На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Здравствуйте гость!

Задание № 2008

Наменование:

Курсовик Уголовно-исполнительное право 20-25 листов

Предмет:

Правоведение

Бюджет:

0 руб.

Дата:

09.11.2010

Описание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общеправовых дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры
общеправовых дисциплин
кандидат юридических наук, доцент
полковник милиции

___________Н.В. Макарейко

«___» ______________ 2010 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«УГОЛОВНО-ИСОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
(с заданиями к контрольным работ и краткими
методическими указаниями по их выполнению)



Методические рекомендации
составлены доцентом кафедры
общеправовых дисциплин
Нижегородской академии МВД России
кандидатом юридических наук, доцентом,
подполковником милиции В.В. Лавровым






Нижний Новгород – 2010
Самостоятельное изучение курса слушателями факультета
заочного обучения Нижегородской академии МВД России

Для самостоятельного изучения курса слушателю следует обратить-ся к рабочей программе по по учебной дисциплине «Уголовно-исполнительное право», разработанной на основе требований государст-венных образовательных стандартов высшего профессионального образо-вания и предназначенной для обучения слушателей факультета заочного обучения Нижегородской академии МВД РФ по специальности 030505 «Правоохранительная деятельность», которая полностью отражает содер-жание и структуру курса «Уголовно-исполнительное право».
Учебная дисциплина «Уголовно-исполнительное право» занимает важное место в системе уголовно-правовых дисциплин. Определение круга общественно-опасных деяний, являющихся преступлениями и наказаний, применяемых к лицам их совершившим, является содержанием курса уго-ловного права. Уголовно-исполнительное право, в свою очередь, регули-рует порядок и условия исполнения (отбывания) всех без исключения ви-дов уголовного наказания, предусмотренных Уголовным кодексом Рос-сийской Федерации.
Преподавание дисциплины «Уголовно-исполнительное право» на факультете заочного обучения в Нижегородской академии МВД России ставит своей целью формирование у слушателей понимания значения пе-нитенциарной системы в процессе исполнения и отбывания уголовных на-казаний, возможностей уголовно-исполнительной системы в деле обеспе-чения законности и правопорядка.
Задачами изучения уголовно-исполнительного права являются:
- привитие слушателям теоретических знаний об основных инсти-тутах уголовно-исполнительного права;
- развитие навыков правильного толкования уголовно-исполнительного законодательства, а также и применения норм права к конкретным жизненным ситуациям;
- воспитание профессионального отношения к уголовному, уголов-но-процессуальному и уголовно-исполнительному закону, как единой сис-теме основ отправления правосудия по уголовным делам в правовом госу-дарстве.
Знание принципов отдельных отраслевых институтов уголовно-исполнительного права позволяет глубже понять его сущность.
Наряду с другими правовыми основами борьбы с преступностью, слушатель вуза МВД России должен:
знать основные законы и нормативно-правовые акты, регламенти-рующие вопросы исполнения (отбывания) уголовных наказаний; место и роль органов, исполняющих наказания в системе правоохранительных ор-ганов;
уметь применять полученные знания в практической деятельности;
владеть навыками и способностями самостоятельного применения полученных знаний в профессиональной деятельности, особенно, в ситуа-циях взаимодействия со службами, обеспечивающими исполнение уголов-ных наказаний.
Для того, чтобы успешно освоить все темы курса «Уголовно-исполнительное право», обучаемым необходимо:
1. Внимательно прослушать и законспектировать лекции по дисципли-не.
2. Добросовестно и полно подготовиться к семинарскому и, в преду-смотренных тематическим планом случаях, практическому занятию, вни-мательно прочитав конспекты лекций, а также соответствующие главы од-ного или нескольких из рекомендуемых в программе учебников или учеб-ных пособий. При необходимости обращаться к рекомендуемым публика-циям в периодических изданиях – главным образом, в журналах «Государ-ство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовное право», «Преступление и наказание», «Ведомости уголовно-исполнительной сис-темы» и др.
3. В случаях, предусмотренных тематическими планами, самостоя-тельно рассмотреть все запланированные на практическое занятие задания, подготовить письменные аргументированные ответы и решения.
Особо поощряется подготовка докладов и сообщений в соответствии с примерным перечнем тем, представленным в рабочей программе.
Слушателям рекомендуется самостоятельно проверять полученные знания, отвечая на представленные в программе вопросы для самоконтро-ля. При возникновении затруднений при освоении курса слушателям над-лежит обращаться за консультацией к преподавателю. Кафедра рекомен-дует также отражать содержание лекционных и практических занятий в отдельных тетрадях. Обучающийся должен быть готов к активной творче-ской работе на каждом занятии, к промежуточному контролю знаний в те-чение занятия по пройденным темам.
Для изучения курса слушателям предлагается в качестве основного учебного материала использовать следующую нормативную и учебную литературу:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 ян-варя 1997 г. № 1-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1997 г. – 16 января.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с соответствующим изменениями и дополне-ниями) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише-ния свободы» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Ве-домости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – ст. 1316.
5. Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перер. – М.: ИМЦ ГУК МВД, 2004.
6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Кол. авторов: Ю.В. Белянинова, С.В. Великанова и др. – М., 2006.
7. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Зубкова. 3-е изд., пере-раб. и доп. – М., 2006.
8. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Омигова. – Пермь, 2006.
9. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие/ С.И. Курга-нов – М.: ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2006.
10. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юр. вузов/ Под ред. д.ю.н. проф. В.И. Селивёрстова – 6-е изд., испр. и доп.– М.: «Юрис-пруденция», 2007.
11. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юр. вузов/ Под ред. д.ю.н. проф. В.И. Селивёрстова – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: «Юрист», 2007.
Выполнение слушателями настоящих рекомендаций является зало-гом успешного освоения курса уголовно-исполнительного права и прохо-ждения аттестационного испытания в форме зачёта, а также выполнения письменной контрольной работы, написание которой является необходи-мым условием допуска к зачёту по курсу, а также на зачётно-экзаменационную сессию в целом.

Примерное распределение часов по темам и видам занятий

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по учебной дисциплине «Уголовно-исполнительное право»
для слушателей ФЗО по специальности 030505 Правоохранительная деятельность сроком обучения 6 лет

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа
В том числе
Лекции Семинары Практ. занятия
1. Понятие уголовно-исполнительного пра-ва. Уголовно-исполнительное зако-нодательство Россий-ской Федерации. Пра-вовой статус осуждён-ных; исправление осужденных и основ-ные средства исправи-тельного воздействия.
8
2
6
2. Учреждения и органы, исполняющие уголов-ные наказания и пра-вовые основы осуще-ствления контроля за их деятельностью. Правовые и организа-ционные основы их взаимодействия с дру-гими правоохрани-тельными органами.
6
6
3. Правовое регулирова-ние содержания под стражей подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступ-лений.
6
6
4. Исполнение наказа-ний, не связанных с изоляцией осуждённо-го от общества.
10
2
2
6
5. Исполнение наказаний в виде лишения свобо-ды в исправительных учреждениях различ-ных видов и других наказании, связанных с изоляцией осуждён-ного от общества.
12
2
2
2
6
6. Освобождение от от-бывания наказания, и оказание помощи осу-жденным, освобож-даемым от отбывания наказания.
6
6
7. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, условно осужденными и имеющими отсрочку отбывания наказания.
6
6
8. Международно-правовые акты и стан-дарты обращения с осужденными. Меж-дународное сотрудни-чество в пенитенциар-ной сфере.
6
6
Итого 60 6 4 2 48

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по учебной дисциплине "Уголовно-исполнительное право"
для слушателей ФЗО по специальности 030505 Правоохранительная деятельность сроком обучения 3 года и 6 месяцев

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа
В том числе
Лекции Семинары Практ. занятия
1. Понятие уголовно-исполнительного пра-ва. Уголовно-исполнительное зако-нодательство Россий-ской Федерации. Пра-вовой статус осуждён-ных; исправление осужденных и основ-ные средства исправи-тельного воздействия. 8 8
2. Учреждения и органы, исполняющие уголов-ные наказания и пра-вовые основы осуще-ствления контроля за их деятельностью. Правовые и организа-ционные основы их взаимодействия с дру-гими правоохрани-тельными органами. 8 8
3. Правовое регулирова-ние содержания под стражей подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступ-лений. 6 6
4. Исполнение наказа-ний, не связанных с изоляцией осуждённо-го от общества. 10 2 2 6
5. Исполнение наказаний в виде лишения свобо-ды в исправительных учреждениях различ-ных видов и других наказании, связанных с изоляцией осуждён-ного от общества. 8 2 6
6. Освобождение от от-бывания наказания, и оказание помощи осу-жденным, освобож-даемым от отбывания наказания. 6 6
7. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, условно осужденными и имеющими отсрочку отбывания наказания. 8 8
8. Международно-правовые акты и стан-дарты обращения с осужденными. Меж-дународное сотрудни-чество в пенитенциар-ной сфере. 6 6
Итого 60 4 2 54

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Правовой статус осужденных; исправление осужденных и основные средства ис-правительного воздействия

Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права (УИП), место этой отрасли права в системе российского права. Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
2. Структура уголовно-исполнительного законодательства. Виды и структура норм УИП. Реализация норм уголовно-исполнительного законо-дательства. Принципы уголовно-исполнительного права.
3. Уголовно-исполнительная политика. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
4. История наименования и развития предмета отрасли права, регу-лирующей исполнение уголовных наказаний.
5. Связь УИП с другими отраслями права. Соотношение уголовно-исполнительного законодательства РФ с международными актами в облас-ти исполнения уголовных наказаний.
6. Понятие и содержание правового положения осужденных. Обще-гражданский, специальный, особенный и индивидуальный статус.
7. Структура статуса осужденного.
8. Содержание обязанностей и прав осужденных. Гарантии соблюде-ния прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых уголовному на-казанию.
9. Понятие и сущность исправления осужденных.
10. Общая характеристика основных средств исправления осужден-ных.
11. Понятие установленного порядка исполнения и отбывания нака-зания (режима), как основного средства исправительного воздействия, применяемого к осужденным. Содержание и средства обеспечения режи-ма.
12. Воспитательная работа с осужденными. Общее образование осуж-денных.
13. Общественно-полезный труд, профессионально-техническое обу-чение осужденных к наказаниям, связанным с исправительным воздействи-ем.

Основные положения темы

1. Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль рос-сийского права, представляющая собой систему юридических норм, регу-лирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по пово-ду исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Предмет уголовно-исполнительного права это общественные отно-шения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).
Методы уголовно-исполнительного права:
– императивный (основан на запрете и иных правовых ограничени-ях);
– диспозитивный (основан на дозволении и самостоятельном выборе поведения).
2. Уголовно-исполнительное законодательство – система норма-тивно-правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отно-шений, возникающих в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
В структуру уголовно-исполнительного законодательства включены следующие источники:
– международно-правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями;
– Конституция РФ;
– Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 г.;
– нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации;
– нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации;
– межведомственные нормативно-правовые акты;
– ведомственные нормативно-правовые акты;
– постановления и иные решения высших судебных инстанций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.
Цели уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 1 УИК РФ): исправление осужденных и предупреждение совершения новых пре-ступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Общие задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 ст. 1 УИК РФ: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осу-жденным помощи в социальной адаптации.
Частные задачи указаны в иных нормах УИК РФ.
Норма уголовно-исполнительного права – общеобязательное, фор-мально определенное правило поведения субъектов и участников правоот-ношений, направленное на урегулирование общественных отношений, воз-никающих в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уго-ловных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Виды (классификация) норм уголовно-исполнительного права.
1. По функциональной роли: исходные нормы (ст. 8, ч. 1 ст. 9 УИК РФ) и нормы-правила поведения (ст. 11, 26, 40, 50 УИК РФ).
2. По характеру устанавливаемого правила поведения (нормы-правила поведения) классифицируются: поощрительные нормы (ст. 57 УИК РФ); охранительные нормы (ст. 38 УИК РФ); регулятивные нормы.
3. Регулятивные нормы, в свою очередь, подразделяются на: обязы-вающие (ч. 1 ст. 112 УИК РФ); уполномочивающие (ч. 2 ст. 103 УИК РФ); запрещающие (ч. 2 ст. 95 УИК РФ).
4. По правовой природе: материальные нормы (ст. 115 УИК РФ) и процессуальные нормы (ст. 78 УИК РФ).
Принципы уголовно-исполнительного права: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом (общеправовые принципы). Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение на-казания с исправительным воздействием (отраслевые принципы).
3. Уголовно-исполнительная политика – это деятельность госу-дарства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
4. До середины 20-х годов ХХ века рассматривая отрасль развивалась в рамках уголовного права и именовалась тюремным или пенитенциар-ным законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924 г. дан-ная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название исправительно-трудовое законодательство. Нормами ИТК РСФСР (1924, 1933, 1970 гг.) регламентировалось только исполнение наказаний в виде лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ. Исполнение иных видов уголовных наказаний регламентировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР.
С 80-х годов велась работа по созданию единого законодательного ак-та, который бы регламентировал вопросы исполнения и отбывания всех ви-дов уголовных наказаний. Итогом стало принятие совершенно нового нор-мативно-правовой акта – Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
5. Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с иными отраслями российского права.
В первую очередь уголовно-исполнительное право взаимосвязано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей целью – борьба с преступностью.
Взаимосвязь с конституционным правом обусловлена вопросами ус-тановления правового положения осужденных; с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав; с тру-довым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания; с административным – регулированием управлен-ческих отношений в сфере исполнения уголовных наказаний.
6. Правовой статус осужденных – урегулированное нормами раз-личных отраслей права положение осужденных во время отбывания уго-ловного наказания.
Основы правового статуса осужденных закреплены в международ-ных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международ-ном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.
Виды правового статуса осужденного:
– общий (конституционный) – статус гражданина Российской Феде-рации;
– специальный (родовой) – статус осужденных как определенной ка-тегории граждан;
– особенный (видовой) – статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний;
– индивидуальный статус.
7. Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов: обязанности и права, законные интересы и правовые ограниче-ния.
Юридическая обязанность осужденного – мера юридически необхо-димого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права.
Субъективное право осужденного – мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными соци-альными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должно-стных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания.
Законные интересы осужденного – закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными блага-ми, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждений и органов, исполняющих уголов-ные наказания, прокуратурой, судом.
Правовые ограничения осужденных – правовое сдерживание проти-возаконного поведения осужденного, создающее условия для обеспечения установленного порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания и достижения его целей.
8. Основные обязанности осужденных установлены в ст. 11 УИК РФ. К ним относятся: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан России, соблюдение принятых в обществе нравст-венных норм поведения, требований санитарии и гигиены, соблюдение тре-бований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбыва-ния наказаний, выполнение законных требований администрации учрежде-ний и органов, исполняющих уголовные наказания, вежливое отношение к персоналу учреждений и другим осужденным, дача объяснений по вопро-сам исполнения требований приговора.
Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время от-бывания наказания, предусмотрены не только ст. 11 УИК РФ, но и изложены в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых иных нормативно-правовых актах (например, в Правилах внутреннего распорядка исправитель-ных учреждений, утвержденных приказом Минюста России № 205 от 3 но-ября 2005 года).
Основные права осужденных закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают: право на жизнь и здоровье, получение информации о своих правах и обязанностях, вежливое отношение со стороны персонала испра-вительного учреждения, право на обращение с предложениями, заявле-ниями, жалобами, право на охрану здоровья, психологическую помощь и социальное обеспечение. Также предусмотрено право осужденных на лич-ную безопасность (ст. 12 УИК РФ), на свободу совести и вероисповедания (ст. 14 УИК РФ).
Кроме данных прав следует выделить иные, связанные исполнением и отбыванием конкретных видов уголовных наказаний. Например, право осужденных на охрану здоровья – в ст. 52, 72, 101, 170 УИК РФ; право на социальное обеспечение – ст. 98 УИК РФ.
9. Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства и применяется к следующим категориям лиц:
– к подозреваемому (ст. 46 УПК РФ);
– к обвиняемому (ст. 47 УПК РФ);
– к подсудимому (ч. 2 ст. 47, ч. 10 ст. 108 УПК РФ);
– к осужденному до вступления приговора в законную силу, если об этом прямо сказано в приговоре суда (ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 299 УПК РФ).
Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК РФ). Сроки содержания под стра-жей, порядок изменения и прекращения данной меры регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.
Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей. В соответствии с законом такими местами яв-ляются:
– следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной систе-мы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);
– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) ОВД;
– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности России;
– учреждения уголовно-исполнительной системы;
– гауптвахты для военнослужащих;
– специально приспособленные помещения на кораблях и зимовках, когда отсутствует возможность помещения лиц в территориальные СИЗО.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Мин-юстом России утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 № 189), устанавливающие правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество про-дуктов питания, предметов первой необходимости, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить и получать в посылках и пере-дачах и т.п.
10. Впервые на законодательном уровне в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение понятия исправления осужденных.
Исправление осужденных – формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традици-ям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Исправление рассматривается как процесс изменения личности осу-жденного, который происходит под воздействием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов.
11. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам ис-правления осужденных относятся:
– установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);
– воспитательная работа;
– общественно полезный труд;
– получение общего образования;
– профессиональная подготовка;
– общественное воздействие.
12. Режим – установленный порядок исполнения и отбывания нака-зания. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Режим приобретает конкретное содержание примени-тельно к определенным видам наказаний. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях.
Режим в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 82 УИК РФ) – ус-тановленный законом и соответствующими закону нормативными право-выми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспе-чивающий:
а) охрану и изоляцию осужденных;
б) постоянный надзор за осужденными;
в) исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализа-цию их прав и законных интересов;
г) личную безопасность осужденных и персонала;
д) раздельное содержание разных категорий осужденных;
е) различные условия содержания осужденных в зависимости от ви-да исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказаний.
13. Воспитательная работа – система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопос-лушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Задачи воспитательной работы являются: исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, тру-ду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основные направления воспитательной работы:
– нравственное воспитание;
– правовое воспитание;
– трудовое воспитание;
– физическое воспитание;
– иное воспитание (эстетическое, экономическое и т.п.).
Общее образование осужденных к лишению свободы в соответст-вии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Право на образование для многих осужденных является не только консти-туционным правом, но и обязанностью. Порядок получения общего обра-зования определен в совместном приказе Минюста России и Министерства образования и науки от 27.03.2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».
14. Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве сред-ства исправления осужденного. Привитие осужденному в процессе труда социально полезных качеств, навыков и убеждений, стремлений к полез-ному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формиро-вание понимания, что только честный труд служит источником нормаль-ной жизни человека, необходимо для нейтрализации негативных жизнен-ных установок и адаптации осужденного после отбытия наказания.
Принципы организации труда:
1) обязательность труда;
2) общественная полезность труда;
3) труд не должен приносить осужденным физических страданий;
4) сочетание труда и профессионального обучения;
5) признание труда в качестве средства исправления;
6) использование осужденными полученных в местах лишения сво-боды трудовых навыков после освобождения.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка.
Одним из главных принципов организации труда осужденных к ли-шению свободы является сочетание их труда и профессионального обуче-ния. Указанный принцип реализуется посредством организации обязатель-ного начального профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных (ч. 1 ст. 108 УИК РФ).
Профессиональное обучение и профессиональная подготовка обяза-тельны для лиц, не имеющих никакой профессии (специальности), а также не имеющих профессии (специальности), по которой можно работать в ис-правительном учреждении.

Литература, рекомендуемая к самостоятельному изучению по теме£

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Гене-ральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998 г. – 10 декабря.
2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Страсбург, 16.11.87 г. // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4465.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглаше-ний и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978 г., вып. XXXII. – С. 44.
4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (при-няты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Эконо-мическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Воспитание и правопорядок. – 1990. – № 6,7.
5. Конституция Российской Федерации 1993 г. // РГ. – 25.12.1993.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1997 г. – 16 января.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с соответствующим изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
9. Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Пра-вил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 21.11.2005. – № 47.
10. Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации по-лучения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправи-тельных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 24.04.2006. – № 17.
11. Приказ Минюста РФ от 21 ноября 2005 г. № 223 «Об организации полу-чения осужденными основного общего и среднего (полного) общего об-разования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспита-тельной колонии уголовно-исполнительной системы» // РГ. – 09.12.2005.
12. Актуальные проблемы реформирования системы наказаний в Россий-ской Федерации (научно-аналитический обзор) / Под ред. О.В. Фили-монова. – Рязань, 2001.
13. Антонов О.А. и др. Система наказаний в российском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний: Учебное пособие. – М., 2002.
14. Винокуров В.А. Государственное поощрение в уголовном и уголовно-исполнительном праве // Современное право. – 2005. – №3.
15. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 томах. – М., 1961.
16. Датий А.В. Условия содержания в женских исправительных учрежде-ниях на пороге XXI века. – М., 2001.
17. Детков М.Г., Попов В.В., Казакова Е.Н. Воспитательная работа в испра-вительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. – Вологда, 2002.
18. Детков М.Г. Пенитенциарное право России начала ХХ века (1900-1917 гг. – дооктябрьский период) // Уголовно-исполнительное право России: Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественная практика ХХ века: Учебник. – М., 2002.
19. Долженкова Г.Д. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал Российского права. – 2002. – № 7.
20. Ерохин В. Передача осужденных иностранцев на родину для дальней-шего отбывания наказания // Российская юстиция. – 1999. – № 8.
21. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федера-ции / Кол. авторов: Ю.В. Белянинова, С.В. Великанова и др. – М., 2006.
22. Ольховик Н.В. Режим испытания при условном осуждении: Моногра-фия. – Томск, 2005.
23. Рассказов Л.П., Упоров И.В., Жаркой М.Э. Труд осужденных в России. – СПб., 2002.
24. Семенова С.А. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в воспи-тательных колониях. – М., 2003.
25. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М., 1984.
26. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Осо-бенной части. М., 1985.
27. Ялунин В.У. Права осужденных в свете реформы уголовно-исполнительной системы // Закон и право. – 2002. – № 7.

Тема 2. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и правовые основы осуществления контроля за их деятельностью. Пра-вовые и организационные основы их взаимодействия с другими пра-воохранительными органами

Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельного изучения темы

1. Понятие и сущность исполнения наказания по российскому уго-ловно-исполнительному законодательству.
2. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением свободы. Виды исправительных учреждений, в которых ис-полняются уголовные наказания в виде лишения свободы.
3. Органы, исполняющие наказания не связанные с лишением свободы.
4. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
5. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания с иными правоохранительными органами.

Основные положения темы

1. Исполнение уголовного наказания – установленная нормами уго-ловно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, испол-няющих уголовные наказания, направленная на реализацию целей уголов-ного наказания посредством применения к осужденным мер государствен-ного принуждения.
Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи противодействия преступности.
Цели уголовного наказания:
– восстановление социальной справедливости;
– исправление осужденного;
– предупреждение совершения новых преступлений.
Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия являются приговор либо изме-няющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ).
2. К учреждениям и органам, исполняющим наказания, связанные с лишением и ограничением свободы относятся:
а) арестный дом – учреждение для исполнения наказания в виде аре-ста;
б) колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправи-тельные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или осо-бого режима, тюрьмы, следственные изоляторы – учреждения для испол-нения наказания в виде лишения свободы на определённый срок;
в) исправительные колонии особого режима для осужденных, отбы-вающих пожизненное лишение свободы;

В отношении военнослужащих наказания исполняются:
– специально предназначенными для этого дисциплинарными воин-скими частями – учреждение для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части;
– командование гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военно-служащих – орган для исполнения наказания в виде ареста для военнослу-жащих;
– командование воинских частей – орган для исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.
3. К учреждениям и органам, исполняющим наказания, не связанные с лишением свободы, относятся:
а) уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства (работы) осужденного, исправительное учреждение или дисциплинарная воинская часть – органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью;
б) суд, вынесший приговор – орган исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
в) судебные приставы-исполнители по месту жительства (работы) осужденного – органы исполнения наказания в виде штрафа;
г) уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осуж-денного – орган исполнения наказание в виде ограничения свободы, обяза-тельных работ и исправительных работ; кроме того, указанный орган осу-ществляет контроль за условно осужденными.
4. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняю-щих уголовные наказания – целенаправленная организующая системная деятельность уполномоченных органов международного сообщества, госу-дарства и институтов гражданского общества по установлению соответст-вия исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений при по-мощи правовых средств.
Система контроля включает в себя следующие элементы:
1) организационно-функциональная структура (цели, принципы, объект, предмет, субъекты и их компетенция, виды контроля);
2) механизм (методы, средства, формы контроля);
3) процесс контроля.
Международный контроль – предусмотрен международно-правовыми актами в области правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Ев-ропейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и др.
Государственный контроль включает в себя несколько видов: Пре-зидентский контроль, парламентский контроль, административный кон-троль, ведомственный контроль, судебный контроль, правозащитный кон-троль, прокурорский надзор, финансовый контроль (ст. 19-22, 24 УИК РФ).
Общественный контроль – контроль институтов гражданского об-щества (граждан, общественных объединений, средств массовой информа-ции, общественных наблюдательных комиссий) за деятельностью учреж-дений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 23 УИК РФ), преимущественной формой которого является деятельность общественных наблюдательных комиссий.

Литература, рекомендуемая к самостоятельному изучению темы

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (при-няты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955г., одобрены Эконо-мическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Воспитание и правопорядок. – 1990. – № 6,7.
2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Страсбург, 16.11.87 г. // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4465.
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1997 г. – 16 января.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с соответствующим изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
6. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреж-дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Ве-домости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – ст. 1316.
7. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контро-ле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержа-ния и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного со-держания» // СЗ. – 2008. – № 24. – Ст. 2789.
8. Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2005. – № 13. – Ст. 1135.
9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об ут-верждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СЗ РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2947.
10. Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утвер-ждении Положения о дисциплинарной воинской части» // СЗ РФ. – 1997. – № 23. – Ст. 2697.
11. Приказ Министра обороны РФ от 29.07.1997 г. № 302 «О Правилах от-бывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» // Курьер. – 29.12.1997. – № 42.
12. Приказ Минюста РФ от 6.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. – 2006. – 18 октября.
13. Приказ Минюста РФ от 06.06.2006 г. № 205 «Об утверждении Положе-ния об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 03.07.2006. – № 27.
14. Приказ Минюста РФ от 31.01.2006 № 16 «Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции РФ ведомст-венного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и тер-риториальных органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 20.02.2006. – № 8.
15. Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень норма-тивных актов федеральных органов исполнительной власти. – 21.11.2005. – № 47.
16. Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федераль-ных органов исполнительной власти. – 14.11.2005. – № 46.
17. Приказ Минюста РФ от 25.01.1999 г. № 20 «Об утверждении Положе-ния о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Ми-нистерства юстиции Российской Федерации» // Бюллетень норматив-ных актов федеральных органов исполнительной власти. – 8.03.1999. – № 10.
18. Зубарев С.М. К вопросу о субъектах контроля за деятельностью персо-нала пенитенциарной системы России // Уголовное право. – 2005. – № 2
19. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы России (история, теория, методология). – М., 2005.
20. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы России (история, теория, методология). – М., 2005.
21. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Феде-рации / Кол. авторов: Ю.В. Белянинова, С.В. Великанова и др. – М., 2006.

Тема 3. Правовое регулирование содержания под стражей подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступлений

Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
2. Внутренний распорядок мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
3. Основания освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Основные положения темы

Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства и применяется к следующим категориям лиц:
– к подозреваемому (ст. 46 УПК РФ);
– к обвиняемому (ст. 47 УПК РФ);
– к подсудимому (ч. 2 ст. 47, ч. 10 ст. 108 УПК РФ);
– к осужденному до вступления приговора в законную силу, если об этом прямо сказано в приговоре суда (ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 299 УПК РФ).
Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК РФ). Сроки содержания под стра-жей, порядок изменения и прекращения данной меры регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.
Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей. В соответствии с законом такими местами яв-ляются:
– следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной систе-мы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);
– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) ОВД;
– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности России;
– учреждения уголовно-исполнительной системы;
– гауптвахты для военнослужащих;
– специально приспособленные помещения на кораблях и зимовках, когда отсутствует возможность помещения лиц в территориальные СИЗО.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Мин-юстом России утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 № 189), устанавливающие требования к поведению подозревае-мых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количест-во продуктов питания, предметов первой необходимости, которые подозре-ваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить и получать в посылках и передачах и т.п.
Литература, рекомендуемая к самостоятельному изучению темы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Гене-ральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// Российская газета. – 1998 г. – 10 декабря.
2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 16.11.87 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4465.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, согла-шений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978 г., вып. XXXII. – С. 44.
4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступно-сти и обращению с правонарушителями 30 августа 1955г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседа-нии 31 июля 1957 г.) // Воспитание и правопорядок. – 1990. – № 6,7.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 де-кабря 2001 г. № 174-ФЗ (с соответствующим изменениями и дополне-ниями) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
7. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учре-ждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише-ния свободы» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – ст. 1316.
8. Приказ Минюста РФ от 25.01.1999 г. № 20 «Об утверждении Положе-ния о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Бюллетень норма-тивных актов федеральных органов исполнительной власти. – 8.03.1999. – № 10.
9. Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федераль-ных органов исполнительной власти. – 14.11.2005. – № 46.
10. Андреев В.Н. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, со-держащихся под стражей. – М., 2000.
11. Андреев В.Н. Содержание под стражей в СССР и России (порядок и условия). – М., 2000.
12. Ерохин В. Передача осужденных иностранцев на родину для даль-нейшего отбывания наказания // Российская юстиция. – 1999. – № 8.
13. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. – М., 2007.
14. Руднев В.И. Заключение под стражу и проблемы уменьшения количе-ства лиц, находящихся в следственных изоляторах: результаты социо-логического исследования. – М., 2002.

Тема 4. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества

Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Исполнение наказания в виде штрафа.
2. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
3. Исполнение наказания в виде исправительных работ.
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
5. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать оп-ределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
6. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Основные положения темы

1. В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф является денежным взы-сканием, налагаемым судом. Он может назначаться только в случаях и в пределах, предусмотренных УК РФ. Закон разрешает применять штраф в качестве основного и дополнительного наказания.
Штраф может быть назначен в размере от 2,5 тыс. рублей до 1 млн. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Размер штрафа определяется в зависимо-сти от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного поло-жения виновного.
После оглашения приговора о назначении штрафа суд разъясняет осужденному его обязанность внести сумму штрафа в тридцатидневный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штраф будет взыскан прину-дительно. Закон допускает рассрочку исполнения штрафа, которая может быть предоставлена на срок до трех лет. Просьба осужденного о рассрочке подлежит удовлетворению при доказанности его тяжелого материального положения, которое может быть обусловлено тяжелой болезнью, беремен-ностью, наличием малолетних детей и т.п.
При неуплате осужденным штрафа в установленный срок судья пе-редает судебному приставу-исполнителю исполнительный лист на взыска-ние суммы штрафа для принудительного исполнения.
Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания в соче-тании с лишением свободы или исправительными работами, исполнитель-ный лист направляется в исправительное учреждение или по месту работы осужденного.
2. Обязательные работы являются одним из основных видов наказа-ния. В России они начали применяться относительно недавно – с 1 января 2005 года.
Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов; а не-совершеннолетним – от 40 до 160 часов.
Наказание заключается в выполнении осужденным бесплатных обще-ственных работ в свободное от основной работы или учебы время. Конкрет-ный вид работ определяется органом местного самоуправления по согласо-ванию с уголовно-исполнительной инспекцией. Это работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком.
Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это на-казание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, жен-щинам, имеющим детей до трех лет.
Данное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекци-ей, которая, получив из суда копию приговора, ставит осужденного на учет и направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести учет отработанных часов.
Осужденный должен работать в месте, куда он направлен по два часа в день, с его согласия – четыре часа в день. Несовершеннолетние в возрас-те до 15 лет работают не более двух часов в день, а лица в возрасте от 15 до 16 лет – не более трех часов в день. Отпуск по основной работе не при-останавливает отбывание наказания.
Если осужденный допускает прогулы, другие нарушения трудовой дисциплины, не является по вызову в уголовно-исполнительную инспек-цию, он предупреждается о возможности замены обязательных работ дру-гим видом наказания в порядке ст. 49 УК РФ.
Попытка скрыться от отбывания наказания является злостным укло-нением. Если в течение месяца не удалось установить местонахождение лица, он объявляется в розыск.
3. Отбывание исправительных работ также тесно связано с трудо-вой деятельностью, поэтому наказание не назначается тем же категориям осужденных, которые перечислены в рамках второго вопроса.
Исправительные работы назначаются осужденным не имеющим ос-новного места работы и отбываются в местах, определяемых органом мест-ного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспек-цией.
Срок данного вида наказания – от двух месяцев до двух лет. Основ-ной карательный элемент наказания – удержание в доход государства от 5 до 20 % заработка. На практике суды ориентируются, как правило, на мак-симальный процент удержания.
Место работы должно находиться в районе его места жительства и подбирается с таким расчетом, чтобы была возможность ежедневного воз-вращения к месту постоянного жительства.
Закон предоставляет отбывающему наказание право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 18 рабочих дней. Время от-бывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж на общих основаниях. Однако, в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к зарплате, оно не включается.
Осужденному запрещено увольняться с работы по собственному же-ланию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции.
4. Применение и исполнение наказания в виде ограничения свобо-ды регулируется статьёй 53 УК РФ и гл. 8 УИК. Наказание состоит в ус-тановлении осуждённому ряда ограничений (не покидать жилища в опре-делённое время суток, не посещать определённых мест и др.) на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного наказания или на срок от шести месяцев до двух лет – в качестве дополнительного наказания. Надзор за отбыванием осуждённым наказания в виде ограничения свобо-ды, как и при исполнении наказаний других видов, не связанных с изоля-цией осуждённого от общества, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции.
5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть как основным, так и дополни-тельным наказанием, назначаемым в соответствии со ст. 47 УК РФ. В ка-честве основного наказания оно может применяться на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного – от шести месяцев до трех лет.
Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на госу-дарственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Указанное нака-зание может назначаться судом в случае, когда оно не указано в санкции ста-тьи Особенной части УК РФ, но его применение допустимо в связи с учетом характера и степени общественной опасности деяния и личности виновного.
Если в момент поступления приговора в организацию по месту работы осужденного занимаемая им должность подпадает под запрет, администра-ция не позднее трех дней с момента получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции прекращает трудовой договор. При этом в приказе и в трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 4 ст. 83 Трудового кодекса (осуждение работника к наказанию, исключающему про-должение прежней работы в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу). Если в организации имеется возможность перевести работ-ника на другую работу, не связанную с запрещенной должностью, то адми-нистрация вправе с согласия осужденного осуществить такой перевод.
Первоочередная обязанность инспекции – проверка прекращения тру-дового договора с осужденным, если он занимает такую должность или за-нимается такой деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором.
6. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград может назначаться лишь как дополнительное наказание при осуждении за любое тяжкое или особо тяж-кое преступление.
Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, со-стоящих на службе, так и ушедших в запас или в отставку.
В настоящее время суд вправе самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой ор-ган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.
Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. О лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды суд сообщает органу, присво-ившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора. Орган, при-своивший звание, вносит соответствующие изменения в документы и прини-мает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием.

Литература, рекомендуемая к самостоятельному изучению темы

1. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не свя-занных с тюремным заключением (Токийские правила) // Междуна-родное сотрудничество в области прав человека: Документы и мате-риалы. Вып. 2. – М., 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-ях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 3.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1997 г. – 16 января.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнитель-ном производстве» (с соответствующими изменениями и дополне-ниями) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591.
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных при-ставах» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
8. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об ут-верждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности» // СЗ РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2947.
9. Приказ Минюста РФ от 12.04.2005 г. № 38 «Об утверждении Инст-рукции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (с соответствующими измене-ниями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федераль-ных органов исполнительной власти. – 09.05.2005. – № 19.
10. Альтернативные санкции в российской уголовной юстиции: факторы успеха: Сборник материалов международной конференции, Москва – Виноградово. 5-7 июня 2003 г. / Под общ. ред. проф. С.Н. Пономарева. – М., 2003.
11. Кащеева Л. Исправление осужденных без изоляции от общества // Российская юстиция. – 2001. – № 10.
12. Кочешев С.П. Специальные виды наказаний, применяемых к осуж-денным военнослужащим // Закон и армия. – 2004. – № 4.
13. Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воин-ского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. – 2001. – № 3.

Тема 5. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправи-тельных учреждениях различных видов и других наказании, связан-ных с изоляцией осуждённого от общества

Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной подготовки

Классификация осужденных к лишению свободы. Распределе-ние осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям и раздельное содержание различных категорий осужденных. Временное ос-тавления осужденных в следственных изоляторах и тюрьмах.
Основания и порядок изменение вида исправительного учреж-дения.
Понятие, сущность и содержание режима отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, основные средства его обеспечения. Внутренний распорядок в ИУ.
Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях.
Понятие, значение, задачи, основные формы и методы воспита-тельной работы с осужденными к лишению свободы. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы.
Принципы, формы организации, условия и оплата труда осуж-денных к лишению свободы. Привлечение осужденных к лишению свобо-ды к работам без оплаты труда.
Правовая регламентация получения общего и профессиональ-ного образования осужденными к лишению свободы. Профессиональная подготовка в исправительных учреждениях.
Правовое регулирование отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы на определённый срок в исправительных колониях общего, строгого и особого режима, а также в колонии-поселении. Осо-бенности отбывания наказания в тюрьме.
Правовое регулирование исполнения и порядка отбывания на-казания в виде пожизненного лишения свободы.
Назначение воспитательных колоний и особенности их функцио-нирования. Условия отбывания наказания в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста. Особенности исполнение наказания в виде ареста в отношении во-еннослужащих: особенности правового положения осужденных.
Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Порядок исполнения наказания в виде смертной казни. Право-вое положение осужденных к смертной казни.

Основные положения темы

1. Классификация осужденных – разделение осужденных на отно-сительно однородные категории в зависимости от характера и степени об-щественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности.
Классификация осужденных к лишению свободы осуществляется как судом при назначении наказания, так и исправительными учреждения-ми, его исполняющими.
Классификация создает необходимые предпосылки для дифферен-циации исполнения назначенного наказания. Она влияет на формирование системы исправительных учреждений, обеспечивает изоляцию друг от друга различных по степени общественной опасности и характеру поведе-ния осужденных, создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания.
2. Распределение осужденных к лишению свободы по исправи-тельным учреждениям регламентируется нормами уголовного законода-тельства, определяющими: категорию преступлений (ст. 15 УК РФ); рецидив преступлений (ст. 18 УК РФ); возраст, с которого наступает уголовная ответ-ственность (ст. 20 УК РФ); формы вины (ст. 24 УК РФ); срок и вид лишения свободы (ст. 56, 57 УК РФ); судимость (ст. 86 УК РФ); пол (ст. 57 УК РФ).
Перечисленные институты и нормы уголовного законодательства находят реализацию в ст. 58 УК РФ, устанавливающей правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.
В уголовно-исполнительном законодательстве критерии классифика-ции и правила назначения осужденным вида исправительного учреждения также закрепляются и развиваются (ст. 74, 80 УИК РФ), предусматривая раздельное содержание осужденных в пределах исправительного учрежде-ния одного вида.
3. Перемещение осужденных к лишению свободы регламентиру-ется ст. 76 УИК РФ.
В соответствии со ст. 75 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получе-ния администрацией СИЗО извещения о вступлении приговора в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Администрация СИЗО обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осу-жденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места наказания в другое под конвоем.
Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюде-нием правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершенно-летних и взрослых, осужденных за совершение преступления в соучастии.
Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не про-шедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемо-сти, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости – в сопровождении медицинских работников.
При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые ма-териально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Они обеспечива-ются одеждой по сезону, а также питанием по установленным нормам.
Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.
4. Правила приема осужденных к лишению свободы в исправи-тельные учреждения установлены в ст. 79 УИК РФ и Правилах внутрен-него распорядка исправительных учреждений (утвержденных приказом Минюста России № 205 от 03.11.2005 г.)
Прием осужденных в ИУ осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме – дежурного помощника началь-ника тюрьмы), оперативного работника и работника медицинской части учре-ждения.
Прибывшие в ИУ осужденные подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи – досмотру. Вещи и предметы, продукты пита-ния, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посыл-ках, передачах, бандеролях либо приобретать изымаются в установленном порядке, передаются на хранение либо уничтожаются по решению началь-ника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.
После полного обыска осужденные проходят комплексную санитар-ную обработку и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинский осмотр. Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания на-казания, со своими правами и обязанностями, установленными законода-тельством Российской Федерации
Решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с уче-том их личностных особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения.
Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ по его пись-менному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, переч-ня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных перево-дов, предоставления осужденным выездов за пределы ИУ, свиданий, теле-фонных разговоров.
О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданст-ва, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления, кроме то-го, направляются в посольства или консульства, предста

Предложения исполнителей

09.11.2010

Имя и адрес пользователя:

help_students5@mail.ru

Сумма:

600 руб.

Срок выполнения:

2 дня

Текст предложения:

10.11.2010

Имя и адрес пользователя:

ермакова светлана louizas@rambler.ru

Сумма:

500 руб.

Срок выполнения:

Текст предложения:

большой опыт, гарантия. пишу с учетом антиплагиата.
обращайтесь!
louizas@rambler.ru
ася 195 386 531