На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 101322


Наименование:


Курсовик Развитие творческих способностей старших школьников средствами музыкального фольклора

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«Развитие творческих способностей старших школьников средствами музыкального фольклора»


Выполнила
студентка II курса
ФТБКиСИ, группы 203

Научный руководитель:
Минск 2016

Тема курсовой работы
«Развитие творческих способностей старших школьников средствами музыкального фольклора»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 6
1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей старших школьников 6
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора 12
1.3 Роль фольклора в формировании творческой личности старшего школьника 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 23
2.1. Организация и руководство процессом развития творческих способностей старших школьников 23
2.2. Диагностика уровней творческих способностей старших школьников на разных этапах исследования 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 40


ВВЕДЕНИЕ
Беларусь конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания школьников средствами музыкального фольклора – повернуть их лицом к народной музыке, изначально несущей в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Важно научить подрастающее поколение умению сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить новые связи, зависимости и закономерности, продуцировать нестандартные идеи и подходы, проявлять инициативу и активность, что в совокупности и составляет способность к творчеству, или креативность.
Современная белорусская педагогика чувствует потребность в развитии специальных программ целенаправленного изучения, освоения и конкретных методик, которые предусматривали бы современные и актуальные формы и методы развития творчества у детей в процессе освоения фольклорного материала. Это и послужило выбору темы моего исследования: "Развитие творческих способностей старших школьников средствами музыкального фольклора".
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию творческих способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: технология развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у старших школьников целесообразнее предпринимать средствами фольклора, это повысит интерес детей к народным традициям в целом.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить педагогические аспекты использования фольклора как средства творческого развития;
3) разработать технологию развития творческих способностей;
4) на основе разработанной технологии составить программу развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста;
5) провести диагностику творческого развития старших школьников средствами музыкального фольклора.
Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития творческих способностей старших школьников посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре.
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в фольклорном ансамбле Шкловского РДК в 3 этапа:
I. Констатирующий эксперимент
II.Формирующий эксперимент
III.Контрольный эксперимент
В исследовании принимали участие школьники 9–11 классов, всего 12 человек.
В ходе проведенной работы был использован комплекс различных методов педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов творческой деятельности, анкетирование, тестирование, разные виды эксперимента и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1. Психолого-педагогический аспект развития творческих способностей старших школьников

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не знали таких понятий.
Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие. Творить человек может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.
Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения [6].
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно- интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [3].
Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства.
Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как психические свойства человека не были в поле зрения философов древности [3].
Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеций, Дидро. Дидро и Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеций защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности лишь средой и воспитанием[6].
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром....


Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты
педагогического эксперимента позволили сформировать следующие выводы:
1. Конкретизированы понятия "способности" и “творчество”, которые были выбраны в качестве рабочих.
2. Выяснено, что фольклор оказывает огромное воспитательное воздействие на всех, кто с ним соприкасается.
3. Разработана технология развития творческих способностей детей старшего школьного возраста, которая включала в себя 7 элементов:
• “Постановка руководителем суперзадачи”.
• “Разработка и обсуждение стратегического плана действий участников коллектива”
• “Организация продуктивной репетиционной работы”
• “Создание творческого микроклимата и эмоционально комфортной ситуации”
• “Реализация стратегии и тактики решения задач путем сотворчества”
• “Осуществление концертного выступления и рефлексия его результатов”
• “Постановка новых целей и задач”
4. На основе разработанной технологии была составлена программа
развития творческих способностей старшеклассников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в различных учреждениях социокультурной сферы. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем творческого развития школьников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.


Список литературы
1. Медведева, М.А. Упражнение как метод активизации обучения пению детей дошкольного и школьного возраста / М.А. Медведева // Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. М., 1983. – С. 65 – 72.
2. Алексеев, Э. Фольклор в контексте современной культуры / Э. Алексеев. – Москва: Советский композитор,1988. – 239 с.
3. Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика / Аристотель. – Минск: Харвест, 2011. – 1279 с.
4. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1971. – 376 с.
5. Белорусская этномузыкология: Очерки истории (XIX-XX) // З.Можейко, Т.Якименко, Т.Варфоломеева. – Минск.: Тэхналогiя, 1997. – 268 с.
6. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста) / З.П. Васильцова. - М.: Педагогика, 1983. – 137, [5] с.
7. Гиппиус, Е. Проблемы музыкального фольклора / Е. Гиппиус // Ленинград: Советская музыка, 1933. – №6.
8. Гошовский, В. У истоков народной музыки славян: Очерки по муз. Славяноведению / В. Гошовский. – М.: Сов. композитор, 1971. – 304 с. с черт. и нот. ил.; 6 с. ил.
9.Гусев, В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров / В.Е. Гусев. –Л.: Наука, 1967. – 210 с.
10.Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства / К.С. Давлетов. – М.: Наука,1966. – 174 с.
11. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание,1977. – 198 с.

12. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Минск.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327с.
13. Мальцев, С., Розанов, И. Учить искусству импровизации / С. Мальцев, И. Розанов // Советская музыка. – 1973. – №10. – 10-12 c.
14. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2003.
15. Прихожан, А.М., Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е. Психология / А.М. Прихожан, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. – М.: Академия, 1999. – 349 с.
16. Славянский музыкальный фольклор: Статьи и материалы / [Сост. и ред. И. И. Земцовского]. – М.: Музыка, 1972. - 444 с. – (Фольклор и фольклористика / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии).
17.Теплов, Б. Психология: Учебник для сред. Школы / Б. Теплов. – Москва: Учпедгиз, Образцовая тип. им. Жданова; тип. М-402; тип. М-303, 1950. – 216 с.
18. Эвальд, З.В. Социальное переосмысление жнивных песен Белорусского Полесья / З.В. Эвальд // Советская этнография. 1934. №5.
19. Ялатаў, В. Летапiс беларускай песнi / В. Ялатаў. – Мінск: Лiтаратура i мастацтва. 1962


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.