На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99762


Наименование:


Диплом Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей 3-4 лет с детским церебральным параличом

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.10.2016. Сдан: 2014. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие о детском церебральном параличе 5
1.2. Речевые нарушения у детей с ДЦП 12
1.3. Понятие фонетико-фонематической стороны речи 18
1.4. Коррекционная работа с детьми 3-4 лет, имеющих ДЦП 20
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП 23
2.1. Диагностика по выявлению уровня развития фонетико- фонематической стороны речи у детей 3-4 лет с ДЦП 24
2.2. Занятия на развитие фонетико-фонематической стороны речи
для детей с ДЦП 29
2.3. Вторичные диагностики по выявлению результативности
занятий 35
2.4. Рекомендации воспитателям и родителям 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

ВВЕДЕНИЕ
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, по данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), заболеваемость ДЦП в различных странах неуклонно растет, она колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения.
ДЦП (детский церебральный паралич) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются, прежде, всего, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Это не конкретная болезнь, а целый комплекс различных болезненных проявлений, и у каждого отдельно взятого ребенка он выражается по-разному.
Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. По мнению разных исследователей, такие нарушения имеют место у 70 - 80 % данного контингента больных.
Таким образом, актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
Гипотеза: исходя из очевидной значимости коррекцию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом, возможно, осуществлять курсом логопедических занятий.
Объект: детский церебральный паралич у детей 3 - 4 лет.
Предмет: фонетико-фонематическая сторона речи у детей 3-4 лет с детским церебральным параличом.
Цель: разработать серию занятий, направленных на коррекцию нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей 3-4 лет с ДЦП.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей с ДЦП.
3. Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
4. Разработать педагогическую работу на коррекцию нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей 3-4 лет с ДЦП.
5. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей 3-4 лет с ДЦП.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; беседа и т.д.
Практическая значимость: мы считаем, что полученный результат может быть использован в работе логопедов, педагогов, инструкторов по лечебной физической культуре, родителей детей с детским церебральным параличом.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Во введении рассматривается обоснование выбора темы, актуальность и методологический аппарат исследования. Глава I посвящена раскрытию понятий о детском церебральном параличе, а также понятия фонетико-фонематической стороны речи, его особенностей. Глава II посвящена диагностикам по выявлению уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ДЦП. В работе представлены логопедические занятия, проводимые как с группой детей, так и индивидуально. В заключении сделаны выводы по выполненной работе. В работе имеются приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Понятие детского центрального паралича

Детский церебральный паралич (ДЦП) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются, прежде всего, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения.
ДЦП проявляется в виде двигательных расстройств (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этим детям свойственен гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под тонусом мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом. Мышечный тонус создает подготовку к движению. Для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое. У больных ДЦП все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.
Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.
Основные причины ДЦП связаны с процессами развития беременности и родовым актом, а эти состояния не передаются по наследству: и такой паралич часто называют врожденным ДЦП (связанный с внутриутробной патологией или с процессом родоразрешения). Менее распространенный тип - приобретенный ДЦП, обычно развивается до двухлетнего возраста (черепно-мозговые травмы в результате несчастных случаев или инфекции мозга).
В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства.
В связи с этим выделяют несколько форм ДЦП:
1. Спастическая диплегия
Для осуществления движений необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры головного мозга был беспрепятственно проведен к мышце. При спастической диплегии повреждение двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса преимущественно к нижним конечностям, которые оказываются парализованными. Таким образом, паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мышце или группе мышц в результате «поломки» в двигательном рефлекторном пути. Частичная утрата двигательных функций (ограничение силы, объема, амплитуды движения) называется парезом.
Спастическая диплегия характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть различной - от выраженных ограничений в объеме и силе движений и до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь при выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, составление мозаики, трудовые операции и др.). Часто нарушения моторики рук столь незначительны, что спастическая диплегия определяется как «спастический паралич конечностей, чаще нижних, реже верхних и нижних», т.е. при легких нарушениях функций рук на первое место выходит диплегия нижних конечностей.
Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передвижении и во время, дает возможность развивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые навыки, навыки письма и т.д.
Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обучаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе ЗПР можно успешно преодолеть.
Спастическая диплегия - это наиболее часто встречающаяся норма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45-50% учащихся).
2. Двойная гемиплегия
Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Двигательные расстройства часто асимметричны из-за большой выраженности шейного тонического рефлекса на одной стороне. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Ранняя и систематическая работа по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами консервативного лечения может привести к улучшению в состоянии.
Интеллектуальное развитие детей соответствует олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии.
3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия)
Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу перекреста основного двигательного (пирамидного) пути поражение возникает на противоположной очагу поражения мозга стороне тела.
Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после острого периода, который длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер.
Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута и локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение, уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва - асимметрия мимической иннервации лица и др.
4. Гиперкинетическая форма.
При гиперкинетической форме с ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительность мышц сокращена. При участии подкорковых образований мозга осуществляется иске автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким образом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапирапирамидной системы.
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательных расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений - гиперкинезов. При гиперкинетической норме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются вдвое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении. Они могут охватывать различные мышечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы - это физиологически нецелесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.
Хореиформные гиперкинезы - это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные, непроизвольные движения в различных мышечных группах. Таких как - непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыганье носом, порывистые и беспорядочные движения конечностей. Движения, при хореическом гиперкинезе иногда напоминают (произвольные двигательные акты - гримасы, выразительные жесты). При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба.
Летоидные гиперкинезы - медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже - мышц лица. Примером будет являться выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др.
Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.
Хореоатетоидные гиперкинезы - смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.
Спастическая кривошея - судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями - откидыванием головы назад, пожиманием плечами и др.
Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но в отличие от спастичности они характеризуются непостоянством - дистонией, переходом от низкого тонуса к тоническим спазмам в определенных группах мышц.
У 90% больных имеют место речевые нарушения. Нарушения слуха наблюдаются у 5 - 20 %. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.
5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
Данная форма ДЦП характеризуется, прежде всего, низким мышечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия), что и определяет ее название. При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.
При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозжечковая система мозга, которая регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаксии. Атаксия - это нарушение координации движений: они становятся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия характеризуется расстройством целенаправленных движений, ходьбы. К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести: нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе; дисметрию - несоразмерность, чрезмерность движений, которая проявляется в промахивании; интенционный (динамический) тремор - дрожание конечностей, которое возникает при произвольных, целенаправленных движениях и усиливается в конце двигательного акта, по мере приближения к цели. Интенционный тремор существенно нарушает письмо. Тремор представляет собой вариант насильственных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмическо-колебательных движениях всего тела или его частей.
Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывистой, монотонной и медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.
В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбецильности.
У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания - сочетание различных двигательных расстройств. Сочетание проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер.
Выделяют 3 стадии болезней ДЦП: ранняя, начальная хронически-резидуальная, поздняя (конечная) резидуальная.
На ранней стадии ДЦП (до 4 месяцев) наблюдается общее тяжелое состояние, тахи- или брадикардия, нарушения дыхания нистагм, судороги, внутричерепная гипертензия. Конкретная форма двигательных нарушений еще не выражена.
Начальная хронически-резидуальная стадия ДЦП (с 5-6 месяцев до 3-4 лет) протекает на фоне резидуальных явлений, обусловленных патологией внутриутробного развития и родовой травмой. Основной клинической особенностью неврологических нарушений является формирование стойкой мышечной гипертонии (при спастических формах заболевания), что в ряде случаев уже в начале ранней стадии позволяет выделить форму ДЦП.
Поздняя (конечная) резидуальная стадия ДЦП (после 3-4 лет) характеризуется окончательным формированием патологического двигательного стереотипа, контрактур и деформацией. У детей с двойной гемиплегией может сформироваться намного раньше (в 1-2 года).
Степени тяжести ДЦП часто затруднительно выявить по совокупности неврологических, ортопедических, психофизических расстройств, так как эти нарушения не всегда четко коррелируют между собой.
После первого года степень тяжести у детей с ДЦП определяется в зависимости от способности к самостоятельному передвижению.
1 степень - передвигаются самостоятельно (легкая форма, ДЦП 1)
2 степень - передвигаются с посторонней помощью или в ортопедических приспособлениях.
3 степень - не передвигаются (ДЦП 3).
Таким образом, тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.
1.2. Речевые нарушения у детей с ДЦП
Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны также с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов. Важно отдифференцировать два вида нарушений речевого развития: одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов. У здорового ребенка наиболее интенсивно развитие речи происходит в раннем дошкольном возрасте. От своевременного развития речи в значительной степени зависит весь дальнейший ход психического развития. У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга.
У детей с церебральными параличами, как правило, наблюдается моторная речевая недостаточность.
Большое место в патологии речи у этих детей занимают дизартрии - мозжечковая и псевдобульбарная.
Поражение моторики имеет генерализованный характер, однотипный и для скелетной, и для речевой мускулатуры. В основе патологии движения лежит значительное, до степени ригидности, повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движении и в меньшей степени при пассивном движении. Характерные черты спастического пареза в равной мере касаются как мышц........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы