На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99887


Наименование:


Курсовик использование музыкально - художественной деятельности в процессе музыкально-художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.10.2016. Сдан: 2015. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....……………………………………………………………….……. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...……6
1.1. Сущность и понятие эстетического воспитания……………….…..6
1.2. Особенности эстетическое воспитание дошкольников посредством музыкально - художественной деятельности………………………………….12
1.3. Влияние музыкально - художественной деятельности на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста……...…….21
Выводы по первой главе…………….……………………………………26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….27
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста…………………........................................................................27
2.2. Методические рекомендации по основам эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - художественной деятельности…………………………………….……………34
Выводы по второй глава………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….......………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...….47


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.
Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Данный вопрос рассматривался в исследованиях отечественных психологов в области психического развития детей, указывающие на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, и другие);
в положениях о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов), о понимании дошкольного детства как периода накопления опыта эстетического отношения к миру (Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, и др.);
во взглядах на сущность и специфику методов приобщения детей дошкольного возраста к миру искусства, культуры (Т.С.Комарова, Р.М. Чумичева);
в теориях об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста (Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина), рассматривающих эстетическое воспитание и эстетическое развитие как важнейшие составляющие общего гармоничного развития личности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: использование музыкально - художественной деятельности в процессе музыкально-художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность музыкально - художественной деятельности в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
1) рассмотреть сущность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) показать музыкально - художественную деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть методику эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально - художественной деятельности;
5) экспериментально проверить эффективность использования музыкально - художественной деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение психолого - педагогической литературы; эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование.
База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида № 395»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека [7].
Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. В нашем исследовании важным является понятие «эстетическое воспитание». В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к определению понятия «эстетическое воспитание», его сущности.
Анализ литературы показал, что «эстетическое воспитание» является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.
Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности [36].
По мнению ученых (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова), эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие личность, с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты [3].
Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [21].
С точки зрения В.А.Сластенина эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
С.Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия «эстетическое воспитание» применительно к дошкольному возрасту эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [10].
Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:
эмоционально - чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и
трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в
поведении и деятельности, а также способность управлять своими
чувствами;
знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей
действительности, художественную грамотность, правильные
представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим
восприятием произведений искусства и явлений жизни;
овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его
тенденциям развития;
степень развития творческих способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;
мера причастности к художественному творчеству, практическое
участие в создании прекрасного в жизни и искусстве;
потребность и стремление жить «по законам красоты», утверждать
идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной
деятельности [15].
В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «эстетическое воспитание» существует понятие «художественное воспитание». Однако не следует отождествлять эти понятия. «Художественное воспитание» есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Оно направлено на художественное развитие личности, т.е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства(10).
Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.
В целом ряде исследований выделяются задачи эстетического воспитания детей (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С. Лабковская, Е.А. Флерина). К их числу относятся:
Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть
его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных
ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере
своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в
жизни.
Учить ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту
произведения искусства, выраженные в разнообразных видах
художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня,
картина и т.д.).
Учить ребенка активно и все более качественно проявлять себя в
различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов,
пересказе, а также в творческой деятельности (в творческой игре,
рассказывании, рисовании, лепке, конструировании) [44].
С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:
Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную
отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их
художественным первоначальным знаниям, практическим умениям,
воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить
элементы прекрасного в окружающую среду, общественные
отношения.
Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно- творческие способности детей. Их
деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть
непринужденной, насыщенной радостным устремлением,
творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность [14].
Внимание исследователей направлено на выявление условий эстетического воспитания детей. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Второе условие - насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие - индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка) [10]
В исследованиях выделены основные средства эстетического воспитания. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова считают, что средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей [10].
Е.А. Флерина в книге «Эстетическое воспитание дошкольника» указывает, что в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, общественной жизни). Опрятный и красивый вид помещения, светлая, спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки, скульптура, опрятный вид детей и взрослых - все это не только радует ребенка, но и воспитывает в нем культурно - эстетические привычки, развивает вкус. Она считает глубоким и ярким средством эстетического воспитания все виды искусства, которые воздействуют на ребенка и, которые являются доступными для их восприятия [18].
Концепция нашего исследования строится на признании положения о том, что важнейшим средством эстетического воспитания является искусство. Произведения искусства, благодаря художественно - образной форме отражения действительности не только глубоко волнуют человека, вызывают сопереживания, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и выражать в суждениях свои впечатления,помогает формированию эстетического вкуса.
Итак изучение псхолого-педагогической литературы позволило нам ознакомиться с сушностью эстетического воспитания,его задачами и условиями осуществления.
Таким образом, хотя понятие гармонического, всесто­роннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности.


1.2. Особенности эстетическое воспитание дошкольников посредством музыкально - художественной деятельности

Задачи и содержание музыкально - художественной деятельности дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями яв­ляются: приобщение детей к деятельности в области искусства, раз­витие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способнос­тей детей. [23]
Организованное эстетическое воспитание начина­ется уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритми­ческие движения, играют на детских инструментах. На них оказы­вает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспи­тания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитатель­ной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскры­тие задатков каждого ребенка - с другой [37].
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность [10].
Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изуче­нии одного из самых сложных и малоизучен­ных вопросов психологии - происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматри­вал как особую форму отражения действи­тельности, при помощи которой осуществляет­ся коррекция поведения, приведение его в с­оответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он счи­тал: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результа­тов своих поступков в план эмоционально на­сыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом [47].
В.А.Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово у ч и л о ж и т ь, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке» [22, с. 169].
Наряду с общедидактическими методами в методике музы­кального образования детей используются методы, обусловлен­ные эстетической сущностью и интонационной природой музы­кального искусства. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуаль­ные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его дея­тельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоциональн........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы