На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99973


Наименование:


Диплом Разработка хрестоматии к спецкурсу по истории физики

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Физика. Добавлен: 27.10.2016. Сдан: 2011. Страниц: 110. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Гуманитарный потенциал учебного предмета "Физика" и подготовка учителя к его реализации 8
§1. Принципы гуманитаризации и гуманизации образования 8
§ 2. Гуманитарный потенциал физики как учебного предмета 12
Глава 2. Тексты к семинарским занятим по истории физики 24
§1. Обзор хрестоматий по истории физики 24
§2. Материалы для хрестоматии по истории физики для будущих учителей 32
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 44

Введение
В начале 90-х гг. ХХ в. основными принципами реформирования отечественной системы образования были провозглашены принципы гуманизации и гуманитаризации образования. На протяжении последующих лет шло уточнение содержания этих принципов. К настоящему времени стало понятно, что реализация этих принципов в обучении не может быть связана с доминированием гуманитарных предметов в учебных планах школ. Каждый предмет, в том числе и предметы естественнонаучного цикла, имеют гуманитарный потенциал. Гуманизация образования связана, в большей мере, с применяемыми технологиями обучения.
В исследованиях различных авторов, выполненных в течение двух последних десятилетий, вскрыт гуманитарный потенциал школьного курса физики. Нетрудно понять, что этот потенциал присущ самой физике, и может реализовываться при изучении этой науки в учебном заведении любого типа. Л.В. Тарасов, например, выделяет следующие гуманитарные аспекты физики как учебного предмета: нравственный, мировоззренческий, эстетический, гражданский и атеистический.
Знакомство с опытом учителей физики, руководствующихся идеями гуманитаризации и гуманизации образования, показывает, что ими используются различные методы, приемы и средства обучения.
Максимова С. Н. пишет о методах и приемах гуманитаризации образования, используемые ею на практике, которые имеют следующие направления:
Гуманитаризация физики с позиции интересов учащихся
Применение элементов и методов гуманитарных знаний
Использование гуманитарного потенциала физики.
Изучение человека, как объекта и субъекта физического познания. [15]
Бабанина М.М. говорит:
задания, предлагаемые ученику, должны соответствовать интересам и запросам учащихся;
осуществление гуманизации физики предполагает такую организацию учебного процесса, при которой главная фигура на уроке - ученик, получающий знания. Учебный материал выступает в этом случае средством воспитания у них лучших человеческих качеств;
гуманизация физики нацелена на повышение интереса учеников к предмету, на создание комфортных условий, на благоприятную атмосферу на уроке;
необходимо осуществление гуманного подхода к обучению, на первом месте у учителя должно стоять достоинство ученика, учитель ни в коем случае не должен ущемлять самолюбие ученика. Гуманный подход к обучению требует в первую очередь облегчить процесс приобретения знаний, особенно для тех учеников, у кого нет природных способностей к физике;
сделать дисциплину гуманитарно-направленной. Для этого необходимо применять элементы гуманитарных знаний. Просматривается связь физики с другими дисциплинами, а в частности с литературой, историей, музыкой, живописью. Предполагается применение фольклора, устного народного творчества, сказок, загадок, поговорки частушек. [1]
Учитель физики из г. Екатеринбурга Толмочев Л. П. предлагает следующее:
использовать исторический подход к построению курса, позволяющий показать развитие и становление научного физического знания
группировать материал вокруг частных физических теорий.
начинать каждый раздел с введения, которое носит историко-научный характер
завершать каждый раздел обобщающим занятием. [22]
Уже из этих примеров видно, что ориентация при обучении физике на гуманитаризацию и гуманизацию образования предполагает, в частности, использование межпредметных связей с циклом гуманитарных дисциплин (история, литература, изобразительное искусство, музыка), с другими естественнонаучными дисциплинами (география, биология, экология и др.), но наибольший потенциал все же сокрыт в самом предмете «физика».
Грандиозность задач, стоящих перед физикой, как в сфере постижения Мира, в котором мы живем, так и в сфере преобразования нашей жизни, - вот что должно привлекать и увлекать тех, кто изучает эту науку. Если удастся, осуществляя образовательный процесс, раскрыть все эти качества физики перед учениками, то это и будет означать воспитание их средствами физики.
Отсюда следует, что актуальной является задача подготовки самого учителя физики к раскрытию гуманитарного аспекта этого учебного предмета в процессе его педагогической деятельности. Подобно тому, как нельзя научить кого-либо физике, не зная и не понимая самому этого предмета, так нельзя и передать всю привлекательность и красоту этой науки, всю ее человечность, если не научиться видеть всё это в ней самому [21].
Объектом исследования стали принципы гуманизации и гуманитаризации в обучении физике; предметом - содержание подготовки будущих учителей физики (студентов) к реализации гуманитарной функции этого предмета в обучении.
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы определить содержание подготовки учителя физики к реализации гуманитарного потенциала этого предмета в обучении физике и конкретизировать это содержание на примере спецкурса по истории физики.
Итак, для того чтобы в учебном процессе был вскрыт гуманитарный потенциал физики, необходима специальная подготовка учителя. Она должна осуществляться как в рамках специальных предметов (в частности, различные разделы физики), так и предметов педагогического цикла. Необходимым дополнением к такой подготовке являются разнообразные спецкурсы.
Историю физики, как и историю любой другой науки, можно (условно) подразделить на «драму идей», «драму людей» и социальную историю науки. В учебной литературе преобладает история идей, а это без остальных составляющих превращает этот предмет просто в еще одну скучную дисциплину. В связи этим возникла идея создания хрестоматии по истории физики, которая дополнила бы имеющуюся учебную литературу, включая в себя материалы, раскрывающие драматический характер развития науки и социальные ее аспекты. Приведу только один пример. Письма Петра Леонидовича Капицы, как мне кажется, могут рассказать о мировой и советской науке первой половины ХХ века гораздо больше, чем монографии, написанные на эту тему.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
- выяснить содержание принципов гуманитаризации и гуманизации образования;
- выяснить, каким образом эти принципы проектируются на предметную область «физика»;
- уточнить, какие именно содержательные элементы должны присутствовать в подготовке учителя физики, работающего в гуманитарной парадигме.
- проанализировать существующие хрестоматии по истории физики
- подобрать тексты по истории физики способствующие раскрытию гуманитарного потенциала физики.
При выполнении дипломной работы использовались такие методы, как поиск и анализ информации по теме работы, ее обобщение и написание на этой основе реферата, изучение опыта учителей физики, работающих в гуманитарной парадигме, анализ и обобщение хрестоматий по истории физики и отбор материала для хрестоматии по истории физики.
Данная хрестоматия предназначена для использования на семинарских занятиях по истории физики студентами физического отделения физико-математического факультета АГАО имени В.М. Шукшина, которые изучают историю физики в рамках спецкурса в 8 семестре. Частично подобранные тексты уже использовались на занятиях по истории физики в этом семестре.
Результаты данной работы обсуждались на 13-й региональной конференции аспирантов, студентов, учащихся (Бийск, 15-16 апреля 2011г.) и опубликован в сборнике этой конференции [21].
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Гуманитарный потенциал учебного предмета "Физика" и подготовка учителя к его реализации
§1. Принципы гуманитаризации и гуманизации образования
Современное общее образование можно рассматривать как гуманитарное, научное и технологическое. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. [13]
Смысл гуманитаризации образования состоит в превышении гуманитарных аспектов общего образования в его фундаменте. Только в этом случае возможно достижение учащимися тех уровней образованности, которые создадут основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Гуманитаризация - одна из основных тенденций развития современной зарубежной и отечественной школы. В нашей стране эта проблема поставлена еще в начале девяностых годов XX века, но до полного теоретического и практического осуществления пока не доведена. [8]
Но что означает этот термин и как можно на практике реализовать гуманитаризацию? К сожалению, содержание понятия “гуманитаризация” нельзя считать устоявшимся.
Приведем определение гуманитаризации обучения, предлагаемое учителем физики Кавалем. По его мнению, гуманитаризация -это применение в преподавании естественно-математических дисциплин элементов и методов гуманитарных знаний с целью развития творческих способностей учащихся. [17]
Гуманитаризация - это проникновение гуманитарной культуры в содержание не только общественных, но и технических, и естественных наук, в профессиональную деятельность всех без исключения специалистов, а также в быт, повседневную жизнь людей.
Гуманитарная образованность - это не просто какой-то освоенный объем гуманитарных знаний, это навыки и приемы работы с этими знаниями, их производство и воспроизводство. [7]
Гуманитаризация обучения влияет на содержание и методы обучения и связана с гуманизацией. Но тем не менее “гуманитаризацию” нужно отличать от “гуманизации” процесса обучения, под которым понимают повышение внимания к личности обучаемого, поиск форм и методов преподавания, обладающих личностной значимостью, т.е. созданием комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в учебном процессе. [17]
Гуманизация образования предопределяет бережное отношение к личности ребенка, новые формы и методы организации учебного процесса, в котором ребенок становится главным действующим лицом, а его потребности (учебные, познавательные, культурные и т.п.) находят отклик у учителей и администраторов системы образования при составлении учебных программ и определении целей и задач обучения вообще. [18]
Максимова С.Н. под гуманитаризацией образования понимает поворот школы к проблеме развития личности учащегося, воспитание гражданских качеств, развитие мышления, приобщение к культурным ценностям. [15]
Гуманизация - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это - ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. [1]
Как уже было сказано, гуманизация современного образования неразрывно связана с гуманитаризацией, что проявляется в большем внимании, уделяемом при организации учебно-воспитательного процесса в школе предметам гуманитарного цикла, среди которых важное место занимают вопросы изучения культуры, истории, искусства, литературы, а также изучение родного и иностранных языков. [18]
В 90-е годы эти принципы - гуманитаризации и гуманизации образования - понимались достаточно упрощенно, как необходимость сократить число часов на изучение естественных наук (в первую очередь физики) в пользу гуманитарных предметов. Именно этот подход был реализован в 90-е гг. Время показало, что такое понимание гуманизации и гуманитаризации образования было упрощенным и, в сущности, неверным. Надо не перекраивать учебный план в пользу каких-либо предметов, а выявлять в каждой из изучаемых в школе наук ее гуманитарный, человеческий потенциал.
С точки зрения Л.А. Микешиной тема гуманитарного знания «приобретает все большую значимость в современной методологии и философии науки, особенно в связи с поиском новых методов познания общества, необходимостью гуманитаризации образования, а также введения «человеческого измерения» в научно-исследовательскую деятельность». Выделение этого комплекса проблем она связывает с анализом познавательного и ценностного отношения человека к миру, духовного опыта человека по интерпретации смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, исторических типов личности в их взаимодействии с культурой, обществом в целом, а также культурно-исторических изменений содержания и форм ментальности и т.п. По её мнению «сущностные параметры гуманитарного знания» можно объяснить его обращением к субъекту как целостному познающему человеку, находящемуся в определенном контексте культуры и социума. В.Г. Кузнецов исходит из того что, объектом гуманитарного познания «могут быть человеческое общество и его история, естественный язык и творения человеческого духа, выраженные посредством текстов». Подобной точки зрения придерживаются и многие другие исследователи, считая, что важнейшая особенность гуманитарного знания заключается именно в его текстовой природе. [20]
Задачи гуманизации и гуманитаризации образования обнажили довольно странную, противоречащую здравому смыслу ситуацию. Образование и гуманизм, высшая школа и культура, человеческая личность и будущий специалист, как органическое единое, оказались разобщенными, подчиненными разным ведомствам и, порой, находящимися в непримиримом противоречии. Высшая школа, неотъемлемая часть и синхронизатор культуры, представлялась как-то вне самой культуры. Образование, этот мощный источник духовности, наиболее эффективное средство гуманизации общественной жизни, само вдруг стало нуждаться в гуманизации. В рамках глобальной задачи гуманизации, меры, направленные на устранение такой «разбалансированности» технического образования, без учета причин и обстоятельств её порождающих, порой не дают ожидаемых результатов. В этой связи представляется уместным остановиться на некоторых из них и последствиях, к которым они привели. [14]
§ 2. Гуманитарный потенциал физики как учебного предмета
Как пишет Толмачев Л. П., процесс гуманитаризации естественнонаучного образования нелегок и неоднозначен. Это объясняется тем, что сообщение знаний гуманитарного характера людям, склад ума которых в наибольшей степени приспособлен к восприятию технической информации, требует особого подхода. [22]
В 1994 году на VI Столетовских чтениях, проходивших во Владимирском Педаго­гическом Университете, большое внимание было уделено вопросам истории физики и вопросам использования исторического материала в преподавании физических дисцип­лин школы.
Преподавателями и методистами отмечалось снижение интереса учащихся к есте­ственным наукам, и повышению интереса во многом способствует разностороннее ис­пользование многообразного исторического материала на уроках физики. Также указы­валось, что использование элементов истории науки на уроках - одно из средств форми­рования мотивации и самоорганизации учащихся, а также развития личности учащихся, усиления общекультурного потенциала усваиваемого материала.
На съезде физиков, проходившем в МГУ им. Ломоносова в июне 2000 года, по во­просу физического образования в 21 веке было отмечено, что у учащихся даже выпуск­ных классов нет правильного представления о значении важнейших работ отечествен­ных ученых. Учащиеся имеют слабые знания фактического материала о времени жизни и деятельности того или иного ученого; путают фамилии ученых, приписывают им чу­жие изобретения; не могут назвать фамилии отечественных ученых. Все это еще раз подчеркивает важность использования исторического и краеведческого материала в процессе обучения физике.
В современном обществе просматриваются две основные, рядом сосуществующие культуры: гуманитарная и технократическая. Распаду когда-то единой культуры содействовало возникновение точных наук в "лице" механики Ньютона. И, тем не менее, выдающиеся представители человечества, в своих представлениях о мире и его познании всегда стремились к гармонии, к органическому единству научных и художественных ценностей.
Несмотря на значительные достижения физической науки в понимании законов природы и повсеместном их практическом использовании, она и сегодня остается элементом культуры весьма ограниченной части современного общества. Как утверждает Щербаков Р.Н., во многом это объясняется тем, что еще во времена Ньютона физика целиком и полностью исключила из своих описаний человека, противопоставив его тем самым научным знаниям. И чем больше по мере развития физики росла абстрактность ее физических понятий и представлений, тем заметнее увеличивалась степень отчуждения этой науки от человека. Таким образом, выиграв как научная дисциплина, физика проиграла в итоге как совокупность научных знаний для широких слоев общества. Разумеется, идеалы большой физической науки, и сама специфика физического знания всегда находили свое отражение в содержании учебных курсов высшей и средней школы. И сегодня всему сообществу учащихся, независимо от их развития, подготовленности и направленности интересов, продолжает преподноситься «элитарность» физики во всем ее величии и холодной неприступности. Видимо, в этом кроется одна из серьезных причин потери интереса учащихся к данной научной дисциплине. [34]
В силу указанных обстоятельств занятия по физике для учащихся сегодня не столь желанны, как нам бы хотелось, программный материал усваивается с трудом, а приобретенные на выходе знания и представления не имеют той культурной значимости, какая характерна для гуманитарного образования.
Отчасти именно поэтому и по сей день в обществе считается постыдным не знать поэзию Пушкина и Шекспира, не воспринимать искусство Пикассо и Шагала, но вас никто не упрекнет в том, что вы не знакомы с творчеством Ньютона и Эйнштейна и не можете толком объяснить, что же изменилось в наших представлениях о мире с появлением теории относительности и квантовой механики. Это ли не свидетельство того, что физические знания не имеют престижа, хотя бы близкого к престижу знаний гуманитарных, и что современная физика, по признанию многих ученых, некоторым образом исключена из всеобщей культуры. [35]
По мнению Щербакова Р. Н. этот опасный для общества перекос в отношении к гуманитарным и естественнонаучным знаниям должен исправляться уже в средней школе.
Всплеск интереса к гуманитарной сфере заставил пересмотреть физическое образование в направлении открытости, гибкости, демократизации, индивидуализации, вариативности, технологичности, модульности, интенсивности и др.[10]
По мнению Сосниной О. В., гуманитарный потенциал науки всегда был связан не только с ее предметом, но и со специфической природой человеческого познания. Какое бы явление не познавал человек, он всегда стремится к постижению законов человеческого бытия, ищет своего рода основания собственного существования, его смысл. [23]
В. М. Чиганашкин говорит о том, что физике как науке присущи общечеловеческие ценности, огромный гуманитарный потенциал. В ходе её изучения раскрываются основные научные методы (научный эксперимент, моделирование, мысленный эксперимент, создание и структура научной теории), представление о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, всё то, что составляет современное миропонимание, необходимый компонент человеческой культуры, и ученикам в школе нужно дать возможность взглянуть на мир глазами физика. Взглянуть, чтобы понять вечность и постоянную изменяемость мира - мира, в котором так много громадного и ничтожно малого, очень быстрого и необычайно медленного, простого и трудно познаваемого. Понять, что такое закон; узнать, как правильно доказывать свою точку зрения и как определять истинность своего утверждения; уметь объяснять происходящее в природе и обществе на основе знаний, а не фантазий всякого рода. Ощутить постоянное стремление человека к познанию, доставляющее глубочайшее удовлетворение, познакомиться с примерами глубокого переживания «научных сомнений» и смелого движения по незнакомому пути в поиске элегантности, краткости, наглядности. Только при изучении физики можно обосновать фундаментальность статистических закономерностей, дать учащимся увидеть, что вероятностная форма причинности оказалась основной, а однозначная причинность - лишь её частным случаем. Это знание позволяет объяснять многие «чудеса» естественными причинами: есть явления, вероятность которых очень мала, и, встретившись с таким явлением, человек воспринимает его как чудо. [33]
Что же понимают под «гуманитарным потенциалом»?
Наиболее полно этот вопрос проработан в исследованиях по методике преподавания физики в школе. Но мы полагаем, что ответы, предложенные в этих исследованиях, имеют значение для преподавания курса физики в любом другом учебном заведении, тем более, в педагогическом ВУЗе.
Тарасов Л. В. говорит по этому вопросу следующее:
Во-первых, нравственное начало, которое связывают с понятиями «правда фактов», «правда суждений». Физика имеет дело с истинами, не зависящими от моды, традиций, авторитетов, конъюнктуры. Здесь, как говориться, чего нет - того нельзя считать. Вспомним: Платон мне друг, но истина дороже.
Использование материала из истории развития физики позволяет формировать возвышенные духовные запросы; качества, характеризующие эмоционально- волевую сферу личности (настойчивость, волю, смелость, самообладание); этические нормы поведения, глубокие личные убеждения, способы их отстаивания; учу не верить на слово и там, где это возможно проверить опытом, обязательно сравнить свои результаты с результатами одноклассников [24].Максимова С. Н. определяет следующие критерии отбора исторического материала:
А) Исторический материал должен быть органически связан с изучаемым на уроке физическим материалом.
Б) Объем исторических сведений должен быть минимальным и не отвлекать от основного содержания урока.
В) Сообщаемые факты должны быть яркими, впечатляющими, вызывать эмоциональное переживание: одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев.
Г) Материал необходимо подать таким образом, чтобы ученик был вынужден поставить себя на место ученого в момент принятия им важного решения.
Д) Полезны обращения к высказываниям и воспоминаниям ученых или их учеников. [15]
Во-вторых, мировоззренческое начало, связанное с пониманием того, как устроен и как развивается мир, каково место человека в нем. В не меньшей степени, чем литература или история, физика увлечена гогеновскими вопросами: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Именно физика исследует «первоначала вещей» и «первоначала явлений», именно она рассматривает принципиальные вопросы о роли исследователя, сущности измерительного акта, методах познания мира.
Мощанский В.Н. говорит о том, что мировоззрение включает в себя научное понимание процесса познания мира, а историзм есть одно из средств формирования научного мировоззрения в процессе преподавания физики [17].
В-третьих, эстетическое начало, связанное с пониманием красоты мира через его единство и гармонию, как следствие, обострением чувства прекрасного. [28]
В-четвертых, гражданское начало.
Воспитание чувства сопричастности и ответственности за все происходящее в этом мире. Понимание законов природы должно побуждать желание считаться с этими законами, применять их в практической деятельности, незнание же приводит к невозможности предвидения последствий своей деятельности (в частности антропогенной нагрузке на природу, экологические бедствия и катастрофы). [15]
В-пятых, атеистическое начало, связанное с пониманием того, что мир развивается по законам, что в нем нет места «потусторонним явлениям». [28]
Гуманитарный подход к преподаванию физики приводит к выводу, что сегодня следует не только учить физике, химии и т.д., но посредством этих учебных предметов содействовать решению актуальных для личности и общества проблем. Это не исключает необходимости прочного усвоения научных, в данном случае физических, знаний. Напротив, только глубокое понимание конкретного материала позволит выйти на уровень восприятия, познания и признания своих собственных, мировоззренческих, социокультурных и конкретно-личностых проблем человеческого бытия. [26]
Л.П. Толмачева рассматривает несколько направлений гуманитаризации школьного курса физики: он должен содержать все элементы физической картины мира - исходные философские представления, физические теории, связи между теориями - и строиться так, чтобы в итоге у ребят формировались представления о современной физической картине мира. Для этого необходимо использовать исторический подход к построению курса, позволяющий показать развитие и становление научного физического знания. Такой подход обеспечит постепенный переход от рассмотрения простых явлений к изучению более сложных и возможность обсуждать место изучаемых теорий в современной картине мира и границы их применимости. Материал курса можно группировать вокруг частных физических теорий. Это позволит учащимся сформировать элементы теоретического мышления, систему методологических знаний, связанных с ролью теории в познании, с соотношением теории и эксперимента, установить связь между развитием общества и физики, показать применение физических законов. Связи между теориями устанавливаются как в ходе изучения материала, так и на заключительных этапах обобщения знаний, например на занятии «Тернистый путь технического прогресса», проводимого в конце темы «Электромагнитные колебания и волны».
При изучении частных теорий знакомство школьников с жизнью, деятельностью и взглядами ученых, внесших основной вклад в их развитие, позволяет говорить на уроке о добре и зле, гуманизме и смысле жизни, патриотизме и национальной гордости, социальной ответственности ученых и т.д. Биографии ученых - материал огромной воспитательной ценности.
Содержание прикладного материала должно показывать роль физической науки в жизни человека, формировать у учащихся умения оценивать достижения науки с разных точек зрения, осознавать экологические проблемы, возникающие в связи с научно-техническим прогрессом.
Каждый раздел курса, как и курс в целом, можно начинать с введения, которое носит историко-научный характер. Его цель - познакомить учащихся с кругом явлений, подлежащих изучению, и с развитием знаний о них.
Каждый раздел курса и курс в целом необходимо завершать обобщающим занятием. Его цель - систематизировать знания учащихся о физических теориях, показать границы применимости изученных теорий и их место в современной физической картине мира. Реализация в школьном курсе физики знаний гуманитарного характера в некоторой степени разрешит противоречие между задачами, целью и содержанием школьного физического образования и будет способствовать воспитанию яркой, творчески и нестандартно мыслящей личности. [1]
Важная задача гуманитарного курса - распространять физические законы на человеческие проблемы. С точки зрения физики можно рассматривать немало проблем, имеющих непосредственное отношение к жизни человеческого общества. Понимание универсальных законов природы важно для того, чтобы противостоять невежеству, которое расцветает в обществе, где множество людей не владеют основами физики и готовы верить любым антинаучным измышлениям.
Гуманитарная физика имеет непосредственное отношение к художественной литературе, истории, фольклору (пословицы, поговорки, сказки, частушки, анекдоты, загадки). Ведь без знания законов природы, в частности электродинамики, порой трудно осознать пословицы: "Гроза застигла в поле ложись на землю", "Гроза бьет по высокому дереву".[33]
Для того чтобы с изложенными выше взглядами на гуманитарный потенциал физики как учебного предмета выстраивать учебный процесс, необходима - и это совершенно очевидно - специальная подготовка учителя. Она должна осуществляться как в рамках специальных предметов в частности, (различные разделы физики), так и предметов педагогического цикла.
Очевидно, что программа спецкурса должна предусматривать подготовку студентов к реализации всех аспектов, выделяемой методистами в принципе историзма. Остановимся на них подробнее
Мощанский В.Н. предлагает следующие формы использования историзма в обучении физике:
Вводные исторические обзоры, выступающие как средство обоснования новых знаний;
Заключительные исторические образы, выступающие как средство систематизации и обобщения знаний;
Описания истории отдельных открытий, фундаментальных опытов, являющихся средством обоснования знаний;
Полные биографии ученых и фрагментарные биографические сведения, служащие целям формирования личности ученика;
Задачи с историческим содержанием [17].
В содержании исторических сведений главное внимание должно быть обращено не столько на то, кто, что, когда открыл, сколько на то, почему и как возникла у ученого та или иная идея, каков ход его мысли при обосновании идеи, каков его метод исследования. Не случайно Максвелл говорил: «Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий ».
Таким образом, историзм в преподавании физики - одно из важнейших средств развития у школьников интереса к науке и в этом прежде всего состоит его роль. [1]
Следует еще раз отметить, что осуществляемая связь обучения физики с историче­ским содержанием физики позволяет конкретизировать и уточнить общенаучные зна­ния, делает теоретические положения более понятными, доходчивыми, легче усвояемы­ми. Факты более близкие и понятные школьникам оказывают сильное эмоциональное воздействие, что обеспечивает наиболее успешное восприятие и усвоение материала.
Использование исторических сведений на уроках позволяет избежать простого зазубри­вания определений и выводов и обеспечивает понимание самих процедур добывания физических знаний, что является основой развития школьников.
Реализация принципа историзма при обучении физике невозможна без четкого по­нимания того, что историзм должен в обучающей деятельности выступать как средство совершенствования методики обучения физике. В учебном познании, как показал анализ научно-исторической литературы, принцип историзма является одновременно принци­пом построения учебной программы и условием успешного обучения учащихся основам методологии физики, так как принцип выступает в роли отправной точки при обучении или в исследовании окружающего мира. Однако, вопросам формирования у учащихся умения применять исторический подход при изучении физических явлений, как метод познания действительности, изменяющейся и развивающейся во времени не уделялось в методике обучения физике должного внимания.
Учитель чаще всего в школьной практике обеспечивает усвоение учащимися ме­тодологических знаний на уровне средств и методов воздействия на природу в ходе по­знаний ее закономерностей. Но знакомство учащихся с принципом научного познания является необходимым условием формирования у них познавательной самостоятельно­сти, так как принцип определяет как методы, так и средства познания.
История физики позволяет ученику познакомиться с физикой наукой, и как след­ствие ученик имеет возможность приобщиться к процессу научного познания в целом и знакомиться с физическими явлениями лежащими за рамками школьной программы. В то же время она является источником тех методов, средств и приемов, которые применяет учитель при обучении физике.
Одностороннее движение ученика в каком-либо одном направлении накладывает специфические ограничения на процесс познания и оставшиеся за пределами ограниче­ния знания остаются для ученика недоступными. Поэтому принцип историзма в обуче­нии физике может выступать в качестве ориентира в расширении знаний учащихся по физике. Знание ученика о существовании истории науки, обращение к ее знанию помо­гает ему выделить прошлое, настоящее и будущее в физическом познании, найти зако­номерности его развития и выделить для себя аналогичный путь изучения новых явле­ний. [11]
Признание важности историзма еще не определяет, в какой мере историзм должен войти в содержание курса физики . Бесспорно, что в курс следует включить те вопросы истории, которые в наибольшей мере способствуют решению задач, стоящих перед обучением физике. Конечно, вопросы истории, включаемые в курс физики, должны быть тесно связаны с учебной программой и доступны школьникам. Но эти положения не дают жестких критериев для отбора исторических сведений. Прежде всего нужно выбирать то, что является определяющим в развитии физики с точки зрения ее современного состояния. Проблематика же современной физики связана в первую очередь с рядом фундаментальных физических принципов, к числу которых относятся, прежде всего, такие, как идея сохранения, относительности, корпускулярно-волновой дуализм и связанная с ним современная концепция близкодействия и атомизма в ее современном понимании, идея необратимости, симметрии. Если мы хотим представить историю физики в школьном курсе главными вопросами, а не второстепенными фактами и событиями, то исторический материал, включаемый в содержание школьного курса, должен, прежде всего, показывать эволюцию фундаментальных физических идей. [12 ]
Выводы
В первой главе были даны понятия гуманизации и гуманитаризации образования, также, было выявлено, что гуманизация современного образования неразрывно связана с гуманитаризацией. Но, тем не менее, эти два понятия нужно различать, так как под гуманитаризацией обучения понимают применение в преподавании естественно-математических дисциплин элементов и методов гуманитарных знаний с целью развития творческих способностей учащихся. А под гуманизацией процесса обучения понимают повышение внимания к личности обучаемого, поиск форм и методов преподавания, обладающих личностной значимостью, т.е. созданием комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в учебном процессе.
Также был сделан вывод о том, что принципы гуманизации и гуманитаризации проектируются на предметную область «физика». Это связано с тем, что физике присущ огромный гуманитарный потенциал. В ходе её изучения раскрываются основные научные методы (научный эксперимент, моделирование, мысленный эксперимент, создание и структура научной теории), представление о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, всё то, что составляет современное миропонимание, необходимый компонент человеческой культуры, и ученикам в школе нужно дать возможность взглянуть на мир глазами физика.
Для того чтобы раскрыть гуманитарный потенциал физики необходима специальная подготовка учителя физики. Такая подготовка возможна на разнообразных спецкурсах. Предметом внимания в данной работе стал спецкурс по истории физики.

Глава 2. Тексты к семинарским занятим по истории физики
§1. Обзор хрестоматий по истории физики
Для того чтобы в учебном процессе был вскрыт гуманитарный потенциал физики, необходима специальная подготовка учителя. Она должна осуществляться как в рамках специальных предметов (в частности, различные разделы физики), так и предметов педагогического цикла. Необходимым дополнением к такой подготовке являются разнообразные спецкурсы.
Предметом внимания стал спецкурс по истории физики. Его содержание напрямую связано с методическим принципом историзма, реализация которого в обучении, как полагают исследователи, в значительной степени способствует раскрытию гуманитарных аспектов физики.[19]
Изучение любой науки невозможно без глубокого постижения текстов, лежащих в ее основании: «Только читая первоисточники, можно почувствовать дух развивающего естествознания, ощутить глубину и оригинальность мышления ученых прошлого и настоящего. История естествознания - это картина постоянной борьбы научных идей, преодолении ошибок и заблуждений, пере........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы