На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Педагогические условия формирования готовности студентов к профессиональной деятельности

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Педагогические условия формирования готовности студентов к профессиональной деятельности

Анализируя теоретические положения, характеризующие проблему формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что эффективное решение выделенной проблемы становится возможным только при реализации определенной системы педагогических условий.
В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия», в частности.
В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать» [158; С. 421]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.
Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [120; С. 729].
В других словарях русского языка предлагаются схожие трактовки рассматриваемого понятия. Условие – это:
- обстановка, в которой что-то происходит;
- среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;
- основа, предпосылка для чего-либо.
В данных определениях условие рассматривается как нечто внешнее для предмета, непосредственно влияющее на процесс его формирования и развития.
В БСЭ дается более обобщенное понимание данного термина. «Условие – это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». Весь этот комплекс называется «достаточным» [36; Т.25, С. 105]. В данном определении условие рассматривается не как отдельное обстоятельство, отношения предметов, а как целый комплекс объектов, влияющих на исследуемое явление.
Следует отметить, что условия должны быть необходимыми и достаточными для существования или изменения изучаемого предмета или явления.
В логике к необходимым относят те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие, а к достаточным – только те, которые непременно вызывают данное действие [143; С. 128].
Анализ представленных определений позволил нам принять условие как обстановку, непосредственно влияющую на процесс формирования и развития изучаемого предмета.
Для нас также важна педагогическая трактовка данного понятия. М.И. Ерецкий дает такое определение: «Педагогические условия – это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [138; С. 93].
«Педагогические условия – это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», – отмечает М.Е. Дуранов [60; С. 70].
Н.М. Яковлева пишет, что рассмотрение категории «условие» по отношению к понятию «среда» («обстановка») неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, осуществления или изменения педагогического явления [172, С. 219]. Под педагогическими условиями она понимает совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами высшего уровня деятельности [172; с. 24].
С.В. Боровская дает несколько иное определение: педагогические условия – это комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, которые способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности [34; С.14].
Следует отметить, что предложенные определения являются универсальными, поэтому они используются в качестве базовых и в нашем исследовании.
Анализ работ ученых-педагогов (В.И. Андреева, Г.В. Боровская, Н.В. Ипполитова, А.Я. Найна, Н.М. Яковлева и других) позволил определить сущность педагогических условий, обеспечивающих формирование личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности в системе высшего образования. На основе работ С.В. Боровской, Н.М. Яковлевой понятие «педагогические условия» мы рассматриваем как совокупность мер учебного процесса, которые обеспечивают переход студентов на более высокий уровень развития.
При выявлении педагогических условий необходимо учитывать методологические и теоретические основы педагогического исследования, которые целесообразно представить в виде требований:
• Необходимо, чтобы условия способствовали активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
• Условия должны учитывать индивидуальные особенности студентов (самостоятельность выполнения, отношение к работе и т.д.).
• Выявленные условия должны обеспечивать формирование специальных компетенций (профессиональных навыков) у студентов.
Педагогические условия составляют ту среду, в которой личностно-смысловая готовность студентов формируется, существует и развивается. Поэтому появляется необходимость создания благоприятных педагогических условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса в высшей школе.
Анализ позволил нам выявить следующие пути определения педагогических условий:
- выявление специфики учебного процесса в системе высшего образования;
- применение новых тенденций процесса гуманизации в вузах;
- обобщение опыта высшего образования и его интеграция в рамках гуманитарных курсов.
Содержание основных курсов, входящих в систему гуманитарного образования каждого вуза, должно соответствовать Государственным образовательным стандартам (далее ГОС) и представлено фундаментальными гуманитарными науками[80, С. 34]. ГОС включает в себя, в первую очередь, определенный объем обязательной информации (образовательный минимум), а так же те знания, которые преподаватель считает необходимым дать сверх этого минимума. В большей степени содержание гуманитарных курсов может быть выстроено преподавателем самостоятельно в рамках факультативов, так как они определяются профилем вуза, составом преподавателей и кругом интересов студентов.
Именно содержание вариативной части общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и содержание факультативов позволяет нам применить все выше обозначенные подходы и отражает субъектный опыт, профессиональный и личностный потенциал преподавателя.
Это объясняется тем, что профессиональное и личностное развитие предполагает в качестве основы процесс обретения человеком своей человеческой сущности (Т.В. Сохраняева[151], Ю.Г. Фокин[159] и др)]. Под этим процессом мы, прежде всего, понимаем формирование системы нравственных ценностей, являющихся культурно-нравственным центром личности. В этом случае содержание высшего образования в целом и содержание блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов должно выполнять функции «… удовлетворения потребности личности в ее духовном росте и обеспечение усвоения накопленного человечеством социального опыта, необходимого для воспроизводства общественной жизни» [61, С. 180]. Одним из важнейших принципов, на основе которого будет определяться содержание вариативной части блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов, будет формирование мировоззренческих ценностей, а именно – направленность развития личности студента на саморазвитие и самореализацию.
Формирование такой системы ценностей невозможно без тесного взаимодействия личности студента с социокультурной средой с одной стороны, и наполнения содержания блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов такими компонентами как: социальная инфраструктура общества в виде определенного набора устойчивых межличностных и общественных отношений, связанных с местом проживания, и в виде общностей, являющихся носителями традиций, определенных требований, морально-нравственных ценностей, освященных религией и поддерживаемых государством – с другой.
Ориентируя содержание вариативной части блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов на формирование мировоззренческих ценностей, мы предполагаем включение в него не только материала, способствующего формированию морально-нравственных ценностей, но и знаний, отражающих целостную научную картину мира. В том числе, материалы, иллюстрирующие принципы синергетики как наиболее общего подхода, описывающего принципы устройства мироздания. Исходя из этого, формирование мировоззренческих ценностей студента будет выстраиваться на примере взаимосвязи образовательного процесса с культурно-исторической средой города, описывающей «взаимоотношения между личностным и социальным, между индивидуальным и коллективным, между частным и государственным» [110; С.5].
Включение в содержательный компонент материала, направленного на формирование мировоззренческих ценностей, объясняется новым уровнем требований, предъявляемым к специалистам, получившим высшее образование[49, С. 28]. Это отражается в «подготовке специалистов, способных к творческому труду, профессионально мобильных, ответственных, предприимчивых, предполагает отход от экономоцентрических и социоцентирческих концепций образования в пользу человекоцентрических концепций, в центре которых удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии, в овладении профессиональной деятельностью и самовыражении»[154; С. 3].
Необходимость овладения студентами комплексом знаний, являющимся основой для профессионального и личностного становления, отмечается в целом ряде работ [10, 55, 65, 142]. Так, в научно-методическом пособии по управлению областной образовательной системой автором отмечается, что «содержание национально-регионального компонента образовательных программ по образовательным областям формируется как отражение:
- культурно-исторического, национально-этнического, экономически-хозяйственного, территориально-географического сложившегося к настоящему времени своеобразия региона;
- приоритетных тенденций развития региона;
- потребности решения региональных проблем средствами образования;
- общественных и частных образовательных интересов и потребностей жителей региона»[4; С.7-8].
Используя положения антропологического подхода, мы можем отметить, что в студенческом возрасте особое смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, социально-психологической адаптации.
Более того, возможность личностного роста студентов в процессе обучения способствует «нормальному осуществлению своих функций современной системой высшего образования»[132; С.173]. В данном аспекте мировоззренческие ценности выступают в виде следующего ресурса: «потребности и интересы учащихся, пусть и не всегда осознанные, в получении знаний и формировании определенных, необходимых им социокультурных, в том числе, профессиональных, качеств»[63; С. 16-17].
Следует в этой связи отметить точку зрения Л.Е. Шабунина, который говорит, что «содержание выступает как категория процесса обучения, наиболее предрасположенная для использования ее в качестве носителя потенциала самоорганизации»[164; С.15]. В связи с этим возникают мировоззренческие изменения у студентов, проявляющиеся в результате активного взаимодействия сознания студентов с содержанием учебного материала, которое организовано преподавателем.
Следовательно, основная задача образовательных учреждений – «помочь осознать специфику связи человека с окружающим миром» [29; С. 50] – может быть эффективно реализована посредством использования вышеперечисленных подходов к содержанию гуманитарных курсов.
В основе составления рабочих программ блока общегуманитарных дисциплин и факультативов будут лежать следующие принципы:
• диверсификация – расширение круга социальных и гуманитарных дисциплин, и проблем, которые ими изучаются;
• прагматизация – сближение содержания гуманитарных дисциплин с профилем подготовки, спецификой будущей профессиональной деятельности;
• интернационализация обучения – изучение студентами других этносов и культур, проживающих в данном регионе.
Это связано со спецификой гуманитарного знания, которое, с позиции Л.А. Беляевой, выражается в следующем: «1. не точность воспроизведения, а глубина проникновения (с учетом историчности); 2. истина не просто открывается, она свершается и для ее свершения необходим опыт жизни, опыт истории и опыт искусства; 3. истину не сможет сообщить кто-то один, она результат диалога многих точек зрения» [23; С. 14].
В педагогической науке в соответствии с ГОС на сегодняшний день выделяются определенные требования к совершенствованию рабочих программ [73; С. 8-9]. К числу таких требований мы можем отнести следующие:
1. Главная цель формирования содержания должна быть сориентирована с точки зрения направленности на развитие личности студента;
2. Содержание образования должно строиться строго на научной основе;
3. Содержание по каждой учебной дисциплине должно соответствовать логике и системе, свойственной той или иной науке;
4. Содержание должно строиться на основе взаимосвязи с другими предметами и практикой;
5. Содержание должно соответствовать возрастным особенностям студентов.
На наш взгляд, формулируя требования к содержанию вариативной части блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов, данный перечень требований следует дополнить следующими позициями:
6. Содержание должно предполагать индивидуализацию, то есть учитывать особенности отдельного студента (уровень подготовки при поступлении в филиал университета, особенности мышления и др.)
7. Содержание должно выстраиваться по проблемному принципу, в результате чего будут учтены специфические черты гуманитарного знания, указанные выше.
Таким образом, мы можем обозначить ряд характеристик рабочих программ блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и факультативов:
• нелинейность содержания (структура содержания гуманитарных курсов выстраивается таким образом, чтобы в процессе их изучения сохранялась возможность наращивания знаний не только в рамках нормативно определенной траектории, но и остается место для возникновения спонтанных, субъективных, непредсказуемых знаний, формирующихся благодаря процессу саморазвития студента).
• незавершенность и открытость (в содержании гуманитарных курсов изначально закладывается информация в незаконченном, проблемном виде, то есть вопрос о правильности решения той или иной излагаемой проблемы остается открытым, в связи с чем появляется возможность для дополнения полученной информации обыденными знаниями, значениями и смыслами, формирующимися в процессе саморазвития студентов).
• субъектность (вариативная часть ГОС предполагает опору на субъектный опыт, профессиональный и личностный потенциал преподавателя и максимальный учет возможностей и наклонностей студентов, в связи с этим вариативная часть гуманитарных курсов может и должна существенно варьироваться).
• социоцентричность (вариативная часть курсов будет тесно связана с внешней социокультурной средой).
Работа преподавателя с вариативной частью содержания гуманитарных курсов предполагает творческий характер и выражается в конструировании содержания в рамках учебного предмета. Выбрав одну из ведущих идей или концепций, преподаватель разрабатывает содержание предмета по схеме: основные теории и законы, подтверждающие данную идею или концепцию; основные понятия, без которых студент не может усвоить выдвигаемую теорию или закон; факты, позволяющие раскрыть содержание этих понятий; приложение теорий и законов к конкретным отраслям знаний[114, С.94].
В связи с этим, в содержании гуманитарных курсов можно выделить следующие уровни, которые не должны взаимоисключаться:
- мировоззренческий (цель – формирование научного мировоззрения, ознакомление с картиной мира);
- методологический (цель – ознакомление с методами и формами научного познания);
- теоретический (цель – изучение фундаментальных и прикладных научных теорий);
- практический (цель – раскрытие роли науки и ее прикладной характер).
Следовательно, формирование рабочих программ гуманитарных курсов преподавателем представляется в виде следующих этапов: 1. Выявление и выбор главной идеи и концепции по изучаемой дисциплине в соответствии с уровнем развития науки и требованиями ГОС; наполнение этой идеи и концепции конкретным содержанием в зависимости от направленности обучения и реализации вышеобозначенных уровней. 2. Выявление и выбор главной идеи и концепции конкретной науки в соответствии с выделенными принципами и наполнение их конкретным содержанием:
- на уровне учебного предмета – ведущая идея или концепция;
- на уровне раздела – соответствующая теория или закон;
- на уровне темы – понятия и определения, необходимые для усвоения данной теории или закона;
- на уровне конкретного занятия – факты, необходимые для раскрытия содержания понятия.
При этом каждый уровень будет ориентирован на развитие способностей и мотивов студентов, обращаться к их жизненному опыту.
На наш взгляд, наполнение содержания вариативной части блока обще-гуманитарных дисциплин и факультативов приведет к формированию у студентов главной мировоззренческой ценности – осознанию желания самореализации как блага (ценности).
Таким образом, в качестве первого педагогического условия мы можем определить следующее положение: рабочие программы гуманитарных курсов ориентированы на профессиональное и личностное саморазвитие и самореализацию студента вуза в условиях профессиональной деятельности.
Исходя из специфики начальной ступени обучения в вузе, необходимо отметить, что большая часть гуманитарных курсов, в соответствии с требован...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.