На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Исследование книги Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. Значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина, история ее строительства. Концентрация знаний об окружающем мире в понятии дом.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Введение

Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Но ведь человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал в понятие дом. Русские дома назывались избами.
Цель данного реферата является: исследовать значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина.
Объект исследования: книга Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». - СПб.: Паритет, 2004. В своей книге они подробно и доступным языком рассказывают о русской крестьянской избе, которая являлась для русского народа родиной, семьей, об обычаях русского народа.
В соответствии с этим в реферате поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие изба и значение избы в жизни крестьянина;
2 рассмотреть историю строительства избы.
Русская крестьянская изба

Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на домашнее и не домашнее. И здесь уже существовала веками отработанная система правил, предписаний и запретов.
Чтобы выбрать площадку для постройки, прибегали к гаданиям. Например, в намеченном месте оставляли на всю ночью зерно или куски хлеба. Если к утру еда исчезала или её становилось меньше, это означало, что место «нечистое», строить здесь нельзя.
Для определения границы между будущим домом и остальным пространством (дом - не дом) существовали многочисленные приметы и обряды, связанные со стенами, порогами, дверьми, запорами (то есть границами между внутренним, домашним, и внешним пространством). В Вологодской губернии читался заговор: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит хлеб да соль, скот и живот и всю нашу семью». Этот заговор еще раз подтверждает, что слово «дом» первоначально означало не жилое строение, а общественную организацию-семью.
После того как намечались границы дома, происходило дальнейшее упорядочение пространства. И опять прибегали к гаданиям. Сперва насыпали кучку жита там, где будет святой угол, потом там, где встанет печь, где будут сходиться причелковая и глухая стены в дверном углу. Таким образом, отмечалась «ценностная иерархия» углов: святой-печной-глухой-дверной. Каждая деталь дома имела свой скрытый, потаенный смысл, все вместе они должны были защищать семью от несчастий.
В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба, истопка, грыдня". «Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети. Клеть - четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба.
Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XV II - XVIII веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю, т.е. выкапывалось углубление, и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, его заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами.
Начиная с XIII века, получают распространение «курные» избы. Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил ("курился") через дверь. Отсюда и название - курная. Таким образом, частично помещение обогревалось дымом, вследствие чего вся изба зарастала копотью, которую надо было периодически смахивать метлой. В период с XIII века по XV века стали появляться отверстия в стене, так называемые волоковые окна, представляющие собой вырубленные щели под потолком размером примерно 30 на 40 см. Часть дыма выходила через такие отверстия. Через такие окна проникало очень мало света, и в помещении почти все время было темно. Первое время после появления такие отверстия прикрывались при необходимости поленцами, особенно в зимние морозы. В помещении, при входе также содержался домашний скот, нуждающийся в тепле.
С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-черному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору. Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-черному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Особенность русской крестьянской избы состояла в том, что дом был разборный. Вся постройка собиралась без единого гвоздя, железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь. Четыре бревна, связанные по углам, называются венцом. Один венец укладывался на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу. На верхний венец укладывалось поперечное бревно-матица, которое служило опорой для потолочных плах.
Матица, или матка - важная часть постройки. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбелька - вот еще один символ надежности этой детали дома, ведь ей доверяли самое драгоценное -жизнь ребенка.
Особое значение матица приобретала в обрядах. Во время сватовства сваха садилась под матицу, здесь же причесывали невесту перед тем, как она навсегда покидала свой родной дом. Отправляясь в дальнюю дорогу, прикасались рукой к матице, чтобы путь был счастливым. Под матицей вешали зуб от старой бороны для предохранения дома от клопов, блох, тараканов, пучки коровьей и лошадиной шерсти при покупке домашней живности, лекарственные травы и т.п.
Матица являлась условной границей, которая делила дом на две части: переднюю и заднюю. Гость или чужой человек никогда не заходил без приглашения за эту невидимую черту. Но дом только тогда дом, когда в нем есть окна и дверь. Жилище без окон и дверей - это уже не жилище человека, а дом «иного мира», потустороннего. Вспомните избушку Бабы-Яги: «стоит избушка без окон и дверей...».
Особое значение придавалось запорам, поэтому так много сложено загадок, пословиц, примет о замках, засовах, ключах: «Маленький, пузатенький, весь дом бережет», «Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает». Помимо замка для защиты дома прибегали к символическому очищению: рисовали кресты, прибивали к порогу найденную конскую подкову, нож, обломок косы.
Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову, непривычный гость и шишку мог на лбу набить. Так что, входя в дом, человек невольно кланялся порогу.
Двери и окна связывают жилое пространство с внешним миром, миром космических явлений: солнцем, светом, тьмой, зимой, летом. Через окно проникает свет, через окно можно увидеть, что происходит на улице, оставаясь внутри. Окно (око) -это глаза дома. В фольклорных текстах часто встречается волоковое оконце, красное, косящатое, дымное. Волоковые окошка прорубались в двух соседних бревнах в половину толщины каждого бревна и изнутри задвигались (заволакивались) деревянным щитком-волоком, ходящим по горизонтальным прибойкам.
Уже в глубокую старину для пропускания света в оконце вставлялась рамка, затянутая бычьим мочевым пузырем или брюховицей, пленкой, снятой с брюшины животного. Встречались также окна, затянутые рыбьим пузырем, куском промасленного холста. Зимой даже использовались пластины речного льда, которые в большом количестве заготавливали для хранения и охлаждения пищевых продуктов, для получения пресной воды. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.