На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Здравствуйте гость!

Задание № 1883

Наменование:

Реферат по Истории государства и права зарубежных стран

Предмет:

История

Бюджет:

0 руб.

Дата:

11.10.2010

Описание:

Требуется выполнить реферат по Истории государства и права зарубежных стран.
Реферат содержит 4 теоритических вопроса и 4 задачи.
Подробно все указано в методичке (8 вариант в таблице).

Просим оценить по цене и срокам.


ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ




Кафедра
«Теория государства и права
и конституционное право»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»



для студентов заочной формы обучения на базе средней школы
по направлению 030500 – Юриспруденция;
по специальности 030501 – Юриспруденция

















Южно-Сахалинск
2006


ББК 67.3 я 73



История государства и права зарубежных стран/Учебная программа. Автор-составитель: Бурыкина Надежда Бояновна; ЮСИЭПиИ. Юж.-Сах.,
2004. - 51с.

При составлении программы использована учебная программа «История государства и права зарубежных стран» юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Программа составлена в рамках федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения о высшем профессиональном образовании.



Автор-с о с т а в и т е л ь
ст. преподаватель Бурыкина Н.Б.



О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
к.ю.н., Жеребцова Е.Е.



О б с у ж д е н о
на заседании кафедры “Теория государства и права и конституционного права”
17 ноября 2004 г., протокол № 3



У т в е р ж д е н о
на заседании Учебно-методического совета ЮСИЭПиИ
“____” ноября 2004 г., протокол № ___






Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики, 2004.
Бурыкина Н.Б.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ЦЕЛИ КУРСА

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.
В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.
Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Основные цели курса:
– содействовать приобретению упорядоченных знаний студентами в области истории государства и права зарубежных стран как основополагающей дисциплины в системе современного юридического образования;
– научить слушателей свободно ориентироваться в неоднозначных исторических фактах и явлениях, понимать их сущность и значение, овладеть юридической терминологией;
– способствовать правильному юридическому мышлению и выработке профессионального кругозора;
– ознакомить студентов с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся политических реформаторов;
– изучить опыт государственного строительства и правового регулирования разных народов и заимствовать прогрессивные элементы государственно-правовых явлений в современных условиях.

2. ЗАДАЧИ КУРСА

Предлагаемый курс имеет своей задачей изучение наиболее общих черт истории права и государства и характерных особенностей возникновения, функционирования и последующих изменений правовых обычаев и законов отдельных народов и стран в их взаимосвязи с властной деятельностью государства. Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического, юридического и гуманитарного сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

3. МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История государства и права зарубежных стран относится к фундаментальным общеобразовательным дисциплинам в юридическом обучении и просвещении.
Предмет изучает не всемирную историю государства и права, а лишь всеобщую, то есть такую, которая имеет дело как с наиболее общими законами истории государства и права, так и с наиболее типичными особенностями этой истории.
Учебники и учебные пособия существуют и издаются под двумя названиями – «Всеобщая история государства и права» (труды С.Ф. Кечекъяна, И.С. Перетерского, З.М. Черниловского, К.И. Батыра, В.Г. Графский) и «История государства и права зарубежных стран» (труды П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой и др.). Авторы дают то или иное название в зависимости от их мнения к вопросу о первичности права или государства.
Лекционный курс включает в себя знания о наиболее важных (эпохальных) периодах исторического развития государств, систем законодательства жизни разных народов, дающие студенту возможность получить базовую подготовку, достаточную для самостоятельной творческой работы.

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Требования к освоению курса «История государства и права зарубежных стран» сводятся к изучению студентами в ходе лекционного курса и семинарских занятий, а также самостоятельного исследования тематического плана.

Студент должен:

• знать основные исторические типы и формы государства и права зарубежных стран;

• знать государственное и правое устройство зарубежных стран в разные исторические периоды;

• знать основные исторические факты, даты события, имена исторических деятелей, их вклад в развитие государства и права;

• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к истории государства и права зарубежных стран;

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В течение учебного года студент должен сдать зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр) и две контрольные работы (1 и 2 семестр) по ИГПЗС на базе среднего образования и экзамен и одну контрольную работу на базе второго высшего образования. Задачами контрольной работы являются самостоятельное изучение наиболее значительных тем курса, освоение нормативного материала, обретение навыков решения конкретных ситуаций.
Контрольная работа выполняется по одному из предложенных вариантов. Варианты прописаны в таблице. Контрольная работа состоит из трех заданий: двух теоретических и практического. При выполнении контрольной работы необходимо прочитать, прежде всего, соответствующий раздел учебника, ознакомиться с дополнительной литературой, и, наконец, изучить нормативные акты, относящиеся к теме.
Первая часть задания должна быть более объемной, нести основную содержательную нагрузку, при ее выполнении требуются знания теоретического характера и анализ нормативных актов.
Решение задачи должно содержать в себе две части: резолютивную (само решение) и мотивировочную (ссылки на статьи нормативного акта и логическое основание). Не требуется пространного цитирования источников.
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа. В титульном листе контрольной работы указываются: Ф.И.О., номер группы, курс, специальность, название вуза, номер зачетной книжки, вариант, домашний адрес и место работы автора.
Работа должна быть набрана на компьютере, либо аккуратно, разборчиво написана от руки грамотным, литературным языком, содержать ссылки по ходу текста на литературные источники. Обязательно соблюдение полей для замечаний рецензента. В конце контрольной работы прилагается список литературы. Работа должна быть представлена не позже, чем за месяц до начала сессии. Если работа не допущена к защите, ее следует переделать в соответствии с замечаниями рецензента и представить повторно. Зачет по контрольной работе является основанием допуска к сдаче зачета и экзамена.

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс состоит из двух частей, соответствующих двум учебным семестрам. По первой части студенты сдают зачет, по второй части экзамен. На заочном отделении по курсу дисциплины также сдают зачет и экзамен, предусмотрены контрольные работы.
На очном отделении курс состоит из 250 часов, из них 68 - лекционных, 68 – семинарских, 114 - самостоятельное изучение. На заочном отделении обучения курс состоит из 10 % от 250 часов- 25 часов аудиторных занятий.

Тема 1. Предмет, место и методы изучения истории
Тема 2. Возникновение государства и права
Тема 3. Государство в странах Востока
Тема 4. Право древневосточных цивилизаций
Тема 5.Государства в странах античного мира
Тема 6. Право в странах Античного мира
Тема 7. Государства в странах Западной и Центральной Европы в средние века
Тема 8. Право в странах Западной и Центральной Европы. Становление права
Тема 9. Государства в странах Востока в средние века в раннефеодальных
европейских обществах.
Тема 10. Право в странах Востока
Тема 11. Буржуазное государство и право
Тема 12. Французская буржуазная революция
Тема 13. От Германского союза к Германской империи
Тема 14. Возникновение новых национальных государств в Европе
Тема 15. Буржуазная революция в Англии
Тема 16. Соединенные Штаты Америки
Тема 17. Государства в странах Америки
Тема 18. Государства в странах Азии в новое время
Тема 19. Колониальные империи
Тема 20. Основные институты буржуазного права
Тема 21. XX столетие: государственно-правовая история
Тема 22. Буржуазные демократии в период между двумя мировыми войнами
Тема 23. Фашистские государства и военные диктатуры
Тема 24. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 25. Вторая мировая война и ее последствия
Тема 26. Основные страны капитализма после второй мировой войны
Тема 27. Япония
Тема 28. Восстановление демократических режимов
Тема 28. Восстановление демократических режимов
Тема 29. Основные изменения в праве буржуазных государств. Источники
Тема 30. Страны «народной демократии»
Тема 31. Китайская Народная Республика Китай
Тема 32. Крушение колониальной системы
Тема 33. Изменения в праве под влиянием глобальных и региональных процессов
7. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИЙ

Часть I
Тема 1. Предмет, место и методы изучения истории. Предмет и место истории зарубежного государства и права в системе юридических наук. Периодизация истории государства и права.
Тема 2. Возникновение государства и права. Разложение родо-племенного строя. Влияние общественного разделения труда, дифференциации социальных функций на формирование политической (государственной) власти и становление права. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизации. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств.

Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай

Тема 3. Государство и право в странах Востока. Специфический характер правовых систем и источников права в странах Древнего Востока. Роль религиозной идеологии и традиции в древневосточном праве. Отражение в праве социального неравенства.
Государство и право Древнего Египта.
Периодизация истории государства в Древнем Египте. Раннее создание единого централизованного государства (начало IV — конец III тыс. до н. э.). Экономическая функция государства и его влияние на формирование особой социальной структуры страны. Деспотическо-теократический характер государственной власти и ее религиозное обоснование. Система органов государственного управления (фараон, джати, чиновничество, "послушные призыву" царя и другие). Местное управление. Армия. Суд.
Тема 4. Древние государства Месопотамии. Особенности возникновения и развития государства в Месопотамии. Ранняя форма государственной организации — города-государства. Формирование государств-гегемоний. Царство II династии Ура (XXIII в. до н.э.). Возвышение централизованного государства Вавилон (XX—XVII вв. до н.э.). Государственный строй Вавилона при Хаммурапи. Место царя, общины и храмов в управлении. Армия. Суд.
Первые города-государства. Особенности государственного аппарата вавилонского царства. Государственный строй Древнего Вавилона.
Древнемесопотамское право. Источники и специфические правовые институты стран Древней Месопотамии. Основные институты права. Эволюция источников права в древних государствах Месопотамии. Первые царские законы. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи XVIII в. до н.э. и Среднеассирийских законов (середина II тыс. до н.э.). Система изложения норм. Регулирование имущественных отношений. Преступления и наказания. Брак и семья. Судебный процесс.
Тема 5. Индия. Периодизация истории государства в Древней Индии. Формирование сословно-варнового деления (брахманы, кшатрии, вайшии,
шудры) и складывание первых "племенных государств". Возникновение крупных государств-гегемоний (VI—IV вв. до н.э.). Империя Маурьев (IV—II вв. до н.э.). Специфические черты организации государственного единства империи. Политика "дхармавиджаи". Ганы и сангхи. Власть царя и общинная организация. Политико-религиозная индусская концепция богоугодного царя (девараджи). Центральный и местный чиновничий аппарат. Роль совещательных коллегиальных органов. Армия. Суд.
Традиционное право Индии. Доминирующая роль в праве религиозно- ритуальных принципов и норм. Основные институты традиционного индусского права. Специфический характер источников права: обычай, дхарма-шастры, артхашастра, комментарии к дхармашастрам. Доминирующая роль в праве религиозно-ритуальных принципов и норм. Артхашастра (I в. до н.э. — I в. н.э.) и Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Система изложения правовых норм. Регулирование имущественных и семейных отношений. Преступления и наказания. Судебный процесс. Школы индусского традиционного права: Митак-шара и Дайябхага.
Тема 6. Китай. Становление и основные этапы развития государства в Китае. Особые традиционные черты государственного строя императорского, деспотического Китая. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Первые государственные образования династии Шань-Инь (XV—XI вв. до н.э.). Создание первого централизованного государства Цинь. Легизм и реформы Шан Яна (III в. до н.э.). Централизованная империя Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Складывание традиционной системы управления деспотического Китая. Роль финансовых, военных, цензорских и др. ведомств. Правовой статус чиновничества. Армия. Суд.
Традиционное право Китая. Формирование традиционного китайского права. Система и основные правовые институты традиционного права Китая. Отражение в праве борьбы и взаимодействия двух идейных течений: конфуцианства и легизма. Источники права. Превалирующее значение в праве уголовных и административных норм нормы конфуцианской морали "ли" и право. Регулирование семейных отношений. Судебный процесс.

Античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права

Тема7. Государства и право в странах античного мира
Формирование политической общины и становление государства. Основные черты и кризис демократической формы правления.
Тема 8. Греция. Формирование политической общины и становление государства в Греции. Сущность античного полиса. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах аристократической республики в Спарте. Реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах. Система управления в Афинах и Спарте. Кризис афинской демократии.
Право в странах древней Греции
Развитие источников и системы права. Право частное и публичное. Роль права в формировании гражданского общества. Развитие института частной собственности.
Тема 9. Римское государство. Возникновение государства и утверждение республики в Риме. Расцвет и упадок республиканской формы правления. формы Сервия Тулия. Военные диктатуры и режим личной власти. Установление монархического правления (империи). Трибунат и ранние диктатуры. Сенат. Расцвет и упадок республиканской формы правления. Военные диктатуры, цезаризм и режим личной власти. Установление монархической формы правления: принципат и доминат. Роль армии в государственном механизме. Кризис и раскол Римской империи.
Римское право. Эволюция источников и основных институтов римского права древнейшего периода. Предклассическое и классическое римское право. Свод римского гражданского права (VI в.) Corpus yuris civilis.

Два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); Роль христианства и католической церкви

Тема 10. Государства в странах Западной и Центральной Европы в средние века
Общая характеристика государства в Средние века. Государство, церковь, город в политической системе средневекового общества. Городские республики и городское самоуправление. Основные черты средневекового права в Западной Европе.
Тема 11. Государство франков. Становление и развитие феодального государства у франков. Франция. Смена форм и основные черты феодального государства во Франции: сеньориальная, сословно-представительная и абсолютная монархии.
Становление права в раннефеодальных европейских обществах. Варварские правды. Салическая правда. Рецепция римского права.
Тема 12. Германия. Закрепление политической децентрализации в Германии (Священной римской империи). "Золотая булла". Особенности сословно-представительной и абсолютной монархий в Германии. Государственный строй Пруссии и Австрии.
Германское право. Основные памятники права: "Саксонское зерцало", "Каролина", "Прусское земское уложение".
Тема 13. Англия. Особенности образования англосаксонских государств. Усиление королевской власти в XI—XII вв. Великая хартия вольностей 1215 г. Образование парламента и его роль в средневековой Англии. Особенности английского абсолютизма.
Английское право. Своеобразие источников и основные институты английского права. "Общее право" и "право справедливости".
Тема 14. Византийское государство и право. Источники права. Влияние византийского права на право стран Южной и Восточной Европы.

Средневековые Государства Востока: исламский мир и Арабский Халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право

Тема 15. Государства в странах Востока в средние века
Влияние на характер власти и формы правления внешних (завоевания, заимствования и пр.) и внутренних (экономика, религия, демография и пр.) факторов. Преемственность государственных форм и институтов.
Право в странах Востока. Преемственность в праве. Традиционный характер его основных принципов и институтов. Влияние религиозной идеологии на право.
Тема 16. Япония. Основные этапы развития японского государства. Установление и характерные черты военно-олигархического режима Сёгуната.
Японское право. Источники и основные институты. Влияние китайского права.
Тема 17. Арабский халифат. Особенности становления теократической монархии у арабов. Государственный строй Арабского халифата.
Мусульманское право. Источники и основные институты. Школы мусульманского права.

Часть II.
Возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); Образование англосаксонской и континентальной системы права

Тема 18. Буржуазное государство и право. Основные черты буржуазного общества. Буржуазные революции XVII—XIX вв. и становление национальных правовых систем. Конституционное закрепление основных принципов буржуазного права. Складывание мировых правовых систем (семей): англосаксонской и континентальной..
Основные институты буржуазного права. Конституционное право. Две главные системы буржуазного права. Развитие буржуазного гражданского права. Развитие буржуазного уголовного права. Судоустройство и процесс. Социальное законодательство Становление в XIX — начале XX в. Законодательства о труде и профсоюзах..
Тема 19. Буржуазная революция в Англии. Образование буржуазного государства. Формирование парламентской монархии в Англии. Становление конституционной монархии в Англии. Законодательство английской революции. Конституционные акты конца XVII—начала XVIII вв. Развитие конституционной монархии и парламентаризма в XVIII—XIX вв. Избирательные реформы XIX в. Управление колониями.
Право Англии. Особенности источников и основных институтов английского гражданского права. Реформы английского уголовного права в XIX в.
Тема 20. Французская буржуазная революция. Революционное право Франции XVIII в. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г. Конституционные акты якобинцев. Конституция 1795 г. Государственный переворот Бонапарта и Конституция 1799 г. Первая империя. Легитимная и июльская монархии, хартии 1814 и 1830 гг. Вторая республика и Конституция 1848 г. Парижская Коммуна 1871 г. III Республика. Конституционные законы 1875 г. Управление колониями.
Право Франции. ГК Франции 1804 г. Торговли кодекс Франции 1807 г. Развитие торгово-промышленного законодательства в XIX в. Уголовные кодексы Франции 1791 и 1810 гг. УПК 1808 г.
Тема 21. Соединенные Штаты Америки. Возникновение Соединенных Штатов. Война Севера с Югом. Ее последствия. Война за независимость и Декларация независимости. Статьи конфедерации. Конституция США 1787 г. и Билль о правах. Гражданская война XIX в. и XIII, XIV, XV поправки Конституции. Последующие изменения в государственном строе.
Право США. Становление правовой системы США в колониальный период. Эволюция общего права после завоевания независимости. История гражданского право и правового регулирования в США.
Тема 22. От Германского союза к Германской империи. Борьба за объединение Германии. Франкфуртская Конституция 1849 г. Конституция Пруссии 1850 г. Образование Германской империи. Конституция 1871 г. Управление колониями.
Право Германии. Германское гражданское уложение 1900 г. Вексельный устав Германии 1847 г. Германское торговое уложение 1897 г. Уголовное уложение Германской империи 1871 г.
Тема 23. Возникновение новых национальных государств в Европе
Объединение Италии. Образование Болгарского государства. Образование Сербского государства.
Тема 24. Государства в странах Америки. Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Освободительная война 1810-1826 г.г. и образование независимых государств. Первые конституции стран Латинской Америки.
Мексика. Война за независимость и Конституция 1824 г. Развитие государственного строя в XIX в. Конституция 1917 г.
Тема 25. Государства в странах Азии в новое время
Япония. Революция Мейдзи и Конституция 1889 г. Развитие государственного строя в конце XIX — начале XX в.
Право Японии. Буржуазные реформы 70-80-х годов. УК Японии 1907 г. Развитие процессуального права. Создание судебной системы.
Тема 26. Китай. Империя Цинов в XIX веке. “ Небесное государство” тайпинов. “Сто дней реформ”. Революция 1911 г. и провозглашение республики. Временная конституция 1912 г.
Тема 27. Колониальные империи в XIX веке. Британская колониальная империя. Французская колониальная империя.

Государство и право новейшего времени
(США, Великобритания, Франция, Германия и др.)

Тема 28. XX столетие: государственно-правовая история. Послевоенный мир. Ноябрьская революция в Германии. Образование Веймарской республики. Революция 1918 г. Конституция 1919 г. Государственный строй Веймарской республики.
Социалистическая революция 1919 года в Венгрии. Образование Венгерской Советской Республики. Образование независимых национальных государств.
Демократические реформы в капиталистических странах. Национально-освободительное движение в колониях и зависимых странах.
Тема 29. Соединенные Штаты Америки. Развитие политической системы США после первой мировой войны и второй мировой войны. "новый курс" Ф. Рузвельта. Централизация государственной власти. изменения в государственном аппарате. Конституционные поправки и демократизация избирательного права. изменения в политическом режиме США. Законодательство 50—70-х годов о гражданских правах.
Тема 30. Фашистские государства и военные диктатуры
Германия. Тоталитарный режим. Государственное регулирование экономики в фашисткой Германии. Армия. Изменение в государственном аппарате.
Италия. Государственный строй Италии после первой мировой войны. Фашистский режим. Послевоенная Конституция Италии 1947 г.
Испания. Государственный строй Испании после первой мировой войны. Политический режим франкистской Испании. Конституция 1978 г. и последующая демократизация политической жизни.
Тема 31. Государство и право Великобритании. Государственное регулирование экономики. эволюция партийной системы. Реформа парламента. Акт о парламенте 1911г. акт о чрезвычайных полномочиях кабинета 1920г.акт о министрах короны 1937г. закон о судах 1971г.местное управление. Право Англии.
Тема 32. Государство и право Франции. Становление IV республики. конституция 1946 г. конституция 1958 г. Государственный строй V республики и его эволюция в 60 — 90-х годах.
Тема 33. Федеративная Республика Германии. Потсдамское соглашение по Германии и оккупационный режим. Образование ФРГ. Конституция 1949 г. государство и право ФРГ на современном этапе. Объединение Германий.

Государство и право в странах Центральной И Юго-Восточной Европы, Америки, Азии И Африки

Тема 34. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы. Становление национальной государственности и первые конституционные законы Чехословакии, Польши, Болгарии, Румынии, Югославии.
Страны «народной демократии» . Народно-демократические революции 40-х годов, изменение характера власти и государственного аппарата. Конституционное законодательство. Демократические революции 1989-1990 гг. и ликвидация партийно-бюрократических, тоталитарных режимов управления. Создание новых конституций.
Образование ГДР. Объединение Германии 1990 г. Эволюция государственного строя и политической системы после объединения.
Тема 35. Япония. Изменения в государственном строе и политическом режиме Японии между двумя мировыми войнами. Конституция 1946 г. Послевоенная политическая система Японии и ее эволюция.
Тема 36. Китайская Народная Республика Китай. Основные этапы и особенности становления народно-демократической власти в Китае. Образование КНР и временные конституционные законы 1949 г. Конституции КНР 1954 г., 1978 и 1982 гг. Экономические и политические реформы 80-х годов.
Тема 37. Крушение колониальной системы капитализма. Индия. Колониальные конституционные реформы 1919 и 1935 гг. Провозглашение независимости и Конституция 1950 г.
Египет. Объявление независимости в 1922 г. Июльская революция 1952 г. и Конституция 1956 г.
Тропическая Африка. Возникновение и крушение авторитарных режимов.

Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.

Тема 38. Изменения в праве под влиянием глобальных и региональных процессов. Усиление воздействия международного права на национальное (внутреннее) право. Новые источники и принципы международного права. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и международные пакты о правах человека 1966 г. Хельсинкские соглашения 1975 г. Международное право и решение глобальных проблем человечества.
Роль международного права и национального законодательства в развитии интеграционных процессов в области экономики, социальной жизни и политики. ЕЭС и "европейское право". Изменения в современных фундаментальных правовых системах: англосаксонская, романо – германская системы, современное мусульманское право.


8. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования
№ Варианта

Тема
1часть Вопросы
1часть № задачи
1часть Тема
2 часть
Вопросы и задания
2часть № задачи
2часть
Вариант №1 1 1,2 1,2 1 1,2 39-40
Вариант №2 1 3,4 3,4 1 3,4 37-38
Вариант №3 2 1,2 5,6 2 1,2 35-36
Вариант №4 2 3,4 7,8 2 3,4 33-34
Вариант №5 3 1,2 9,10 3 1,2 31-32
Вариант №6 3 3,4 11,12 3 3,4 29-30
Вариант №7 4 1,2 13,14 4 1,2 27-28
Вариант №8 4 3,4 15,16 4 3,4 25-26
Вариант №9 5 3,4 17,18 5 1,2 23-24
Вариант №10 5 1,2 19,20 5 3,4 21-22
Вариант №11 6 1,2 21,22 6 1,2 19-20
Вариант №12 6 3,4 23,24 6 3,4 17-18
Вариант №13 7 1,2 25,26 7 1,2 5,6
Вариант №14 7 3,4 27,28 7 3,4 7,8
Вариант №15 8 1,2 29,30 8 1,2 9,10
Вариант №16 8 3,4 31,32 8 3,4 1,2
Вариант №17 9 3,4 33,34 9 1,2 3,4
Вариант №18 9 1,2 35,36 9 3,4 5,6
Вариант №19 10 1,2 37,38 10 1,2 7,8
Вариант №20 10 3,4 39,40 10 3,4 9,10
Вариант №21 11 1,2 1,2 11 1,2 15-16
Вариант №22 11 3,4 3,4 11 3,4 13-14
Вариант №23 12 1,2 5,6 12 1,2 11-12
Вариант №24 12 3,4 7,8 12 1,2 9-10
Вариант №25 1 1,2 9,10 13 1,2 7-8
Вариант №26 2 3,4 11,12 14 1,2 5-6










8.1 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(Студент выбирает вариант контрольной работы по номеру зачетной книжки. Например, № зачетной книжки 10-зюш-1-06, студент должен выбрать 10 вариант (раскрыть тему № 5, ответить на контрольные вопросы №№ 1,2, решить задачи №№ 19,20) см.Таблицу

Часть I

ТЕМА № 1. Нормы обычного права в законодательстве Хаммурапи.

Методические рекомендации. Во введении в этой и последующих темах, где главным источником является законодательство Хаммурапи, необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.
Далее необходимо разъяснить понятие «обычное право» (которое является одной из форм выражения правовых норм в период становления всей системы права). Нужно обратить внимание на происхождение обычного права и ответить на вопрос: о чем свидетельствует наличие такого рода правовых норм в законодательстве Хаммурапи?
Нормы обычного права следует выявить прежде всего в доказательствах («божий суд») и наказаниях по принципу талиона. Попытайтесь найти и другие нормы обычного права в судебнике. В заключение следует дать общую оценку правовых норм древней Вавилонии.

Источники и литература:
1) Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.Д. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.- Т.1.
3) История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1989.
4) История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Т.1. Месопотамия. - М., 1983.
5) Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.
6) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

Контрольные вопросы
1.Приведите примеры различия правового статуса авилумов, мушкенумов, вардумов в сферах гражданского и уголовного права опираясь на соответствующие статьи законов Хаммурапи.
2. Почему рабство, существовавшее в Древнем Вавилоне именуется патриархальным; какие черты его характеризуют (примеры из законов)?
3. Какой вид наследования - по закону либо завещанию использовался в Древнем Вавилоне чаще и почему?
4. Какие положения законов Хаммурапи свидетельствуют о неравенстве мужчины и женщины, детей и родителей (примеры из законов)?


ТЕМА № 2. Семейные отношения по законам Хаммурапи.

Целью контрольной работы является подробный анализ семейного права Древней Вавилонии. На основании текста законов Хаммурапи следует проанализировать имущественные права главы семьи, отношения между ее членами, порядок заключения браков и разводов, наказания за семейные преступления, право наследования. Необходимо обратить внимание на положение в семье рабыни и ее детей от господина, на положении детей от брака раба и свободной женщины, объяснить, почему и в том и в другом случае дети становились по закону свободными.
При характеристике порядка наследования земли и имущества следует указать, кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения существовали в праве распоряжения имуществом (для кого и почему?). В заключение работы следует дать общую характеристику семейного права на Древнем Востоке.

Источники и литература:
См. Тему №1.

Контрольные вопросы
1. В чем заключается особенность правового статуса таких категорий населения как редум и баирум?
2. Какие основные функции выполняло государство в Древнем Вавилоне?
3. Какие пережитки первобытнообщинного строя сохраняются в уголовном праве Древнего Вавилона?
4. Каковы на Ваш взгляд, причины жестокости древне-вавилонского уголовного права, какие цели преследуют законодатели, вводя столь жестокие нормы?

ТЕМА № 3. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.

В начале работы следует показать значение судебных органов в государствах древневосточной деспотии, как части государственного аппарата. Затем нужно перейти к анализу судебника Хаммурапи. В нем следует выделить статьи, касающиеся системы судопроизводства, и на их основе выяснить, кому принадлежала верховная судебная власть, кто осуществлял судопроизводство, принимались ли судебные решения коллегиально или нет, какова была ответственность судей, какие дела решались общинными судами, допускались ли законодательством случаи самосуда, какое значение для установления вины имели система доказательств и клятва. В заключение необходимо сделать вывод о сословном характере законодательства Древней Вавилонии.

Источники и литература:
См. Тему №1.
Контрольные вопросы
1. Можно ли считать державу Хаммурапи типичной древневосточной деспотией ("да", "нет", почему)?
2. Какие государственные органы и должности существовали в Древнем Вавилоне, каковы их функции?
3. В каких формах используется современным уголовным правом РФ талион и объективное вменение?
4. В чем, на Ваш взгляд, заключается удобство и неудобство изложения в казуальной форме правовых норм, свойственное древне-вавилонскому праву?
ТЕМА № 4. Формы земельной собственности по законам Хаммурапи.

Начиная работу над темой необходимо выяснить, что такое собственность и владение, определить соотношение этих понятий, указать, какое значение для общественного развития имеют отношения собственности. Затем следует найти в судебнике статьи, относящиеся к тем или другим формам собственности. Найдите примеры купли-продажи земли, установите, свидетельствуют ли эти факты о существовании частной собственности на землю. Особое внимание следует уделить царской собственности, которую царь отдавал в условное владение своим воинам и чиновникам. Нужно рассмотреть права наследования, случаи потери воинами имущества, возможности распоряжения этим имуществом. Следует сделать выводы о соотношении разных видов земельной собственности в Древнем Вавилоне и о роли общины в системе общественных отношений на Древнем Востоке.

Источники и литература:
См. Тему №1.

Контрольные вопросы
1. Почему в Древнем Вавилоне государственная и общинная земельная собственность доминировала над частной?
2. В чем особенность правового статуса имущества илку?

ТЕМА № 5. Арендные отношения по законам Хаммурапи

Статей, посвященных аренде, в судебнике Хаммурапи довольно много, что свидетельствует о широком распространении арендных отношений. При работе над темой следует прежде всего выяснить, кто сдает и кто берет землю в аренду, определить ее условия, формы ренты. Необходимо выяснить, существовала ли субаренда и какое место уделено ей в судебнике. Сравните условия аренды поля и сада, а также целины. В заключение необходимо сделать вывод, о чем свидетельствовало распространение арендных отношений и чьи интересы защищали законы.

Источники и литература:
См. Тему №1.

Контрольные вопросы
1. Какие виды договоров были зафиксированы в законах Хаммурапи, каковы условия их действительности и способы обеспечения?
2. Каковы функции свидетелей, присутствующих при заключении договора?
3. Какие пережитки первобытнообщинного строя сохраняются в уголовном праве Древнего Вавилона?
4. Каковы на Ваш взгляд, причины жестокости древне-вавилонского уголовного права, какие цели преследуют законодатели, вводя столь жестокие нормы?

ТЕМА № 6. Семейное право в Древней Индии по «Артхашастре».

Работу над темой следует начать с общей характеристики варно-кастовой системы Древней Индии и «Артхашастры» как политико-правового памятника. В процессе выполнения контрольной работы студент должен выяснить характер семьи, положение женщины, порядок наследования имущества в Древней Индии второй половины I тысячелетия до н.э. Специально следует остановиться на отражении в семейном праве существования варн и каст, а также рабства. В заключение следует сопоставить семейное право в Древней Индии с семейным правом других стран древневосточной деспотии.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.Д. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.- Т.2, разд.IV, гл.1.
2) История государства и права зарубежных стран (учебник).
3) История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1989.
4) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.
5) Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. - М., 1973.
6) Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М., 1985.
7) Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра». Проблемы социальной структуры и права. - М., 1984.

Контрольные вопросы
1) Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману.
2) Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона и Древней Индии.
3. Как Вы считаете, почему все государственные должности в Афинах были коллегиальными?
4. Если афинский гражданин был холост либо бездетен, он не мог занимать государственную должность. С чем связано подобное ущемление прав?

ТЕМА № 7. Политические реформы Солона по Аристотелю и Плутарху

Основными источниками по теме являются сочинения Аристотеля и Плутарха. Следует иметь в виду, что авторы жили много позже описываемой ими эпохи, поэтому нужно обосновать степень достоверности сообщаемых ими сведений. Далее необходимо остановиться на политическом устройстве Афин до реформ Солона и показать причины преобразования системы управления формирующимся афинским полисом. Особого внимания заслуживает вопрос о записи действующего права Драконтом. Анализируя политические реформы Солона, необходимо показать, что благодаря им происходило оформление основ афинской демократии. Раскройте содержание политических преобразований и их значение для развития рабовладельческого государства, покажите, как были учтены интересы различных слоев населения, а также отметьте, какие из законов Солона подрывали господство родовой знати. Важно также сравнить политическую организацию, созданную в результате реформ Солона, с политической организацией досолоновской Аттики и показать место реформ Солона в процессе формирования Афинского государства.

Источники и литература:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.
2. Хрестоматия по Древней Греции. Под. ред. Д.П. Каллистова.- М., 1964.
3. История древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996.
4. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. - М., 1964.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1.
6. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Контрольные вопросы
1. Почему государства античной Греции существовали в форме полисов? Что препятствовало их объединению?
2. Какие цели преследовал царь Тезей, разбивая территорию крошечных Афин на еще более мелкие административно-территориальные единицы - навкрарии?
3. Большинство государственных должностей в Афинах (за исключением должностей стратегов) замещалось по жребию. Чем можно мотивировать подобный "странный" способ формирования государственного аппарата?
4. Афинское гражданское право относило деньги и драгоценности к так называемой "невидимой" собственности. Почему "невидимая", ведь и то и другое можно не только видеть, но и осязать?

ТЕМА № 8. Расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

В начале работы следует проанализировать данные источников о правах и обязанностях афинских граждан. Укажите, кто именно мог считаться афинским гражданином, выясните, какова была степень участия граждан в управлении, кто обладал правом собственности на землю. Далее следует на основании источников показать как формировались и функционировали органы управления в Афинах: экклесия, буле, гелиэя, ареопаг, коллегии должностных лиц. При анализе источников обратите внимание на отношение тех или иных авторов к демократии, отметьте, чем гордились ее сторонники и за что критиковали противники. Приведите собственную оценку аргументов той и другой стороны. В заключение попытайтесь составить схему государственного управления Афинами в V в. до н.э.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.
2) Хрестоматия по Древней Греции. Под. ред. Д.П. Каллистова.- М., 1964.
История древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996.
4) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.
5) История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой и И.С. Свенцицкой.- М., 1983. - Лекция 9.

Контрольные вопросы
1. Чем Вы можете объяснить жестокость законов архонта Драконта? Как он сам объяснял эту жестокость современникам?
2. В соответствии с законами Драконта афиняне наказали, утопив в море статую, упавшую во время землетрясения и убившую гражданина. Кого на самом деле нужно было судить?
3. Можно ли объяснить разрешение браков между близкими родственника (как, например, двоюродными братьями и сестрами) особой развращенностью афинян или были иные причины?
4. Афинское уголовное право по отношению к гражданам было удивительно мягким для тех суровых времен. Как проявлялись эта мягкость, и какими обстоятельствами ее можно объяснить?

ТЕМА № 9. Государственное устройство Римской республики в III-II вв. до н.э.

Главным источником об устройстве Римской республики III-II вв. до н.э. является Полибий, сочинению которого следует дать оценку во введении к контрольной работе. Целесообразно привлечь и дополнительные источники. В работе следует показать политическую структуру Римской республики, объяснить, как формировались и функционировали основные органы власти - комиции, магистраты, сенат, как соотносилась политическая структура с военной. В заключение необходимо дать общую характеристику Римского государства, используя оценку Полибия и свои собственные суждения. Изложенный в работе материал следует дополнить схемой государственного устройства Римской республики.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 1987. - Тема 4.
История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 1993.
3) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.
4) Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э. - М., 1977.
5) Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики.- М., 1986.

Контрольные вопросы
1. Принято считать, что политика и мораль несовместимы. Какие действия Солона до реформ и во время их проведения могут являться подтверждением этого высказывания?
2. В чем заключалась особая опасность для Афин в долговой кабале граждан?
3. Какие цели преследовал Солон, разделяя граждан Афин на четыре разряда по имущественному принципу? Правильно ли он поступал? (Свой ответ обоснуйте).
4. Солон запрещал вывозить из Афин хлеб и наоборот поощрял вывоз оливкового масла. Почему?

ТЕМА № 10. Политическая система Принципата Августа

Задачей данной работы является на основе анализа разных по характеру источников - сочинений Диона Кассия, Тацита, Светония и официальной надписи самого Августа - вскрыть сущность формы правления, которая была установлена Октавианом, и выявить противоречие между формой и содержанием Принципата. Особое внимание нужно обратить на то, каким образом осуществлялось единоличное правление при сохранении республиканских учреждений. Необходимо выяснить, из каких элементов состояла власть принцепса, какие республиканские формы были им использованы (магистратские полномочия, отказ от непопулярных прерогатив, коллегиальность и т.д.). Изложенный в работе материал следует дополнить схемой политического устройства системы принципата.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 1987. - Тема 12.
История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 1993.
3) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.
4) Машкин Н.А. Принципат Августа. - М., 1949.
5) Егоров А.Б. Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата. - Л., 1985.

Контрольные вопросы
1. Чем отличались друг от друга совет 400 и булэ?
2. Метэки в Афинской республике были существенно ограничены в политических, личных и социально-экономических правах. Почему, тем не менее, они так стремились поселиться на территории этого государства?
3. "Если Вы не занимаетесь политикой, политика займется Вами". Афиняне это понимали прекрасно и поступали соответствующим образом. Как они поступали?
4. Как Вы считаете, почему все государственные должности в Афинах были коллегиальными?

ТЕМА № 11. Уголовное право и процесс в средневековой Западной Европе по «Каролине».

В контрольной работе должно получить отражение следующее:
• общая характеристика источника: когда и как была составлена «Каролина», почему так называется, что и насколько систематично в ней изложено?
• Регулирование «Каролиной» существовавшего уголовного судо-производства. Черты обвинительного и инквизиционного процессов. Доказательства.
• Виды преступлений. Покушения, соучастие, неосторожность, необходимая оборона, рецидив и т.п. обстоятельства.
• Виды наказания, их квалификация и позорящий, устрашающий варварский характер.
• Сопоставление германского уголовного права, процесса и наказаний (по «Каролине») с уголовным правом, процессом и наказаниями в других странах Западной Европы, например, с Англией.
• Выводы: какому этапу истории уголовного права и процесса соответствует «Каролина»? Что отличает ее от современных кодексов и норм уголовного права, процесса и наказаний?
Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.
2) История государства и права зарубежных стран. Ч.I, М.,1988.
3) Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995.
4) Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в
Германии. М., 1958.

Контрольные вопросы
1. Какие цели преследовал Солон, разделяя граждан Афин на четыре разряда по имущественному принципу? Правильно ли он поступал? (Свой ответ обоснуйте).
2. Солон запрещал вывозить из Афин хлеб и наоборот поощрял вывоз оливкового масла. Почему?
3. Принято считать, что политика и мораль несовместимы. Какие действия Солона до реформ и во время их проведения могут являться подтверждением этого высказывания?
4. В чем заключалась особая опасность для Афин в долговой кабале граждан?

ТЕМА №12. Государство и право франков

В работе необходимо отразить процесс формирования феодального государства франков, реформы Карла Мартелла (715-741 гг.) - причины, мероприятия, результаты, формированиеи империи Карла Великого. Верденский договор 843 г. Салический Закон (Lex Sa lica) –как памятник раннефеодального права можно рассматривать по следующей схеме:
а) внешние формы, источники;
б) регулирование имущественных отношений;
в) договорные отношения;
г) преступления и наказания;
д) судебный процесс.

Источники
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.1. М. "Юрист", 1996.

Специальная литература
История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. М. "Норма", 1996.

Дополнительная литература
1.Данилова Г.М. Возникновение феодальных отношений у франков в 6 -7 вв. – Петрозаводск,1959.
2.Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. – М. МГУ, 1963.
3.Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М. МГУ.1984.

Контрольные вопросы
1. Какие факторы способствовали процессу государствообразования у франков?
2. Какие причины побудили короля Хлодвига принять христианство?
3. Почему рабство не могло стать основой экономики Франкского го-сударства, хотя рабов было достаточно много?
4. Какие факторы способствовали длительному сохранению сельской земельной общины у франков?














Часть II

ТЕМА № 1. Эволюция английской судебной системы в новое и новейшее время

При работе над этой темой важно показать сохраняющееся своеобразие английской судебной системы (в связи со спецификой англосаксонской системы). Полезными для достижения этой цели могут быть не только специальные юридические издания, но и популярные, в частности, журнал «Англия».
В тексте контрольной работы должны раскрываться указанные ниже исторические явления и юридические институты:
• Реформирование английской судебной системы, начиная с середины XIX в.
• Роль палаты лордов. Верховный суд. Омбудсмены.
• Низшие суды общей юрисдикции. Развитие системы специализированных судов (трибуналов).
• Барристеры и солиситоры. Адвокатура.
• Главные констебли. Генеральный атторней и появление «коронных» обвинителей.
Работа должна завершаться выводами об эволюции английской судебной системы и ее архаичности.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского.- М.,1984. -С. 404-406 (Закон о судах).
2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.,1993.
Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995. Поздеева А.М.
Государственный строй и политические партии Великобритании. М., 1958.
5) Британская демократия: роль омбудсменов.- Англия №3\1979 (№71).

Контрольные вопросы
1. В чем проявилась незавершенность английского абсолютизма накануне революции?
2. Каким образом королевская власть в Англии обходила принцип "налогообложение через представительство", провозглашенный еще в 13 в.?
3. Почему английская буржуазия и новое дворянство (джентри) были недовольны религиозной политикой династии Стюартов?
4. Накануне революции Англия была в большей степени буржуазной, чем феодальной страной. В чем это проявлялось?

ТЕМА № 2. Складывание Содружества как оригинального конфедеративного образования

Студент должен проследить трансформацию Британской империи в современное Содружество и показать актуальность этого политико-правового феномена, придерживаясь примерно такого плана изложения:
• Создание доминионов, их политико-правовой статус.
• Вестминстерский статус 1931 года как конституционный акт.
• Преобразование Британского Содружества в середине ХХ века в условиях распада Британской империи. Институты. Содружества.
• Что дает Содружество его участникам и почему оно продолжает расширяться?
• Выводы.

Источники и литература:

1) Акт о Британской Северной Америке. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1984.-С. 177-180.
2) Вестминстерский статус. - Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. М. , 1960.
- С. 344-345.
3) Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995.

Контрольные вопросы
1. На рубеже 1649-1650 годов в Ирландии была введена армия "новой модели". Какие цели преследовало введение этого "ограниченного контингента"?
2. Одним из первых актов Долгого парламента король был лишен командования армией. Как это было сделано и почему?
3. Какие льготы и почему давал Трехгодичный акт 1641 г. преподавателям и студентам английских университетов?
4. С каким положением Великой ремонстрации 1641 г. не мог согласиться король Карл I?

ТЕМА № 3. Источники права в США в их историческом развитии

В контрольной нужно отразить следующее.
• Английское общее право в США. “Судейское право”.
• “Декларация независимости”. Появление конституций штатов, “Статей конфедерации”, федеральной конституции и поправок к ней. Судебный конституционный контроль.
• Законодательство и кодификация в штатах (гражданский кодекс Луизианы). Попытки федеральной унификации права.
• Свод законов Соединенных Штатов.
• Расширение сферы федерального законодательства в ХХ веке. Делегированное законодательство.
• Заключение.

Источники и литература:

1) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. /Сост. В.И. Лафитский. - М.,1993. (Особенно-вступительная статья О.А. Жидкова).
2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 1993.
3) Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. - Л., 1982.
4) Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988.

Контрольные вопросы
1. Почему, по Вашему мнению, в ходе войны за независимость не сформировались политические партии?
2. Какую позицию и почему заняло большинство европейских стран (особенно Россия и Франция) по отношению к освободительной борьбе американских колоний?
3. В чем, на Ваш взгляд, заключается главная ошибка Т. Джефферсона при составлении "Декларации независимости"?
4. Какой "король" поставил свою подпись под этим документом?

ТЕМА № 4. Развитие судебной системы США, ее особенности.

Нужно проследить развитие судебной системы США от последней трети XVIII века до наших дней, объяснить ее особенности (в сопоставлении с английской, с унитарной французской). Целесообразно было бы составить схему, иллюстрирующую сочетание федеральной судебной системы с судебной системой в штатах.

Источники и литература:

1) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты /Сост.
В.И. Лафитский. - М. 1993. (см. предметный указатель).
2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. 1993.
3) Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. - Л. 1982.
4) Давид Р. Основные правовые системы современности. - М. 1988.

Контрольные вопросы
1. Что представляют собой основные положения доктрины гомруля (самоуправления), выработанные Б. Франклином?
2. Что представляло собой "смешанное правление" в североамериканском варианте?
3. Каким образом и почему британский парламент и кабинет министров препятствовало развитию промышленности в североамериканских колониях?
4. На какие три группы подразделялись североамериканские колонии Великобритании?

ТЕМА № 5. “Кодекс Наполеона” и современность.

Цель - показать принципиальные отличия права Нового и Новейшего времени от средневекового, традиционного права на классическом примере “кодекса Наполеона”. Что должно найти отражение в контрольной работе?
• Революционные попытки кодифицировать обновляемое французское право и успешное завершение этих усилий при Наполеоне.
• Новизна гражданского и прочих кодексов 1804-1810 годов. Консервативные черты “кодекса Наполеона” и уголовного кодекса.
• Воздействие “кодекса Наполеона” на эволюцию права в Европе и мире.
• Почему во Франции “кодекс Наполеона, пусть и с изменениями, действует по сей день - в отличие от УК 1810 года?
• Выводы.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /Под ред.
З.М. Черниловского. - М., 1984.
2) Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. (К 200-
летию Великой Французской революции). - М. , 1990.
3) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 1993.
4) Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М. , 1995.

Контрольные вопросы
1. Накануне созыва Генеральных Штатов (1789 г.) их депутаты получали от своих избирателей наказы. Какие основные требования в них содержались?
2. Чем отличались по своей структуре новые Генеральные Штаты от средневековых?
3. Одной из особенностей Великой французской революции был ее затяжной и кровопролитный характер. Чем это можно объяснить?
4. Во время штурма крепости - тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 г. один из немногих ее узников кричал из окна камеры штурмующим: "Здесь мучают людей!" О каком известном Вам человеке идет речь и каким мучениям он там подвергался?


ТЕМА № 6. “Плебисцитарная вождистская демократия” в Западной Европе конца XVIII - середины ХХ века

Руководящей идеей в данной теме является разработанная Максом Вебером концепция “плебисцитарной вождистской демократии”. Нужно показать связь такого политического режима с наступлением демократии и с недоверием к системе представительного, парламентского правления.
План работы может быть следующим.
• От плебисцита 1793 года и робеспьеристской диктатуры к плебисцитарной диктатуре Наполеона Бонапарта в 1799-1814 годах.
• Использование “плебисцитарной демократии” Луи-Наполеоном Бонапартом (1848-1870 годы).
• Роль референдумов в вождистской демократии Гитлера в Германии.
• Значение референдумов и прямых президентских выборов для деголлевской V Республики во Франции.
• Выводы.
Источники и литература:

1) Вебер М. Политика как призвание и как профессия. - В кн. Вебер. М. Избранные произведения. - М., 1990.-С. 675.
2) Кислица Н.А. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. Практикум.- М., 1968.
3) Батыр К.И. История государства и права Франции периода революции
1789-1794 гг. - М., 1984.
4) Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Якобинская республика и ее крушение. - Л., 1983.- С. 64, 259, 278.
5) Смирнов В.П. Новейшая история Франции. - М., 1979.-С. 306, 308, 327, 330, 336-337, 355-356.
6) Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. 1. - М., 1993. С. 215-217, 244-246.
Контрольные вопросы
1. В конституционный период революции аграрный вопрос (стоявший во Франции крайне остро) решался половинчато и непоследовательно. В чем проявилась эта непоследовательность и половинчатость?
2. Узнав, о революционных событиях в Париже французский король Людовик XVI спросил одного из придворных: "Это бунт?", на что тот ответил: "Нет, государь, это революция". Чем, на Ваш взгляд, отличается революция от бунта?
3. Одним из лозунгов революции был "Мир хижинам, война дворцам". Какой смысл вкладывался в этот лозунг в период революционных войн?
4. В конституционный период революции был принят закон, который ограничивал политические права трудящихся (закон Ле - Шапелье). Перечислите основные положения закона и постарайтесь объяснить, почему в тот период его принятия было вполне справедливым и оправданным?

ТЕМА № 7. Нацистский Третий рейх как антиправовое, репрессивно-террористическое государство новейшего времени

Особенностью государства, которое создавалось в Германии А. Гитлером и его партией - движением взамен Веймарской демократии, была нараставшая система ущемления и ликвидации прав и свобод личности. Нужно показать, как были уничтожены право политического выбора, свобода политической деятельности и общественных союзов (начиная с классовых профсоюзов), выборное самоуправление в землях и коммунах, свобода вероисповедания, судебные гарантии неприкосновенности личности и гарантии самой жизни. Особо следует сказать об “ариизации” - о постепенном лишении “неарийцев” права собственности, права на браки с “арийцами” и других гражданских прав (“нюрнбергские расовые законы”, акции ноября 1938 года).
Важно также показать то, как государство приобретало репрессивно-террористический характер. Для этого нужно раскрыть перемены, произведенные нацизмом в германском праве и суде, режим чрезвычайного правления, роль гестапо, СА, СС и СД (внесудебные расправы, концлагеря, доносительство и всеобщее устрашение).

Источники и литература:

1) Законодательство фашистской Германии. - Хрестоматия по истории го-
сударства и права зарубежных стран. М., 1984.- С. 364-367.
2) Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. - Смоленск, 1993.
3) Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939). - М., 1964.
4) Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 1. - М., 1991.
5) Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть. В 2 т. – Смоленск, 1994.
6) Толанд Дж. Адольф Гитлер. В 2 кн. - М., 1993.
7) Фест И. Гитлер: Биография. В 3 т. – Пермь, 1993.

Контрольные вопросы
1. Декларация прав человека и гражданина запрещала принятие так называемых законов ex post facto. Что это за законы?
2. В соответствии с "Декларацией" свобода - право делать то, что не приносит вреда другому. Какому важному капиталистическому принципу хозяйствования косвенно противоречит данное положение?
3. Как "Декларация" закрепила принцип "презумпции невиновности" и какими правами должен обладать обвиняемый, если четко следовать данному принципу в правосудии?
4. Какие ограничения наложила на монарха Конституция 1791 г.?

ТЕМА № 8. Прогресс федерального трудового и социального законодательства в США в новейшее время

Цель работы - показать то, как даже в Соединенных штатах, оплоте индивидуализма и свободы граждан от правительственного вмешательства, возникла схожая с европейской система социальной поддержки. План работы может быть следующим.
Ф.Д. Рузвельт, профсоюзы (“закон Вагнера”) и “новый билль о правах”.
Возведение в США “государства благоденствия” в 1960-е - 1970-е годы и его состояние сегодня.
Отличия американского трудового и социального законодательства от европейского.
Источники и литература:

1) Закон Вагнера. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1984.- С. 379-382.
2) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты/.
Сост. В.И. Лафитский. - М., 1993.- С. 434-446.
3) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 1993.
4) История США в 4 т. Т. 3 и 4. - М., 1984-1985.

Контрольные вопросы
1. Первый президент США Дж. Вашингтон создал конвенционную норму, просуществовавшую вплоть до Ф.Д. Рузвельта. Что это за норма и как в настоящее время решается этот вопрос?
2. Часть своих функций Верховный Суд США осуществляет на основании конституции, часть - на основании конвенционной нормы. Что это за функции?
3. Что представляют собой американские конституционные положения: "дуалистический федерализм", "подразумеваемые полномочия", "совпадающие полномочия"?
4. Какие действия Конституция США запрещает осуществлять: а) Союзу; б) штатам; в) Союзу и штатам?

ТЕМА № 9. Основные изменения в праве США и Западной Европы в XX веке.
Главное внимание в данном разделе следует уделить основным тенденциям развития ведущих отраслей права (гражданского, уголовного, трудового и социального, процессуального). Важно показать, ка

Предложения исполнителей

11.10.2010

Имя и адрес пользователя:

ермакова светлана louizas@rambler.ru

Сумма:

1000 руб.

Срок выполнения:

Текст предложения:

большой опыт, гарантия. пишу с учетом антиплагиата.
обращайтесь!
louizas@rambler.ru
ася 195 386 531

11.10.2010

Имя и адрес пользователя:

ермакова светлана louizas@rambler.ru

Сумма:

0 руб.

Срок выполнения:

3 дня

Текст предложения:

08.11.2010

Имя и адрес пользователя:

help_students5@mail.ru

Сумма:

500 руб.

Срок выполнения:

2 дня

Текст предложения: