На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность глобальных проблем

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Институт  Экономики и Управления
       
       
      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По    Философии                                                         вар и ант  19
Выполнила студентка  IV                      курса                  I БУА ( з )    группы
Факул ьтета                          Экономический                                                                                                                     
Ф. И. О. 
Ф. И. О. рецензента    
Оценка     дата подпись 
Дата поступления  работы
Подпись сотрудника деканата
 
Пятигорск 2010г.
 
1.Сущность глобальных проблем современности и перспективы их разрешения.
     В настоящее время стало модным говорить о "глобальных" (всемирных) проблемах, стоящих перед человечеством. При этом речь идет как правило о таких вещах которые уже, проявляют себя в глобальных масштабах. "Проблемы цивилизации" понятие несколько более широкое, оно охватывает и те проблемы, которые еще только зарождаются (не стали глобальными), но в перспективе могут определять многое и важное. Одна из основных и очень сложных проблем, стоящих перед нами, проблема "простого" или, как еще иногда говорят, "маленького" человека. Проблема ограниченности его возможностей, самоограничения и самоудовлетворенности. Того человека, который, в конечном итоге, и есть народ. И проблема того человека, который является элитой (то есть относится к ней объективно, либо относит себя к ней сам), его ограниченности и самодовольства (истоком которого является самоудовлетворенность).
     Термин "глобальные проблемы" происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою планетарного характера. Но все, же это была далекая предистория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. К концу 60-х годов в головах ученых, стала вырисовываться угроза роду Homosapiens. Грозит качественно изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей.
Но среди множества  институтов, посвятивших себя анализу  Глобальных проблем, особое место занимает Римский клуб. Именно римскому клубу  мы обязаны самим термином «мировая (глобальная) проблематика» и обозначением основных характеристик «мировых затруднений».
     Термин "глобальный" имеет три значения:  
1. повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов.  
2.  значительный, масштабный.  
3. общий, всеобъемлющий.  
Одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Видимо, данный критерий необходим, но далеко не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем.  
Согласно второму значению термина "глобальный", это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты.

Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая в XIX веке вширь и глубь «машинная  цивилизация» перевернула во II- ой половине, но особенно к концу XX столетия, в  «постиндустриальной» фазе, весь уклад  жизни в развитых странах.
В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества.
Происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни, как отдельным человеком, так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли — стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений — поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется): 
— проблема нравственного состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса — тема ноосферы, сферы разума, формирующейся в процессе развития человечества) 
— экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания) 
— демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли 
— проблема войны 
— проблема терроризма 
— проблема источников энергии 
— и пр. 
Глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе. Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений (Москва 1993 год).

Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды  обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного  веса углекислого газа (СО2) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля СО2 в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5 С0, что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен колоссальный ущерб промышленности, сельскому, рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в целом.
Разрушение озонового  слоя атмосферы озона (О3) предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны. Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.
Сейчас приобрела  взрывоопасный характер демографическая  ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек). При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается, прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».
Решение глобальных проблем современности – это  общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций.  А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как  определенная система ценностных ориентаций и установок,
доведения до логического  конца, получает значение общего идеала.
     Большинство глобальных проблем не решено и даже не решается. Публикации в книгах и журналах 60-х и начала 70-х годов XX века предупреждали о тех же опасностях, что угрожают человечеству ныне: изменение климата, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, нехватка пресной воды, исчезновение многих видов животных и растений, исчерпание ресурсов. 
Возможно, видение науки в годы ее бурного развития было слишком оптимистичным. Тем не менее, без обновления целей, без определения сверхзадач науки неизбежно снижение ее престижа. Итак, какие цели могли бы входить в новую миссию науки? Цель должна быть мобилизующей, связанной с жизненными интересами любого человека и общества в целом. Прежде всего, это сохранение биосферы через решение экологических задач (устойчивое развитие). Для достижения этой цели необходимо создать чистые источники дешевой энергии, сбалансированное сельское хозяйство, безотходное промышленное производство. 
Следующая задача, тесно связанная с предыдущей, оптимизация глобального общества, его структуры и институтов. Это вызов для гуманитарных наук. В оптимизацию входит рационализация структуры потребления, интеллектуализация общества (в том числе через новую систему образования в масштабе планеты), объединение человечества как гарантия мира. И, наконец, возвращение к одной из вечных задач науки — найти способы излечения любых болезней и сохранения здоровья до глубокой старости. 
Поскольку счастье сильно зависит от здоровья, то эта задача должна вызывать наибольший энтузиазм в обществе. Именно здоровье в широком смысле служит альтернативой модному потреблению. И вместе с тем является важнейшей ценностью индивидуализированного общества. 
Но долгая и здоровая жизнь требует комфортной среды, общественной и природной. Поэтому третья задача органично включает в себя две остальные. Интеграция наук также необходима для решения общей задачи — бессмертия цивилизации и максимально долгой счастливой жизни индивида с перспективой бесконечного продления. 
Мы должны решить глобальные проблемы. Не видя самых главных целей, человечество ослабеет и деградирует. Не решив проблему выживания, оно погибнет. Ученые должны заново осознать свою миссию и донести ее до общества. И тогда станет возможен новый триумф науки.

     Глобальное  изменение климата делает необходимым  контроль за этим процессом в мировом  масштабе, так как он напрямую влияет на производство сельскохозяйственной продукции на планете, заявил руководитель отдела окружающей среды и природных ресурсов аграрного института Франции Риад Балагхи на Всемирном зерновом форуме "Изменения климата, которые мы сейчас наблюдаем, повлияют на производство сельхозпродукции, как в России, так и во всем мире. Связано это будет с повышением температуры, уменьшением количества осадков ", - сказал он. В частности, процессы климатических изменений проявляются в увеличении объемов осадков и уровня моря в северных широтах. "В южных широтах, напротив, наблюдается снижение количества осадков. Этот климат уже отличается от прогнозируемого нами ранее", - отметил Балагхи. По его словам, в связи с потеплением во многих частях света будут наблюдаться природные катаклизмы, которые усиливаются с конца 1970-х годов. Во многих странах, отмечает эксперт, будут ухудшаться условия для ведения сельского хозяйства, особенно это касается Австралии, Восточной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки. В Северной Америке, Европе и России, напротив, ожидается увеличение производительности аграрного сектора, однако осложняемого ростом заболеваний растений. При этом в южной Европе урожаи упадут.
Засухи, наводнения, снижение урожая из-за глобального потепления климата уносят жизни около 300 тысяч человек в год, а к 2050 году это число может достичь 500 тысяч, предупреждает организация Global Humanitarian Forum, которую возглавляет бывший генсек ООН Кофи Аннан. "Изменение климата наносит реальный и значимый ущерб по всему миру, от него страдают и общества, и отдельные люди", - заявил Аннан, слова которого цитирует британский журнал New Scientist. В докладе, подготовленном организацией под руководством экс-генсека, указывается, что число жертв глобального потепления за год примерно соответствует числу погибших при цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии. Большинство жертв климатических изменений связано с постепенной деградацией экосистем и снижением урожаев, что ведет к массовому недоеданию и болезням, а также с засухами и наводнениями, частота которых увеличивается по мере роста температур. При этом около 90% жертв потепления живут в развивающихся странах. Глобальное потепление климата планеты может сопровождаться похолоданием в отдельно взятых регионах за счет формирования дымки и даже облаков, отражающих солнечный свет обратно в космическое пространство и образующихся из смеси промышленных выбросов и природных соединений, испаряемых растениями, считают авторы публикации в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли пришли к таким выводам, проведя анализ спутниковых наблюдений за поверхностью земли в период с марта 2000 по февраль 2007 года и сопоставив их с данными наземного мониторинга солнечного излучения. По мнению ученых, ключевую роль в формировании таких "вторичных" аэрозолей в нижних слоях атмосферы играет именно сочетание природных веществ, испаренных в жаркие летние дни с поверхности растений и соединений, попадающих в воздух с промышленными и автомобильными выхлопами. Испарения природных соединений, по большей части углеводородов, резко увеличиваются с повышением температуры климата. Пики этих испарений в жаркие дни были отмечены в ходе многочисленных исследований прежних лет. Сопоставить их с периодичностью дымок, наблюдаемых в небе над юго-восточной частью США, впервые пришло в голову бывшему аспиранту университета, соавтору статьи Чарльзу Ковену (Charles Koven). Он впервые обратил внимание на то, что периодичность появления дымок не может быть объяснена только деятельностью человека. "Это первый случай, когда ученым с помощью космических наблюдений удалось зафиксировать формирование аэрозолей из комбинации веществ разной природы, во многом определяющих климат регионов Земли", - сказал профессор Аллен Голдстейн (Allen Goldstein), ведущий автор исследования, слова которого приводит пресс-служба университета. Авторы открытия полагают, что оно должно впредь учитываться климатологами при составлении прогнозов, как на отдаленную перспективу глобального изменения климата, так и в краткосрочном периоде.
     Президент России Дмитрий Медведев отправляется в итальянский город Аквила на  саммит "большой восьмерки" (G8), который должен запомниться уже рекордным количеством мероприятий и участников, которые прибывают на встречу из 30 стран. На форум в Аквилу помимо глав "восьмерки", прибудут руководители Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Австралии, Индонезии, Южной Кореи, Дании. От Африки в саммите примут участие лидеры Алжира, Нигерии, Сенегала, Сомали, Египта, ЮАР, Ливии (председатель Африканского союза), Эфиопии (председатель НЕПАД - "Новое партнерство для развития Африки"), Анголы.
     Медведев  намерен акцентировать внимание своих коллег на ситуации в Северной Корее и на Ближнем Востоке, а также поделиться своими выводами, сделанными после поездки в Африку. На саммите президент РФ может обсудить со своими вопросы предупреждения последствий природных катаклизмов. Среди основных тем саммита значатся вопросы преодоления последствий финансового кризиса, борьба с терроризмом, изменение климата и продовольственная безопасность. Не обойдут стороной лидеры стран "восьми" и международную проблематику, в частности вопросы нераспространение оружия массового уничтожения, ситуацию вокруг иранской ядерной программы, ядерную проблему Корейского полуострова, Ближневосточное урегулирование и другие региональные вопросы.
     Мировые лидеры достигли согласия по проблеме изменения климата на планете, заявил председательствующий на саммите G8 премьер-министр  Италии Сильвио Берлускони, открывая работу первой сессии по глобальным проблемам  современности, передают корреспонденты РИА Новости. Стороны планируют подписать документы по нераспространению ядерного оружия и борьбе с терроризмом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Взаимодействие цивилизаций,  как важнейшее  условие выживания  человечества. Сценарий будущего.
     Процесс взаимодействия цивилизаций далеко не новый. И хотя тысячелетия назад локальные культуры и цивилизации возникали и развивались, казалось бы, изолированно, многочисленные нити культурных, торгово-экономических связей между ними столетие за столетием крепли и умножались, охватывая населенную часть земного шара. Это дает основание говорить об историческом процессе развития человечества в целом, смене мировых цивилизаций, известной синхронизации в динамике локальных цивилизаций. В последние века закончившегося тысячелетия этот процесс приобрел лавинообразную форму. Практически вся населенная часть планеты пронизана нитями мирового рынка, политическим влиянием мировых империй, охвачена последствиями научных открытий и инноваций, возрождением влияния мировых религий, став полем перемещения и контактов миллионов людей с помощью эффективных транспортных средств и систем связи. Человечество все больше ощущает себя единым целым, хотя и разделенным на противоречивые, а то и противоборствующие группировки стран, цивилизаций.
     Распространенные  в первой половине прошлого столетия пессимистические пророчества относительно заката западноевропейской цивилизации не оправдались. В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам – ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света. Западные страны, по сути, захватили контроль над мировыми природными ресурсами, а их интеллектуальный и промышленный потенциал растет быстро, как никогда.
     Впервые понятие "Цивилизация" было в исторической литературе отчетливо сформулировано в книге выдающего французского историка Франсуа Гизо "История цивилизации в Европе", опубликованной в 1828 г., и позднее – в его четырехтомной "Истории цивилизации во Франции". До сих пор малоизвестно, что крупный вклад в формирование общей теории цивилизации внес А.Л. Метлинский в книге "О сущности цивилизации и о значении ее элементов", опубликованной в 1839 г. в Харькове.
Гораздо более  широко известен двухтомный труд английского  самобытного историка Генри Томаса Бокля "История цивилизации в  Англии"; первый том посвящен общей  теории цивилизаций, роли природных  условий и умственного развития в их формировании и динамике. Взгляды Бокля высоко оценил Н.Г. Чернышевский, труд этого историка был издан и в России.
Дальнейшее развитие теория локальных цивилизаций получила в труде Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", опубликованном сперва в журнале, а в 1869 г. – в виде отдельной книги, в которой рассматриваются  основные культурно-исторические типы, а по сути дела – локальные цивилизации. Отрицая саму возможность единой мировой культуры, Данилевский исходил из существования множества различных культур и цивилизаций. Причем каждая из них развивается по единому закону сущего – зарождается, расцветает и увядает. Соответственно, каждая культура в своем развитии проходит несколько этапов (этнографический, государственный, цивилизационный), в результате впадает или в "апатию отчаяния", или в "апатию самодовольства" и гибнет. Совокупность различных народов и племен, говорящих на родственных языках и обладающих некоторыми общими чертами, образуют культурно-исторический тип, т.е. уникальную культуру, характеризуемую своими социально-экономическими особенностями, религией, искусством. В основе исторического развития, как, впрочем, и всего сущего, лежит недоступное познанию божественное целеполагание, которое проявляется во всеобщей согласованности, гармонии сущего. Большое внимание уделял взаимодействию культур. Взаимовлияние культур Данилевский символично подразделял на "пересадку", "прививку", "удобрение". Предпочтительней последнее, так как не затрагивает основ жизнедеятельности культуры и обеспечивает ее развитие. В национальных различиях видел цель и смысл истории, ее движущую силу. Но, тем не менее, полагал, что один народ может выступать в качестве "эталона" на каком-то историческом этапе и служить примером для остальных. Значимость социальной теории, по мнению Данилевского, в том, насколько она созыучнаглубоким национальным чаяниям и устремлениям людей. Концепция Данилевского оказала заметное влияние на взгляды Шпенглера, Тойнби, а также Гумилева.
Своеобразная  модель культурно-исторического развития была разработана другим нашим выдающимся соотечественником Львом Николаевичем Гумилевым. Основная теоретическая работа Гумилева – "Этногенез и биосфера земли". Основой культурно-исторического процесса являются "этносы", т.е. определенные народы с их своеобразной и неповторимой культурой, которые сохраняют свою целостность и не растворяются в иной культурной среде. Каждый из них, сменяя друг друга, подчинен определенным законам природы. В своих трудах Гумилев с неизменным постоянством, опираясь на естественнонаучные методы исследования, пытается выяснить причины возникновения, развития, увядания и смерти различных культур, присущих историческим этносам. В рассматриваемой концепции синтезированы различные подходы: этнолого-географический, исторический и биоэнергетический. В соответствии с этими различными подходами этносы возникают в результате энергетического посыла космоса. Возникает этническое поле, характеризуемое определенным типом энергетического колебания. В результате, в достаточно ограниченный временной промежуток на определенной территории появляются люди, обладающие развитым свойством "пассионарности" (passion – страсть). Люди, отличающиеся этим свойством, обладают незаурядной энергией и волей. Им присуща высокая целеустремленность, и ради реальных или иллюзорных целей они способны пожертвовать собственной жизнью. Они способны выступать в качестве лидеров и вести за собой остальных. Именно пассионарии формируют этнос, создают его неповторимую культуру в определенных пространственно-временных рамках. Внезапное возникновение пассионариев, их деятельность консолидирует этнос, вызывает его подъем, который со временем достигает своей наивысшей фазы – акмэ (гр. расцвет). Затем, по мере истощения энергетического поля, возникает "фаза надлома". Массу населения составляют в этот период "гармоничные личности", они способны поддержать общественную жизнь, но им чужд героизм, жертвенность в достижении каких-либо целей. Скорее всего, они выбирают тактику приспособления к существующим условиям. Постепенно в обществе увеличивается количество субпассионариев – людей, ориентированных, прежде всего, на достижение собственного благополучия, удовольствия, для которых не существует каких-либо принципов или целей общественного развития. В процессе постепенной замены пассионариев субпассионариями следуют фазы постепенного увядания культуры (инерционная фаза, фаза обскурации), а затем и ее гибель. Этнос распадается на различные части, теряет целостность, его части сливаются с другими этническими группами. Гибель ведущего в данном регионе этноса делает возможным появление нового лидера – одного из периферийных этносов, находящегося в фазе поступательного развития. Таким образом, происходит движение социокультурного процесса.
Основоположником  современной теории локальных цивилизаций  заслуженно считается английский историк Арнолд Тойнби, посвятивший истории цивилизаций 11 томов своих трудов; сжатое изложение его взглядов под названием "Постижение истории" опубликовано в России. Блестящий анализ истории и механизмов динамики и взаимодействия цивилизаций в Европе содержится в книгах французского историка Фернана Бродел.
Изложив теории цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, польского историка Ф. Конечны, Питирим Сорокин отмечает общие  черты этих теорий. “В безграничном "океане" социокультурных явлений  существуют крупные культурные системы, иначе называемые культурными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют и как реальное единство. Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой. Обычно границы этой культурной общности перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц”.
Цивилизации как  большие суперсистемы определяют большую  часть изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного океана, в том числе исторические события и жизнедеятельность малых социокультурных единиц. Глубокое изучение всех основных культурных макросистем дает макропоказатели для изучения всего культурного космоса.
Каждая цивилизация  строится на определенном философском  принципе, или конечной ценности, который  реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих компонентах. Каждая из культурных суперсистем сохраняет свою самобытность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах. Перемены носят внутренний, имманентный характер, а внешние воздействия ускоряют или замедляют их. Жизненный путь суперсистем осуществляется не линейно, а циклически, ритмически. Все теоретики выделяют фазы жизненного цикла цивилизаций. Однако каждая цивилизации следует собственным курсом, проходя по этапам генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения.
По мнению Питирима Сорокина, большинство цивилизаций  – это не столько культурные системы, сколько крупные социальные системы, сложившиеся на основе центрального ядра, состоящего из культурных смыслов, ценностей и норм или интересов. Цивилизации бывают нескольких типов. Одни из них объединяются общим языком или этническим происхождением, живут  по соседству и не образуют единого государства; другие являются государственными объединениями; третьи – религиозными общностями; четвертые представляют собой социокультурные смеси различных языковых, государственных, экономических и территориальных общностей.
Новая волна  цивилизационных исследований в  России развернулась с 1990-х годов, когда  осуществлялся болезненный переход  от марксистко-формационного принципа к цивилизационному подходу к  истории и будущему человечества. Можно сказать, что современная российская цивилизационная школа занимает одно из лидирующих мест в мировом обществоведении.
Будущее – специфический  объект исследования. В рассмотрении этого понятия не могут быть использованы методы научного исследования, ибо будущее не существует подобно некоторому реальному предмету или процессу. Оно как бы скрыто за пеленой прошлого (т.е. уже бывшего) и настоящего, реально существующего вместе с нами и вокруг нас. Вот эта "неуловимость" будущего порождает многочисленные варианты его значений. В истории философских учений мы наблюдали множество предсказаний будущего, которые не только отличались друг от друга, но и зачастую принимали антагонистический характер как взаимоисключающие и несовместимые друг с другом. Невозможность научного предсказания будущего, его неоднозначность в своих взглядах высказал Карл Поппер, который последовательно обосновывал тезис о и логической противоречивости любых предсказаний будущего. Подобные мысли в различной интерпретации высказывались и раньше. Однако, как бы не уверяли людей сторонники строгой научной мысли, тем не менее и вопреки этим взглядам, вопрос о будущем конкретного человека и общества, всегда тревожил людей, заставлял их напряженно задумываться над тем, что же ожидает их завтра, послезавтра или в более отдаленном времени. Это желание неистребимо. Оно не является следствием простого любопытства или результатом и необходимостью каких-либо логических построений. Видимо, следует обратиться к более глубоким структурам человеческого бытия, отражаемыми генотипными горизонтами языка. Будущее – неотъемлемая часть социального времени, основа познавательной, ценностно-смысловой, понимающей деятельности человека. Обсуждение будущего необходимый элемент познания, переживания, понимания, творческо-созидательной деятельности вообще. Отказ от одного из модусов социального времени – прошлого, настоящего или будущего – означает распад целостного времени, мира, смысложизненных ориентиров человеческой деятельности.
В древности  эта потребность человеческого  бытия удовлетворялась прорицаниями оракулов, ясновидцев, магов, колдунов, волхвов, чародеев и т.д.
Для переломных этапов человеческой истории характерно радикальное преобразование категориальной модели мира. На рубеже XX и XXI века во всемирно-историческом масштабе и происходит такое преобразование. Этот процесс и определяет жгучий интерес к будущему. Формирование новой модели и происходит как рассмотрение различных проектов будущего.
Генотип современной  цивилизации формировался в европейском  регионе как мутация (преобразование) традиционных культур. Основной чертой современной цивилизации является ее техногенный
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.