На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи товаров

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
 
Заочный факультет
 
Кафедра экономики и управления производством
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Внешнеэкономическая деятельность»
 
Тема: Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи товаров
 
 
Вариант № 9
 
 
 
Содержание
 
1        Внешнеторговый контракт: структура и характеристика его существенных условий…………………………………………………………...3
2        Требования к содержанию внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров по законодательству Республики Беларусь……………………………9
3        Задание…………………………………………………………………….16
4        Список использованной литературы……………………………………17
 


Внешнеторговый контракт: структура и характеристика его существенных условий.
 
Внешнеторговые договоры имеют определенную структуру: разделы договора, расположенные в определенной логической последовательности. Эти разделы в кратком или более подробном изложении входят во все международные контракты купли-продажи. Представляется, что целесообразно рассматривать международный договор купли-продажи именно в соответствии с его структурой. Первым разделом контрактов такого вида является:
1) Определение сторон. Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор, и указывающей какие из сторон являются продавцом и покупателем. На первой странице контракта указывается его регистрационный номер, место и дата подписания.
2) Предмет договора. В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеторгового контракта (в данном случае купля-продажа), базисные условия поставок и товар.
При торговле большими объемами товаров, количество которых измеряется весовыми единицами, сложно выдержать вес фактически поставленного товара с точностью до десятков, а иногда и сотен тонн. Для таких случаев в контрактах указываются допустимые отклонения в ту или другую сторону в процентах от номинального веса или делается оговорка "около".
3) Цена товара и общая сумма контракта. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или единицу товара. "Цены международных контрактов выражают в денежных единицах определенной валютной системы стоимость товаров. Они по согласованию сторон фиксируются в контракте в валюте одной из стран контрагентов или в валюте третьей страны. В международной торговле практикуется несколько способов установления и фиксации цен. Выделяют:
Твердые цены - не подлежат изменению в ходе выполнения контракта, целесообразно установить твердую цену на товар, если контракт краткосрочный, так как уровень мировых цен значительно колеблется и одна из сторон контракта может понести значительные убытки в результате изменения мировых цен.
Скользящие цены - применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться.
Цены с последующей фиксацией - устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников. Так, контрактом может быть предусмотрено, что цены, на проданные по нему товары, будут установлены на уровне цен мирового рынка на определенную дату или день поставки товара покупателю. В качестве источников цен контракт может предусматривать биржевые котировки. Представляется, что согласование цен - один из самых сложных этапов заключения контракта; он требует высокой коммерческой и технической квалификации, а также опыта ведения таких переговоров.
4) Сроки поставки товаров. Сроки поставки - это календарные даты, к которым товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты.
В большинстве случаев в контрактах устанавливаются месячные, квартальные, полугодовые или годовые сроки поставки. При определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов (при поставке товаров с выставок, при торговле между соседними странами). По обычаям международной торговли «немедленно» означает обязательство продавца поставить товар в любой день в течение не более двух недель; при условии «как можно быстрее» продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок. Встречаются и такие сроки, как «по мере готовности», «по открытии навигации», «по мере накопления партии не менее . тонн» и т.д.
5) Условия платежей - это раздел внешнеторгового контракта, содержащий согласованные сторонами условия платежей, он определяет способ и порядок расчетов между контрагентами, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств.
Платежи наличными - это оплата товаров немедленно после передачи их продавцом покупателю. В международной торговле расчет наличными осуществляется четырьмя способами: чеками, переводами, аккредитивами и инкассо. В большинстве случаев платежи наличными занимают длительное время: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Расчеты банковскими переводами. Здесь от момента поставки товара продавцом до получения им денег требуется время на осуществление следующих операций: продавец выписывает счет и в комплекте с другими документами, оговоренными в контракте, отправляет его покупателю; покупатель, получив комплект документов, проверяет их соответствие условиям контракта, вносит необходимые суммы в свой банк и дает ему поручение перевести деньги со своего счета на счет продавца; банк покупателя извещает банк продавца о переводе ему денег; банк продавца извещает своего клиента о зачислении суммы на его счет.
Данная система расчетов не дает продавцам гарантии в том, что покупатели вообще оплатят поставленные товары. Поэтому в условия контрактов обычно включаются обязательства покупателей предоставить финансовые гарантии платежей. Наиболее надежными являются гарантии банков, которые берут на себя обязательства осуществить за покупателей предусмотренные контрактами платежи. Покупатели платят банкам стоимость гарантий, которые являются оценкой риска невыполнения платежных обязательств.
Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательства покупателя открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке - эмитенте аккредитив в пользу продавца на оговоренную сумму. Аккредитив - это обязательство банка перевести на счет продавца деньги против предоставления им комплекта документов, подтверждающего поставку товара в соответствии с условиями контракта. Произведя поставку товара, экспортер передает оговоренный в контракте комплект платежных документов в уполномоченный банк, который формально проверяет их состав и пересылает банку - эмитенту для оплаты. Банк - эмитент, убедившись в правильности документов и выполнении обязательств экспортером, осуществляет платеж с аккредитива. Представляется, что аккредитивная форма расчетов удобна для экспортеров, так как гарантирует и ускоряет платежи, но более дорогая, чем расчеты банковскими переводами.
Инкассовая форма расчетов - осуществляется при посредничестве двух банков-корреспондентов: инкассирующего банка экспортера и банка - плательщика импортера. Экспортер после осуществления поставки товара передает в инкассирующий банк своей страны, предусмотренный контрактом комплект документов. Инкассирующий банк пересылает документы банку плательщика, который, в свою очередь, предъявляет их импортеру для проверки. Если документы соответствуют всем требованиям, то импортер подтверждает банку (акцептует) свое согласие на оплату товара. Банк выдает покупателю товарораспорядительные документы против перевода им на счет банка суммы счета и переводит деньги инкассирующему банку для расчета с экспортером (инкассо с предварительным акцептом).
Предварительная оплата. В последнее время значительное распространение получил такой порядок расчетов, как предварительная оплата. Достаточно часто предварительная оплата применяется и во внешнеторговых контрактах. Согласно этой форме расчетов оплата продукции производится до ее получения покупателем.
6) Упаковка и маркировка. В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товара при перевозке и так далее. Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера тоже может колебаться в широких пределах: от нескольких процентов до половины стоимости товара. Требования к упаковке товаров можно разделить на общие и специальные.
Общие требования к упаковке определяются обязанностью всех экспортеров обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях.
Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований могут быть: импортеру необходима специальная расфасовка товара; импортер предъявляет особые требования к весам и габаритам грузовых мест применительно к имеющимся в его распоряжении транспортным средствам и так далее.
Маркировка грузов выполняет следующие функции: представляет товаросопроводительную информацию (содержащую реквизиты, номер контракта, номер транса); является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом; при необходимости используется для предупреждений об опасностях, которые может представить обращение с грузом. Эти функции определяют обязательные реквизиты маркировки, которые должны быть нанесены экспортерами.
7) Гарантии продавцов. Каждый внешнеторговый контракт содержит гарантии продавцов в отношении технических характеристик товаров и их качества, а также определяет ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей.
Продавцы гарантируют соответствие товаров техническим условиям контрактов, национальным и международным стандартам, образцам и такому понятию, как "нормальное качество товаров", принятому в международной торговле. Технические гарантии обычно проверяются в ходе использования товаров потребителями и, если необходимо, путем специальных испытаний и проверок. Раздел гарантии содержит положения об ответственности продавцов, связанных с поставками некачественных товаров.
Существуют следующие способы разрешения таких споров: 1) частичная замена или возврат всей партии товара - в случаях, когда товар вообще нельзя использовать; 2) уценка товара - стоимость транспортировки велика или импортеру невыгодно терять время на замену; 3) исправление дефектов поставщиком за свой счет - при обнаружении дефектов в товарах длительного пользования; 4) исправление дефектов покупателем с отнесением расходов на поставщика - последний не может выполнить эти работы в необходимые для покупателя сроки. Поставщик устанавливает на замененный товар такой же срок гарантии, как и было, предусмотрено условиями контракта.
8) Штрафные санкции и возмещение убытков. Штрафные санкции устанавливаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Общим правилом коммерческих отношений контрагентов является принцип: штрафные санкции по своим размерам должны вести к выполнению обязательств, а не носить разорительный характер. Необоснованное ужесточение штрафных санкций импортерами часто вызывает ответную реакцию экспортеров, завышающих цену коммерческих предложений.
При опозданиях в поставках размер штрафных санкций растет по мере увеличения сроков опозданий, давая шансы стороне, нарушающей обязательство, принять необходимые меры для исправления положения, и обычно ограничивается 5 или 10 % от суммы недопоставок.
Методика расчета убытков, в зависимости от задержек в выполнении обязательств или от степени отклонения от гарантированных характеристик товаров, согласовывается сторонами в процессе заключения контракта. В контрактах устанавливается и предельные размеры убытков, при превышении которых покупатели приобретают право расторгнуть контракт.
9) Страхование. Этот раздел контракта включает четыре основных условия страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу страхует. При сделках купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. Условиями контрактов часто уточняется: кто (продавец или покупатель) будет нести расходы по страхованию. Фактически речь идет о том, кто будет оплачивать страхование, а расходы всегда несет покупатель, и они учитываются в цене товара. Условия контрактов обычно включают обязательство экспортеров представлять покупателям страховые полисы, которые входят в комплект платежных документов.
10) Обстоятельства непреодолимой силы. На ход исполнения контрактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, предугадать наступление которых заранее невозможно. Такие обстоятельства называются форс-мажорными обстоятельствами. К ним обычно относят пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии, аварии и так далее. При их наступлении срок исполнения обязательства для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. Для определения, какие обстоятельства могут быть отнесены к форс-мажорным, в контрактах обычно приводится согласованный сторонами перечень.
Сторона, для которой стало невозможным исполнение обязательства, должна информировать контрагента о наступлении и прекращении форс-мажорных обстоятельств в строго ограниченный срок (3-5 дней) и предоставить соответствующие подтверждающие документы, которыми чаще всего служат свидетельства национальных торговых палат.
Контрагенты устанавливают в контрактах предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом всегда оговаривается, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. Исключением иногда является требование импортеров возвращать выплаченные авансы, но оно представляется недостаточно обоснованным, так как весьма сложно доказать, что экспортеры к моменту возникновения форс-мажорных обстоятельств не потратили авансы на проектные работы, приобретение материалов, изготовление оборудования и так далее.
11) Арбитражные и судебные разбирательства споров. Нередко при исполнении контрактов между сторонами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Для этого сторонам необходимо включить в договор при его заключение оговорку о согласительной процедуре. Согласительная процедура более предпочтительна, чем арбитраж. Однако примирение может быть успешным только при наличии благоприятной атмосферы, когда отношения между сторонами достаточно дружеские, чтобы имелась перспектива урегулирования спора дружественным путем.
Когда разногласия не удается решить, таким образом, стороны передают дело на рассмотрение арбитражей (третейских судов). Арбитражи бывают двух видов:
1.              Постоянно действующие арбитражи, в которых разбирательство споров осуществляется в соответствии с принятыми в них правилами. Они обычно действуют при торговых палатах, биржах, ассоциациях. К числу таких арбитражей относят: Арбитражный суд Международной Торговой Палаты, Лондонский Международный третейский суд, Американскую Арбитражную Ассоциацию.
2.              Арбитражи «ad hoc», которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту.
В разделе контракта, который называется "арбитражной оговоркой", стороны определяют какому арбитражу подсудны спорные вопросы. В арбитражах "ad hoc" разбирательство, как правило, ведут три лица: два арбитра (по одному от истца и ответчика) и один суперарбитр. Арбитры при рассмотрении споров по существу, прежде всего, руководствуются условиями контрактов, международными торговыми обычаями, а также нормами материального права страны, указанной в договоре.
Другие условия контрактов. Кроме изложенных условий контрактов, которые можно отнести к основным, стороны могут согласовать по своему усмотрению другие, уточняющие взаимные права и обязательства. Так, например, условия контрактов могут содержать специальные условия испытаний товаров, требования к технической документации, обязательства сторон не передавать права и обязанности по контракту без письменного согласия контрагента, порядок внесения изменений и дополнений в контракты, постраничный объем контрактов со всеми приложениями, юридические адреса сторон и другие условия.

Требования к содержанию внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров по законодательству Республики Беларусь.
 
Внешнеторговый договор купли-продажи товара – самый распространенный из всех видов международных договоров (контрактов). И, несмотря на это, при его заключении и исполнении совершается много ошибок, за которые потом сторонам приходится расплачиваться. Важно понять специфику правового регулирования договоров, как, впрочем, и любых других правоотношений: с течением времени законодательство разрастается, усложняется, конкретизируется. Поэтому важно всегда  знакомиться с новыми нормативными правовыми актами и практикой их применения.
Есть нормативные правовые акты, без знания общих положений которых не стоит вообще заниматься куплей-продажей. К ним, прежде всего, относятся:
–Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 7);
–Закон Республики Беларусь от 29.12.1998 № 223-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
–постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» (далее – Постановление № 1000);
–положение Национального банка Республики Беларусь от 01.08.1996 № 768 «О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь».
Необходимо помнить и о важнейших международных договорах, регулирующих международную куплю-продажу товара, таких, как:
– Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее – Конвенция);
–Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» в редакции 2000 года;
–Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 г.
27 марта 2008 г. был принят Указ Президента РБ № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178), который вступит в силу со 2 октября 2008 г. и заменит собой действовавший на протяжении почти 9 лет Указ Президента РБ от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее -Указ № 7).
Заметим, что в белорусском праве лишь в Указе № 7 и соответственно в Указе № 178 содержатся обязательные условия внешнеторгового договора. И хотя в иных актах законодательства содержатся существенные (или обязательные) условия различных видов и типов договоров, ни один из таких актов не регулирует указанные отношения.
В правовой действительности условия внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь зависят от конкретного вида обязательств, основанием для возникновения которого он является. Например, условия внешнеторгового договора комиссии не могут совпадать с условиями внешнеторгового договора хранения, так как это два самостоятельных, не связанных друг с другом вида обязательств, в силу чего права и обязанности сторон по ним отличаются. Таким образом, говорить о единых условиях внешнеторговых договоров субъектов Республики Беларусь по общему правилу не представляется возможным.
В то же время требование к форме внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) едино для субъектов Республики Беларусь - он всегда должен иметь письменную форму, так как белорусское законодательство под страхом недействительности (п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК РБ)) допускает совершение внешнеэкономической сделки с участием субъекта Республики Беларусь только в письменной форме (п. 2 ст. 1116 ГК РБ).
Однако Указ № 7, а вслед за ним и Указ № 178 на уровне законодательного акта установил единые требования, предъявляемые к содержанию внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь.
Таким образом, Указом № 7 и соответственно Указом № 178 предъявлены единые требования к содержанию абсолютно всех внешнеторговых сделок без учета того, что понятие "внешнеторговый договор" охватывает не только договор купли-продажи, но и любой договор между резидентом и нерезидентом РБ, предусматривающий возмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), а в силу Указа № 178 и передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, договоры хранения, комиссии, подряда, лицензионный договор к т.д.).
Белорусский законодатель требует от субъекта РБ обязательного указания в договоре соответствующих условий даже в случае, если контрагент в договоре - иностранный субъект не считает эти условия существенными для совершения сделки. При этом, если иностранный субъект заведомо не согласен с включением в договор тех или иных условий, наличия которых требует Указ № 178 (а в настоящее время - Указ № 7), например, в силу того, что он работает исключительно на основе своих проформ и вносить в них изменения ради сделки с субъектом РБ и дорого, и чревато непредсказуемыми последствиями, то у субъекта РБ не остается иного выбора, как отказаться от совершения сделки, если, конечно, он не готов осознанно нарушить требования белорусского законодательства в этой части, учитывая, что ни в Указе № 178 (Указе № 7), ни в иных актах законодательства конкретных мер за невключение в договор каких-либо условий, определенных Указом № 178 (Указом № 7), не предусмотрено.
Тем не менее в случае несоблюдения положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны проблемы с регистрацией паспорта сделки, так как банки в силу Указа № 178 обязаны будут проверять соответствие внешнеторгового договора предъявляемым требованиям при регистрации паспортов сделки. При этом может последовать отказ в регистрации паспорта, что влечет невозможность исполнения внешнеторгового договора, поскольку за его исполнение без паспорта сделки предусмотрена административная ответственность - штраф в размере до 100 % цены договора.
Кроме того, в подобной ситуации возможно и признание внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) недействительным по основанию, указанному в ст. 169 ГК РБ: "сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения". Согласно п. 2 ст. 168 ГК РБ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах. (Таким образом, даже в случае признания внешнеэкономической сделки недействительной (после ее исполнения) стороны могут соблюсти свои интересы при условии, что все полученное по сделке было потреблено либо реализовано.)
В связи с предъявлением единых требований к содержанию различных по своей природе договоров при практическом применении положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны определенные сложности, так как в основу требований Указа № 178 (Указа № 7) к содержанию внешнеторгового договора положены характеристики прежде всего договора купли-продажи. Так, в Указе № 178 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре наличие:
1) даты договора (при этом надо учитывать, что если внешнеторговый договор заключается не между присутствующими, а между "отсутствующими" сторонами (находящимися в разных странах) путем обмена письмами, телексами и т.д., то в соответствии со ст. 403 ГК РБ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, акцепта);
2) места заключения договора (согласно ст. 414 ГК РБ, если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте нахождения лица, направившего оферту (предложение));
3) предмета договора (различается в зависимости от вида договора: например, применительно к договору купли-продажи предметом договора будут являться отношения сторон по поводу продажи товара);
4) количества товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Данное требование Указа № 178 сложно реализовать применительно к иным по сравнению с договором купли-продажи договорам, так как, например, в договорах возмездного оказания услуг "количество" может отсутствовать;
5) условий поставки товара. Указанное в предыдущем абзаце относится и к настоящему условию. Данное условие не может включаться в договоры, объектом которых не является товар, однако при правоприменении Указа № 7 оно должно было отражаться не только в договорах международной купли-продажи либо мены товаров, но и в договорах комиссии, поручения, хранения товаров, хотя для сторон таких сделок вещь - предмет материального мира - как объект договора не рассматривается в качестве товара. Это объяснялось тем, что в белорусское право для целей таможенной статистики из Международных правил толкования международных торговых терминов (Инкотермс-2000), разработанных Международной торговой палатой (г. Париж), "перенесены" торговые термины и любое перемещение вещей в экономическом обороте должно отражаться с их использованием (например, FOB, СРТ, DAF и т.д.) несмотря на то, что данные торговые термины предназначены для описания исключительно условий договора купли-продажи (поставки) и никак не могут описывать правовое положение комитента и комиссионера. Однако контролирующие органы РБ при применении Указа № 7 подходили к данному вопросу буквально и требовали отражения во внешнеторговом договоре всех обязательных условий, установленных законодательством. Правда, все-таки с момента подписания Указа № 178 появилась надежда на то, что условия поставки будут относиться лишь к поставке товаров (т.е. к купле-продаже) и не будут иметь никакого отношения к договорам, связанным с выполнением работ или оказанием услуг, даже если в рамках таких договоров передаются вещи, так как Указ № 178 в отличие от Указа № 7 четко разграничивает, где речь идет о товаре, а где о работе или об услуге;
6) цены или стоимости товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Наличие данного условия в качестве обязательного объясняется тем, что в понятии внешнеторгового договора, приведенном в Указе № 178, предусматривается, что в качестве такового может выступать лишь возмездный договор, а следовательно, у любого внешнеторгового договора обязательно должна быть цена (в отношении договора мены и меноподобного договора речь идет о стоимости);
7) условия расчетов (речь идет о предоплате или о последующей оплате путем банковского перевода, либо аккредитива, либо документарного инкассо);
8) названий, юридических адресов и банковских реквизитов сторон. При этом для того, чтобы не возникали проблемы с идентификацией сторон договора (речь прежде всего идет о нерезиденте), желательно именовать стороны в договоре на языке государства сторон договора, "не транскрибируя" иностранные буквы на русский (белорусский) язык.
Таковы обязательные условия, которые должны быть отражены в любом внешнеторговом договоре в силу Указа № 178.
Наряду с Указом № 178 требования к содержанию внешнеторгового договора применительно к договорам международной купли-продажи содержатся также в Указе Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (с изменениями и дополнениями). Согласно данному документу международный договор купли-продажи должен также содержать указание на цель (цели) приобретения товара, а кроме того, в качестве приложения содержать копию лицензии (если она необходима) и копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций).
Рассматривая обязательные условия внешнеторгового договора, предусмотренные Указом № 178, следует отметить, что их количество по сравнению с Указом № 7 несколько сокращено. Так, в Указе № 7 наряду с восемью вышеперечисленными условиями содержится также требование по отражению во внешнеторговом договоре следующих условий:
- качества товара;
- сроков поставки товара;
- валюты платежа;
- порядка разрешения споров;
- ответственности сторон.
Анализируя обязательные условия внешнеторгового договора, установленные Указом № 178, можно сделать вывод, что субъекты РБ не вправе по своему усмотрению (исходя лишь исключительно из собственной воли, согласованной с волей иной стороны сделки) определять перечень условий внешнеторгового договора.
Кроме того, условия любого внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь не должны расходиться и с иными положениями "публичного права" РБ, т.е. условия договора не могут противоречить налоговому, таможенному, валютному, антимонопольному законодательству, а также законодательству, регламентирующему порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь, и т.д.
Например, субъекты Республики Беларусь, которые включают в свои внешнеторговые договоры (за исключением договора комиссии) условия об исключительности (эксклюзивности) отношений по сделке на территории Республики Беларусь (основания ограничения конкуренции), нарушают тем самым требования антимонопольного законодательства РБ. В частности, в соответствии со ст. 6 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (в ред. Закона РБ от 10.01.2000 № 364-3) (с изменениями и дополнениями) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов или необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке, или отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), или иные последствия, которые устраняют или могут ограничить конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Таким образом, условие внешнеторгового договора с участием субъекта РБ об отказе от заключения договоров с иными продавцами или покупателями является недействительным применительно к праву Республики Беларусь.
Следовательно, если любая из сторон договора его не соблюдает, белорусские суды не будут вправе применить к субъекту негативные последствия, связанные с нарушением условий договора, даже в случае, если в тексте самого договора будет указание на штрафные санкции за нарушение этого условия. Кроме того, либо договор в целом, либо его часть, связанная с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть признаны недействительными с уже упомянутыми выше негативными последствиями. (При этом отметим, что в соответствии со ст. 181 ГК РБ "недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части", что вряд ли по общему правилу относится, например, к договорам исключительной купли-продажи. Все условия таких договоров базируются на том, что продавец (поставщик, производитель) не будет реализовывать свою продукцию никаким иным лицам, кроме покупателя, указанного в договоре (иногда и покупатель принимает на себя обязанность не приобретать аналогичный товар иных производителей).)
Наличие подобной нормы в белорусском антимонопольном законе делает его более "жестким" по сравнению даже с нормами европейского антимонопольного права, так как в них присутствуют исключения из антимонопольных требований, касающиеся, в частности, договоров эксклюзивной купли-продажи. Тем самым наличие указанной нормы в договоре с известным германским или французским производителем делает договор действительным для субъекта этих государств и недействительным д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.