На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99760


Наименование:


Курсовик РЫНОЧНЫЙ СПРОС. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЫНОЧНОГО СПРОСА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 19.10.2016. Сдан: 2014. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СВЯЗЬ С РЫНОЧНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ 5
1.1. Понятие и сущность рыночного спроса 5
1.2. Взаимодействие спроса и предложения 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЫНОЧНОГО СПРОСА 14
2.1. Потребительское поведение и рыночный спрос с позиции количественного подхода 14
2.2. Потребительское поведение и рыночный спрос с позиции порядкового подхода 19
2.3. Потребительское поведение и бюджетное ограничение 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования предопределяется необходимостью исследования особенностей потребительского поведения покупателей и связанной с ним специфики рыночного спроса. Рыночный спрос служит мощным стимулятором экономического роста национальной экономики; по динамике параметров эффективного спроса можно прогнозировать конъюнктурные тенденции в экономике. Анализ взаимосвязи рыночного спроса с совокупным предложением способен раскрыть объективные характеристики макроэкономического равновесия.
Становление и развитие новых форм организации хозяйственной деятельности субъектов в современной экономике предполагает изучение потребительского спроса, объяснение механизмов воздействия на него факторов различного порядка. Научный и практический интерес к выявлению природы потребительского спроса и факторов, его определяющих, вызван не только изменением его содержания, форм, динамики по мере трансформации потребительских предпочтений, конъюнктуры рынка, условий функционирования социально-экономической системы в целом, но и усилением воздействия потребительского спроса на многие важные рыночные процессы. Повысилась его роль в обосновании направлений формирования экономической политики, промышленной политики, изучении теории и организации различных рынков.
На этом основана возможность регулирования потребительского спроса через систему факторов, его определяющих, воздействие на потребительский выбор субъектов, а также обоснование вариантов решения таких важных социально-экономических проблем как значительная поляризация населения по доходам, совершение налогообложения, повышение эффективности производства общественных и частных благ, формирование социальных стандартов потребления и определение минимальной потребительской корзины.
Исследование природы потребительского поведения и рыночного спроса содержится в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Э. Кондильяка, А. Маршалла. Теория потребительского выбора представлена трудами Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Ф. Визера, К. Ланкастера, К. Менгера, Дж. фон Неймана, В. Парето, Д. Пилдича, М. Фридмена, Д. Хикса, Ф. Эджуорта и др. Современные исследования потребительского поведения и рыночного спроса представлены работами О.С. Белокрыловой, Г. Бребаха, В.М. Гальперина, Ю.А. Жданова, У. Деминга, Д. Залтмана, В. Автономова, И. Алешиной, И. Белявского, С. Богачева, Г. Васильева, И. Красюк, В. Логуновой, Д. Патинкина, И. Полякова, В. Радаева, А.Н. Чупрова и др. Однако остаются неразработанными многие теоретические и практические проблемы потребительского спроса.
Цель данной работы - исследовать потребительское поведение и рыночный спрос. Исходя из заявленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность рыночного спроса;
- исследовать взаимосвязь спроса и предложения;
- исследовать потребительское поведение и рыночный спрос с позиции количественного подхода;
- рассмотреть потребительское поведение и рыночный спрос с позиции порядкового подхода;
- исследовать потребительское поведение и бюджетное ограничение.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили учебная и методическая литература, труды классиков экономической науки, исследования современных отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.


1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СВЯЗЬ С РЫНОЧНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
1.1. Понятие и сущность рыночного спроса
Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Под спросом в широком смысле слова, т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта (ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок» [2, c.4].
Поведение и взаимодействие массового потребителя и производителя на рынке благ описывает теория спроса и предложения Понятие спроса на определенный товар (или услугу) отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия - величина (или объем) спроса и спрос на некоторый товар.
Величина спроса есть количество товара, которое потребитель желал бы купить в течение некоторого периода времени при определенной цене данного товара. Спрос есть зависимость между количеством товара, которое хотят купить потребители в течение определенного времени, и ценой данного товара. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: а) цена данного и других товаров; б) предпочтения и вкусы потребителей; в) размеры рынка; г) доход потребителя; д) инфляционные ожидания и т.д. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:
Qdi = f (T,P1,...,Pk , I,...), (1.1)
где Qdi - объем спроса на i-й товар; T - вкусы и предпочтения; I - доходы; P1, … Pk - цены всех товаров, включая i-й товар.
Если все факторы, кроме цены, представить неизменимыми, то от функции (2.1) можно перейти к функции спроса от цены (1.2).
Qdi = f (Pi ). (1.2)
Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами. а) табличным, б) графическим, в) аналитическим (Qd = a ? bP) .

Рис. 1.1. Кривая спроса [24, c.17]
Кривая спроса показана на рис. 1.1, из которого видно, что чем выше цены i-го товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Он характеризует отрицательный наклон кривой спроса. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки данной кривой спроса (снижение цены приводит к увеличению объема спроса). Действие неценовых факторов (например, увеличение дохода) приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает.
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени при различных ценах на данный товар. Величиной предложения называют количество товара, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара. К факторам, влияющим на предложение, относятся: а) характер применяемой технологии; б) цены на ресурсы; в) цены данного и других товаров; г) государственная политика в области налогообложения и субсидирования; д) структура рынка; е) природно-климатические условия (в добывающих отраслях) и др.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения:
Qsi = f (Li , Pb, ..., Pk ; Ti ; Ni ,...), (1.3)
где Qsi - объем предложения i-го товара; Li - характер технологии, приме- няемый в производстве i-го товара; Ti - налоги и дотации, устанавливаемые по i-му товару; Ni - природные условия.
Если все факторы, кроме цены, представить неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены
QSi = f (Pi ) (1.4)
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара назы- вается законом предложения. Функция предложения может быть пред- ставлена тремя способами: а) табличным, б) графическим, в) аналитическим (Qsi = m + nPi ).



Рис. 1.2. Кривая предложения [24, c.18].
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, пере- двигая его в другие точки данной кривой предложения (т. А и т. В) от одной комбинации «цена - предложение» к другой. Действие неценовых факторов (например, изменение технологии) приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если ухудшается (рис. 1.2).
Различают действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счет внутренних источников, существующих в национальной экономике.........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапов, Т. А. Экономический инструменты формирования культуры потребления / Т.А. Агапова.// Вестник МГУ, серия 6. Экономика. - 2011. -№3.
2. Брюханова, В. Б. Роль потребительского поведения в развитии рыночного потенциала домохозяйств региона / В.Б. Брюханова. // Проблемы современной экономики. - 2012.- N 1 (41). - С.4-13.
3. Валдайцев, С. В. Введение в практическую микроэкономику. / С.В. Валдайцев. - СПб.: Сентябрь, 2010.
4. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики) / А.Г. Войтов. - М.: Маркетинг, 2012.
5. Гальперин, В.М. и др. Микроэкономика. / В.М. Гальперин. - СПб: Питер, 2011.
6. Время узнавания потребителя / А.Грамматчиков, С.Инкижинова, Н.Литвинова, Л.Москаленко, И.Ступин // Эксперт. - 2013. - N 2. - С.41-47.
7. Ждановская, Г. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебания спроса на те или иные виды товаров и услуг / Г.А. Ждановская, Е.А. Васина // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - №2. - С.17-21.
8. Ильин, В.И. Поведение потребителей. / В.И. Ильин. - СПб: Питер, 2009.
9. Капелюшников, Р. Поведенческая экономика и «новый» патернализм. /Р. Капелюшников. // Вопросы экономики. - 2013. - N 9. - С.66-90; N 10. - С.28-46.
10. Князев, Ю. О современном понимании основ экономической теории / Ю. Князев. // Общество и экономика. - 2013. - N 7-8. - С.126-156.
11. Морозов, Г. О «неэкономических» факторах эффективности экономики /Г. Морозов. // Экономист. - 2012. - N 4. - С.88-91.
12. Океанова, 3. К. Экономическая теория. / З.К. Океанова. М.: Дашков и К, 2012.
13. Панов, С.А. К вопросу об использовании теории полезности в исследовании поведения потребителя / С.А.Панов, А.Д. Рагульский // Экон. наука соврем. России. - 2012. - N 4. - С.41-50.
14. Плышевский, Б. Об «экономике предложения» (ее идейные основы и цели) /Б. Плышевский. // Экономист. - 2012. - N 7. - С.3-15.
15. Райхлин, Э. Основы экономической теории. Микроэкономичес­кая теория рынков продукции. /Э. Райхлин. - М.: ЮНИТИ-М, 2011.
16. Салин, В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления. / В.Н. Салин. - М.: Лань, 2011.
17. Станковская, И. К. Экономическая теория: учебник /И.К. Станковская. - М.: Мирбис, 2012.
18. Ткачева, Е.В. Обоснование Дж. Кейнсом необходимости и сущности концепции «эффективный спрос» /Е.В. Ткачева. // Экономические на­уки. - 2012. - № 4.- С.15-20.
19. Уманская, Л.К. Мировой опыт моделирования потребительского поведения /Л.К. Уманская. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №4.
20. Эйсен, Н. Наука. Производство. Потребление /Н. Эйсен.// Свободная мысль. - 2013. - N 6. - C.111-126.
21. Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2011
22. Экономическая теория. // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - СПб: Питер, 2009.
23. Энджел, Д.Ф. Поведение потребителей. / Д.Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. - СПб: Питер Ком, 2011.
24. Юдина, Н.А. Модели покупательского поведения на потребительском рынке / Н.А. Юдина. // Креативная экономика. - 2009. - № 8 (32). - С. 147-154.
25. Якушев, М.М. Институциональные факторы потребитель­ского спроса в современной экономике./М.М. Якушев. // Вестник СГСЭУ - Саратов: Изд. центр СГСЭУ. 2010. № 14 (3). - С.17-25.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы