На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 101026


Наименование:


Курсовик Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 14
1.3. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирические основы изучения особенностей взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Методы и методики диагностики уровня сформированности эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ результатов диагностики 26
2.3. Рекомендации педагога по организации взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение 44


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Эмоциональная культура помогает ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвует в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Она влияет на будущее поведение человека, способствует социальному и нравственному развитию.
Исследованием формирования эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возрасте занимались такие исследователи как, Н.Н. Авдеева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов, М.В. Лаврентьева и др.
Формирование эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Семья играет не маловажную роль в воспитании и развитии ребенка. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении формирования эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью систематической работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе формирования эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью системы специальных психолого-педагогических условий для этого.
Это противоречие и стало главным фактором в выборе темы нашего исследования, которое направленно на решение следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в формировании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Подобрать методы и методики диагностики уровня сформированности эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. На основании проведенного исследования предложить рекомендации педагога по организации взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
Изучение литературы, изучение педагогической документации, диагностика детей, констатирующий и формирующий, эксперименты, количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад 310». В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы по взаимодействию ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста может использоваться в работе любого дошкольного учреждения педагогами и психологами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы, использованной при написании работы, приложений.


Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей взаимодействия ДОУ и семьи по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, по мнению Л.И. Божович, это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [7].
Для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.
Эмоции - это психические процессы, которые помогают переживать определенную жизненную ситуацию в жизни ребенка. Эмоции являются индикатором для окружающей среды. Если слово «значимость» понимания важности, необходимости, нужды. Самое весомое, определение К. Ланге: «эмоции - это душевные движения» [19].
Такое понимание эмоции распространено в психологической литературе. Вот что сказал про эмоции С.Л. Рубинштейн: «Эмоция - особая субъективная форма существования» и по словам С.Л. Рубинштейна мы можем для себя уяснить, что за эмоциями стоят потребности [29].
Рассмотрим точку зрения В.К. Вилюнаса, в основе эмоции лежат переживания, которые придают характерность и побуждают субъекта к действиям, либо к деятельности, а отсюда вытекает еще определение как мотивация, автор в своем определении сумел обозначить эмоции, термином мотивация. Иными словами, эмоции показывают: либо мы стремимся к чему то, либо бежим от цели. Автор дает краткое представление термина эмоции: «Эмоции - субъективный носитель мотивации поведения» - здесь говориться о том что, мотивация подчиняется как функция эмоции. В данном значении эмоции будут являться механизмом для регуляции поведения, особо четко будет проявляться на этапах раннего развития [26].
Исследователи и ученые сходятся в одном мнении, что эмоции выделяются организмом какая бы ситуация не была, совершая единое действие. В психологии эмоций выделяют три уровня:
а) переживание или осознание эмоций;
б) физиологические системы;
в) эмоционально состояние [27].
Для ребенка - возраста 5-7 лет свойственны такие формы выражения, как интонация, мимика, пантомимика. Овладев выразительными средствами, он способен более глубоко понимать и переживать за другого. На эмоциональное развитие особо влияет познавательная сфера, включается речь, появляется интеллектуализации. Так же хочется отметить, что в зависимости от деятельности ребенка проявляются разные эмоции. Ближе к 4-5 годам у ребенка начинает проявляться чувства долг, а уже к 6-7 лет оно начинает ярко демонстрироваться [23].
Эмоции, по В.В. Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души [18].
Итак, эмоции (от франц. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимых внешних потребностей, их благо или вреда для жизни индивида. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции, в биологическом же явлении способны защитить себя в любой ситуации. Влияния эмоций на организм играют огромную роль в окружающих условиях, при любой ситуации идет реакция на состояние, определяется форма, механизмы зашиты, т. е. эмоции могут определить полезно или вредно будет то или иное действие [26].
Б.М. Теплов, Т.Д. Марцинковская выделяют четыре показателя развития эмоциональной культуры: эмоциональная устойчивость, лабильность, пластичность, эмоциональность и эмотивность. В дошкольном детстве развитие эмоциональной сферы происходит по всем четырем показателям [20].
Эмоциональная устойчивость развивается на протяжении дошкольного детства, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В случае сохранения эмоциональной неустойчивости к старшему дошкольному возрасту можно говорить о неблагополучии эмоциональной сферы ребенка. Но эмоциональная жизнь ребенка остается насыщенной, интенсивной.
Эмоциональная лабильность проявляется в раннем возрасте, а к 5-6 годам она снижается, эмоции становятся более пластичными. Т.Д. Марцинковская говорит о том, что отсутствие пластичности эмоций в старшем дошкольном возрасте, а также фиксация на отрицательных эмоциях являются показателями отклонения в развитии эмоциональной сферы ребенка [13].
Эмоциональность и эмотивность. По мнению В.Д. Небылицина и А.Е. Ольшаниковой, к старшему дошкольному возрасту ребенком осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, помогает ребенку глубже осознать переживания другого. А.Е. Ольшанникова отмечает, что у детей с низким уровнем эмотивности наблюдается снижение эмоциональной чувствительности к позитивным эмоциогенным ситуациям, слабовыраженная мимика, сдержанность в общении, в движениях, спокойствие, эмоциональная холодность. В отличие от этого, высокоэмотивные дети отличаются ярко выраженной мимической активностью, динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды или неудовольствия [13].
Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [8].
Огромное влияние на эмоциональную культуру оказывает развитие познавательной деятельности. Ребенок познает окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро надоест. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Изменяется роль эмоций в деятельности дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
А. В. Запорожец и Я. 3. Неверович пишут о том, что у дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы. Эта коррекция основывается «на эмоциональном предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации, которая может возникнуть в более или менее отдаленном будущем в результате предпринимаемых ребенком действий и оценки значения их последствий для себя самого, окружающих людей» [27].
Г.А. Широкова отмечает, что в возрасте 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Ребенок начинает понимать, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим учится разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия [31].
В дошкольном возрасте происходит активное формирование детского самолюбия и самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на уважение, лидерство и внимание со стороны окружающих. Все эти стремления имеют эмоциональный фон и нередко сопровождаются отрицательными проявлениями в виде упрямства или капризов. Наиболее ярко желание самоутвердиться проявляется в играх, где притязания на главные роли особенно заметны.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми к старшему дошкольному возрасту приобретают все большую значимость. К 6 годам дети уже нормально взаимодействуют с окружающими людьми, становятся более заботливыми и внимательными, проявляют готовность сотрудничать с ровесниками.
В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Большая часть детей старшего дошкольного возраста может определять эмоции другого человека по его речи. Манеров считает, что задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. У этих детей недостаточно развита и эмпатия [22].
С развитием эмоциональной культуры дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии [1]. В этом случае говорят об эмоциональной напряженности, как проявлении в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоциональное неблагополучие ребенка проявляется в следующих симптомах: высокий уровень тревожности, подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное, проблемы в общении и установлении контакта, ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины, много времени проводит один, ничем не интересуется [19].
Эмоционально неблагополучные, особенно высокотревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Такие дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Уровни понимания детьми эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. А.М. Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека:
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки;
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния с трудом выбирают из предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.
III уровень - словесного обозначения и описания экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;
IV уровень - осмысливания в форме описания: а) дети самостоятельно правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание.
V уровень - осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций; в) проявляют эмпатию - «оречевляют» персонажа (высказываются от его лица), обнар........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы