На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь воспитания и самовоспитания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                            Содержание: 

Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны  единого процесса формирования личности………... ...5
      Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
      Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
       2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
       2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28       
Список используемой литературы……………………………………………..30  
Приложения……………………………………………………………………...32
 

       
Введение
    Миллионы  лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда. Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам воспитания и самовоспитания во все века (от Платона, Сенеки и до К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского) придавалось большое значение. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям. Как говорит народная мудрость: “Век живи – век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.
    Благодаря воспитанию и самовоспитанию человек становиться цивилизованным, а также вырабатывает у себя такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
      Без помощи квалифицированных  воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь  биологическим существом.
    В целом, можно сказать, что протекание процессов воспитания и самовоспитания является одной из самых важных проблем и требует своего решения.
    Именно  поэтому целью нашей работы является изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания в учебном процессе.
     Для реализации этой цели необходимо выполнить  следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию и самовоспитанию.
2. Изучить опыт учителей по воспитанию и самовоспитанию школьников.
3. Провести  анализ самооценки учащихся.
Предмет: учебно-воспитательный процесс.
Объект: интеграция процессов воспитания и самовоспитания.
Методы  исследования: анализ литературы и школьной документации, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.
Наша  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе, теоретической, мы раскрыли сущность процессов воспитания и самовоспитания, выделили основные методы и приемы. Во второй части, практической, мы провели исследование в школах города Шуи и Краснодарского края и благодаря опыту работы преподавателей выявили взаимосвязь воспитания и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе. Работа завершается заключением, списком использованной литературы и приложением.
 


Глава 1. Две стороны  единого процесса формирования личности
    1.1 Сущность процессов  воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь
    Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании, целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
    К числу основных педагогических понятий  относятся «процесс воспитания, самовоспитания», «педагогический процесс». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это учебно-воспитательный процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика. Обеспечение единства воспитания и самовоспитания составляет сущность педагогического процесса[6, с.122].
    Понятие « воспитание» содержит множество  важных признаков. И дать ему однозначное  и точное определение весьма не просто.
- В общем  философском смысле как приспособление  человека к условиям жизни;
- В социальном  смысле - как передачу опыта жизни  и поведения от старших поколений  к младшим;
- В широком  педагогическом смысле - как процесс  и результат всех влияний на  человека;
В узком  педагогическом смысле - как специально организованное, целенаправленное и  управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
- В практическом  смысле - как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.
     В целом, воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития.
     Сущность  воспитания заключается в таком  взаимодействии, что воспитатель  намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как  человек может и должен быть" (К.Д.Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.
Свою  специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции  воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает  единство природной, генетической, психологической  и социальной сути воспитуемого, а  также его возраст и условия жизни[3, с.85].
    Но  воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание - сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон).
    Самовоспитание  находиться в неразрывной взаимосвязи  с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
    Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного  самосовершенствования человека, в  один из главных путей его всестороннего  развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к  самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения[3, с.95]. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к самовоспитанию.
    Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
    Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность  не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности  в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
    Самовоспитание  начинается с самооценки. Человек  должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения  себя с другими людьми и путем  сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно  сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать со сверстниками, устанавливать контакты с людьми.
    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; а также это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания[5, с.78-79].
    Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят, прежде всего, от идеалов, общественной направленности деятельности ученика, от волевых свойств личности, от той значимости, которую учащийся придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания школьников. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый ученик, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого воспитателю, т.е. преподавателю необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Самовоспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.
    Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и  нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих  качеств. Показателями этой зависимости  выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе, помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.
По отношению  к самовоспитанию школьников коллектив  выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и  условия для самостоятельного и  устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.
     Первая  функция выражается в том, что  коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально  ценным видам деятельности, развивает  стремление и желание активно  участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.
     Вторая  функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для  работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий[10, с.216-217].
     Индивидуальное  развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень  общей культуры создают условия  для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает  коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом. 
 

    1.2 Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания
     Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
     Достижение  целей воспитания осуществляется, как  правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.
     Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания - бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов "воспитания-самовоспитания"[12, с.81].
     Все методы оказывают совокупное воздействие  на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и  соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
     Методы  воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
     Методы  воздействия на мотивационную сферу  включают стимулирование - методы, в  основе которых лежит формирование у учащихся ocoзнанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
     Поощрением  может быть выражение положительной  оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах (одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение).
     Наказание - это компонент педагогического  стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
     Методы  стимулирования помогают человеку формировать  умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию  им своих потребностей – пониманию  смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.
     Методы  воздействия на эмоциональную сферу  ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.
     Процесс внушения часто сопровождается процессом  самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную  оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или сказали родители?"
     Методы  воздействия на волевую сферу  предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание), совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
     По  форме предъявления различаются  прямые и косвенные требования. Для  прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражают интонацией, силой голоса, мимикой.
     Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников[6, с.320].
     Требование  существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.
     Методы  воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам ocoзнания своего  поведения и состояния других людей,  формирование навыка честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
     Методы  воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей  качеств, помогающих человеку реализовать  себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
     Методы  организации деятельности и поведения  воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих cитуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.
     В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду. В метод воспитывающих ситуаций входит соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.
     Реализация  каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
     Приемы  воспитания - это педагогически оформленные действия, которые влияют на поведение и позицию обучаемого, изменяя его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.
    Можно выделить три группы приемов воспитания[6, с.108].
    Первая  группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.
    Прием "Эстафета". Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали  бы учащиеся из разных групп.
    Прием "Взаимопомощь''. Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
    Прием "Общее мнение". Учащиеся "по цепочке" высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).
    Вторая  группа приемов воспитания связана  с организацией диалоговой рефлексии.
    Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения человека к какой-либо значимой проблеме, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.
    Можно применить следующие приемы в  рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
    Прием "Ролевая маска". Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
    Прием "Импровизация на свободную тему". Учащиеся выбирают тему, в которой  они наиболее сильны и которая  вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
    Прием "Встречные вопросы". Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению[6, с.110].
    Третья  группа приемов воспитания связана  с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
    Прием "Сочини конец истории". Дети должны завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение истории и решить проблему отношений между людьми или животными, описанную в литературном произведении.
    Прием "Добрые слова". Детям предлагается, вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям и произнести да, обращаясь к своим товарищам.
    Прием " Творчество на заданную тему". Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).
    Среди множества педагогических приемов  большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
    Педагогических  приемов может быть бесконечное  множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
    Самовоспитание в свою очередь предполагает использование таких приемов, как:
самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или  иные качества);
самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
 самоанализ (осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния  и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
     В процессе самопознания и самоопределения  формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни, а в дальнейшем служебной деятельности.
     Следование  выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества[4, с.94]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания
        2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию
    Из  жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как всё в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке. Чтобы предугадать, какие изменения и дополнения требует теория, мною были проведены такие методики исследования как анкетирование учеников и интервьюирование преподавателей. По материалам, собранным в результате анкетирования, мы выявили уровень самовоспитания у учащихся. А проведя интервью, узнали, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведётся ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.
    Наше исследование мы проводили в МОУСОШ №27 города Краснодара, Северского района, села Львовского. Общеобразовательная программа и направления, специальность школы.
    1.Начальное  образование, уровень общеобразовательный, срок обучения – 4 года, с 1 по 4 класс.
    2.Основное  общее образование, уровень общеобразовательный.  Нормативный срок обучения - 5 лет,  с 5 по 9 класс.
    3.Среднее  полное общее образование, уровень общеобразовательный, срок обучения 2 года, с 9 по 11 класс.
    Программа направлений, существующих в школе:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.