На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности рассмотрения споров о лишении родительских прав

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 23.11.2016. Сдан: 2013. Страниц: 93+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3
Глава 1. Правовая природа института лишения родительских прав 8
1.1. Общие положения о рассмотрении судами семейных споров о лишении родительских прав 8
1.2. Основания лишения родительских прав 17
Глава 2. Процессуальные особенности и порядок рассмотрения гражданских дел о лишении родительских прав 47
2.1. Порядок лишения родительских прав 47
2.2. Правовые последствия лишения родительских прав 60
2.3. Восстановление в родительских правах 71
Заключение 85
Список используемых источников 93
Приложения 99

Введение
Забота о детях, создание максимально благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка должна быть поставлена в нашей стране в ряд самых первостепенных общегосударственных задач.
Принимая меры для обеспечения нормальных и здоровых условий воспитания детей в семье и оказывая всестороннюю помощь семье в воспитании детей, общество вправе и строго спросить с родителей, уклоняющихся от этой функции, или исполняющих ее недобросовестно. Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 63) (далее СК РФ) закрепил обязанность родителей заботиться о воспитании детей. Нарушение этой обязанности влечет применение мер ответственности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное рассмотрение дел исследуемой категории особенно важно, поскольку в них идет речь о защите прав несовершеннолетнего ребенка, который сам защищать свои права в суде не может, а родители в силу сложившейся ситуации иногда не могут представлять его интересы. Изучение законодательства и практики рассмотрения этой категории дел показало, что в этой области есть еще нерешенные и спорные вопросы. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о лишении родительских прав специально практически не исследовались.
Одна из самых актуальных проблем современной России – защита прав ребенка, поскольку особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Интересы детей – это прежде надлежащее семейное воспитание, тот самый стержень, на котором основывается формирования здоровой во всех отношениях личности. В понятие «надлежащее семейное воспитание» вкладывается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, передача ему своего жизненного опыта, знаний навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.
Необходимость повышения внимания к этой проблеме никто не оспаривает, однако декларируемый к ней со стороны интерес государства недостаточно подтверждается на практике. С моей точки зрения, государство, должно быть заинтересованно в качестве подрастающего поколения. В обеспечении данного факта оно возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются они в целях обеспечения интересов детей. Однако, несмотря на это по данным Российского детского фонда, около 35 млн. детей (23,9 % населения РФ) остаются самой незащищенной частью российского общества. Это позволяет относить проблему реализации защиты прав и интересов несовершеннолетних детей к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. В системе мер поддержки детей и защиты их интересов особое место занимают правовые средства.
Семейному законодательству РФ известны различные формы реагирования на нарушения прав и интересов детей: лишение родительских прав, что является крайнее мерой, их ограничение, отобрание прав и интересов у детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, отмена усыновления и другие, в том числе принудительное взыскание алиментов.
Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. И этому имеется реальное подтверждение – ежегодно российские суды рассматривают более 20 тыс. дел о лишении родительских прав. Из которых по данным Министерства юстиции и Судебного департамента при Верховном Суде РФ удовлетворенных исков о лишении родительских прав в 2007 г. составило 27640, в 2008 г. – 31790, в 2009 г. – 35454, в 2010 г. – 48222, в 2011 г. - 495883. При этом количество дел о восстановлении в родительских правах неизмеримо меньше.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 11% возросло количество переданных в суды дел о лишении родительских прав, а численность детей, оставшихся без попечения в результате лишения их родителей прав, увеличилось на 5,4%.
Появление таких родителей в нашем обществе не случайность, а закономерность. В современных социально-экономических условиях с особой остротой проявились негативные тенденции резкого ухудшения материального положения российских семей, бедность, повышение уровня безработицы, жилищные проблемы, алкоголизма, наркомания. Все эти социальные явления являются основой неблагополучия в семейных отношениях.
Столь тревожные тенденции не могут не вызвать беспокойства. Противопоставить им можно только комплексное усиление мер защиты интересов детей и ответственности родителей. Для этого необходим единый теоретически подход к правовым последствиям совершения особого деликта – нарушения прав или интересов ребенка.
Проблемы, вызываемые на практике в случае лишения родительских прав рассматривали следующие авторы: Евдокимова Т.П., Панова С.А., Кострова Н.М. и др. В семейном праве вопросами ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей занимались Ворожейкин Е.М., Ершова Н.И., Звягинцева Л.М., Косенко А.Е., Нечаева А.М., Свердлов Г.М., Тадевосян В.С., Червяков К.К., Шерстнева Н.С. и ряд других авторов. При этом, как правило, процессуальные вопросы не затрагивались.
Отдельные вопросы института лишения родительских прав неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты лишения родительских прав разрабатывали такие ученые как, Антокольская М.В., Беспалов Ю.Ф., Казанцева А.Е., Кривоносова П.А., Нечаева А.М., Пчелинцева Л.М. и др.
В работах названных авторов в основном освещаются вопросы материального права, многие процессуальные вопросы остались неразрешенными, по некоторым из них высказаны спорные точки зрения. Поэтому проблема рассмотрения судами дел о лишении родительских прав остается актуальной.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена не только ростом числа детей, родители которых нарушают их права, но и тем, что современное семейное право исчерпало адекватные реагирования на такие нарушения.
Объектом настоящего дипломного исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации института лишения родительских прав.
Предметом исследования являются семейно-правовые и иные отраслевые норма, регулирующие вопросы ответственности родителей и защиты прав детей.
Цель настоящей дипломной работы – исследование института лишения родительских прав и выработка рекомендаций по предотвращению дальнейшего ухудшения положения детей в семье и мер, способствующих надлежащему исполнению родителями из обязанностей.
В ходе исследования данного достижение указанной выше цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть основания лишения и ограничения родительских прав;
- охарактеризовать порядок лишения и ограничения родительских прав;
- определить и рассмотреть правовые последствия лишения и ограничения родительских прав;
- сравнить и выявить отличия между лишением родительских прав и ограничением в родительских правах;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
Эмпирическую базу исследования составили международные акты в области семейного права, гражданско-процессуальное и семейное законодательство России.
Изучено и проанализировано текущее законодательство Российской Федерации, использованы важнейшие нормативные акты российского государства по исследуемой проблеме, руководящие разъяснения Пленумов Верховных Судов РСФСР (РФ). Изучалась судебная практика Федерального краевого суда общей юрисдикции Красноярского края.
Методологическая основа исследования. При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системный методы познания.
Практическая значимость результатов исследования состоит в формулировании предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, которые могут быть использованы в практике законотворческих органов, а также в работе судов, органов опеки и попечительства.
Структура работы обусловлена целями и характером исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Правовая природа института лишения родительских прав
1.1. Общие положения о рассмотрении судами семейных споров о лишении родительских прав
В наше время положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? А это, прежде всего надлежащие семейное воспитание, тот самый стержень, на котором основывается формирования здоровой во всех отношениях личности. В понятие «надлежащие семейное воспитание» вкладывается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка. Передача ему своего жизненного опыта, знаний навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.
Государство, будучи заинтересованным, в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей .
Одной из самых распространенных категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, являются дела о лишении родительских прав. К сожалению, из года в год количество их возрастает.
Лишение родительских прав рассматривается как мера семейно – правовой ответственности, которая применяется судом в случае совершения родителями (одним из них) семейного правонарушения либо умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей.
На современном этапе развития российского общества социологи, педагоги, психологи, юристы констатируют, что институт семьи находится в состоянии кризиса.
Важнейшим инструментом, с помощью которого государство влияет на семью, является норма права. Законодательство, регулирующее отношения в семье, а также отношения между семьей и государством, еще должны пройти значительный путь для того, чтобы соответствовать реальным потребностям развития семьи. Главное здесь – создание «работающих» законов, а для этого необходимо взаимодействие с практикой, выявление реальных практических проблем, которые необходимо решать в нормативных актах. При этом условии можно обеспечить диалектическое единство взаимовлияния нормативных актов на жизнь в семье через учет в них ее социальных, духовных, культурных интересов и влияния семьи на культуру общества в целом .
За прошедший век российский законодатель прошел путь от признания и защиты родительской власти над детьми и отрицания необходимости вмешательства государства в процесс воспитания до приоритетной защиты прав и интересов детей, и необходимости применения к ро.......................
Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)2.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН).
3. Конвенция ООО «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г.
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1993 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изменениями на 30.11.2011) (редакция, действующая с 01.09.2012)
5. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2005 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.11.2011)
6. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (принят 23 окт. 2002 г.) // Рос. газ. – 2002. – 20 нояб. с изменениями на 14 июня 2012 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2012 года)
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 30 декабря 2012 года) (редакция, действующая со 2 января 2013 года)
8. Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г.
9. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ )(в ред. 122-ФЗ от 21 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1988. № 31. Ст. 3802.
10. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г.).
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 18 июня 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г.).
12. Основы Законодательства об охране здоровья граждан; п. 4 ст. 28 Закона РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости РФ. 1992. № 33. ст. 1913(психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании; п. стационаре нахождении клинику не посещают. при анализе ряда с).
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспита¬нием детей».
14. Абельцев С.Н. Семейные конфликты и преступления // Российская юстиция. 2009 № 5. С. 29.
15. Азарова Е.Г. Право на пособия. Виды и размеры выплат. Комментарий законодательства. - М.,1997.
16. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи М., 2006;
17. Абашин Э. А., Чехарина В. И. Семейное право: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2004.
18. Антокольская М. В. Семейное право Учебник для вузов. - 3-е изд., дополн. - М.: Юрист, 2008.
19. 26. Богданова Г. В. Права и обязанности родителей и детей. - М.: Статут, 2004.
20. Беспалов Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита. Владимир,2001.237 с.
21. Беспалов Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской федерации: Автореф. дис. канд. Юрид.наук. Саратов, 2002. 26 с.
22. Беспалов Ю. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребёнка в Российской Федерации. - М.: Аркти, 2008.
23. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М.: Юринформ, 2003.352 с.
24. Волков Н. Насилие над детьми преступников при рассмотрении уголовных дел // Человек и закон. 2012. № 32. С. 52-54.
25. Гаврилов С.Т., Анисимов А.А., Середин А.А. правовая защита семьи: Учебно-методические рекомендации. – М.: Дело, 2004.348 с.
26. Гришин И. П. , Гришина И. И. Семейное право. Вопросы и ответы. - 2-е изд., дополн. - М.: Юридическая литература, 2006.
27. Грудцына Л.Ю. Вопросы. Приме6ры. Рекомендации. – М.: Бератор, 2004. – 296с.
28. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского детского ф


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.