На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 101309


Наименование:


Контрольная «Проблема отношения «Мир-человек» в философии Сенеки»

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Философия. Добавлен: 29.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"


Гуманитарный институт
наименование института (факультета)

Кафедра истории и философии
наименование кафедры


Контрольная работа № _1_
по дисциплине: Философия

Тема: «Проблема отношения «Мир-человек» в философии Сенеки»


г. Череповец 2016
Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

Понятие мира в философском учении Сенеки…………………………5

Природа и сущность человека в философском учении Сенеки………7

Место и роль человека в мире…………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………..14



Введение

Философия пришла в Рим из Греции и очень долго воспринималась как нечто чуждое римскому обществу. Но после того как на неё оказало влияние традиционное мировоззрение римлян, она стала важной частью жизни всего общества.
По своему философскому мировоззрению Сенека был достаточно правоверным стоиком. Жизнь Сенеки, полную взлетов и падений, определяющихся перипетиями столичной политики, трудно согласовать с образом философа - моралиста и со многими собственными его произведениями. Точно нельзя сказать, что толкало Сенеку в гущу политики: честолюбие и корысть, в которых его часто обвиняли и которым он, по всей видимости, не был чужд, или убеждение, что философ, встав рядом с властителем, способен принести пользу людям. Черты облика Сенеки утрачены, но можно попытаться понять основное противоречие жизни, исходя из жизненной ситуации, из мироощущения философа, каким оно видится в его сочинениях, и из традиции того учения, к которому он примыкал.
Философские взгляды Сенеки не отличаются ни последовательностью, ни постоянством. Размышления его сосредоточены вокруг вопросов душевной жизни и практической морали.
Философия – лекарство для души; познание природы интересует Сенеку преимущественно с религиозно-этической стороны, как средство для познания слитого с природой божества («что есть бог? душа вселенной») и для очищения души от ложных страхов, а в логических исследованиях он видит лишь бесплодное умствование. Пренебрежение к теоретической стороне философии имеет своим следствием колебания в важнейших вопросах и принципиальный эклектизм. Причисляя себя к последователям Стои, Сенека не считает необходимым строго придерживаться определенного направления и многое заимствует у антагониста Стои, Эпикура. Эпикуреизм привлекает к себе опального вельможу тем, что дает теоретическое обоснование ухода в частную жизнь (трактаты «О душевном покое» и «О досуге»). Как и весь господствующий класс Рима, Сенека не представляет себе реальной возможности иного государственного строя, кроме империи. День, когда римляне перестанут повиноваться императору, будет, по его мнению, концом римского владычества над народами.
Не имея возможности активно бороться с императорским произволом, римские аристократы искали внутренних сил для пассивного сопротивления, и ответом на эти вопросы служит учение Сенеки.
Задача его философии – научить жить и научить умереть, дать внутреннюю независимость и душевный покой при сохранении форм жизни, привычных для римской верхушки. Теоретически Сенека признает всех людей равными, однако, его проповеди обращены только к высшим кругам рабовладельческого общества, и только для них пригодны те практические советы, которые он дает.
На новизну философского содержания учение Сенеки не претендует. При склонности Сенеки к компромиссам, практическая приложимость моральных теорий оказывается зависящей от обстановки и от возможностей отдельного человека в его нравственном становлении. Эта установка приводит к более углубленному анализу индивидуальных душевных состояний, каждый раз требующих специфического «лечения». Момент руководства индивидуальной совестью занимает большое место в моральном учительстве Сенеки, и оно нередко развертывается как интимная беседа двух душ. Сознательное отношение к душевной жизни, собственной и чужой, подымается у него на более высокую ступень, несмотря на то, что отвлеченный образ мудреца и отвлеченные представления о психологии продолжают оставаться идеальным масштабом для классификаций и оценки душевных состояний.
Лучшее произведение Сенеки, содержащее, вместе с тем, наиболее полное изложение его взглядов, – сборник «Моральных писем к Луцилию» (63 — 64 гг.). Это – дневник размышлений, составляющих в совокупности целый курс практической морали. Самоизображение автора служит как бы ответом на запросы стремящегося к совершенствованию адресата. Рисуя себя в различных жизненных ситуациях, Сенека достигает того, что размышления естественно вытекают из соответствующих переживаний.
Актуальностью исследования проблемы «Мир-человек» в философии Сенеки является рассмотрение учения древнеримского философа о устройстве мира, человеческом существовании в этом мире для формирования выводов о стоическом мировоззрении древнего Рима.
Цель: изучить и проанализировать философские взгляды Сенеки на тему
«Мир-человек»
Задачи: рассмотреть философию стоицизма на примере учений Сенеки; определить понятие мира и человека, данного философом.


Понятие мира в философском учении Сенеки

Творчество ЛуцияАннея Сенеки (ок. 4 г. до н.э.- 65 г.н.э.) знаменует собой начало позднего (заключительного) этапа развития стоического учения. Это был известный политик и писатель, философ-моралист и богатейший человек своего времени - такое причудливое сочетание ипостасей наполнило жизнь Сенеки и его творчество, казалось бы, неразрешимыми противоречиями: римский патриотизм в сочетании со стоическим космополитизмом, гражданская доблесть с обходительностью царедворца - эти качества соединялись у Сенеки воедино, раздваивая его образ. Из-за чего существует такое противоречивое мнение о нем в многочисленной исследовательской литературе: от резко негативной оценки до восхваления.
Тем не менее, все авторы едины в том, что Сенека был, прежде всего, учителем морали, а уж затем политиком, поэтом. Об этом свидетельствует обширная литература этического плана, оставленная Сенекой в наследие потомкам: это его знаменитые, написанные уже под конец жизни, «Нравственные письма к Луцилию», философские трактаты «О гневе», «О благодеяниях», «О блаженной жизни» и многие другие.
Юность Сенеки прошла в Риме. Сенека не старался, в отличие от старших братьев и отца, блистать на политической арене. Юношу в большей степени интересовала философия. Он посещал школы пифагорейцев и стоиков, среди его наставников были лучшие мыслители современности. Сенека старался во всем следовать заветам стоиков. Желание посвятить свою жизнь философии было велико, но чувство долга перед родиной и уважение к отцу вынудили Сенеку поступить на государственную службу. Лишенный возможности заниматься любимым делом, философ вскоре серьезно заболел. Состояние его здоровья было настолько тяжелым, что юноша начал подумывать о самоубийстве. От решительного шага его удержала лишь любовь к отцу и нежелание причинять ему боль. Сенека уехал в Египет, где, занимаясь любимой философией и естественными науками, вскоре вышел на поправку. Вернувшись в Рим, молодой мыслитель быстро обрел известность, став сначала придворным поэтом, а оратором при императоре Калигуле – сенатором.
Философскую славу принесли Сенеке его моральные сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепляла и поддерживала эту славу. Из 3-х частей стоической философии наименьшее внимание Сенеки привлекает ее теоретическая часть – логика и теория познания. Сенека постоянно возражает против чрезмерного увлечения логическими вопросами и тонкостями. В теории познания он ограничивается тем, что больше других стоиков останавливается на доказательстве устойчивости выведенных из опыта общих понятий. Проблемы морали настолько преобладают у Сенеки, что им он посвящает значительные части рассуждений в своих «Естественнонаучных вопросах», не говоря уже о «Письмах», где моральная дидактика главенствует...


Заключение

По своему философскому мировоззрению Сенека был стоиком, и стоиком достаточно правоверным. Говорить о развитии этого мировоззрения нелегко, так как в своей стоической основе оно не менялось, и в поздних «Нравственных письмах к Луцилию» нередко повторяются вещи, сказанные в трактатах, датируемых более ранними годами. Зато хорошо известна внешняя биография Сенеки: его имя часто встречается у историков, где он выступает отнюдь не свидетелем, а участником важнейших событий эпохи. По этой причине его образ стал как бы двоиться в глазах потомства.
Жизнь Сенеки, полную взлетов и падений, определяющихся перипетиями столичной политики, трудно согласовать с образом философа-моралиста и со многими собственными его писаниями. Бесполезно рассуждать о том, что толкало Сенеку в гущу политики: честолюбие и корыстолюбие, в которых его часто обвиняли современники и потомки и которым он, по всей видимости, действительно не был чужд, либо доктринерское убеждение, что философ, став рядом с властителем, способен принести пользу людям. Живые черты облика Сенеки утрачены и невосстановимы. Но можно попытаться понять основное противоречие жизни Сенеки, исходя из исторической ситуации, из мироощущения философа, каким оно видится в его сочинениях, и из традиции того учения, к которому он примыкал.
И если мы внимательно вглядимся в те положения, в которые ставила Сенеку история, и соотнесем с ними его сочинения, то легко будет убедиться одном: почти каждый трактат был ответом на очередной вопрос, заданный жизнью, – и ответ этот давался не столько другим, сколько самому себе. «Ты», к которому обращены «Нравственные письма к Луцилию», – это почти всегда и «я» автора. Между жизнью и философией протягиваются силовые линии и возникает напряжение, которым отличается философствованье Сенеки в лучших его работах. Там, где проблема пережита им, он уходит от бесконечного варьирования одной мысли, от скучного разбора всех возможных случаев, от примеров, избитых в сотнях риторических упражнений. Напряженная связь с жизнью была необходимым стимулом к подлинному творчеству для Сенеки.
Но связь с жизнью предполагает определенное отношение к ней. Жизнеотношение Сенеки формировалось под воздействием не только запросов дня, но и глубоких традиций, без знания которых нельзя понять ни его жизненного поведения, ни философствования.


Список использованной литературы

1. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. – М.: АСТ, 2002.
2. Беседы Эпиктета. – М.: Ладомир, 1997.
3. Гай СветонийТранквилл. Властелины Рима. – М.: Ладомир, 2000.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.
5. Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х тт. Том I. (Анналы). – М.: Ладомир, 1993.
6. Марк Аврелий Антонин. Размышления (К самому себе). – СПб.: Кристалл, 2003.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 22. – М.: 1956.
8. Сенека ЛуцийАнней. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977.
9. Сенека ЛуцийАнней. Философские трактаты. – СПб.:Алетейя, 2001.
10. Степанова А. С. Философия древней Стои. — СПб.:Алетейя, 1995.
11. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. - М.: 1995.
12. Тит Ливий. История Рима от основания города. – М.: Ладомир, 2002.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы