На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 101375


Наименование:


Курсовик Муниципальное хозяйство как объект муниципального управления в МО «Город Архангельск»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 30.11.2016. Сдан: 2014. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Муниципальное хозяйство как объект муниципального управления


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………….....3
1 Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством……………………………………………………………………………..…5
1.1 Элементы муниципального хозяйства и формы его организации……….…..5
1.2 Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России…………………..…...10
1.3 Место муниципального сектора в системе хозяйственных отношений……………………………………………….……………………….…14
2 Проблемы и пути совершенствования организации управления муниципальным хозяйством в МО «Город Архангельск»……………………………………..….……17
2.1 Жилищно-коммунальное хозяйство……………..……………...…………….17
2.1.1 Энергетическое хозяйство …………………………………..…….……19
2.1.2 Электросетевое хозяйство…………………………...…...…………..….20
2.1.3 Водопроводно-канализационное хозяйство……………………......…..21
2.2 Транспортное обслуживание населения и дорожное хозяйство……………23
2.3 Управление муниципальным имуществом…………………………….....…...26
2.4 Пути повышения эффективности управления муниципальной
собственностью……………………………..……………………..……..……….....29
Заключение…………………………………………………………………………...…34
Список использованной литературы……………………………………………….....37


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях. Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества. Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
Цель курсового проекта - рассмотрение муниципального хозяйства как объекта муниципального управления.
Задачи:
1. Изучить методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
2. Проанализировать организацию управления муниципальной собственностью в МО «Город Архангельск»
3. Разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью в МО «Город Архангельск»


Объект курсового исследования - муниципальное хозяйство.
Предметом курсового проекта является организация управление муниципальным хозяйством в МО «Город Архангельск»


1 Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством

1.1 Элементы муниципального хозяйства и формы его организации

Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством.
Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию можно их классифицировать. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает следующий подход:
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль (и место) того или иного элемента в реализации общественных потребностей.
И с этой точки зрения выделяются следующие элементы:
- муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
- органы местного самоуправления.
Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.
Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.
Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого - цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.
Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге от их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгоднее для муниципального хозяйства.
С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы, можно выделить несколько форм муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.
Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом являются налоги население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.
Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.
От чего зависит существование той или иной модели?
От огромного количества факторов, главными из которых, безусловно, являются:
- объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;
- наличие и характер основных ресурсов территории;
- наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
- налогоспособность населения.
В зависимости от этих факторов формируется конкретная форма муниципального хозяйства.
В структуру муниципального хозяйства (его элементы) входят:
- муниципальные предприятия, деятельность которых направлена и подчинена интересам населения МО;
- результаты деятельности МП (прибыль или конкретные товары и услуги) направляются на удовлетворение общественных нужд;
- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения. Эти предприятия вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых законодательством обязанностей) или общественного (добровольного) принуждения;
- субъект, координирующий деятельность этих разнородных по природе субъектов, в интересах населения муниципального управления.
Инфраструктура включает (помимо перечисленных выше): природные ресурсы (земля, недра); инженерные сети; коммуникации (дороги, включая вокзалы ж/д); связь; транспорт источники тепла, газо и водоснабжения; жилищный фонд; сферу услуг и развлечений; доступность офисных сооружений; обеспеченность квалифицированными кадрами; уровень правовой защиты населения, собственности и предпринимательства; социальную сферу (школы, детские сады, здравоохранение, спорт и т.д.) [2] .
Чем многообразнее и сложнее хозяйство в муниципальном образовании, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.
Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:
- муниципальные предприятия и учреждения;
- предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.
Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия, права же на регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.
В отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают как собственник, с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны [8, С. 134]....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Муниципальное хозяйство – это инструмент с помощью которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность.
Под муниципальным хозяйством следует понимать совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения.
Приведенное определение придает ряд особенностей, ряд отличительных черт муниципальному хозяйству. Муниципальное хозяйство носит черты частного хозяйства, поскольку организации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправный самостоятельный субъект. Однако, в отличие от обычного частного хозяйства, целью муниципального хозяйства не является получение прибыли, а является решение местных вопросов (удовлетворение общественных потребностей). Таким образом, результатами этого хозяйствования пользуются все жители муниципального образования, и они же являются как бы заказчиками услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйство, в этом проявляется его общественный характер. Эта сторона муниципального хозяйства связана с осуществлением органами местного самоуправления своих собственных полномочий.
Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.
Рассмотрение муниципальной собственности МО «Город Архангельск» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие – также социально значимые – нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим. Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности городских властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального хозяйства.
Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципальной собственности существуют и другие проблемы: во-первых, в сфере управления муниципальной собственностью. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых, регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.
Таким образом, видно, что большинство проблем возникает из-за несовершенства законодательства, а также «несправедливого» распределения объектов собственности между «центром» и муниципальными образованиями.
Существует ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности. А это – в свою очередь – «отвлекает» стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, инфраструктуры города. Пути решения:
• планомерно, но последовательно перестроить отношения с руководителями муниципальных предприятий, чтобы повысить управляемость ими;
• подготовка кадров в сфере муниципального управления;
• внедрение в сферу управления муниципальной собственностью системы управление по «слабым сигналам» населения как элемента демократии «на местах», что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с населением.
Наиболее сложной проблемой остаётся обслуживание ветхого и аварийного жилищного фонда и коммунального хозяйства (а также других аварийных объектов: дороги и пр.). Очевидно, что в сложившейся ситуации без помощи федерального или областного бюджетов не обойтись.
Анализируя зарубежный опыт построения системы власти на муниципальном уровне, была отмечена особенность, характерная для Европы в целом: сокращение собственно коммунальных дел и расширение обязательных и делегированных. Возможно, и нам (МО «Город Архангельск» и Российская Федерация в целом) следует применить данный опыт. Это позволило бы решить ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются местные власти по всей стране, в том числе и проблему капитального ремонта относительно большого числа объектов муниципальной собственности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006. – С.52-57.
2. Вертакова Ю.В., Харченко Е.В. Система государственного и муниципального управления. М.: КноРус, 2009. – 272 с.
3. Глазунова Н.И. Система государственного управления Уч. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 551 с.
4. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гросс-Медиа, 2009. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. М.: Флинта, 2009. – 352 с.
5. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. М.: Флинта, 2009. – 352 с.
6. Перешеин В. Малые и средние города России: стратегия социального развития//Муниципальная власть, № 4(июль-август) 2008 г. – С.54-56.
7. Радугин А.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 754 с.
8. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С.Прудникова, Д.С.Белявского. М.: Юнити, 2009. – 399 с.
9. Круглый стол «Местное самоуправление: финансовый тупик»// Российская Федерация сегодня № 26, 2008. – С. 14-17.
10. Официальный сайт мэрии г. Архангельска – URL: 2/resheniya/document-n013-2002.shtml
11. Субъекты права собственности – URL: gkuchebn/serg/191.htm (Дата обращения 10.11.2014).
12. Социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск" на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов,(с изменениями на 28 октября 2013 года).
13. Кокорев Д. А. Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления России с основными моделями местного самоуправления, – URL: docs/pravo/0903/2.html (Дата обращения 10.11.2014).
14. Половинкин П.Д. Управление государственной собственностью в условиях трансформации экономики: проблемы теории и практики, – URL: rags_pub/content/polovinkin.shtm (Дата обращения 10.11.2014).
15. Зырянов С. Г. Управление муниципалитетом г. Челябинска по «слабым сигналам» населения – URL: modern/article.php?id=257 (Дата обращения 10.11.2014).
16. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 18.10.2007 № 230 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 № 110 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 22.10.2007, № 43, ст. 5084.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы