На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Здравствуйте гость!

Задание № 2300

Наменование:

Статья Коммуникационные сети организации

Предмет:

Другой

Бюджет:

0 руб.

Дата:

19.05.2011

Описание:

Добрый день! Нужно повысить оригинальность текста 2 глав. Тема коммуникационные сети организации, 36 стр. Сколько будет стоить и какие сроки.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Характеристика процесса коммуникации

Коммуникации - в широком смысле - обмен информацией между индивидами посредством использования общей системы символов, осуществляемый вербальными и невербальными средствами . Коммуникации внутри организации предполагают совместную деятельность сотрудников, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на ценности, цели, направления деятельности организации и на собственные действия и решения в связи с этим.
Коммуникация – это внутриорганизационный процесс, в котором происходит обмен информацией между двумя сторонами .
Одной из важнейших задач управления является - формирование коммуникационных сетей в коллективе и создание условий для успешного функционирования коммуникаций. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Информация должна преобразовываться и обрабатываться, в противном случае эффективность деятельности организации падает. Обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации.
Это объясняется рядом причин :
— руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;
— происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;
— в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;
— работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием. В ходе обмена обе стороны играют активную роль. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее . Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений .
Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует выделить следующие стадии процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить семь базовых элементов:
1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее . Решая, какая значимая информация (идея) может стать предметом передачи, как ее закодировать, по какому каналу направить информацию, отправитель тем самым начинает процесс коммуникационного обмена. При этом очень важна ориентация отправителя на ситуацию, то есть учет всех основных компонентов процесса коммуникации. В противном случае информация может либо не дойти до получателя, либо дойти до получателя в искаженном виде, либо не приниматься получателем;
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов . В процессе кодирования (преобразования смысла идеи в символы) могут возникать проблемы, действие которых снижает эффективность процесса коммуникации. Например, отправитель составляет сообщение из символов, которые получатель не понимает, не встречал в своем прошлом опыте или неоднозначно трактует в контексте данного сообщения (то есть отправитель не настроен на язык, культуру получателя и это ведет к искажениям в понимании);
3. Канал, как средство передачи информации . От качества канала передачи информации в коммуникационном процессе зависят понимание и принятие получаемой информации. Руководитель должен настроиться на индивидуальное восприятие информации субъектам. При этом различают следующие каналы передачи информации: речевой канал; передачу письменных материалов; электронные средства связи (компьютерные сети, видеоконференции, электронная почта, видеоленты и т.п.). Кроме того, каналы в организации могут подразделяться на формальные, передающиеся по официальным каналам организации; неформальные — на основе горизонтальных связей (передача из подразделения в подразделение, слухи и т.д.). При выборе канала надо учитывать его совместимость с типами символов, используемых для кодирования информации, что поможет избежать деформации сведений, а также суть понимания самого сообщения. Если надо проинформировать сотрудников о какой-либо инновации, целесообразно это сделать на общем собрании и использовать речевой канал и письменные материалы, предоставленные на электронных носителях, организовать обсуждения на понимание данного вопроса. В практической деятельности руководитель организации применяет, как правило, не один, а два или несколько каналов передачи информации для подчиненных. Руководителю нельзя забывать о неофициальном канале коммуникации - слухов внутри коллектива, это как правило осложняет понимание сообщения, его различное толкование;
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее . Интерпретация сообщения получателем не всегда бывает успешной. Неправильная интерпретация часто обусловлена несхожестью языка, восприятия культуры, различия в интересах отправителя и получателя. Многочисленные эксперименты подтверждают, что коммуникация в гомофильных парах (здесь гомофилия — сходство получателя и отправителя по определенным признакам: языку, образованию, социальному статусу и т.д.) обычно более эффективна, чем в гетерофильных (когда отправитель и получатель различны по указанным признакам), которые много времени затрачивают на понимание и обработку сообщения, а также на подготовку ответа. Однако гетерофильная коммуникация обладает большей информативной ценностью для получателя;
5. Результат (эффект) коммуникационного воздействия — изменения в поведении и состоянии получателя информации, которые выражаются в изменении знания получателя; изменении установок (относительно объекта действия, оговоренного в сообщении); изменении в видимых действиях получателя (покупка товаров, отношение к трудовой деятельности, своевременный приход на работу и т.д.) ;
6. Обратная связь — оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут (оно понято в подразделении организации и стало руководством к действию), говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Следует сказать, что налаживание обратной связи в организации — достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи;
7. Шум — то, что искажает смысл сообщения, элемент процесса, присутствующий практически на каждом этапе передачи информации. Источниками шумов, затрудняющих точное понимание смысла сообщения, являются различия в восприятии информации, влияющие на ясность смысла при кодировании и декодировании, несхожесть в должностном статусе (различное видение целей и задач организации и ее подразделений), особенности культуры и языка. В связи с этим одной из важных задач руководства организации и руководителей подразделений по формированию четкой системы управления, основанной на вертикальной коммуникации, является ликвидация шумов на всех этапах следования сообщения.
К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др .
Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации зависят от того, что известно о получателе (получателях) информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на ее источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что правильно подобрана форма коммуникации. То есть важно, чтобы коммуникатор правильно оценивал и форму получения информации, а также значение обратной связи.



1.2. Основные этапы процесса коммуникации

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Каждый этап может быть одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Коммуникационный процесс обычно состоит из ряда взаимосвязанных этапов :
1. Зарождение идеи;
2. Кодирование и выбор канала;
3. Передача;
4. Декодирование.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, необходимо проанализировать эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в разных точках.
Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи .
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение .
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Например, не может быть осуществлен одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме .
Обмен информацией будет эффективен, если канал соответствует идее. Например, за допущенные ошибки руководитель не может критиковать подчиненного во время корпоративной вечеринки, для этого существует официальные формы (разговор один на один). Благодарность же за эффективный труд уместно выразить прилюдно.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Дело в том, что при обмене информацией очень часто происходят ее потери, так, например, при передаче информации «сверху вниз» через несколько уровней управления может быть утрачено до 80% исходной информации, а при передаче «снизу вверх» - до 90%.
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Однако по ряду причин получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
В процессе коммуникации возникает множество помех, связанных с передачей и восприятием информации, называемых шумом .
На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя, это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией .
Кроме того, на искажение информации может влиять неудовлетворительная организационная структура организации, так как при этом часто непонятна схема информационных потоков и перегрузка информационных каналов. Например, во многих государственных учреждениях, весь информационный поток идет через одного человека, который передает информацию, что естественно, приводит к перегрузке и нехватке информации. Эту проблему можно решить, если часть информации сделать общедоступной (например через электронные доски объявлений) .
Качество коммуникации может быть повышено за счет обратной связи. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее, эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений .
В процессе передачи, принятия и использования информации большое значение имеет форма включенности индивида в процесс коммуникации и общения, которая выражается в выполнении индивидом определенных функций общения.
С этой точки зрения коммуникации представляют собой процесс обмена информацией между двумя (или более) социальными субъектами с целью обеспечения наиболее успешного приема и понимания информации, являющегося предметом обмена. С помощью такого подхода к процессу коммуникации можно решать следующие научно-практические задачи в организации :
— изучать и совершенствовать информационные потоки в организации, поскольку при возникновении каких-либо нарушений в ходе обмена сообщениями (задержки, перегрузка канала и т.д.) можно проанализировать каждый определенный элемент или этап, выяснить, где именно произошел «разрыв», и попытаться устранить его;
— изучать процесс принятия управленческих решений, подбирать и создавать условия для наиболее эффективного управленческого воздействия, а также выявлять причины, мешающие принятию эффективных управленческих решений.
Наряду с положительными чертами, присущими рассмотренной модели, у нее есть ряд недостатков :
— рассматриваются только парные, а не сетевые коммуникационные связи;
— изучаются только линейные коммуникации — от источника к получателю, а не наоборот, т.е. только предельно простые коммуникационные связи.
В организациях выделяют два основных вида коммуникаций: межличностные и организационные. Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми. Организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие внутри организации между ее сотрудниками.
Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной организации, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.
Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную организацию и включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между сотрудниками данной фирмы.
В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные коммуникации.
Кроме того, коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:
1.По субъектам и средствам коммуникаций :
- межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
- коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий.
2.По форме общения :
- вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
- невербальные – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и так далее. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
3.По каналам общения :
- формальные коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки, определяются организационными и функциональными регламентами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления;
- неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении, дополняют формальные коммуникации.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов) :
- вертикальные – коммуникации, координирующие и интегрирующие деятельность сотрудников различных отделов и подразделений в вертикальной плоскости иерархии, либо сверху вниз, либо наоборот;
- горизонтальные – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации, способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации;
- диагональные – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.
5.По направленности общения :
- нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным;
- восходящие – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
Преграды, возникающие при межличностных и организационных коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга.
Исходя из выше перечисленного, коммуникация является одним из основных связующих процессов в организации, от эффективности которого во многом зависит эффективность процесса управления.
Внутриорганизационные коммуникации должны обладать рядом характеристик :
- быть ясными и точными;
- прозрачными, а сообщаемые сведения – основанными на достоверных фактах;
- должны взывать к лучшим интересам людей и помогать бороться с атмосферой недоверия в коллективе.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вложил отправитель.
Опыт изучения процессов коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации — это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя, поэтому в следующей главе рассмотрим отдельные виды коммуникационных сетей и их эффективность.


ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
2.1. Виды коммуникационных сетей

В середине 1970-х гг. в теории коммуникации стал применяться новый подход, позволяющий анализировать отношения между элементами в коммуникативных структурах, которые рассматривались как составляющие коммуникационных сетей. При этом каждый элемент сети служит одновременно и передатчиком, и приемником сообщений, испытывает на себе воздействие всех других элементов сети. В соответствии с этим подходом сеть может пониматься как сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации); сети групп (подсистем) — от 5 до 25 человек или более; личностные коммуникационные сети (между отдельными членами организации) .
Зарождение этого научного подхода, получившего название сетевого анализа коммуникаций, связывают с исследованиями социально-психологических отношений в малых группах, проводившихся А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникационных сетей — радиальные и взаимосвязанные, присущие любой организации .
Характеристика радиальных и взаимосвязанных коммуникационных сетей приведена в таблице 1.1.
Радиальные сети характеризуются прежде всего взаимодействием различных подразделений или малых групп, осуществляемым через отдельных своих членов. Такие сети характеризуются непостоянными, однако весьма полезными для группы и организации в целом связями.


Таблица 1.1.
Характеристика коммуникационных сетей по видам
Тип Содержание Преимущества Недостатки
Радиальные Сети, в которых индивиды взаимодействуют с другими, не контактирующими друг с другом лицами Увеличение степени
открытости
Большая
информационная сила Неустойчивость
Взаимосвязанные Сети, в которых те, кто связан с данным индивидом, также взаимодействуют друг с другом Устойчивость Постоянный, эффективный обмен
информацией между членами сети Закрытость. Могут создавать барьеры для свободного перетекания информации в организации

Так как, субъект малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный индивид делится конфиденциальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но это и путь для проникновения деловой информации, необходимой для нормального функционирования подразделения. Организация будет успешной тогда, когда все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому создание радиальных сетей в организации является одной из важных задач ее руководства.
Взаимосвязанные сети характеризуются устойчивыми связями внутри малой группы. С точки зрения получения и обработки деловой информации группа с взаимосвязанной сетью считается самодостаточной . Благодаря многочисленным контактам между членами малой группы, постоянному обмену информацией и возможности ее быстрой проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с другими группами и подразделениями и с недоверием относятся к получаемой извне информации, границы членства в группе становятся более жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отрицательно сказывается на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и принятию норм корпоративной культуры. Разобщенность и недоверие — характеристики организации, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуникационные сети.
Коммуникационные сети в малых группах могут иметь различные строение, что оказывает значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов организации. Рассмотрим некоторые конфигурации сетей в малых группах, в приложении 1 представлены наиболее распространенные конфигурации коммуникационных сетей.
Каждая из коммуникационных сетей в малых группах приспособлена для решения определенных управленческих и производственных задач . Следует обратить внимание на положение лидера в группе. Задачи лидера заключаются в обработке, коррекции информации и передаче ее другим членам малой группы для исполнения:
1) «Цепь» — сеть со слабой централизацией . Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий (при большом количестве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку «цепь» содержит большое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит «по инстанциям» к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».
Например, сети типа «цепь» используются в японской системе организации производства «точно вовремя». Здесь каждый исполнитель получает строго определенное количество деталей мелкими партиями; так, если сборщик должен собрать двадцать узлов, то он получает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один некачественный болт, то сборщик не сможет собрать один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному результату, то за некачественный болт ответственность должен нести сборщик. Поэтому он стремится сам контролировать деятельность рабочего, изготавливающего болты. Очевидно, что такой контроль возможен только при общей заинтересованности в результатах работы;
2) «Игрек», или «цепь со сторожем» — сеть, имеющая разветвления. Здесь «сторож», перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие «сторожа» исключительно важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация «игрек» характерна, в частности, для линейных иерархических структур, в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов информационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает значимость и возможности управления у руководителя или лидера. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль «сторожа», контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая слабой степенью контроля, может дозировать и распределять информацию, так как имеет дополнительные властные ресурсы;
3) «Колесо» - вся информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение. Иногда эту сеть называют «звезда», силовые линии исходят из центра. В сетях типа «колесо» представлена формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника. «Колесо» позволяет начать действовать быстрее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь всегда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка. Это наиболее устойчивый тип сети, в ней трудно образовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зависит от личностных характеристик лидера (центра). Может возникнуть информационная перегрузка центра. Возможна фильтрация информации центром.
4) «Шпора» , как и «Игрек (Y)» аналогична «колесу», но включают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий Б в его промежуточной позиции. Б — центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах Б, возможно, и в интересах В, Г, Д. «Шпора» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе», при этом следует тщательно продумать работу В. Централизованные сети типа «шпора» и «Y» эффективны при решении простых проблем.
5) «Круг» — децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного всем членам группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа «круг» (например, «круглый стол») резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов;
6) «Вертушка» используются в ситуациях, когда группы осуществляют коммуникации по кругу. Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информации при ее интерпретации;
7) «Многоканальные» сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет. Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет возможность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается совершенствованию. В ней воспитываются лидеры, обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.
К основным недостаткам «многоканальной» сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекватность оценки трудностей (в группе — и «море по колено»), возникает угроза нарушения стабильности и порядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера;
8) «Палатка» — сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, «палатка» не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства;
9) «Дом» — сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями;
10) «Тент» — конфигурация сети, которая часто используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.
Рассматривая групповые процессы и их эффективность, важно определить, какой вклад вносит каждый из членов группы в выполнение стоящих перед ней задач. Об этом дает представление анализ коммуникаций в группе, приведенный в таблице 1.2. Из таблицы видно, какое многообразие видов коммуникации присутствует в организации и на что конкретно направлен тот или иной ее вид.
Позиции членов группы в коммуникационных сетях неоднозначны. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи создают или перерабатывают, то есть можно говорить о наличии коммуникационных ролей у членов группы или подразделения организации.
Анализ этих ролей позволяет понять, почему между какими-либо подразделениями нарушена связь, где каналы коммуникации перегружены и т.п., и своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы коммуникации. Примером мероприятий по совершенствованию коммуникационных сетей может быть введение связных для обеспечения устойчивой связи между различными подразделениями, службами или социальными группами, а также перемещение «сторожа»в узлах пересечения крупных коммуникационных потоков.
Таблица 1.2.
Содержание групповых коммуникаций
Вид коммуникации Пояснение (смысл поведения членов группы)
Предложение Новое предложение, идея, определенный образ действий
Поддержка или сотрудничество Отстаивание своей позиции или поддержка идеи коллег, заботящихся об общей идее, миссии, цели группы
Обоснование Развитие идеи или предложения коллеги
Содействие Обеспечение надежной информацией всегда готовых к работе членов группы и подталкивающих остальных к достижению высокой производительности
Несогласие Критика позиции других членов группы
Вызов Члены группы, для которых свойственны прямота и открытость, оспаривают цели, методы и даже этику группы. Они спорят с лидером. Вдохновляют группу на решения, которым сопутствует тщательно взвешенный риск.
Предоставл.информ. Предоставляют новые факты или проясняют идеи и мнения
Поиск информации Стимулирование поиска фактов, предложений, идей или высказывания мнений другими членами группы
Установление согласия, разрешение конфликта Призывы к согласию и установление его, способствующие созданию спокойной рабочей атмосферы, предупреждению и разрешению конфликтов

В таблице 1.3. представлены характеристики основных коммуникационных ролей в организации.
Центральная роль в организации, безусловно, исполняется лидером мнения.
Сетевой анализ предусматривает изучение не только конфигурации сетей и коммуникационных ролей, но и содержания коммуникационных сообщений и степени их воздействия на различные структурные единицы организации .
Таблица 1.3.
Коммуникационные роли в организации
Роль Определение Функции
Сторож Индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу Предотвращение информационных перегрузок
Проведение «нужной» руководству политики
Связной Лицо, связывающее на межличностной основе две или более группы в системе, не принадлежа ни одной из них Координация действий
Передача информации между членами организации
Лидер мнения Лицо, способное оказывать достаточно заметное влияние на установки или поведение других членов группы Влияние на принятие решений
Обеспечение контактов с отдельными частями внешней среды
Космополит Лицо, имеющее более сильные и разнообразные связи вне организации, чем остальные ее члены Налаживание связей с внешней средой и получение нужной информации

По своему предназначению в деятельности организации коммуникационные сети делятся на следующие :
1) Сеть власти служит для передачи директив, команд, распоряжений, приказов и отчетности об их исполнении. Обычно имеет вертикальную направленность — в основном от верхних структурных составляющих к нижним, чаще всего официально оформлена, носит формальный характер;
2) Сеть обмена информацией служит для передачи сообщений о состоянии дел в организации, достижениях отдельных подразделений, научных или технических новостях, перемещениях внутри организации и за ее пределами. Каналы сети обмена информацией чаще всего не совпадают с властными вертикальными каналами информации;
3) Сеть задача — экспертиза представляет собой один из видов сетей обмена информации, которые обеспечивают передачу специализированных знаний, опыта и навыков, необходимых для достижения целей подразделений организации и в конечном итоге достижения общих целей заданий и целей системы.
Главная задача, решаемая с помощью сетевого подхода, состоит в выявлении полных коммуникационных сетей (формальных и неформальных), исследовании их положения и условий существования в организации, а также возможных совмещений и дублирования при передачи информации. Такой подход позволяет ответить на следующие вопросы :
— правильно ли организация разбита на структурные составляющие (подразделения и службы);
— какие механизмы эффективны для координации действий работников;
— достаточно ли в организации должностей (функциональных ролей) для осуществления регулирования, фильтрации и связывания информационных потоков, передачи идей и технологий.
Сетевой анализ позволяет понять также динамику коммуникационных процессов и особенности поведения членов организации, так как нередко сети в организации возникают спонтанно (в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов организации) и постоянно меняются .
Наряду с этим, использование сетевого подхода сопровождается рядом трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, что осложняет поиск оптимальных путей передачи информации.
Единственный способ избежать этих затруднений — выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность организации, однако при этом возникает опасность не заметить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации .
Существуют основные барьеры коммуникации, которые мешают эффективности коммуникационного процесса.




2.2. Основные барьеры коммуникационного процесса

Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, то есть менеджер. В противном случае имеет место безуспешная (неэффективная) коммуникация.
В процессе осуществления коммуникации партнеры могут повлиять друг на друга. Таким образом, в процессе межличностного обмена информацией происходи так называемое коммуникационное влияние, которое выступает как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.
Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.
В обычной жизни это правило выражается в словах таких как: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами) .
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций :
1. «авторитет»;
2. «избегание»;
3. «непонимание».
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
1. Барьер «авторитет» . Человек делит людей на авторитетных и неавторитетных и доверяет только первым, отказывая в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, вновь принятый руководитель не обладает нужной степенью доверия и коллектива как опытный руководитель.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
— социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;
— привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
— доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
— компетентности;
— искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
2. Барьер «избегание» . Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, нежелание выслушать собеседника до конца, перебивая навязывает свое мнение партнеру).
Как правило, чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы :
1. привлечь внимание;
2. удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса, тембр и его модуляция.
Существует три основных приема привлечения внимания. К ним относятся :
 прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);
 прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
 прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
Не менее важна и проблема поддержки внимания. Мы приводим примеры наиболее важных приемов :
 прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий);
 прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
 прием «акцентировки» (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что...», «Необходимо подчеркнуть, что...» и др.).
3. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.
Различают коммуникационные барьеры макро — и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.
К таким барьерам относятся :
— перегрузка информационных сетей и искажение информации;
— потребность во всё более сложной информации;
— интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков и т.п.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. К ним относятся :
— отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
— отношение адресата к источнику информации;
— восприятие получателем информации многозначных слов;
— отсутствие обратной связи.
Люди по своей природе консервативны и поэтому затрудняют коммуникации предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).
Социальные и психологические барьеры могут возникать из- за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком» на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами.
Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений.
Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного процесса значительно усложняется благодаря их наличию.
В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения.
Особую роль играют личностные барьеры, так называемая психологическая дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами. Преодолеть влияние этого фактора очень сложно, а иногда практически невозможно, поэтому опытный руководитель должен учитывать отношение людей друг к другу и наличие психологической дистанции или несовместимости. Лучше не создавать в коллективе чувство дискомфорта, чем пытаться преодолеть психологическую несовместимость. В данном случае перемещения субъектов внутри организации способствуют устранению барьера.
Для преодоления семантических барьеров, то есть коммуникативных помех, возникающих вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях, применяется такой метод управления как обучение, в том числе и на рабочих местах. Эффективными могут стать также собрания и совещания, одной их целей проведения которых выступает выработка «общего» языка .
Кроме того, не лишним является элементарное обучение работников правилам восприятия невербальной информации – мимики, жестов, «языка тела», так как умение пользовать невербальной информацией значительно повышает эффективность коммуникации, так как речь дает только 7% смысловой нагрузки передаваемой информации.
Очень серьезно влияют на коммуникацию организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления . Таким образом, неправильная, не соответствующая целям организации, да и просто громоздкая структура усложняет коммуникацию и является серьезным дополнительным барьером.
Коммуникативные перегрузки - препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности . Очень часто это происходит тогда, когда работники излишне загружены текущей деятельностью, либо отсутствуют автоматизированные системы обработки управленческой информации или просто в организации не верно распределяются информационные потоки, когда работник получает излишек совсем не нужной ему информации.
Повышает эффективность коммуникации широкое использование делегирования полномочий, так как в этом случае не происходит лишнего информационного обмена – передается только исходное задание, а обратной связью является результат.
Но, если при делегировании полномочий существуют определенные психологические барьеры, например, передача полномочий управляющего осуществляется только для того, чтобы доказать себе и подчиненному, что эффективно может работать только сам руководитель, то такая передача полномочий только ухудшает коммуникацию.
Сильное воздействие на построение эффективных коммуникаций оказывает использование неформальных взаимоотношений в организации. Неформальные отношения и группы существуют в любой организации, иногда они могут очень сильно влиять на принимаемые в организации решения и сами становятся коммуникационным барьером, однако опытный руководитель всегда учитывает фактор неформальных отношений. Иногда по неформальным каналам даже передается информация, необходимая для целей управления, и это происходит гораздо быстрее, чем по формальным каналам.
Важное значение имеют культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Однако, внутри организации культурные барьеры стараются устранять еще на этапе подбора кадров и дальнейшей адаптации персонала .
Усложняет процесс обмена информацией - нежелание делиться информацией . Обладание информацией – один из источников власти, поэтому некоторые руководители считают, что лучше использовать информацию для влияния на других людей, чем на благо организации. Часто такие владельцы хранят информацию для того, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.
В итоге в организации наступает «информационный голод» и говорить об эффективности принимаемых решений уже не приходится.

2.3. Построение эффективных коммуникационных сетей

Эффективность коммуникаций может быть различной. По данным зарубежных исследований результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20–25% (такое количество исходящей от руководителей информации доходит до работников и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации .
Недостаточную эффективность вертикальных (как восходящих, так и нисходящих) коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха – около 40%. Коммуникации снизу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о том, что не используются все возможности в организации коммуникаций .
Обычно руководители стремятся организовать коммуникацию, но недостаточно просто создать канал для передачи информации, любая коммуникация должна быть эффективной, только в этом случае она будет выполнять возложенные на нее функции.
Построить эффективную коммуникацию в организации достаточно сложно, так как существует множество факторов, которые этому мешают.
Однако, влияние большинства факторов можно устранить, если между работниками установлены определенные правила общения и информационного обмена, которые не позволяют «засорять» коммуникационные каналы и способствуют сокращению потерь информации.
Деловая коммуникация будет эффективной при соблюдении следующих правил :
1) правильный выбор канала в зависимости от ситуации и сообщения;
2) высокая скорость канала;
3) дублирование передачи информации по другим каналам коммуникации;
4) наличие обратной связи с получателем сообщения;
5) наличие заинтересованности (мотивации) получателя сообщения правильно интерпретировать информацию.
Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации.
Также особую роль в эффективности коммуникаций играет построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них - к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.
Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком. Одновременно надо учитывать, что доверие к себе можно подорвать, если привести только один ложный или искаженный факт из ста, хотя девяносто девять могут соответствовать действительности.
Чтобы выбранный канал коммуникации был эффективным, следует учесть ряд моментов :
 руководителям высокого ранга полезно являться на собрания заранее, общаться с сотрудниками, смешиваться с коллективом – это воодушевляет и сплачивает людей;
 организаторам данных мероприятий надо уметь вовлекать аудиторию в диалог;
 участникам собраний следует готовить вопросы заранее, подавать их в напечатанном виде.
Важно также установить четкие критерии для определения информации, которая подлежит распространению среди персонала. Такие сведения могут повысить степень удовлетворенности компанией и стимулировать производительность труда. Осведомленность о делах компании и осознание своей роли в ней приводит к тому, что работники поддерживают цели компании, у них вырабатывается уверенность, доверие к руководству. Напротив, утаивание информации или просто замалчивание ее ведет к появлению слухов и дестабилизирует работу в коллективе.
Можно выделить десять заповедей эффективной коммуникации :
1. Перед коммуникацией необходимо четко определить идеи, вкладываемые в послание.
2. Проанализировать истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализировать всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
4. Желательно консультироваться с другими при планировании коммуникации.
5. Большое внимание уделять интонации и основному содержание сообщения.
6. Необходимо использовать возможности включать в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя, так как это повышает значимость информации для получателя и она лучше запоминается.
7. Необходимо постоянно контролировать результаты коммуникации и оценивать их эффективность.
8. Стараться устанавливать коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
9. Желательно избегать ложной информации.
10. Учится умению слушать другого.
Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера и для администрации, и для рядовых работников.
Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации. И когда её нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах, причем этот крах может произойти в любой момент.
Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам :
1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;
2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
3. Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
4. Коммуникации имеют сложную и гибкую структуру. Только знание закономерностей построения коммуникаций может принести успех.
Коммуникационная сеть будет эффективной, если она позволит обеспечить наиболее быстрый обмен информации между участниками коммуникационного процесса с минимальными потерями достоверности.