На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Основные принципы и задачи организации учета в торговле и туризме, товарный рынок и его участники, товарные биржи. Учет движения товаров и тары в оптовой торговле, классификация и оценка товарных запасов. Анализ движения товаров на розничном предприятии

Предмет:

Бухгалтерский учёт

Год сдачи:

2010

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

--

Дата публикации:

11.02.2010

Описание (план):


4
КУРС ЛЕКЦИЙ
«Бухгалтерский учет в торговле и туризме»

Для студентов 5 курса заочного отделения
Тема 1. Основные принципы и задачи организации учета в торговле

1. Основные принципы и задачи организации учета в торговле
2. Товарный рынок, участники товарного рынка и товарные биржи
1. Торговля представляет собой ту сферу экономической жизни, в которой объект и поле действия.
-товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в ходе этих процессов, а также доставка, хранение товаров и подготовка их к продаже.
Реализацией товаров занимаются три товарных звена:
-оптовые
-розничные
-предприятия общественного питания.
Главным объектом учета во всех торговых предприятиях выступает товар. Товары в продажу поступают в торговую сеть от производителей, оптовых предприятий и других субъектов. Для учета операций по движению товаров в типовом плане счетов осуществляется при соответствии принимаемых ценностей сопроводительным документам, наличии подписи материально ответственных лиц.
Организация бухгалтерского учета на торговых предприятиях должна быть направлена на реализацию общих и специфических принципов учета товарных операций, которые, в частности могут включать в себя следующие позиции:
1.организация учета по каждому материально-ответственному лицу (бригаде)
Договор заключённый между предприятием и физическим лицом, подразумевает полную индивидуальную материальную ответственность.
Такие договара могут быть заключены торговым предприятием с работниками, достигшими 18 лет.
При совместном выполнении работниками торгового предприятия отдельных видов работ, связанных с хранением. обработкой, продажей или перевозкой товаров, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.
Коллективная(бригадная)материальная ответственность устанавливается администрацией торгового предприятия. Письменный договор о коллективной материальной ответственности заключают между предприятием и всеми членами коллектива (бригады).
При применении в торговом предприятии коллективной формы ответственности бригада принимает на себя полную материальную ответственность за все переданные ей в подотчет товарно-материальные ценности: товары. тару, материалы, денежные средства.
Договор о коллективной (бригадной)ответственности подписывают представители администрации и все члены бригады.
При выявлении недостачи товаров сверх установенных норм, а также хищений или порчи бригада несет ответственность в размере стоимости недостающих (похищенных, испорченных)товаров по ценам реализации.
Бригада освобождается от материальной ответственности в случаях:
-кражи, порчи или гибели товаров или других ценностей, если это произошло по вине бригады.
-установления непосредственных членов бригады-виновников кражи, порчи товаров и других ценностей, на которых и возлагается ответственность за эти действия.
На предприятиях общественного питания (на производстве и в буфетах) размер ущерба. причиненного хищением или недостачей продукции и товаров, определяют по ценам, установленным для их продажи.
2.Выбор схемы учета товаров наиболее целесообразной в условиях работы каждой конкретной организации.
В целом на практике применяют три основные схемы учета товаров и выбор какои-либо из них зависит от структуры и специфики деятельности предприятия.
3.Единство оценки товаров при их оприходавании и выбытии.
4.Периодичность и сроки предоставления отчетов о наличии и движении товаров.
5.Периодическая проверка путем, проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.
Товарно-материальные запасы в инвентаризационных описях отражают по каждому отдельному наименованию с указанием наменклатурного номера, вида. группы, артикула. сорта и количества.
Практическая реализация изложенных принципов создает условия для эффективной организации процесса реализации и обеспечивает решение задач, стоящих перед учетом товаров.
Тема 2. Учет движения товаров и тары в оптовой торговле

1.Функции оптовой торговли в рыночной экономике
2.Классификация и оценка товарных запасов
3.Документальное оформление и порядок приемки товаров от железной дороги на склад
Оптовая торговля - это сбыт товаров крупными партиями, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.
Торгующие организации могут получать товары (а предприятия общественного питания и сырье, полуфабрикаты, необходимые для приготовления готовых блюд) в разных условиях: на складе поставщика, на станции железной дороги, на пристани, в аэропорту или непосредственно в своем торговом помещении, где их принимает материально-ответственное лицо.
Особенности имеются и в оформлении приемки стеклотары. Например, стеклотара, поступившая с товаром от поставщика, приходуется так же, как и товары, а принятая от населения - на основании приходной накладной.
Товар по массе нетто принимается в магазине одновременно со вскрытием тары. Незатаренный товар также принимается по массе нетто. Если невозможно перевесить товар без тары, то его чистую массу определяют после освобождения тары, исключая её фактическую массу из массы брутто.
В торговле и общественном питании тара имеет большое значение в организации сохранности продуктов, товаров при их транспортировке, хранении и отпуске.
Тара-это изделия (бочки, ящики, фляги, мешки, контейнеры, бутылки и др.)предназначенные для хранения и транспортировки товаров, обеспечивающие количественную и качественную сохранность товаров в процессе реализации.
В зависимости от того является ли тара неотъемлемой частью товара или нет, различают два её вида: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя тара -это обертки, картонные коробки, жестяные, стеклянные, пластиковые банки, флаконы, тюбики и т.п. Стоимость внутренней тары включают в стоимость товары и она оплачивается потребителем, т.е переходит в полную собственность покупателя.
Внешняя тара - это тара, в которой транспортируется и хранится товар. Стоимость её подлежит включению в себестоимость приобретенных товаров, если тара не является возвратной или многообратной. Внешяя тара, имеющая залоговую стоимость и подлежащая возврату поставщику товара или являющаяся многообратной, подлежит учету отдельно от товара, затаренного в нее.
Исходя из сопративляемости механическим воздействиям, тару подразделяют на:
-жесткую (деревянная, металлическая, стеклянная, полиэтиленовая)
-мягкую. которая меняет свою форму после её освобождения из-под товара (тканевая, картонная, полиэтиленовая)
-упаковочные материалы(бумага, картон, ткань и т.п.)
В зависимости от количества оборотов, которые может совершить тара, она делится на однооборотную и многооборотную.
К таре разового использования относится тара, подлежащая после применения списанию: деревянная, которая не подлежит дальнейшему использованию по своему прямому назначению (бочки и ящики из-под рыбы, ящики и коробы, которые не могут быть использованы как тара после извлечения из них товара и т.п.)
К многообратной таре относят все виды внешней тары, используемые многократно.
По всей конструкции многообратная тара делится на неразборную, разборную, разборно-складную.
По принадлежности многообратную тару подразделяет на инвекнтарную тару торговых предприятий. которая имеет собственную маркировку, и тару оборудование поставщика т.е залоговую тару.
Тара-оборудование поставщика многократно оборачивается между поставщиками и потребителями по залоговым ценам, только поставщикам. К ней относится в первую очередь стеклянная, за которую при продаже взыскивается залог с покупателя. Залог возвращается покупателю при возврате тары приемному пункту или магазину.
Под оценкой толваров понимается выбор учетной цены т.е цены, по которой приходуют и списывают товары. В этом качестве может выступать продажная цена или покупная стоимость. Выбор учетной цены фиксируется в учетной политике хозяйствующего субъекта и должен быть унифицирован по отношению к однородным товарам хозяйствующего субъекта.
Стоимость приобретения включает в себя: цену покупки, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения, уплаченные заготовительные и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Торговые скидки, возвраты переплат и прочие подобные поправки вычитают при определении затрат на приобретение.
Стоимость приобретения в качестве учетной цены выступает, как правило , в основном на предприятиях оптовой торговли.
Говорить о том что метод учета по покупной стоимости применим только для оптовой торговли, будет не совсем объективно, дело в том, что используя определенную техническую базу, можно организовать учет на предприятиях розничной торговли с помощью штриховых кодов, которые наносят производители на упаковку, товарные ярлыки или сам товар.
Выбор учтеной стоимости: стоимости приобретения или продажной цены немаловажен для хозяйствуюшего субъекта, но недостаточен для организации учета предусмотрено 4-метода отражения движения стоимости товаров:
В случае обнаружения повреждений вагона, отсутствия или повреждения пломбы, отсутствия или неясности оттиски печатина ней необходимо провести взвешивание всего (труда) груза или проверку содержимого каждого товарного места. Такая же процедура проверки количества товаров осуществляется в случае повреждения тары или порчи груза, не соответствия наименования, количества, массы товара, количества мест данным указанным в сопроводидельном документе, а также в случае, если вагон опламбирован пломбами станции отправления или промежутачных станции.Все внявленные недостатки подлежат отражению в акте, форма и содержание которого зависят от причин его составления: нарушение целостности вагона, нарушение или отсутствие пломбы, повреждение тары, несоответствие количестваили количества товара данным, указанным в сопроводительных документах за неповрежденной пломбой, отсутствие сопроводительных документов, простой вагонов и.т.н
Акт, составленной с соблюдением всех правил приемки товаров, является полноценным юридическим документом для предявления претензий к поставщикам или транспортной организаций.
После разгрузки транспортного средства товары должны быть перемещены на склад покупателя или сданы на ответственное хранение на склад железной дороги.
Тема 3. Учет движения товаров на розничных предприятиях. Отчетность материально-ответственных лиц

Роль и функции розничной торговли.
Документальное оформление и учет поступления товаров в розничнуию торговлю
Учет реализации товаровы в рознице.
Учет возвратов проданых товаров.
Отчетность МОЛ.
3.1. Рорзичная торговля-это торговля товарами по штучно или в небольших количествах для мочного, некомерческого использования конечными потребителями.Хозяйственные операции по розничной продаже товаров, как правило, проводят через предприятия розничной торговой сети, разносную и развозную торговую сеть, аукционы, предприятия посылочной торговли и др.
3.2. Поступившие в розничную торговлю товары отражают на счете 222 «Товары приобретенные» и поскольку, как лет уже отмечали, товары в розничной торговле с целью эффективной организации процесса реализации учитывают в основном по продажным (розничным) ценам, то для учета розницы между продажными (розничными) ценами и покупными к счету 222. « Товары приобретенные» открывают следующие субсчета:
222, субчет 1 «Товары на складах предприятий розничной торговли», на котором учитывают товары, находящиеся в запасе на складах предприятий розничной торговли. Учет ведется по покупным ценам по количеству и стоимости, аналогично учету готовой продукции и материалов.
222, субсчет 2 «Товары приобретенные, переданные для реализации в розничную торговлю», на котором учитывают товары, находящиеся в под отчете материально ответственных лиц (старших продавцов, заведующих отделами и др.) Учет по цене реализации (покупная цена, включая НДС и наценку). Учет ве6дется в стоимости выражении.
222, субсчет 3 «Наценка в цене товара».На нем учитывают суммы наценки по товарам, переданным для реализации, в установленных размерах по всем видом товаров (дифференцировано по группам товаров)
222, субсчет 4 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров». Предназначен для отражения на нем суммы НДС, включенного в цену товара переданного для реализации.
В результате включения в цену товара НДС покупная стоимость товаров, переданных со склада магазина для реализации будет увеличена
на сумму НДС. После реализации товаров сумма дохода «очищается» от суммы НДС, учетной в цене товара, то есть суммы НДС в цене сторнируется. НДС начисляется от общего дохода и перечисляется в бюджет за минусом сумм, принятых к зачету(дебет счета 331) при поступлении и оприходовании товаров.
Таким образом, субсчета 222-3 «Наценка в цене товара» и 222-4 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров» предназначены для формирования продажной цены товара, то есть выполняют вспомогательную функцию и самостоятельного назначение не имеют. Но без вспомогательной функции этих субъектов бухгалтерии предприятия розничной торговли трудно будет осуществлять контроль за полнотой оприходования выручки от реализации товаров и формировать продажную цену для продавцов и покупателей, которых в конечном итоге интересуют только то, за сколько будет продан товар.
Помимо применения системы вспомогательных субъектов для правильного отражение в синтетическом учете реализации товаров населению в розничных торговых предприятиях необходимо знать момент реализации товаров, назначение и порядок расчетов по наценке, заключающейся в цене товара.
3.3. Особенностью предприятий розничной торговли и общественного питания является то, что основная часть выручки за реализованный товар представлена наличными денежными средствами, поступающими от покупателей в операционной кассы. операционные кассы, как правило, располагаются в торговых залах. В операционных кассах прием наличных денежных средств в их сдача проводится кассиром операционистом, а при отсутствии в штатном расписании такой должности - продавцом. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан « О применении контрольно- кассовых аппаратов с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением» №67 от 15 января 1997 года и Положением по применению контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью, утвержденным Министерством финансов Республики Казахстан. 24 марта 1997года № 9-3-2-3/1847, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и оказывающие платные услуги, обязаны проводить денежные расчеты с населением с использованием контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью (ККАФП), допускаемых к применению в соответствии с Государственным реестром моделей контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью, используемых на территории РК.
В соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством, как в бухгалтерском так и в налоговом учете применяют метод начисление, согласно которому моментом реализации считают момент отпуска товаров покупателю независимо от времени уплаты денег. В предприятиях розничной торговли моментом реализации товаров за наличный расчет является время поступления денег в операционную кассу магазина или продавцу, ибо без этого товар не отпускается.
Момент реализации товаров в бухгалтерском учете отражают при поступлении денег в главную кассу магазина путем составления корреспонденции счетов дебету счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» и кредиту счетов 701 « Доход от реализации проданных товаров» и 633 «Налог на добавленную стоимости»
Списание товаров проводят на основании товарных отчетов продавцов в которых указана продажная стоимость товаров исходя из принципа единства их оценки.
Для того, чтобы получить покупную стоимость реализованных товаров, как правило, в конце месяца в розничной торговле производится расчет реализованных торговых наценок и соответственно реализованного налога на добавленную стоимость в цене товара.
Расчет реализованной наценки проводят по установленной форме, он включает в себя следующие процедуры:
Поскольку торговая наценка в продажную цену товара включается путем увеличением цены приобретении ни основании бухгалтерских записей по дебету счета 222. Субсчет 2 « Товары приобретенные переданные для реализации в розничную торговлю и кредиту счета 222, субсчет 3 наценка в цене товара - на всю партию товара, а сторнируется для получения величины покупной стоимости только по реализованным товаром то из месяца в месяц по субсчету 3 « Наценка в цене товара « счета 222 может образовываться кредитивный остаток.
Путем сложения остатка торговой наценки в цене товара на начало месяца с оборотом за месяц (за минусом операции по дебету счета 222, субсчет 3 «Наценка в цене товара) получится так называемое « предварительное сальдо» торговой наценки.
Исчисляют общую стоимость реализованных в течении месяца товаров оставшихся на конец месяца (сальдо по счету 222, субсчет 2 «товары приобретенные, переданные для реализации в розничную торговлю» эти расчеты проводят на основании данных кассовых и товарных отчетов.
Определяют средний процент товарных наценок путем деления «предварительного сальдо» по счету 222, субсчет 3 «наценки в цене товара» на общую стоимость реализованных и оставшихся товаров.
Определят сумму нереализованных торговых наценок, относящихся к остатку товаров, путем умножения суммы остатков товаров на кану месяца на средний процент торговых наценок.
Вычитанием из «предварительного сальдо» по счету 222, субсчет 3 «наценка о цене товара» суммы нереализованных торговых наценок, относящихся к остатку товара определяют сумму торговый наценки на реализованные товары, которая подлежит сторнированию.
Суть этого расчета заключается в том, что сумма торговых наценок ни начало месяца и произведенных за месяц распределяется пропорционально реализованным и оставшимся в конце месяца товарам, и исключается необходимость расчета реализованной торговой наценки по каждому товару в отдельности.
3.5. Доверенность подписывают руководитель и главный бухгалтер, заверяют печатью. Выдача доверенности с незаполненными реквизитами и без образца подписи лица, на имя которого она выдана, не производится.
Перечень товаров, подлежащих получению со склада поставщика, записывается на обратной стороне доверенности. Если ассортимент велик или не однороден по наименованием но с большим разнообразием цен, то запись может производиться в одну строчку с указанием общего количества и сумму.
В случаях когда товары подлежат получению с одного склада, но по нескольким накладным доверитель может выдать поверенному лицу одну доверенность но в ней должны быть указаны номера и даты выдачи всех накладных. Если товары подлежат получению одним вверенным лицом на нескольких складах, то ему выдают отдельные доверенности для предъявлении на каждом складе.
Бухгалтерский учет в туризме

Развитие рыночных отношений, коренные изменения в экономике способствовали развитию туристской деятельности в республике.
Деятельность туристских организаций регулируется Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан», принятым 13 июня 2001 года.
Настоящий закон определяет правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики Республики Казахстан.
В главе 1 настоящего Закона в соответствии с рекомендациями Всемирной Туристской Организации (ВТО) и терминологией, используемой в международной туристской практике, раскрываются основные понятия туристской деятельности:
туристские организации - это юридические лица, основным видом деятельности которых является туристская деятельность;
туристская деятельность-это деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг;
туристские услуги - это услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсионные услуги инструкторов туризма, гидов(гидов-переводчиков) и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки);
туристский продукт - это совокупность туристских услуг, достаточный для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия;
туристская путевка - это документ, подтверждающий право на получение комплекса туристских услуг;
туристский ваучер-это документ, подтверждающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и факт их оплаты;
туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность)- это деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам;
туристская агентская деятельность (турагентская деятельность)- это деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта (далее турагент).
В статье 17 Закона « О туристской деятельности в Республике Казахстан» записано, что оказание туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Республики Казахстан, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Договор, согласно статье 378 Гражданского кодекса РК, - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Все взаимоотношения между туристской организацией и партнерами, как с физическими и с юридическими лицами, оформляются при помощи договорных отношений.
Организация бухгалтерского учета и налогообложение в туристских организациях неразрывно связана с договорными отношениями, определяющими специфику туристской деятельности.
В договоре закладываются принципы взаимоотношений с партнерами и взаимные обязательства, исходя из которых, строится учет и налогообложение.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса РК договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. К существенным условиям договора, согласно статье 17 Закона «О туристской деятельности», относятся:
информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его наименование, местонахождение и банковские реквизиты;
сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о наличии сертификата на туристские услуги;
дата и время начала и окончания путешествия;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
цена туристского продукта и порядок его оплаты;
права обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора;
сведения и условия доставки багажа туриста в пункт назначения, правовые последствия ненадлежащего исполнения данного пункта договора;
иные условия договора, определяемые по соглашению сторон.
Одним из способов формирования договорных отношений туриста и туристской организации может быть заключение договора возмездного оказания услуг (ст. 683 ГК РК «Договор возмездного оказания услуг»).
В соответствии с данной статьей исполнитель (туристская организация) обязуется по заданию заказчика (туриста) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Кроме того, заключение и исполнение договора на туристское обслуживание должно подчиняться нормам? содержащимся в Законе РК «О защите прав потребителей»
Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке. Туристская путевка является письменным акцептом оферты (ст.395 ГК РК-предложения о заключении договора) туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Иными словами, туристской путевкой является документ, подтверждающий факт передачи права на комплекс услуг (по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия).
Форма туристской путевки должна соответствовать утвержденным в установленном порядке Министерством финансов Республики Казахстан (зарегистрированным Министерством юстиции РК) образцу.
В стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание включаются:
услуги пассажирского транспорта:
проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кемпингах;
проживание в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье граждан;
экскурсионное, туристско-оздоровительное обслуживание;
культурно-массовое обслуживание и т.п.
К путевке прилагается программа обслуживания на маршруте, информационный листок о факторах риска и рекомендуемых правилах поведения при совершении поездки.
Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур также могут осуществляться на основании туристского ваучера.
Туристским ваучером является документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав указанного выше комплекса услуг, и подтверждающий факт их оказания.
При продвижении туристского продукта до конечного потребителя между туроператором и турагентом заключаются посреднические договоры (договор поручения, комиссии, агентский договор).
По договору поручения одна сторона - «Поверенный» обязуется совершить от имени и за счет другой стороны - «Доверителя» определенные юридические действия, а по договору возмездного оказания услуг (ст.683) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), заказчик же обязуется оплатить эти услуги.
По договору комиссии одна сторона - «Комиссионер» обязуется по поручению другой стороны - «Комитента» за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По агентскому договору одна сторона - «Агент» обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны - «Принципиала» юридические и иные действия от своего имени, но за счет «Принципиала»
Кроме того, следует упомянуть и другие виды договоров, характерные для туристской деятельности. Например, «Договор воздушной перевозки пассажира». По такому договору авиационное предприятие - «Перевозчик» обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также и доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу.
«Договор чартера» (фрахтования воздушного судна) предусматривает, что одна сторона- «Фрахтовщик» обязуется предоставить другой стороне- «Фрахтователю» за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или для иных целей. В процессе организации международного туризма к числу важнейших поставщиков услуг относится зарубежный партнер (туристская фирма, гостиница или другие субъекты индустрии туризма) казахстанского туроператора.
При заключении международных контрактов между сторонами необходимо учитывать нормативные акты законодательства, относящиеся к сфере международного сотрудничества, межправительственные соглашения и договоры, нормы международного права, выработанные мировым сообществом для регулирования международной торговли услугами, к которой относится международный туризм.
Взаимоотношения между казахстанскими и зарубежными туристскими фирмами, как правило, оформляются договором о сотрудничестве в сфере международного туризма, рассчитанного на реализацию не одного, а нескольких туров в течение длительного периода (не менее одного года).
Договор базируется на разделении обязанностей сторон друг перед другом и туристом: казахстанская сторона формирует туристские группы и предоставляет туристам услуги по страхованию, международной перевозке, паспортно-визовому оформлению; зарубежный контрагент организует прием казахстанских туристов и оказывает туристам услуги по размещению, питанию, экскурсионное обслуживание, трансфер, услуги гида.
Этим определяется специфика структуры договора о сотрудничестве в сфере международного туризма и специфика содержания его статей.
Учет нематериальных активов

Туристская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование туристской деятельности предусмотрено ст.15 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в РК», а также ст. 9 Закона Республики Казахстан от 17.04. 1995 № 2200 « О лицензировании» (с изменениями и дополнениями на 13.06. 2001 года).
Согласно « Постановления о лицензировании туристской деятельности» под туристской деятельностью понимается прием и обслуживание граждан Республики Казахстан и иностранных туристов, организации зарубежных туристских поездок, обслуживание транзитных туристов и организации всех видов внутреннего туризма».
Лицензия на осуществление туристской деятельности выдается, как правило, на три года. Но по заявлению лица, обратившегося за ее получением, срок лицензии может быть изменен (сроком менее 3 лет).
Для получения лицензии необходимо представить следующие документы:
заявление по форме, утвержденной Агентством Республики Казахстан по туризму и спорту;
копии учредительных документов;
копию свидетельства о государственной регистрации;
документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги и являются документами строгой отчетности, имеющим учетную серию и номер. В бухгалтерском учете, в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 28 « Учет нематериальных активов», расходы по лицензированию на право осуществления отдельных видов деятельности рассматриваются предприятиями как нематериальные активы.
Нематериальные активы - это долгосрочные активы, предназначенные для использования в течение длительного периода времени, не имеющие физической формы, от использования которых субъект ожидает получить экономические выгоды в будущем.
В зависимости от срока лицензии рекомендуются следующие варианты организации учета затрат по приобретению нематериальных активов.
Вариант 1.
Если срок действия лицензии больше года, то приобретение лицензии следует рассматривать как нематериальный актив.
В соответствии с требованиями стандарта №28 первоначальная оценка нематериальных активов складывается из затрат на их создание или приобретение и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете на основании составленного акта приемки.
Акт (накладная) приемки нематериальных активов составляется в одном экземпляре на каждый объект нематериальных активов, который должен быть подписан членами комиссии, назначенной в соответствии с приказом или распоряжением руководителя организации. Помимо акта приемки предприятию необходимо издать приказ или распоряжение руководителя о принятии нематериального актива (лицензии) на баланс с одновременным указанием срока полезного использования и соответственно нормы амортизации (исходя из срока действия лицензии).
Стоимость нематериального актива включается в расходы отчетного периода равномерно, пропорционально срока полезной службы.
Расчет сумм амортизации предприятия производят методом равномерного списания стоимости ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы.
Для учета сумм накопленной амортизации нематериальных активов предназначены счета подраздела 11 « Амортизация нематериальных активов».
По кредиту счетов 111-116 отражается начисленная сумма амортизации нематериальных активов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат производства и обращения (935 «Износ основных средств и амортизация нематериальных активов», 811»Расходы по реализации товаров(работ, услуг), 821 «Общие и административные расходы» и других счетов)
Рекомендуемые проводки при приобретении лицензии на право заниматься туристской деятельностью сроком более 1 года.
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Сумма
Дебет
Кредит
1. Оплата сбора за рассмотрение заявления
671, 687
441
2.Оплата лицензии
671, 687
441
3.Лицензия получена и поставлена на баланс в качестве нематериального актива
101
671, 687
4.Начисление амортизации лицензии
935
811
821
111
111
111
Вариант 2
Если лицензия получена на срок менее одного года, то расходы по приобретению лицензии не должны быть отражены в составе нематериальных активов. Расходы на приобретение лицензии рекомендуется первоначально учитывать на счете 343 « Прочие» подраздела 34 «Расходы будущих периодов».
В дальнейшем сумма произведенных затрат должна быть включена на расходы отчетного периода в течение срока действия лицензии пропорционально истекшему периоду. Рекомендуемые корреспонденции счетов:
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1. Оплата сбора за рассмотрение заявления
671, 687
441
2. Оплата лицензии
671, 687
441
3. Отражение затрат по приобретению лицензии
343
671, 687
4.Ежемесячное списание затрат по приобретению лицензии на расходы отчетного периода:
938
811
821
343
343
343
Учет расходов по сертификации туристских услуг

Законом Республики Казахстан « О туристской деятельности» предусмотрена сертификация туристского продукта реализуемого туроператорами и турагентами.
Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов установленным требованиям.
Сертификация проводится в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Уполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации в области туристской деятельности осуществляет аккредитацию организаций на право проведения работ по сертификации в области туристской деятельности по предложению Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту.
При сертификации туристского продукта проверяются показатели, отражающие характер услуг и условия обслуживания, путем анализа информационно-рекламных проспектов, договоров с туристами, туристских путевок, паспортов маршрутов, туристских ваучеров, договоров с гостиницами, транспортными организациями, со страховыми компаниями, с иностранными фирмами и др.
Услуги по проведению сертификации оплачиваются по договоренности с организациями, выдающими сертификаты. Стоимость услуг по сертификации облагается налогом на добавленную стоимость.
Из-за значительной стоимости работ по сертификации можно рекомендовать отразить эти затраты на счете 343 « Прочие» подраздела 34« Расходы будущих периодов».
В дальнейшем суммы таких расходов равными долями списываются на себестоимость исходя из срока, установленного учетной политикой турфирмы. Рекомендуемые корреспонденции счетов:
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1.Оплата услуг по сертификации
671, 687
441
2.Отражены услуги по сертификации
343
671, 687
3.Отражение НДС по услугам по сертификации
331
671, 687
4.Ежемесячное списание расходов по приобретению сертификата
938
343
5. НДС, подлежащая зачету
633
331
Учет туроператорской деятельности

Понятие «туристский продукт» можно использовать для того, чтобы представить формирование его себестоимости аналогично готовой продукции производственной деятельности. Себестоимость производимого продукта при этом формируется из стоимости приобретенных туроператором услуг и прочих затрат туроператора.
Эти затраты согласно методическим рекомендациям к Стандарту бухгалтерского учета №7 «Учет товарно-материальных запасов» (СБУ№7) в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» относятся на себестоимость продукции (т.е. на себестоимость турпродукта).
Важнейшим участком бухгалтерского учета в туристских организациях, осуществляющих туроператорскую деятельность, является учет затрат на формирование туристского продукта и определение его себестоимости.
Методические рекомендации к СБУ №7 «Учет товарно-материальных запасов» в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регламентирует состав затрат, а также перечень статей затрат, методы распределения по видам продукции (работ, услуг).
Для исчисления себестоимости отдельных видов туристской продукции туристские фирмы, с учетом особенностей своей деятельности, самостоятельно устанавливают группировку затрат по статьям калькуляции.
Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как туристской организации в целом, так и ее отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. В наиболее общем виде, в качестве типовой, рекомендуется следующая группировка производственных затрат:
Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, используемых в целях формирования туристского продукта;
Затраты, связанные с деятельностью персонала;
Затраты подразделений туристской организации, участвующих в формировании туристского продукта;
Накладные расходы.
В статью « Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых при формировании туристского продукта» следует включать затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги:
по размещению и проживанию, у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов чартерных программ а также у обладателей прав на такие услуги;
по питанию, у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги и т.д.................


Скачать полный текст работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.