На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99910


Наименование:


Курсовик Методика изучения темы «Обыкновенные дроби»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Математика. Добавлен: 25.10.2016. Сдан: 2013. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение 3
Глава 1. Традиционные методические подходы к изучению темы «Обыкновенные дроби». 5
§ 1. Понятие методического обеспечения 5
§2. Логико-дидактический анализ темы «Обыкновенные дроби» на предмет развития математических способностей 11
Глава 2. Методика изучения темы «Обыкновенные дроби». 22
§ 1. Общие рекомендации 22
§2 Конспекты уроков по разделу «Обыкновенные дроби» 26
Заключение 79
Литература 80


Введение
Данная курсовая работа посвящена одной из центральных тем курса школьной математики. Невозможно полностью осознать ту роль и то прикладное значение, которое имеют обыкновенные дроби. На основе этой темы излагается очень большое количество материала средней школы.
Назначение их состоит в следующем: мы знаем, что для счета предметов достаточно иметь натуральные числа. А вот для измерения значений величин одних натуральных чисел не достаточно. Вспомним, как производиться измерение какой - либо величины. Для этого нужно выбрать за единицу измерения мерку. Этой выбранной мерке ставится в соответствие натуральное число 1. Затем для измерения, например, длины отрезка выбранную мерку откладывают на измеряемом отрезке столько раз, сколько возможно. И если мерка уложилась на измеряемом отрезке целое число раз без остатка, то результат измерения - натуральное число. А если получится остаток? Как тогда быть? Тогда на помощь приходят дробные числа.
Дробные числа нужны тогда, когда надо обозначить результат дробления (разделения) какого - либо предмета на части. Например, если за единицу объема воды выбран какой - то сосуд, а наполнили водой лишь часть этого сосуда, то как обозначить объем этой части сосуда? Натуральным числом нельзя, так как объем всего сосуда принят за единицу, а натуральных чисел, меньше единицы и больше нуля нет. Следовательно, и здесь помогут числа, которые меньше 1, но больше нуля. Такими числами как раз и являются некоторые дробные числа.
Дробные числа нужны и для выражения частного двух натуральных чисел. Деление натуральных чисел очень редко можно выполнить нацело, часто получается остаток, значит, получится лишь приближенное частное. А как в таких случаях выразить точное частное? Оказывается, это можно сделать с помощью дробных чисел.
В настоящее время остаются актуальными вопросы глубины и прочности усвоения, овладение навыками решения учащимися по теме "обыкновенные дроби".
Поэтому, объектом исследования данной курсовой работы является процесс обучения математике в 5-6 классе.
Предмет исследования - методика изучения обыкновенных дробей на уроках математики в 5-6 классах.
Научная проблема состоит в обосновании и разработке методических положений по изучению темы "Обыкновенные дроби".
Цель работы - совершенствование методики обучения, выявление путей формирования знаний, умений и навыков при изучении данной темы.
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретного ряда задач:
Произвести историко - педагогический анализ возникновения и развития обыкновенных дробей в курсе средней школы;
Обобщить и систематизировать материал по теме "обыкновенные дроби";
Произвести анализ учебной, методической, математической литературы;
Разработать методические рекомендации, которые будут способствовать наиболее качественному проведению уроков по теме "обыкновенные дроби".


Глава 1. Традиционные методические подходы к изучению темы «Обыкновенные дроби».
§ 1. Понятие методического обеспечения
С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация , учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление , изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности - это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно - инструктивной и прикладной.
1.Информационно - пропагандистская методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно - методическая выставка, реферат. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
Методическое описание содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.
Предположим методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т.д.); поэтапное описание разминки - приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т.д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты».
Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается , кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.
Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д.
Информационно - методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно - методической и педагогической литературы. Выставка может быть:
? стационарная, работающая в течение долгого времени;
? временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;
? передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.
В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.
Информационно-методическая выставка: Тема выставки «Интеграционное пространство Центра дополнительного образования детей»; адресат: педагогические и детские коллективы системы ДОД и образовательной школы; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей ( Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика» «Управление» и др.).
Реферат - самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат - это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций., а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
Примерная структура реферата:
- тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;
- введение (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;
во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);
-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.).Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
- заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);
- библиография;
- приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).
2.Организационно - инструктивная продукция: инструктивно - методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная продукция имеет свою специфику: предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
Инструктивно - методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно - методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОУДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно - методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.
Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой, кому она адресована, на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.
Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.
Методические рекомендации - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов ОУ или проведенного исследования.
Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта . Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.


§2. Логико-дидактический анализ темы «Обыкновенные дроби» на предмет развития математических способностей
Логико-математический анализ темы буду проводить по следующей схеме:
1. Цели изучения темы и требования к математической подготовке учащихся по данной теме.
2. Логико-математический анализ теоретического материала:
- Какие понятия вводятся, даются ли им определения, каковы связи между этими понятиями;
- Какие утверждения изучаются, доказываются ли они, каковы связи между ними;
- Какие задачи приведены в теоретической части, какова цель их рассмотрения;
- Какой может быть математическая карта темы.
3. Анализ задачного материала
- Задачи, которые соответствуют обязательным результатам обучения;
- Комплексы взаимосвязанных задач:
? Прямые и обратные задания;
? По единой основе решения (по определению, по формуле);
? По единому требованию в варьировании данных задач.
4. Рекомендуемые контрольные работы и примерные варианты самостоятельных работ по этой теме.
5. Тематическое планирование.
Анализ проводился по учебнику «Математика 5 класс» И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Москва, Мнемозина, 2009 г.
Согласно программе данная тема включает в себя следующие разделы:
· Деление с остатком.
· Обыкновенные дроби.
· Отыскание части от целого и целого по его части.
· Основное свойство дроби
· Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
· Окружность и круг.
· Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
· Сложение и вычитание смешанных чисел.
· Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

Основная цель - познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
Тема «Обыкновенные дроби» учебнике «Математика 5 класс» И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович изучается во второй главе «Обыкновенные дроби».
Вводится понятие обыкновенной дроби, изучаются операции сравнения, сложения и вычитания (II четверть). Затем изучается полный курс десятичных дробей (середина III четверти). И во II четверти 6-го класса заканчивается изучение обыкновенных дробей. Но при ближайшем рассмотрении внутри этих блоков имеются различия в изложении материала. Отметим также, что тема «Делимость натуральных чисел» предлагается для изучения в 6-м классе уже после того, как изучен полный курс дробей.
«Обыкновенные дроби».
- Дробь к........


Литература
1. Мордкович А. Г. Маетматика 5 кл. М.: Мнемозина, 2009 - 270 с.
2. Виленкин Н.Я. Математика 5 кл. М.: Просвещение, 1999-345с.
3. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе (общая методика) М: Просвещение 1980 г. - 259 с.
4. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 кл. М.: Просвещение, 1991-480с.
5. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г. Математика учебник-собеседник для 5 кл. М.: Просвещение, 1994-319с.
6. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003
7. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.
8. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы