На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 99986


Наименование:


Курсовик Методические основы использования имитационных игр на уроках безопасности жизнедеятельности в 5-х классах

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 27.10.2016. Сдан: 2013. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы использования имитационных игр в образовательном процессе
1.1. Понятие и сущность игры…………………………………………5
1.2. Организация имитационных игр…………………………………10
1.3. Роль имитационных игр в обучении безопасности жизнедеятельности………………………………………………………19
Глава 2. Методические основы использования имитационных игр на уроках безопасности жизнедеятельности в 5-х классах
2.1. Организация и проведение имитационных игр на уроках ОБЖ в 5-х классах ………………………………………….………………………..24
2.2. Методические разработки уроков ОБЖ с использованием имитационных игр по дорожной безопасности………………………..29
2.3. Описание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………69
Список использованной литературы………………………………………….71
Приложения……………………………………………………………………...73


Введение

Актуальность исследования. Методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся направлены на овладение умениями и навыками, а также на воспитание и развитие личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать такие методы обучения, которые бы обеспечили наилучшее достижение цели.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Психологическая особенность данного возраста - избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются с удовольствием и длительное время.
Развить стремление к учению, научить школьника откликаться на процесс познания, развить интерес к учебной дисциплине является задачей преподавателя. Для этого учащийся должен уметь самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению поставленной проблемы. Эти качества способны развить у учащихся имитационные игры, появление и развитие которых обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать ученикам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков безопасного поведения, оказания первой помощи, использования средств защиты. Поэтому возникла проблема: как правильно организовать на уроках ОБЖ имитационные игры. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Использование имитационных игр в процессе обучения БЖ».
Объект исследования: процесс обучения безопасности жизнедеятельности
Предмет исследования: имитационные игры как средство обучения школьников безопасной жизнедеятельности
Цель работы: выявить влияние имитационных игр на эффективность обучения школьников БЖ
Гипотеза: если на уроках ОБЖ использовать имитационные игры, то уровень предметных знаний и умений учащихся будет более высоким
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть организацию имитационной игры
3. Определить возможности применения имитационных игр на уроках ОБЖ.
4. Разработать методику организации и проведения имитационных игр на уроках БЖ
5. Проверить успешность применения имитационных игр на уроках ОБЖ для повышения уровня знаний и предметных умений.


Глава 1. Теоретические основы использования имитационных игр в образовательном процессе

1.1. Понятие и сущность игры

Каждый человек когда-то был ребенком, которого интересовало все новое и необычное. Наверное, у каждого были игрушки из которых можно было это новое и необычное собрать, например, кубики или конструкторы. Такие игры способствовали развитию пространственного воображения, давали начальные представления о геометрии и физике, симулировали творческую деятельность.
Словом “игра” обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,- это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
По мнению Н. Вуарен, игра человека - это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.
Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [2].
Игра, с точки зрения А. А. Грицанова - это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей [11].
П. С. Гуревич считает, что игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе [5].
Т. А. Кривко-Апинян определяет игру как одну из главных и древнейших форм эстетической деятельности, т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость [8].
В большом толковом словаре по культурологии игра трактуется как форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др. Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе [16].
Игра - воспроизведение поведения или его элементов, просто потому что это приятно или интересно.
Игру можно рассматривать как одну из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни [20].
Прежде всего, считает Н. Н. Богомолова, игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [1,с.18].
Таким образом, первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая - характерная - особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, - возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.
Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [3].
Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор «Психология игры» Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематически путь в ролевой игре», а «роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия» [19].
Следует отметить, что термин «игровой мир» можно рассматри­вать как ключевой для истолкования всякой игры. Игровой мир ни­когда и нигде не существовал, однако в реальном пространстве людей он занимает особое игровое пространство (пространствен­ную среду), а в реальном времени - особое игровое время (регла­мент игры).
Входя в игру, мы берем на себя обязательства участвовать в ней по тем правилам, которые предложены, и ведем себя соот­ветствующим образом, делая все для того, чтобы не разрушить это призрачно-условное бытие, т.е. берем на себя сознательную роль игрока [12, c. 9].


1.2. Организация имитационных игр

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной це­ли и соответствующего ей педагогического результата. Иг­ра как форма организации педагогического процесса обладает целым рядом преимуществ.
Во-первых, она обеспечивает всем участникам равноправ­ные, активные роли, создает условия для проявления творчес­кой активности. При этом подросток не просто воспринимает готовые суждения, нормативные представления и т. д., а в хо­де игры участвует в их формировании. Понятно, что в этом случае они будут восприниматься как личностно значимые.
Во-вторых, педагогическая игра, вне зависимости от ее со­держания, выполняет целый ряд задач: социализирующую (поз­воляет подростку проиграть различные модели поведения, про­верив их эффективность), коммуникативную (абсолютное боль­шинство игр предполагает взаимодействие с другими игроками), диагностическую (позволяет педагогу выявить воз­можные проблемы подростка), коррекционную (игровой про­цесс обеспечивает возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, причем естественно, незаметно для самого подростка) [10, c. 12].
Считается, что первые серьезные игры людей были военными играми, а игра в шахматы - это предок современных имитационных игр.
В разные годы игра привлекала к себе пристальное внимание не только психологов, философов и искусствоведов, но также исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности. Человечество с древ­ности стремилось использовать трудовые ресурсы как можно эф­фективнее. Это связано, на наш взгляд, с таким явлением, как профессионализм. Для формирования и развития профессиона­лизма появились специальные учебные заведения, в них осуще­ствлялся учебный процесс и, соответственно, использовались раз­нообразные способы, методы, или, как теперь называют, техно­логии обучения. Наряду с традиционными методами (урок, лек­ция, семинар, практическое или лабораторное занятие) были разработаны и методы активного обучения (МАО) или интенсивные технологии обучения (ИТО): дидактические, деловые и ими­тационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций и т.д. На основе исследований различного игрового поведения были разработаны многосторонне направленные игровые методики обу­чения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Не­смотря на все их различие, главная отличительная черта этих мето­дик - то, что обучение осуществляется при определяемой услов­ностью ситуации неосознанности настоящих целей деятельности.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности, в процессе овладения учебным материалом.
Имитационные игры относятся к активным методам обучения и включают в себя неигровые и игровые методы. Неигровые методы включают в себя анализ конкретных ситуаций и решение ситуационных задач, а игровые содержат имитационную игру, деловую игру и тренинг.
Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирую­щей обучающую деятельность, носящей условный харак­тер. Игровая деятельность зачастую кажется непродуктивной, так как ее результаты отсрочены во времени и выражаются в виде умственных знаний, умений, навыков, опыта, поведения и обра­за мыслей, которые весьма трудно замерить, тем не менее, она намного эффективнее многих традиционных способов обучения.
Панфилова выделяет следующие виды игр:
Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) веду­щего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структури­рует активность членов группы в соответствии с определенной учеб­ной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реаль­ном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем.
С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведе­ния и проверить на практике новые идеи.
Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межлич­ностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.
Игра ролевая - основная форма игры, деятельность, в кото­рой участники берут на себя роли взрослых (дети) или должност­ные, социальные (взрослые обучаемые) и в специально создава­емой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отно­шения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональ­ные переживания, связанные с содержанием и качеством выпол­няемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые скла­дываются в ходе игры.
Игра с правилами - вид коллективной деятельности, в кото­рой действия участников и их взаимоотношения регламентирова­ны заранее сформулированными правилами, нормами, обязатель­ными для всех участников.
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.
Принятие решений - традиционно рассматривается как этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление психических новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Под ситуацией понимается положение, обстановка, сочетание условий или совокупность обстоятельств, а под технологией - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, осуществляемых в процессе деятельности [12, c. 23-24].
История деловых и имитационных игр, как и игр вообще, пред­ставлена также в ряде отечественных трудов.
Известные исследователи методов активного обучения Я. М. Бельчиков и М. М. Бирштейн отмечают, что деловые игры впервые были разработаны и применены в нашей стране в 1932 г. Их созда­ние явилось откликом на потребность промышленности, первый опыт проведения производственных игр сразу же получил при­знание и бурное развитие [13].
Как уже было отмечено, деловые и имитационные игры берут свое начало из военных и детских ролевых игр. По своей сути ими­тационные игры очень близки к военным.
Панфилова выделяет имитационные игры для обучения взрослых, которые включают в себя пять крупных составляющих: 1) игроки, 2) эксперты, 3) организаторы игры, 4) материал по изучаемой проблеме, 5) экспериментальная ситуация, которую образуют игровая обстановка, сценарий и регламент игры [12 c. 69 - 70].
Проведение таких игр предполагает осуществление следующих этапов:
1. Подготовительный - проектирование педагогом проблемной ситуации, определение целей, содержания, состава групп.
2. Постановка проблемы
3. Работа в группах - реализация программы коллективной мыслительной деятельности по решению проблемы, выработка индивидуальной и коллективной позиции, принятия решения.
4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой, дискуссия.
5. Организация рефлексии - анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого и группы в целом.
Имитационные игры можно использовать для:
- определения лидеров
- развития сплоченности
- обучения взаимодействию
- научения принятию коллективных решений в условиях неопределенной информации
- развитие умений и навыков [12, c. 71- 72].
А. П. Панфилова выделяет следующие обязательные принципы по­строения имитационной игры.
Принцип наглядности. В имитационной игре необходимо отра­жать возможный набор управленческих функций. В то же время практика использования таких игр показала, что перенесение в игру всех функций и процедур деятельности, предусмотренных в системе-прототипе, сильно усложняет игру и снижает аналити­ческие возможности игровой модели.
По этим же соображениям структура игры и информационная база игрового варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.) и, по возможности, упрощены. Это обеспечивает сжатый масштаб времени, в котором функцио­нирует игровая модель, что, в свою очередь, служит предпосыл­кой экспериментирования с нею.
Принцип автономности. Отдельные сюжеты и эпизоды имита­ционной модели позволяют «настраивать» игру для конкретного состава участников, дают возможность построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что до­стигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.
Принцип «открытости» игровой модели. Отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последу­ющие разработки. Согласно данному принципу при создании пер­вых игр необходимо предусмотреть свободные входы в модель, типизировать отдельные ее модули, составить обобщенные инст­рукции для участников игры и т.д.
Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятель­ности по поводу игры. От этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация их цели - изучение про­цессов функционирования организационно-экономических сис­тем. Поэтому при создании игры следует идти по цепочке: форму­лирование цели проведения игры - формирование деятельности по поводу игры - конструирование игровой деятельности.
Кроме того, целесообразно следовать правилу: каждая игровая процедура должна занимать ровно столько времени в игре, сколь­ко требуется для понимания участниками ее места и назначения в реальной системе. Соблюдение этого правила связано в реальной практике обучения с рядом трудностей.
Во-первых, в некоторых случаях не просто убедиться, что обу­чаемые поняли суть демонстрируемой процедуры (для решения этого вопроса иногда преподаватели применяют контрольные уп­ражнения, задачи и тесты).
Во-вторых, нередко бывает так, что из-за разной подготовки участников игры трудно добиться, чтобы все они одновременно и с одинаковым успехом овладели навыками решения игровых задач.
Интенсификация игровой деятельности, ее объем и содержа­ние в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей сово­купности конкретных условий: сложности решаемой проблемы, состава игроков, наличия времени, количества и авторитета пре­подавателей, продуманности игровых форм и правил, пригодно­сти помещений, удобства выполнения расчетов и т.д.
Выбор пропорций игры и действий по поводу игры - это слож­ная творческая задача для преподавателя.
Принцип насыщения игровых систем управления техническими средствами сбора, передачи и обработки информации. Необходимость технической помощи при сборе и обработке информации вызвана спецификой игровых моделей. Главная особенность таких моделей, как уже было отмечено, - сжатый масштаб времени. Важно, чтобы игроки имели возможность выполнять все рутин­ные процедуры в максимально сжатые сроки.
Принцип сбора, систематизации и обработки экспертной ин­формации. Цель проведения имитацион........


Список используемой литературы:
1. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки / Н. Н. Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, М.: МГУ, 1977 г.
2. Вуарен Н. Что такое игра? / Н. Вуарен // Культура. - 1982. - № 4.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - 62- 68 с.
4. Гузик < books/m_a_guzik/> М. А. Игра как феномен культуры < books/m_a_guzik/igra_kak_fenomen_kulturi/> / М. А. Гузик - М.: Флинта, 2012. - 268 с.
5. Гуревич П. С. Культурология. XX век. Энциклопедия / П.С. Гуревич - М. 1998 г.
6. Никитин В. В. Обучающие игры / В. В. Никитин // Основы безопасности жизни. - 2010. - № 1(163).
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И. А. Зимняя - М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. - 384 с.
8. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры / Т. А. Кривко-Апинян - СПб. 1992 г.
9. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1976 г. - 303 с.
10. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя 7-9 / А. Г. Макеева - М.: Просвеще­ние, 2005. - 64 с.
11. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
12. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А. П. Панфилова - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. - 368 с.
13. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова - М.: Издательский центр «Академия», 2011 г. - 192 с.
14. Панфилова М. А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 г. - 160 с.
15. Пахомова А. В. Игра в жизни ребенка [Электронный ресурс] / А. В. Пахомова. - Режим доступа: < detsad/raznoe/igvgr.htm> (27 ноября 2013)
16. Понятийный словарь по культурологии. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005 г. - 94 с.
17. Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова - И.: Аспект Пресс, 2005 г. - 460 с.
18. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста /Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред. Г. В. Бурменской - М.: МПСИ, 2004 г.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин - М.: «ВЛАДОС», 1999 г. - 182 с.
20. Режим доступа: < articles/view/igra> (27 ноября 2013)





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы