На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 101094


Наименование:


Курсовик Проблема федерализма в современных российских условиях

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 24.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, понятие и развитие федерализма в Российской Федерации………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность и понятие федерализма в Российской Федерации…………..5
1.2 История развития федерализма в России……………………………….7
1.3 Принципы федеративной государственности…………………………10
Глава 2 Основные проблемы федерализма в Российской федерации…….15
2.1 Основные проблемы современного Российского Федерализма…........15
2.2 Новая модель государственного устройства Российской Федерации...23
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………...36


Введение
В федеративном государстве, переживающем длительный период реконструкции, каким является Россия, вопрос о федерализме неизбежно становится ключевым вопросом государственности. Проблема совершенствования федеративных отношений в последнее время стала предметом широких дискуссий, в средствах массовых информаций и в научных изданиях. Создание федеральных округов, назначение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, изменения в федеральном и региональном законодательствах, прошедшие за 2000 - 2006 гг., закономерно интерпретируются только как первый этап реформы федеративных отношений, который предшествует формированию единой модели и системного видения федерализма.
Главной альтернативой развития федеративных отношений на настоящий момент, судя по всему, является схема «фантомного федерализма», которая состоит в пустом декларировании равноправия субъектов, на деле же имеет место их политическое, правовое и экономическое неравенство.
К сожалению, не все предпринимаемые в настоящее время попытки федеративных реформ нацелены на устранение фантомности в государственно-территориальном устройстве. Порой, наоборот, они эту фантомность усиливают, вкладывая в конституционную оболочку федерализма унитаристское содержание.
В данной курсовой работе предпринята попытка выявить закономерности, подметить типичные ошибки и удачные нововведения реформаторов, сформулировать принципы эффективного функционирования федеративной модели и увидеть дальнейшую перспективу трансформации российской государственности в свете комплексного видения истории и современности России - вот те цели и задачи, поставленные в данной работе.
Лишь системный подход с тщательным анализом ситуации и соотнесение ее с отечественным и мировым опытом к такому многогранному процессу, как федерализм, поможет рассмотреть Российский федерализм и создать в Российской Федерацииреально действующую, симметричную и непротиворечивую модель федеральных отношений, что в свою очередь, поможет создать крепкое и стабильное государство.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и источников.


Глава 1 Сущность, понятие и развитие федерализма в Российской Федерации
1.1 Сущность и понятие федерализма в Российской Федерации.
В качестве одной из основ конституционного строя ст.1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов, но и по числу их разновидностей.
Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т.п. ).В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare- объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.
Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация - это форма территориально - государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования - субъекты федерации; федерализм же - это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащие не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статистику в государственных отношениях, а федерализм - динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма - не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся, тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.
Четкую, неопределимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве, независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.
Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, ровно, как и в федеративных отношениях, вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.


1.2 История развития федерализма в России
Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-эре (до 1918 г.) илиде-факто (в советский период) были унитарном государством. Тем не менее, элементы федерализма в России были.
Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 19550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т.п. В процессе расширения Российской империи, входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.
Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал - демократии в их применении к русской действительности…»). Однако, ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (1918 г.) Россия впервые де-эре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался, как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.
Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно - договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. IIIВсероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат - Совете национальностей Верховного Совета СССР.
Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.)
После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор1992 г. Данный договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях, прежде всего, потому что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов - краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено- Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в право........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - М: Юристь, 2013. - С. 56.
2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. - М.: Республика, 2008. - С.350.
3. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. - М.: Интелтех, 2009. - С.234.
4. Болтеикова Л. Соотношение законодательства РФ и ее субъектов. Основные противоречия// Федерализм. - 2010. -№1. - С. 73-92.
5. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Институт экономики РАН, 2009. -СЛ32.
6. Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новое федеративное устройство России // Государство и право. - 2010. - № 11. - С. 29-37.
7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М.: Норма, 2011.- С.352.
8. Карапетян АЛ. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федераций // Федерализм. - 2011. - №1. - С. 67-90.
9. Мйтрохин С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду // Федерализм.- 2011. - №1. - С. 99-118.
10. Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа // Федерализм. -2012. - №2. - С.31-50.
11. Мухаметшин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа // Государство и право. - №3. - 2010. - С. 49-59.
12. Разграничение полномочий органов государственной власти в Российской Федерации (Информационно - аналитический материал Аналитического Управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации.) // Федеративные отношения. -2008. -№3. -С. 21- 28.
11 Андриченко. А, Валентей. С. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ// Федерализм. 2008. № 4. С. 31-53.
14. Аринин. А.Н. Стратегия развития Российского Федерализма/ А.Н. Аринин. М., 2011. - №6. - С. 114-116.
15. Добрынин Н.М. Российский Федерализм: становление, современное состояние и перспективы/ Добрынин. Н.М. Новосибирск: Наука, 2011. 427с.
16. Йнченко. Н. Российский регионализм// Свободная мысль. 2008. №8.
17. Инченко. Н. Циклы Российского Федерализма// Свободная мысль. 2009.
№6.
18. Косолапов Д. Модели Федерализма в современном мире// Праю Политика.2008. №11.
19. Смирнов. Л.В. Бюджетный федерализм: Парадоксы и противоречия// Государственная служба. 2010. №3. С 41-45.
20. Тарасенко. Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем)/ Ф.П. Тарасенко.: Учебник. - Томск: Изд-во Том. Унта, 2010. - 186 с.
21. Шимширт. Н.Д. Управление государственными и муниципальными финансами/ Н.Д. Шимширт. Томск, 2008. 328с.
22. Швейцов. Ю.Г., Булаш. О.А. Утопизм Российского бюджетного федерализма// Федеративные отношения. 2008. №6. С 74-80.
23. Швейцов. Ю.Г., Бутакова. О.В. Основные направления совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации// Фёдеративныё отношения. 2008. №5. С 73-80.
24. Чешков, М.А, Новый этап дискуссий о федерализме// Регион. 2008. №3 С. ;27-34.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.