На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 102841


Наименование:


Реферат Японская культура: исторические традиции и артефакты

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 11.1.2017. Сдан: 2015. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Древняя Япония……………………………………………………………………………………….....4
Средневековая Япония…………………………………………………………………………………11
Япония в становлении на путь капитализма………………………………………………………….15
Современная Япония..........................................................................................................................19
Заключение...........................................................................................................................................28
Список литературы...............................................................................................................................29

Введение
В последнее время постоянно растет интерес к восточной культуре и традициям. Это неудивительно: Запад с его сложившимся на протяжении веков «европейским» менталитетом и антично-христианскими корнями всегда стремился познать и постичь таинственные и столь отличные от нее культуры других народов и этносов. Особенно привлекала европейцев самобытная, загадочная и неповторимая Страна восходящего солнца Япония.
Сами японцы называют свою страну Нихон, что означает «начало Солнца». Согласно японским мифам, их прародительницей была богиня Солнца Аматерасу - отсюда и произошло название. На Западе получило распространение другое слово - Япония, от чтения китайских иероглифов «начало Солнца». Европейцы впервые узнали о существовании этой далекой страны от Марко Поло после его путешествия в Китай в конце ХIII века.
Японская культура - это огромный пласт традиций, обычаев и устоев, присущих этой удивительной стране. Она поражает своей глубиной и самобытностью. О Японии и ее культуре можно говорить бесчисленно много, но я хотела бы остановиться лишь на некоторых аспектах.


Древняя Япония
Начало формирования японской нации
Первые поселенцы на территории будущей Японии появились во времена палеолита. Японии, как таковой, тогда еще не было, так как японские острова отделились от Азиатского полуострова лишь в эпоху мезолита в результате обширного таяния ледников. Это явление получило впоследствии название погана и описано во многих древних культурах. Благодаря этому Япония обрела те границы, которые мы видим сейчас на карте.
Наиболее значительной и интересной эпохой этих древних времен является неолит, который для Японии датируется 8 тысячелетием - 300-ми годами до нашей эры. Этот период характеризовался не только традиционными для древних племен занятиями, но также и появлением земледелия. Именно оно способствовало резкому скачку в развитии человека: появляются различные орудия труда, человек начинает вести оседлый образ жизни, развиваются и усложняются различные сферы социальной жизни. Для Японии этот период характерен появлением керамики, специфический «шнуровой» орнамент которой дал название всей культуре - «дзёмон». Земледелие традиционно считалось женским занятием, вследствие этого увеличивалась роль сельского хозяйства в жизни японцев, и возрастал авторитет женщин в общине. Постепенно это привело к некоторой смене социальных ролей, и женщины стали занимать место в обществе, равноценное позициям мужчин. Об этом свидетельствуют археологические находки в местах бывших культовых сооружений, а также в захоронениях находят множество характерных статуэток - «догу», представляющих собой преувеличенное изображение беременной женщины. Как предполагают археологи, эти артефакты символизировали культ домашнего очага и плодородия, обозначали женщин и все женские функции: материнство и хранение домашнего очага. Они были необходимыми элементами многих ритуалов, направленных на увеличение плодородия, а также призванных уберечь общину от различных бед и заболеваний. Характерной особенностью догу, найденных в погребениях, является отсутствие у них правой руки, что объясняется стремлением древних японцев обеспечить им наиболее легкий переход в загробный мир, где они должны были оберегать умерших. Подобные фигурки свидетельствуют не только о возросшем авторитете женщин, но и о том, что, помимо всего прочего, женщины в древне-японском обществе осуществляли еще и отправление ритуалов, что говорит об их значительном влиянии в одной из главенствующих сфер в жизни древних народов - в сфере религии.
О наличии зачатков религиозного мировоззрения у предков японцев свидетельствуют исследования захоронений. Обычным делом было хоронить умерших в так называемых раковинных кучах, своего рода кухонных отходах. Но интересно здесь то, что хоронили умерших в определенной позе - «эмбриона», строго ориентируя голову покойника на сторону света. По тому, какая это была сторона, можно проследить эволюции религиозных верований древних людей. Итак, расположить покойника могли головой на запад, восток и, реже, на север. По мнению исследователей, два последних варианта представляют собой пережитки наиболее древних представлений, так как символизируют собой те стороны света, где солнце еще не взошло. Но такой способ расположения довольно скоро был вытеснен другим, более традиционным для всех древних сообществ, т. е. ориентированием умершего головой на запад, туда, где солнце уже зашло и где располагается, следовательно, загробный мир. Кроме этого, существовали и другие особенности захоронений, например, такие как окрашивание тела покойного в красный цвет. Эта особенность и захоронение в позе «эмбриона» указывают на существование восприятия смерти как перерождения, перевоплощения в тотемное животное, призванное оберегать поклоняющееся ему племя. Последний факт свидетельствует о широком распространении тотемизма на данном этапе развития протояпонского общества. Еще одно интересное наблюдение о том, что тела в захоронениях были тем или иным образом покалечены (как правило, у них были сломаны руки или ноги), объясняется страхом древних людей перед покойниками и желанием предотвратить любую возможность их возвращения на этот свет.
Помимо развития представлений о загробном мире и тотемизма, большое значение древние японцы уделяли различного вида магии. Исследователи обнаружили неоспоримые свидетельства распространения этого вида верований древних народов. Наскальные рисунки, изображающие охоту или рыбалку, представляют доказательство существования имитирующей магии. Дело в том, что древние люди верили, что с помощью подобных изображений они получают власть над реальностью и могут обеспечить удачный исход дела. Так же широко была распространена магия жеста. Так, например, близкие друг другу юноша и девушка в случае расставания завязывали у себя на одежде узелки, что символизировало их взаимную верность. Если же узел развязывался, то это означало разрыв и нарушение клятвы, что приравнивалось к преступлению. Владели японцы и другой весьма распространенной магией - магией слова, следы которой можно до сих пор встретить в вере в то, что слово обладает некой силой, или «душой». Примеров такой магии служат разного рода заговоры, привороты, заклинания и прочее.
Население японских островов в тот момент состояло из так называемых земляных пауков, или пещерных людей, а также существовавших отдельно от них горных жителей. Последние имели ярко выраженные черты айнов, из-за чего весь период культуры «дзёмон» получил название «страны айнов». Одной из проблем современной этнографии является вопрос о происхождении этой народности. Хотя некоторые исследователи оспаривают их родство с современным населением Японии, но большинство все же склонны видеть в них предков японцев. Это лишь одна из проблем, связанных с этим народом. Не менее потрясают открытия, касающиеся его происхождения. Данные археологов четко указывают на его родство с народностями Австралии и Индонезии. Наиболее близки айнам, как это ни покажется странным, австралийцы, что подтверждается также данными сравнительной лингвистики.
Следующий после культуры «дзёмон» период в японской истории носит название “культура Яёй” - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. Придя на смену айнской культуре, он просуществовал до 300 года нашей эры. В это время появилось большое число переселенцев с материка, принесших с собой бронзу и железо, ранее неизвестные коренным жителям островов. По своему распространению эта культура подразделяется на две области: западную и восточную, имеющие значительные различия.
Западная область относилась к острову Кюсю. Для нее было характерно изготовление мечей, которые, помимо непосредственных своих функций, служили еще и предметом культа, рассматриваясь как вместилище бога. Кроме мечей в этой области изготавливались еще и зеркала, которые также выполняли магическую функцию в различных древних ритуалах. Считается, что зеркалам придавали такое значение, прежде всего из-за их способности отражать зло и различные напасти, но существуют и другие варианты объяснения роли зеркал в древней японской культуре: они рассматривались и как символы солнца, и как посредник между человеком, его душой, отражающейся в зеркале, и Вселенной. Последнее представление было заимствовано у китайских переселенцев вместе с зеркалами: китайцы верили, что зеркало открывает путь к всеобщему закону - Дао. Еще одним значимы артефактом были предметы, изготовленные из яшмы, и сама яшма как таковая. По заимствованным опять же у китайцев верованиям считалось, что яшма отвращает злых демонов от человека. Несмотря на то, что почти все эти элементы культа были переняты у другого народа, они до сих пор занимают значительное место в японской культуре, являясь священными талисманами, символами царской или императорской власти. Меч, зеркало и яшма по-прежнему символизируют священную власть правителя.
В восточном ареале культуры «яёй» широко были распространены бронзовые колокола, носившие специальное имя - «дотаку». Они подвешивались в храмах и древних святилищах, как правило, на ветвях священных деревьев. Именно с их помощью считалось возможным общение с божествами, для чего каждый раз во время молитвы необходимо было позвонить в такой колокол.
Для археологов найденные «дотаку» ценны еще и тем, что на них сохранились росписи, изображающие сцены быта древнего населения Японии, что помогает расширить наши знания об этой области их жизни.
Развитие хозяйства, усложнение социальной структуры привели к выделению знати, что не могло не отразиться в способах захоронения людей, принадлежащих к различным социальным слоям. Состоятельных членов общины хоронили в специально отведенных местах, оставляя в могилах традиционные талисманы, инвентарь и оружие, чтобы умершие могли пользоваться ими в загробной жизни, тогда как рядовых общинников просто вывозили за пределы обжитого пространства и оставляли на съедение диким животным. Кроме свободных членов общины в социальной структуре появилось еще одно звено, ставшее возможным благодаря многочисленным войнам между племенами - рабы. Сначала рабы считались собственностью всей общины, но постепенно зажиточные земледельцы стали обзаводиться своими личными слугами-рабами, что не получило широкого распространения, так как рабы в Японии были большой редкостью и ценились очень высоко.
В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.
В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Николай Яковлевич Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она, тем не менее, представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами.
Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III - IV веках нашей эры, в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.
Период с IV по начало VII века носит название курганного, или «кофундзидай», по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее, такое широкомасштабное строительство - а в настоящее время обнаружено более 10 тысяч курганов-не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности.
В III - IV веках нашей эры существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали. По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой - осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.
О последних веках древнего японского общества нам сообщают хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонери. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю “Века богов”, рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделалось верховное божество - Небесная богиня Аматерасу.
Эти боги породили “Страну островов”, и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматерасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм (“путь богов”).
Архитектура и скульптура
Японское искусство складывалось и развивалось под огромным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле.
Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религия. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.
Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север в целом соответствует корейским и китайским прототипам. Однако многие конструктивные особенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуют о том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном участии местных мастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являлась также отсутствие в них помещений для молений - особенность, унаследованная от композиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не для молений, а для сохранения храмовых святынь.
Иноземные воздействия, органически соединяясь с местными народными традициями, изменяясь, способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Дворцы и храмы, раскинутые среди зелени садов, росписи, умело сочетающие декоративную яркость со строгим лаконизмом, выявляющие саму........


Список литературы

1. Японский репортер [Электронный ресурс]/Художественная культура Японии, ее развитие и виды. - Режим доступа: < >2. Литературный портал [Электронный ресурс]/Культура Японии. - Режим доступа: < >3. Гаджиева, Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. - Ростов-на-Дону, 2006.
4. Кондрад, Н. И. Очерк истории культуры Древней Японии. - М, 1980.
5. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. Том 13. - М, 1969-1978.
6. Мадо [Электронный ресурс]/Культура и традиции Японии. - Режим доступа: < >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.