На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Основные этапы жизни и творчества Солженицына. Материалы к творческой биографии. Тема ГУЛАГа в творчестве Солженицына. Художественное решение Солженицыным проблемы национального характера. История России в произведениях Солженицына.

Предмет:

Литература

Год сдачи:

2007

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

--

Дата публикации:

18.09.2007

Описание (план):


- 31 -
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА истории новейшей отечественной литературы
ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Учебно-методическое пособие

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

Проблемы творчества А.И. Солженицына: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. - ????? с.

В пособие включены тематический план, программное содержание лекционного курса, планы практических занятий, задания по самостоятельной контролируемой работе, контрольные вопросы и тесты к зачету, темы курсовых работ, библиографический список.

Для студентов магистратуры, преподавателей, учителей-словесников.

Автор А.А. Фокин, кандидат филологических наук, доцент

Научный редактор Л.П. Егорова, доктор филологических наук, профессор

Рецензент Г.П. Толпаева, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра истории новейшей отечественной литературы Ставропольского

государственного университета, 2005

Издательство Ставропольского

государственного университета, 2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

А.И. Солженицын - писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису. Немаловажное значение имеет и тот факт, что Солженицын - наш земляк, что его родственники жили и до сих пор живут на Ставрополье.
Целью курса является ознакомление студентов с биографией писателя, изучение основных его произведений, отразивших самые трагические и переломные периоды российской истории. В курсе решаются и следующие задачи:
- проблемный анализ художественных и публицистических произведений А.И. Солженицына с учетом специфики жанра и поэтики;
- выявление традиций русской классики в творчестве писателя и его новаторства;
- изучение литературной критики, научно-популярных исследований, посвященных А.И. Солженицыну.
В основу изучения творчества А.И. Солженицына положен социологический подход. Проблемно-тематический принцип анализа художественных произведений объясняется их художественно-документальной природой и своеобразным художественным решением наиболее значимых для жизни общества проблем.
Курс имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам использовать изученный материал в практике преподавания литературы в средней школе, в том числе в профильных классах.
Курс для магистров рассчитан на 70 часов, из которых 20 отводится на лекционные занятия, 14 - семинарские и 30 - на самостоятельную контролируемую работу студентов. Завершается курс зачетом. Контрольные вопросы к зачету прилагаются. По желанию студента ему может быть предложен электронный вариант зачетного теста, по результатам которого выставляется зачет.
Предложенный в пособии список литературы носит рекомендательный характер и может корректироваться и дополняться студентами и преподавателем в процессе работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование темы
Колич. часов
СКР
Лекц.
Семин.
1.
Введение
2
2
2.
Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Материалы к творческой биографии писателя
2
2
4
3.
Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына
4
2
6
4.

Художественное решение А.И. Солженицыным

проблемы национального характера
4
4
6
5.

История России в произведениях

А. Солженицына
4
4
6
6.

Репрезентация основных проблем творчества

в публицистическом дискурсе
2
2
4
7.
Значение творчества А.И. Солженицына
2
4
Всего
20
14
30

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ

Творчество А.И. Солженицына - одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в.

Сведения об истоках рода Солженицыных. Драматизм судьбы писателя. Личность и творчество Солженицына в контексте отечественной и мировой литературы. Учителя и наставники в «Литературной коллекции» А.И. Солженицына (Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др.).

Художественная, информативная и суггестивная сила творений А.И. Солженицына: Солженицын и русская историософия; Солженицын и русское слово.

Этапы изучения А.И. Солженицына в России и за рубежом

Актуальность и исторические перспективы изучения творческого наследия А.И.Солженицына в наши дни.

Цели и задачи курса.

1. Основные этапы

жизни и творчества А.И. Солженицына.

Материалы к творческой БИОГРАФИИ

1918-1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.

1941-1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.

1956-1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.

1974-1994 гг. Изгнание с родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключенным и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».

1994-2000-е гг. Возвращение на родину. Солженицын на Ставрополье (1994). Писатель и российское общество конца 1990-х - начала 2000-х годов.

Проблема изучения творческой и социальной биографии писателя. А.И. Солженицын как национальный мыслитель. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др. Краткая характеристика других источников: мемуары писателя и его современников, письма, документы, хроника литературной жизни и т.д. Архивные материалы кафедральных лабораторий «Русская литература ХХI века : проблемы духовности» и «Литературы народов Северного Кавказа».

2. тема ГУЛАГА в творчестве А.И. Солженицына

2.1. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962): история создания, идейная проблематика и образная структура. Хронотоп тюрьмы. Образ времени и мир «зэка» в рассказе. Действующие лица и прототипы. Картины лагерной повседневности. Авторская субъективация повествования в рассказе: психологизм, достоверность, широта художественного обобщения, приемы стилевого сгущения речи. Полемика о жанровой природе рассказа. Традиции и новаторство в реализации «лагерной темы». Вариант рассказа для «Нового мира» и борьба А.Т. Твардовского за его публикацию. Рецепции рассказа: в критике 60-х годов, в оценках читателей, в современной литературной критике.

2.2. Роман «В круге первом» (1955-1968). История создания романа, причины вариативности (семь редакций). Смысл названия. Тематика романа. Прием сжатия действия. Феномен композиции и сферы смыслов романа. Главные действующие лица - Нержин, Рубин, Сологдин и их прототипы. Проблема нравственного выбора (образы Спиридона и Волгина). Быт марфинской шарашки. Роль вставной новеллы «Улыбка Будды» в идейно-тематическом замысле романе и его композиции. История с полкопейкой: ее значение, политические выводы. Суд над Игорем Святославовичем - героем «Слова о Полку Игореве…»: проекция на современность. Прием трагической иронии в передаче лагерной темы. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина. Полифонизм в романе «В круге первом» как основной путь в раскрытии лагерной темы.

2.3. Отражение атмосферы и ситуаций политических репрессий в романе «Раковый корпус» (1966). Прототипы и образная система. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи. Поэтика портрета в романе. Социальный конфликт и его разрешение (Русанов - Костоглотов). Замысел роман. Время и история в романе, его автобиографичность.

2.4. Раскрытие системы советских тюрем и лагерей в художественно-документальном повествовании «Архипелаг ГУЛАГ» (1964-1968). Метафорический смысл названия. Восприятие и воссоздание института репрессий как системы, как знакового явления тоталитарного режима.

История создания «Архипелага ГУЛАГ», его временные и пространственные границы; основная проблематика. Трехтомно-семичастная конструкция повествования. Логика исследования деятельности репрессивного аппарата автором и композиция произведения. Сарказм драматической завязки.

Место и роль документального материала и своеобразие жанра «Архипелага ГУЛАГ». Вымысел как средство концентрации действительности; наложение исторического (документального) и автобиографического сюжетов-слоев. Образы-символы архипелага и континента в контексте произведения. Реалии лагерного быта. Условия и шансы духовного прозрения и воскресения людей в «Архипелаге». Оценка произведения читателями и критикой. «Архипелаг ГУЛАГ» в свете библеистики и современного духовного опыта.

2.5. Значение солженицынского «ГУЛАГА» для русской и мировой литературы. Традиции и новаторство в решении лагерной темы Солженицыным. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова в произведениях Солженицына: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных. Приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы и его новаторство.

Современники и последователи Солженицына в разработке лагерной темы. Произведения А.И. Солженицына с лагерной тематикой в контексте отечественной «лагерной» литературы (О. Волков, Г. Владимов, А. Жигулин, Л. Бородин и др.). Документальный и художественный «спор» Солженицына и В. Шаламова.

3. Художественное решение А.И. Солженицыным

проблемы национального характера

3.1. «Деревенская проза» 1960-1990-х гг. и проблема русского национального характера. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов. Использование творческого опыта Солженицына в русской литературе. Корневое значение крестьянских типов в созданной А.И. Солженицыным «характерологии русской жизни». Типологические координаты характерологии: тип «традиционного человека» (Матрена) - тип «вольного человека (Шухов).

Архетипическое начало ценностной структуры героев-личностей писателя. Крестьянский характер как «базисная личность». Аспект деревенской темы в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Предметные образы в художественной концепции национальной картины мира Солженицына. Функции предметных деревенских образов в повести «Один день Ивана Денисовича».

3.2. Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикации. «Матренин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и ее мира. Нравственный облик Матрены-праведницы, ее духовная стойкость. Судьба героини как горький опыт раскрестьянивания деревни. Авторская позиция в рассказе. Широта художественного обобщения в образах Матрены и Фаддея. Особенности стилевого воплощения деревенской темы в рассказе. Структура и иерархия «вещных полей» в рассказе «Матренин двор». Быт как форма воплощения гармонии и стабильности национального бытия. Интерьер как средство характеристики персонажей. Бытовое и надбытовое в предметах домашнего интерьера произведений писателя. Солженицын как один из основоположников «деревенской прозы» в русской литературе второй половины ХХ века. «Диалогизирующая активность» его рассказов.

3.3. Русский национальный характер и «русская идея» в малой прозе Солженицына 1960-х гг. Народность и символика образа Захара в рассказе «Захар-Калита». «Правая кисть» как рассказ-символ. Нравственно-эстетическая проблематика рассказов «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела» и их главные герои. Художественное измерение веры в малой прозе писателя. Церковь и мир в рассказе «Пасхальный крестный ход».

3.4. Основная тематика и идейная направленность рассказов 1990-2000-х гг.: «Эго», «На краях», «На изломах» «Настенька» и др. Поэтика заглавий. Типология характеров в рассказах и их основные черты. Жанровые и композиционные особенности рассказов, своеобразие языка и стиля. «Двучастные рассказы» как циклическое единство; параллельность жизнеописания героев. Проблема раскола национальной личности в горниле исторических испытаний («Эго», «На краях»). Приоритетность идеи Эго, личностного «я» в развитии национального характера в ХХ веке. Образ «свидетеля века» и утверждение его «я» в контексте национальной и мировой истории («На краях») «Двучастные рассказы» как итог в осмыслении национального характера и в диалоге писателя с «деревенщиками».

3.5. Изображении русского характера в прозе малой формы: «Крохотки» А.И. Солженицына 1960-1990-х гг. Принципиальная значимость содержательного и стилистического планов в миниатюрах. Сжатость и емкость изобразительных средств. Своеобразие портретов, место и роль пейзажа и общей тональности повествования в раскрытии русской национальной ментальности. Противостояние человеческого и официозного. Приемы фокусного увеличения. Предметный мир в «Крохотках» и подчеркнутость значащей детали в создании образов русских людей. Образ автора и значение идеологических пассажей в рассказах.

3.6. Критическое осмысление проблем русской деревни и русского национального характера на страницах «Архипелага ГУЛАГ» и эпопеи «Красное колесо» (1969-1991). Фольклор как средство изображения национального характера в «Красном колесе»; Идеи почвенничества в эпопее.

Образы солнца и дерева как крестьянского (шире - русского) рода и его благополучия. Сквозные образы и мотивы. Мотивы разрушения и созидания. Диалектное слово в художественной системе писателя.

4. История России

в произведениях А. Солженицына

4.1. Рассмотрение проанализированных выше тем и проблем в масштабах истории России ХХ века и ее основных этапов - революций, Первой и Второй мировых войн.

Тетралогия «Красное колесо» (1969-1989). Творческая история произведения. Его временные и пространственные границы. Символика названия произведения. Основные части-узлы повествования и их тематика. Жанр и композиция «Красного Колеса». Особенности организации повествования в «экранах». Образная структура повествования: герои реальные и вымышленные, их основные черты. Особенности стиля и языка повествования. «Чувство современника» в изображении событий прошлого (образ Сани Лаженицына). Образ автора как нарративно-смысловой центр исторической эпопеи. Разноплановость ретроспекций в произведении; исторические ретроспекции на судьбу столыпинских реформ. Отношение исторических личностей романов к проблеме крестьянства и общинного уклада русской деревни. Документы и вымысел. Традиции и новаторство Солженицына в изображении реальных исторических событий. Место тетралогии в русской и мировой литературе. Критика и читатели о «Красном колесе».

4.2. Основные темы романа «Август Четырнадцатого». Фронтовые дороги Солженицына в Восточной Пруссии как стимул к созданию романа о Первой мировой войне. Критическое отношение к царской семье. Исторические личности в романе. Самсоновская катастрофа и судьба Столыпина.

5.3. Основные сюжетные линии романов «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого». Документальность в изображении царской думы, недееспособность Временного правительства в романах. «Карнавал» революции и исторические личности в полотне «Красного колеса». Авторский пафос в создании образов-портретов политиков и исторических персонажей. Образы В.И. Ленина и Царя Николая II. Комическое и трагическое в образе П. Струве. Психологическая мотивировка поведения персонажа в соответствии с переживаемыми историческими событиями. Извечная тема соотношения литературы и политики в диалоге Струве и Шингарева»: контраст либерального и консервативного мировоззрений. Проблема философии власти и политического компромисса. «Февральская мифология»: концепция «самопадения» февральской революции в «Красном колесе».

Нарративная организация в ленинских главах эпопеи. Ирония как форма выражения идейно-эстетической оценки в главах о Керенском. Интерьер как средство идеологической характеристики персонажей. Смысл и значение пословицы «супротив печатного не попрешь» в трагической истории России.

4.4. Драматургическая трилогия «1945 год» («Пир победителей», «Пленники», «Республика труда»). Основная проблематика трилогии. Моменты автобиографичности в пьесах: проблема автора и истории; изображение исторических реалий войны. Тема Великой Отечественной войны в других произведениях писателя: рассказе «Желябугские выселки», «односуточной повести» «Адлиг Швенкиттен», киносценарии «Знают истину танки». Военные судьбы персонажей в произведениях писателя. Богатство жанровой палитры.

4.5. Черты глобализации событий в художественном изображении общественно-исторических событий национального прошлого в «Архипелаге ГУЛАГ». Погружение в глубины истории - «опыт художественного исследования» и типологических обобщений. «История нашей цивилизации» и «история нашей канализации» в «Архипелаге ГУЛАГ». «Канализационный поток» Солженицына, противопоставляемый «железному потоку» Серафимовича, Малышкина и других «вестников» социалистической диктатуры.

4.6. Послевоенная историческая действительность в романе «В круге первом». Палачи и жертвы в романе. Образ Сталина как пример художественного изображения исторической личности. Сатира и ирония в изображении «вождя народов», его портретная и речевая характеристика.

Нетрадиционная интерпретация в «Круге первом» политических событий 1918 г. Смысл названия романа.

Роль многозначного слова в формировании художественной модели мира в романе. Способы актуализации художественного слова. Ирония как средство выражения эстетической оценки.

Общественная атмосфера послевоенного времени в романе «Раковый корпус». Дискуссии о литературе на страницах романа, ее значении и принципах. Символика легенды о Китоврасе. Традиции историзма русской классической прозы в произведениях Солженицына.

4.7. Отражение истории России оттепельного периода в мемуарах «Бодался теленок с дубом». Ее главные проблемы и документальная основа. Жанровые и композиционные особенности сочинения, его язык и стиль. История отношений Солженицына с журналом «Новый мир». Образ А.Т. Твардовского - поэта, редактора и функционера. Взаимоотношения Солженицына с Твардовским: рассказ из первых уст.

5. Репрезентация основных проблем творчества

в публицистическом дискурсе

5.1. Жанровое своеобразие и многообразие публицистики Солженицына 1960-1990-х гг. «Письмо IV Всесоюзному съезду Союза Советских писателей» (1967). «Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР» (1969). «Письмо вождям Советского Союза» (1973). «Жить не по лжи» (1974). «Образованщина», «Нобелевская лекция». Мотивы «безнадежного расчеловечивания» общества, боязни «шагов гражданского мужества». Кредо писателя: личное неучастие во лжи как ключ освобождения общества, доступный каждому.

5.2. «Как нам обустроить Россию» (1990). Неизбежность распада СССР. Необходимость сохранения России, Украины и Белоруссии в составе единого государства. Необходимость земельной реформы. Судьба провинции. Проблемы семьи и школы. Концепция демократических преобразований в государстве. Обращение к традициям земства и повторение основных тезисов работы «Как нам обустроить Россию» в выступлениях последних лет.

5.3. Книги А.И. Солженицына ««Русский вопрос» к концу ХХ века» (1995) и «Двести лет вместе» (2000) и их общественный резонанс. Символ как форма воплощения авторской концепции национального бытия. Символика произведений писателя как системное единство.

Понимание «русской идеи» как идеи «сбережения народа».

5.4. Солженицын - литературный критик. Литературное сообщество в литературно-критических статьях и эссе Солженицына. Полемический настрой писателя. Солженицын и Шаламов. Солженицын и Шолохов. Солженицын и Бродский. Солженицын и писатели-постмодернисты.

6. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

6.1. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-х - 2000-х гг. Оценка творчества Солженицына мировой общественностью. Международное признание: присуждение Нобелевской и других премий, присвоение почетных академических званий. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

6.2. Своеобразие художественной концепции мира и проблема творческого метода А. Солженицына. Основные методообразующие доминанты художественной концепции бытия. Споры о природе солженицынского реализма. Постмодернистская концепция бытия и творчество Солженицына. Жанровое своеобразие и многообразие произведений писателя. Жанровое новаторство. Традиции лирической миниатюры. Солженицын и особенности новой эпопеи в литературе ХХ века.

6.3. Значение общественно-просветительской деятельности А.И. Солженицына. Создание и деятельность «Фонда помощи политзаключенным и их семьям». Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки». «Словарь языкового расширения», его структура и значение. Оценка литературной, общественной деятельности писателя. Премия А.И. Солженицына в области литературы.

планы практических занятий

I. Лагерная повседневность в повести «Один день Ивана Денисовича»

1. Творческая история повести «Щ-854» и ее рецепции.

2. Внутренний мир героя и пути его художественного раскрытия.

3. Типичность судьбы кавторанга Буйновского.

4. Массовые сцены в повести и их роль в раскрытии тем ГУЛАГа.

II. «Раковый корпус» как автобиографический роман

1. Специфика автобиографического повествования и его преломление в романе Солженицына.

2. Характер основного конфликта в романе.

3. Психологический анализ в развитии основной сюжетной линии.

4. Особенности идиостиля романа о возвращении к жизни.

III. Роман «В круге первом»: история и современность

1. Сталин и сталинщина в романе.

2. Система образов обитателей шарашки, парадоксальность их существования.

3. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина.

4. Романное мышление (в сравнении с другими жанрами в творчестве Солженицына) как фактор глубокого раскрытия внутреннего мира «зэка».

IV. Роман «Август Четырнадцатого» в контексте исторического повествования «Красное колесо»

1. Место романа в общей композиции повествования. Дальнейшее развитие основных тем и мотивов.

2. Своеобразие автобиографизма в романе.

3. Мастерство писателя в изображении ретроспекций и картин «исторической современности» Первой мировой войны.

4. Краеведческий аспект изучения романа.

V. «Красное колесо»: черты реализма и постмодернизма в эпопее

1. Специфичность авторских определений композиционных особенностей повествования.

2. Фрагментарность повествования как художественное воплощение хаоса революционной эпохи.

3. Герой как носитель авторского сознания (образ Сани Лаженицына).

4. Социальное и интимное: документализм и эротика как составляющие художественного мира писателя.

VI. Двучастные рассказы А.И. Солженицына: художественное раскрытие социальных контрастов эпохи

1. Новаторское художественное решение традиционной темы в двучастных рассказах («Абрикосовое дерево», «Настенька», «Все равно», «Молодняк», «На краях» и др.).

2. Поэтика заглавий и их художественная функция.

3. Галерея литературных «героев времени»: особенности типизации и индивидуализации образов.

4. Язык и стиль рассказов Солженицына; соответствие художественной практики теоретическим поискам писателя.

VII. А.И. Солженицын - наш современник

1. Участие Солженицына в общественной жизни; его интервью и выступления последних лет.

2. Анализ наиболее значительных выступлений писателя в свете актуальных проблем современной социокультурной ситуации.

3. Анализ новых публикаций художественных произведений писателя.

4. Дополнения в библиографический список и программу курса ( с учетом его педагогической направленности).

ТЕмы самостоятельной контролируемой работы

1. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др.

2. Составление списка источников изучения биографии А.И. Солженицына и библиографии его произведений. Составление летописи жизни и творчества писателя.

3. Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки».

4. Книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе» (2000) и ее общественный резонанс.

5. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных.

6. А.П. Чехова и И.С. Тургенева в произведениях Солженицына: приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы.

7. Учителя и наставники А.И. Солженицына - Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др. (По материалам в «Литературной коллекции» писателя).

8. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов.

9. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-2000-х гг.

10. Солженицын - литературный критик.

11. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

12. Собеседование по рассказам А.И. Солженицына. Анализ монографических исследований своеобразия «малой прозы» писателя.

13. Собеседование по роману «В круге первом», статьям и монографиям, посвященным этому произведению.

14. Собеседование по романам эпопеи «Красное колесо». Особенности историософской концепции Солженицына и ее отражение в романах эпопеи.

15. Премия А.И. Солженицына в области литературы: писатели-лауреаты и их произведения.

Темы курсовых работ

1. Гармония природы и человека в романе А.И. Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».

2. Развитие А.И. Солженицыным традиций русских классиков в изображении темы человека и природы (на материале романа «Август Четырнадцытого»).

3. Жанровые особенности мемуарной прозы А.И. Солженицына.

4. Новаторство «узловой» композиции эпопеи «Красное колесо».

5. Поэтика портрета в двучастных рассказах А.И. Солженицына.

6. «Крохотки» 1958-1960 и 1996-1999 годов: циклическое единство миниатюр.

7. Религиозная проповедь произведений А.И. Солженицына.

8. Художественные искания А.И. Солженицына в контексте воцерковленного сознания.

9. Жанровая природа книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе».

10. Система персонажей романа «В круге первом».

11. Национальный контекст малой прозы А.И. Солженицына 1990-х гг.

12. Поэтика национальных штампов и стереотипов в эпопее «Красное колесо».

13. Автор и его точка зрения на характер Гражданской войны в России (на материале эпопеи «Красное колесо»).

14. Проблема автора и языка в литературно-критических работах А.И. Солженицына и И.А. Бродского.

15. Мифологическое пространство романа «В круге первом».

16. Своеобразие характерологии романов эпопеи «Красное колесо».

17. Пространство театра и реальности в пьесах А.И. Солженицына.

18. А.И. Солженицын и русская философская мысль ХХ века.

19. Дом-музей А.И. Солженицына в Кисловодске и его в культурной и общественной жизни края и региона.

20. А.И. Солженицын - читатель и критик современной литературы.

21. Этический кодекс публицистики А.И. Солженицына.

22. А.И. Солженицын М.А. Шолохов, И.А. Бродский: сопоставительный анализ Нобелевских лекций.

23. Проблема анализа солженицинского текста на школьном уроке.

24. Специфика школьного филологического анализа рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг.

25. Подходы к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в профильных классах средней школы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

и Примеры тестовых заданий К ЗАЧЕТУ Вопросы носят педагогическую направленность и составлены при участии проф. П.К. Чекалова.

1. Где и когда родился Солженицын? Кем были его предки?
2. Как и в чем проявились основные черты характера Солженицына в период учебы в школе и университете?
3. Как отреагировал и т.д.................


Скачать полный текст работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.