим некоторые из них:
В труде Горюнова В.С. «Архитектура эпохи модерна: Концепции. Напрвления. Мастера» (1994 г.) внимание уделено анализу важнейших памятников архитектуры России эпохи модерна, рассмотрены тенденции ее развития. Книга наглядно иллюстрируется авторской графикой.
Пилявский В.И. в книге «История русской архитектуры» (1994 г.) исследует эстетическая концепция стиля модерн на материале русской архитектуры эпохи начала 20 в.
Локтева О.Б. в «Архитектурные стили» (2007 г.) отмечает, что основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление природе. Особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна построены как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объекты, сотворенные фантазией человека.
Глава1.Стиль модерн в русской архитектуре конца XIX в начало XX в.
1.1 Возникновение стиля «Модерн» и его особенности в России
Стиль «модерн» за короткий срок захватил искусство всех цивилизованных стран и оставил заметный след в каждой национальной культуре. Появление стиля модерн объясняют разными причинами: усталостью XIX века и общим декадансом европейской культуры. «Конец века» отождествляется с декадансом, упадком, духовным расписанию, с потерей нравственных критериев, растерянностью интеллигенции перед лицом социальных проблем и противоречий, которые усиливаются [3, С. 545].
Одной из причин появления стиля модерн является демократизация общественной жизни в конце века. Бурный рост городов за счет сельского населения приводит к появлению в городах массового потребителя, который хочет овладеть высшими достижениями искусства, но в образовательном, духовном плане не готов к этому. Появляется потребность в возведении зданий, архитектурных сооружений в городах, которые рассчитаны на обслуживание широкого круга потребителей: доходные дома, вокзалы, банки, театры. Доступность красоты для общественности становится лозунгом времени. Возникает «красота для бедных».
В модерне исключительное и массовое не совпадали, но массовое склонялось к уникально-личностного, в результате чего индивидуальное сразу же становилось достоянием общественности. Мастера модерна пытаясь сделать быт искусством, а искусство бытом, создавая некую универсальную пластическую систему, выразительные средства которой характерны и для монументального панно и для фасона платья, для живописного полотна и ложки или вилки на столе. Сложилась иллюзия всеобщности художественных интересов и вкусов всего общества. В этой ситуации возникла проблема массовой культуры. Немалую роль в этом сыграло сближения искусства и промышленности, что обеспечивало изготовление художественных изделий в неслыханно большом объеме, неизвестном предыдущим эпохам [2, С. 216].
На возникновение модерна повлиял конфликт между возвышенными идеалами (неоромантизм) и буржуазной прозой жизни, который чрезвычайно обострился в конце века. Модерн искал решения этого конфликта во внешних контактах между искусством и жизнью с неизбежным ударением на утилитарно-прикладной, декоративной функции творчества.
Объясняют возникновение модерна и «волевыми усилиями нескольких художников», которые скучали «по стилю» и создали его (А. Гауди, X. ван де Вельде, Ф. Шехтель, О. Бердсли, Г. Климт и другие). Они мечтали сделать быт человека красивым и стильным. И это им удалось.Стиль модерн приобретает распространение во всех странах Европы. В России он имеет название. –«стиль модерн» (Ф. Шехтель, В. Городецкий, Г. Врубель, Г. Нестеров, Г. Бенуа, Г. Нарбут, Г. Жук). Представители этого стиля считали, что они направлены в будущее и будто порывают с традициями XIX столетия, а прежде всего - с бытовым реализмом и салонным классицизмом [12, С. 9]...


Заключение
Век «модерна» был очень коротким – с конца XIX в. до начала мировой войны. Но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. демократизация общественной жизни в конце века, бурный рост городов подталкивало к появлению «нового стиля». В начале века его появление было встречено шквалом критики. Одни считали его «декадентским» стилем, другие – мещанским. Но «модерн» доказал свою жизненность и демократизм. Он имел народные корни, опирался на передовую промышленную базу и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» не обладал строгостью классицизма. Он разделился на множество направлений и школ, которые образовали многокрасочную палитру последнего цветения архитектуры накануне великих потрясений XX века. Стиль модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.
Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность модерна заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, заставляющей забыть о её утилитарном назначении.
Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
Фасады зданий модерна обладают динамичностью и текучестью форм, приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления, иногда они геометрически чётко выявляют составляющие здание объёмы. Модерн путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения, что опреднляет художественную особенность архитектуры стиля модерн.


Список литературы
1. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры Москва [Текст] / И.А. Азиян. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.- 238с
2. Бирюкова Н.В. История архитектуры [Текст]: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений по спец. «Архитектура» /Н.В. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2005. - 367 с.
3. Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия [Текст] / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2004.- 844 с
4. Горюнов В.С. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Напрвления. Мастера [Текст] / В.С. Горюнов. - 2-е изд. - СПб.: Стройздат СПб, 1994. - 359 с.
5. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Лицо города [Текст] / А.Э. Гутнов.- М.: Мол. гвардия, 1999. - 350 с.
6. Ивановская В. Орнамент стиля модерн [Текст] / В. Ивановская.- М.: Издательство В. Шевчук, 2007.-192с.
7. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность [Текст] / А.В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 655 с.
8. Каждан Е.А.. Русская архитектура конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа . arhitektura/razvitie-stilya-modern-v-russkoy-arhitekture-kontsa-19-nachala-20-veka
9. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа am/m62.html
10. Локтева О.Б. Архитектурные стили [Текст] / О.Б. Локтева. - М.: Чистые пруды, 2007.- 230 с.
11. Модерн [Электронный ресурс]. - Режим доступа moscow_encyclopedia/234_modern.htm
12. Русский модерн. Архитектура: по материалам альбома «Русский модерн» / Авт.-сост.: Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М.: Галарт, 1997. -77 с.

13. Соколова Л. Московский модерн в лицах и судьбах [Электронный ресурс]. - Режим доступа ludmila-sokolova/moskovskiy-modern-v-licah-i-sudbah-2/chitat-onlayn/page-3/
14. Хорос В. Москва и ее окрестности: архитектура, история [Текст] / В.Хорос. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 375 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы