Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Святослав - князь - воитель

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
          ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
 
 
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИКИ
 
Т Е М А
СВЯТОСЛАВ-КНЯЗЬ-ВОИТЕЛЬ
 
 
Пироженко Галина Александровна
 
Физико-математический,
1курс

 
 
Научный руководитель
 
 
Ромащенко Елена Владимировна
 
 
 

 
ТАГАНРОГ
2009
                                       План.
1.Юный князь Святослав Игоревич.
2.Разгром Хазарского Каганата.
3.Война с Болгарией.
4.Нападение печенегов на Киев.
5.Возвращение Святослава в Болгарию.
6.Заключение.
Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Юный князь Святослав Игоревич
Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси. Летопись относит рождение Святослава Игоревича к 942г. В момент смерти отца, убитого в 945г. древлянами, Святослав был трехлетним ребенком и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги. Возрос он в среде дружинников своего отца. Юный князь Святослав воспитывался боярином Асмудом и воеводой-Свенельд.
Уже в 946г.он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть отца Игоря, наказанных хитростью, но еще не покоренных силою. Святослав сам начал это сражение; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабою детскою рукою, падает у ног княжеского коня. И сказали Асмуд и Свенельд: «Князь уже начал: последуем, дружина, за князем. Дружина,  видя у себя во главе начальника-младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает.»
Детство и отрочество князя протекают среди воинов, где у всех один интерес-война, где одно достоинство лишь ценится в человеке - храбрость и отвага. Развитием этих достоинств определяется программа княжеского воспитания и на всей дальнейшей жизни храброго князя неизгладимым следом отразилось воспитание, основанное на началах дружинной чести: единственной заботой князя стала война, единственным мерилом его поступков – мнение дружины, единственным идеалом - слава беззаветно храброго воина, никогда не изменяющего традициям дружины. Это видно даже и в том, что, когда Ольга, приняв христианство, начала уговаривать и сына последовать ее примеру, Святослав ответил ей:  « Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Он тем самым показал, что воинское братство дороже ему родной матери. Святослав был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявил презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не переставая любить его нежно, должна была смириться.
Прошедшие годы изменили княгиню Ольгу – даже для нее, природной правительницы, не прошли даром. И прежде всего – не прошли бесследно первые дни и месяцы ее власти. Когда она доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами. Вспоминая их с каждым годом все больше, она ловила себя на мысли, что многое сделано было не так, как должно, что есть иные способы у властителя, помимо железа и крови. Эти думы привели ее к новой вере, которая сможет стать подспорьем ей и ее потомкам в делах власти,  дабы никогда не повторилось свершившееся с князем Игорем. В 957 году сама отправилась в столицу империи  и веры греческой, чтобы почерпнуть ее в самом источнике. В Константинополе сам патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный – восприемником от купели. Она будет надеяться, что Русь, ведомая ею не один год, и в этом пойдет за ней, но Русь пойдет за ее сыном – воином. Лишь внук исполнит ее заветную волю – и через столетия Русь будут называть Святою…
Когда Святослав вырос и возмужал, он обнаружил типичные черты князя  - дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным походам. «Повесть временных лет» свидетельствует о том, что «…он собирает много храбрых воинов, легко ходил в походах, как барс, и воевал много…». Князь думал о подвигах, пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу оружия российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного героя летел в поле. Там суровою жизнью он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем. Каков был военачальник, таковы и воины. Древняя летопись сохранила для нас еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, и всегда  заранее объявлял войну народом, повелевая сказать им: « Иду на вас!» Во времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыцарской чести.    Князь Святослав войдет в историю как князь – полководец, князь – воин. Он верил в себя, свято чтил свое слово. Верил чужим клятвам, не желая для себя принимать ту  скользковатую, но практичную мысль, что слово изреченное  - есть ложь. Слово, он считал, часть твоей души, твоей совести, и, раз произнеся его, ты должен держать его, не жалея для этого ничего. Ибо нет ничего драгоценнее на свете, чем правда, чем праведное общение между людьми. Так понял он завет отца, обучавшего его не словами, но своей жизнью. О подвигах отца – князя Игоря ему рассказывали долгими вечерами – после тяжелого дневного обучения воинскому искусству, опуская то, что ребенку знать было еще рано. Тем самым творя прекрасную волшебную сказку, в которой жил великий и могучий воин, храбрый и всегда справедливый. Рано лишившись отца, сохранит о нем лишь смутные воспоминания и зная его лишь по разговорам – думам других, всегда будет считать его для себя примером. Но запомнит он и несправедливость отца по отношению к людям, ставшую причиной его смерти. Запомнит он и жестокую расправу матери, мстившей за мужа. И размерами, и свирепостью месть эта превысит  святое право ответить ударом на удар и взять око за око. Этого он, не приняв раз детским сердцем, не сможет принять уже никогда. И никогда не пожелает и не сможет поступить так, как поступать нехорошо, нельзя. 
 
 
2. Разгром Хазарского Каганата
«…Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»
   3 июля 964 года русский князь Святослав с дружиной разгромил Хазарский Каганат, написав еще одну страницу в истории  русской боевой славы. Значение этой победы многие недооценивают, о ней мало что говорится в учебниках, о ней мало говорят. А ведь победа над Хазарами была поистине значимой и Великой.
Хазарский Каганат зародился в VII веке на обломках Тюркского государства. Изначально Хазары были кочевым народом, однако в ходе истории остепенились, стали вести оседлый образ жизни. Хазары много воевали, особенно с Арабским Халифатом, союза с Хазарией искали Византийцы. Государство Хазар находилось на пересечение торговых путей, что способствовало развитию сельского хозяйства и ремесла. По вероисповеданию хазары были иудаистами. В IX веке, под влиянием еврейской торговой общины, вся хазарская знать приняла иудаизм.
   Хазары жили в основном за счет посреднической торговли, сбора дани с покоренных земель, а так же взятием пошлин с купцов. Не брезговали Хазары и грабежами с работорговлей. У Древнерусского государства, возле самых его границ, был очень мощный противник, которые время от времени совершал набеги и не давал купцам спокойно торговать. Русские купцы, преимущественно новгородцы, терпели постоянные обиды и притеснения со стороны буртасов, волжских болгар и хазар; для русской торговли крайне важно было, чтобы большой водный путь, соединяющий юго – восток и северо – запад восточной европейской равнины, т.е. все течения реки Волги, перешли в русские руки.
Была и еще причина похода Святослава на хазар. В 914 году на Волге, в стране хазар, буртасов и болгар, погибла рать великого князя Игоря при сборе дани для хазар. По понятиям дружинной чести великий князь Святослав, как приемник Игоря, обязан быть смыть позор, лежавший на его памяти, а как сын, обязан был мстить врагам своего отца.          
   Побуждаемый этими причинами, в 964году Святослав со своей дружиной выступил в поход. Он не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшие на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку, населенную вятичами. Не желая во время своего далекого похода на Волгу иметь у себя в тылу врагов, Святослав вятичей не тронул, хотя они и платили дань хазарам, будучи враждебны Киеву.
  Союзниками Святослава в походе 964-965гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Грузы пришли от реки Яик. Союзники благополучно встретились у Итиля- столица Хазарии располагалась на огромном острове(18 км в ширину), который образовали две волжские протоки: Волга и Ахтуба.
    Первой под его мечом пала Волжская Булгария, ее армия была разгромлена и рассеяна, столица Булгар и другие города захвачены, их население разогнано. Так же поступил Святослав и с буртасами - города были взяты на копье и сожжены, жители - рассеяны. А затем пришла очередь Хазарского каганата - еще недавно одной из крупнейших и богатейших держав, простиравшейся на западе до славян-вятичей, на востоке до бескрайних равнин Сибири, подступавшей на юге вплотную к мусульманскому миру, а на западе - к самой Византийской империи.
Русское войско появилось на границах хазарских владений с непривычной стороны - с севера, в то время как обычно русы продвигались по Азовскому морю и Дону. Каганат всегда считал себя прикрытым с севера от любых неожиданностей союзниками - ныне их не стало. В этом видно начало свободного замаха славянского меча, через малое время совершившего полукруг - от Волги до Дуная, от северо-востока - через юг - на запад. Хазары, гордые столетиями предшествующей воинской славы, решились, несмотря на печальную участь булгар и буртасов, на открытую битву. Решающая битва произошла недалеко от хазарской столицы – Итиля. Навстречу Святославу вышло величественное войско, ведомое самим каганом, показывающимся на глаза своим подданным лишь в особо исключительных случаях. Тут был как раз именно такой случай; и Святослав, и каган понимали, что в этом бою решится участь Хазарии.
В первых рядах войска были «черные хазары», легкие конники, не носившие в бою кольчуг, вооруженные лишь луками и копьями-дротиками. Начиная бой, они засыпали противника железной пылью стрел и дротиков, расстраивая порядки наступающих. Сзади них располагались «белые хазары»-тяжеловооруженные всадники в железных нагрудниках, кольчугах, шлемах; хазарская знать и их дружины, всецело посвятившие себя войне, хорошо владевшие оружием, с которым почти никогда не расставались, - длинными копьями, мечами, саблями, палицами, боевыми топорами. Они должны были ударить в момент первого успеха «черных хазар» и вырезать дрогнувшее войско. Здесь же были и наемники – мусульмане, мастера боя, с ног до головы закованные в сталь.
  Русские двинулись вперед монолитной стеной щитов, прикрывавших воина от шлема до стальных поножей. Стрелы и дротики отскакивали от этой стены, устремившей вперед стальной клин. Погасив наступательный порыв ринувшихся вперед «белых хазар» частой стрельбой из луков, дружина Святослава ударила как один человек, мастерски - безостановочно работая длинными прямыми мечами и боевыми топорами...
И великая держава, веками заставлявшая трепетать своих соседей и проходившая иногда насквозь земли славянских племен в своих походах за живым товаром, почти сразу съежилась, сжалась, потеряв свою воинскую силу. Святослав разгромил хазарское войско. Жители спешно покидали город. Остатки чудом уцелевшего войска, и еще недавно гордые своим положением столичные жители - бежали на пустынные острова Каспия, понимая, что в степи не скроешься - несколько облав непостижимого врага, и ты - либо мертвец, либо раб.
Но победителям было пока не до них - их решили предоставить собственной судьбе. У Хазарии были и другие города, и поэтому, взяв во дворце кагана, знати и купцов большую добычу и предав город огню, дружина, ведомая Святославом, пошла на юг - к древней столице каганата- Семендеру. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пустое пространство между станицами Червленной и Гребенской; оно описано Л.Н.Толстым»Казаки».) Семендер имел четырех угольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся дальше.
Впереди был край вчерашней державы хазар - море, а между ним и Святославом - крепость Семикара, которую взяли штурмом с ходу.
Дальше в Крыму лежали богатые и беззащитные сейчас владения Византии, и их жители замерли в смертном ожидании, с ужасом представляя, что сделают с ними невесть откуда появившиеся у самых их границ варвары. Но Святослав не ударил - он хотел не добычи, но победы, победы над каганатом, все еще висевшим камнем на шее. Он повернул на север, оставив в тылу нетронутыми земли Империи, черед которой еще не пришел. Пройдя по Дону, русские обрушились на Саркел - шестибашенную мощную крепость, в цитадели которой, за высокими стенами устремившимися в небо, гордо возвышались еще два башенных шпиля, выше остальных. Крепость была выстроена на мысу и с трех сторон омывалась Доном, вдоль четвертой же хитроумные византийские зодчие прорыли два глубоких рва, призванных охладить наступательные порывы возможного неприятеля. Но строители крепости, как и ее защитники, не причисляли к нему русские дружины - и, оказалось, напрасно. Крепость- Серкел была построена византийцами в период их короткой дружбы с  Хазарией, и создал ее грек – архитектор Петрона. Князь одержал победу.
Серкел был взят штурмом, сожжен, и разрушен, город он переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Серкела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.
Святослав захватил основные города каганата такие как: Итиль, Семендер, Серкел… Нижний Дон снова стал заселяться  славянами, центром этой территории стала крепость Серкел, переименованная в Белую Вяжу. А на берегу Керченского пролива образовалось новое русское княжество -Тмутаракань. В городе был большой морской порт, и этот город стал форт постом Руси на Черном море.
Разгромив Хазарский Каганат, Русь обезопасила свои границы от постоянных хазарских набегов и грабежей. Теперь большинство торговых путей проходило через территорию древнерусского государства, что сильно способствовало его развитию, а так же пополнению казны. Так же Руси теперь не грозило стать иудейским государством, что тоже было не мало важно.
 
 
 
 
3. Война с Болгарией.
    Результаты похода 964 – 965гг. не могли не поднять авторитет Руси в глазах византийского союзника, который старался всеми силами привлечь Святослава к решению внешнеполитических проблем империи. Византийскому императору Никифору Фоки требовался человек для переговоров со Святославом. Выбор пал на сына херсонесского правителя, Калокира. Калокир был человек столь же энергичный, сколь и честолюбивый.
Язык славян и их нравы он знал хорошо, ибо встречался с ними в Херсонесе, а будучи византийским офицером, плечом к плечу со славяно – руссами сражался в Сирии против мусульман.
    В Киев Калокир прибыл с большими дарами и заманчивым предложением. Одарив богато князя и его приближенных, раздав 25 пудов золота, он от имени византийцев предложил Святославу пойти в поход против Болгарии, а сами обещали нейтралитет. Святослав еще до этого предложения подумывал о походе на запад, поэтому с радостью его принял. Дела Византии в то время были не очень: ее владения подвергались постоянным нападениям со стороны сарацин и болгар. Честолюбивый посол в тайне мечтал завладеть императорским престолом и достигнуть этого он думал с помощью Святослава.
  Пригласив великого князя, а тем более через Калокира, император Никифор Фока сделал большую ошибку; в лице Святослава император приобрел нового врага, более грозного и сурового.
    Выполняя договор, Святослав и его дружина пустились на ладьях в долгий путь. Как всегда, несмотря на внешнюю импульсивность решений, поход был тщательно продуман и тонко осуществлен. Лишь в самом конце лета 967 года, когда Святослав уже приблизился к Дунаю и готовился произвести высадку, болгары узнали о своей судьбе. Их царь, еще продолжающий требовать по обычаю дань с Византии, поспешно собрал тридцать тысяч и бросил их против русских.
Но противник его был не из тех, кто уповает лишь на численный перевес и привык побеждать напором массы. Каждый дружинник Святослава был мастер одиночного боя, а все вместе они отлично умели биться в строю. И теперь они еще раз доказали это.
Под предводительством Святослава русское войско выстроилось в некий многорядный монолит и железной волной ринулось на болгар. Те были разбиты. И так сильно, что не помышляли о дальнейшем сопротивлении: все уцелевшие бежали и заперлись в сильной крепости Доростол. Царь болгарский вскоре умер, но перед смертью болгарский царь Петр вступил в тесные отношения со своим врагом, императором Никифором Фокой, которому за последнее время(967г.,), во-первых, изменяет военное счастье в борьбе с врагами империи, а во-вторых, грозит население столицы, раздраженное частыми войнами и постоянными поборами. Между царем и императором заключен был тесный союз, направленный против Святослава. Ближайшим последствием этого союза было нападение печенегов на Киев.
Князь удовлетворив мести греков, богатый добычею, гордый славою, покорив более 80 городов по Дунаю, сел княжить в Переславце, беря дань с греков, не думая о том, что в это время Киев был в опасности…
 
 
 
 
 
 
4.Нападение печенегов на Киев.
Печенеги напали на Киев, зная отсутствие храброго князя, и заперлась Ольга со своими внуками -Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. Осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. На другой стороне Днепра стоял воевода российский, по имени Претич, с малочисленною дружиной, и не мог найти с осажденными никакого сообщения. Киевляне были в отчаянии. Один смелый отрок вызвался уведомить Претича о бедственном их состоянии; он вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он язык печенежский думая, что он их воин его пропустили. И когда он приблизился к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Осознав свою ошибку печенеги бросились за ним, начали стрелять в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили, выехали навстречу отроку взяли его в лодку и привезли его к Претичу. И сказал им отрок: «Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». На следующее утро, к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам показалось, что сам князь пришел, и побежали от города врассыпную. Великая княгиня Ольга могла, вместе с внуками, безопасно встретить своих избавителей за стенами города. Увидев их малое число печенежский князь возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Обманутый печенежский князь сказал Претичу: «Будь мне другом».  Тот ответил: «Так и сделаю». И пожали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И удалились печенеги от города.
   И послали киевляне гонца к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и твоих детей. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут- таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Тронутый князь с великой поспешностью возвратился в Киев. Шум воинский , любезный его сердцу, не заглушил в нем нежной чувствительности сына и родителя: летопись говорит, что он с горячностью целовал мать и детей, радуясь их спасению. Дерзость печенегов требовала мести: Святослав отразил их от пределов России и этой победою восстановил безопасность и тишину в отечестве.
   Но мирное пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному князю. Собрав бояр, он в присутствии Ольги сказал им: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли -золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Огорченная мать ответила ему, что старость и болезнь уже подступили: «Видишь- я больна; куда хочешь уйти от меня?... Когда похоронишь меня, -отправляйся куда хочешь». Слова ее оказались пророчеством: Ольга на четвертый день скончалась. Она запретила отправлять по себе языческую тризну и была погребена христианским священником на месте, ею избранном. И плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди. Предание нарекло Ольгу –Хитрою, церковь -Святою, история –Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину и мир в своей стране до совершенного возраста Святослава. Она не писала, может быть, законов, но давала самые простые и нужные уставы для людей. Святослав и в мужских летах оставлял ей внутреннее правление , полностью ей доверяя.
5.Возвращение Святослава в Болгарию.
    Схоронив мать Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение: то есть перенести столицу на берега дунайские.
В 970г., он передает правление Киевом сыну своему Ярополку, а другому сыну Олегу, древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные князья. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши-ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни, и сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И отпустил князь Владимира с дядькой своим Добрынею править Новгородом. Богатейшие и сильные земли получили молодых князей – наместников великого князя. Это еще больше объединит государство в единое целое… 
     Уходя Святослав навсегда распрощался с русской землей: ему  не суждено было еще раз возвратиться в Киев. Собрав войско он отправился в Болгарию, но пока Святослав бил печенегов, в Переяславце поднялось восстание, и болгары выбили русских дружинников из города. Болгария которую он считал уже своей областью, встретила его как неприятеля.
    Осенью 968г.после смерти болгарского царя Петра власть наследовал его сын Борис, вступивший на престол с помощью Византии и поэтому, поддерживающий с ней хорошие отношения, он и настроил Византию против Святослава. Но у русского князя среди болгар было отныне много союзников - князя-воина им казалось терпеть проще, чем своего царя, чересчур дружившего с греками и от них научившегося всему, в том числе и тому, как угнетать подданных. Когда же в августе 969 года русские могучей силой высадились на Дунае, то их сторонников среди болгар разом стало больше. Святослав легко прошел к столице Бориса Преславе, нигде не встречая сопротивления. Овладев вторично Преславой и всей областью, к ней прилегавшею, и нанеся еще несколько поражений болгарскому войску, Святослав двинулся вглубь страны; этот поход сопровождался огромным успехом: вся восточная Болгария от Дуная до Балканских гор вскоре перешла в его руки, он занял и столицу царства –Великую Преславу, взяв в плен царя Бориса со всем войском. Отнимая у болгарского царя город за городом и проникая все дальше и дальше вглубь страны. Союзник царя, император Никифор Фока, не мог оказать ему никакой помощи. Все силы империи были сосредоточены в М.Азии на борьбе с аравитянами; и сам император лично принимал в ней участие.10 декабря 969г. В Константинополе совершился дворцовый переворот. Император только, что возвратившийся из М.Азии, был убит своим приближенным Иоанном Цимисхием, который и занял императорский престол. Со вступлением на престол Иоанна наступает поворотный момент в истории борьбы Святослава на болгарской территории. Все усложняется тем, что при незначительных силах одновременно приходится воевать и с болгарами, и с греками, и в то же время необходимо было еще оставлять гарнизоны в завоеванных городах.
    В декабре месяце новый император короновался. Успокоив население столицы и удержав завоевательные стремления арабов в Антиохии, император все свое внимание сосредоточил на опасности, грозившей империи со стороны руссов. Иоанн  понимал, что войны не избежать и он пытается решить все –дипломатией. Он отправляет послов к Святославу и, предлагая выплатить все, что следовало по договору, заключенному между Святославом и императором Никифором Фокой, за усмирение болгар, требовал немедленного удаления с болгарской территории. Но мог ли князь, называвший  Болгарию серединой земли своей, уйти из нее, получив лишь плату за свой далекий поход, мог ли Святослав добровольно покинуть ту Болгарию, которая так неудержимо влекла его к себе? Ответ нам вполне понятен данный императору. И послал гонцов говоря: «Хочу на вас идти и взять ваш город…» Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.
       В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.
       Наступило 22июля 971 года. Открылись ворота Доростола, и из них стройными рядами - хоть среди них было много раненых и больных - стали выходить воины киевского князя. Как будто не было двух месяцев осады. Стена красных щитов четко выделяется на фоне крепостных стен. Последние воины, пройдя между башнями, возвышавшимися с двух сторон от входа в город, наглухо закрыли тяжелые створки ворот. Эти закрытые ворота ясно говорили, что для руссов обратного пути нет. И было их всего десять тысяч, а греков сто тысяч. Собрав перед сражением воинов, Святослав сказал свои знаменитые слова: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим- должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не примут позора. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду  впереди вас: если моя голова ляжет, то  о своих сами позаботьтесь». И ответили воины:  «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И построила полки Русь, и была великая битва, и одолел Святослав, и побежали греки. Пошел Святослав к столице, воюя и разоряя города, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня. И созвал (византийский) царь бояр своих в палату и сказал им: «Что нам делать, ведь мы не можем противостоять ему?» И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары, испытаем его любит ли он золото и драгоценные камни.»  И послали к нему золото и драгоценности и мудрого мужа, сказав ему: «Наблюдай за взглядом его и выражением лица его». Сообщив Святославу, что пришли греки с поклоном сказал он: «Введите их сюда». А ни вошли и поклонились ему, и положили перед ним золото и драгоценные камни. И сказал князь своим отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Послы вернулись к царю и все передали, что было. И сказал один: «Испытаем его еще, пошли ему оружие». Послушали его и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он взял и стал хвалить и любоваться и благодарить царя. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лютым этот муж хочет быть, имущество не бережет, а оружие берет, дадим ему дань». И послал царь к Святославу говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь», либо немного он не дошел до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря: «Возьмет-де за убитого род его». Взял он даров много и возвратился в Переяславец со славой великою. У видев, что мало  у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили какой- нибудь хитростью и дружину мою и меня», так как многие были убиты в боях. И решил русский князь заключить мир с византийцами. Он советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань - этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно.
      Отправил он послов к Иоанну Цимисхиему в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: «Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким.
      Заключив мир, с греками Святослав вместе с дружиной отправился в ладьях к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Вот идет мимо вас, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и были у них великий голод, так, что по полугривне платили за конскую голову. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так погиб князь Святослав Игоревич. Случилось это в 972 году.    
6.Заключение.
С гибелью князя – язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.
Отважный и умелый полководец, Святослав так ничего и не сделал для упорядочения государственных дел ни в своем княжестве, ни на завоеванных территориях. Недаром он вообще хотел покинуть Киев и обосноваться в Переяславце на Дунае: «Не любо мне в Киеве быть, - говорил Святослав, - хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина земли моей». И киевляне видели это нежелание Святослава заботиться о своем государстве. В 968 г., когда Киев осадили печенеги, а Святослав находился в очередном походе, киевляне отправили князю послание с укором: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул... Неужели не жаль тебе своей отчины?»
   Как уже говорилось, саму Киевскую Русь Святослав в 970 г., перед походом в Дунайскую Болгарию, разделил между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу - Древлянская земля, а Владимиру - Новгород. Это разделение княжества положило начало своеобразному «удельному периоду» в русской истории - на протяжении более чем пятисот лет русские князья будут делить княжества между своими братьями, детьми, племянниками и внуками. Только в конце XIV в. Дмитрий Донской завещает своему сыну Василию Московское великое княжество как единую «отчину».
    Внешняя политика Святослава Игоревича явилась продолжением политики Олега и Игоря по усилению позиций Киевской Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на Балканах. Стараниями Святослава был уничтожен опасный противник Руси в Северном Причерноморье - Хазарский каганат. А договор с жителями отвоеванных у Хазарии территорий еще больше упрочил позиции Руси .
  Дипломатические усилия древней Руси периода 60-70-х годов Хв. Способствовали широкому выходу древнерусского государства на международную политическую арену, служили одним из мощных факторов расширения и развития древнерусского феодального государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       
 
 
 
 
 
 
Источники.
1.Диакон Лев. История. М.,1988.Кн.8,9.с.121-133.
2.Нечтор. Повесть временных лет./Изборник повести древней Руси. М.1986.
3.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861.М.1987.
 
Литература.
1.Артамонов М.И. История хазар. М.1962.
2.Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.2002.
3.Кривошеев М.В., Ходяков М.В. История России.М.2009.
4.Карамзин Н.М. История государства Российского М.1989.том1-3.с.167-185.
5.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.М.2009.
6.Плетнева С.А. Хазары.М.1986.
7.Рыбаков Б.А. Мир истории.М.1984.

8.Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава.М.1982.

9.Самыгин С.И. История России Р.2007.

 

 

 

 

6

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.