На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия в эпоху Возрождения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Философия”

на тему “ Философия  в эпоху Возрождения”

 

Москва - 2011

 
 
ПЛАН:
 
    Введение
 
    Гуманистическая направленность и социально-философское со-держание философии Возрождения
 
    Натурфилософия эпохи Возрождения
 
    Особенности философии эпохи Возрождения  (Ренессанса)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
"Величайший прогрессивный  переворот", каким явилась, по  определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.
"Эпохой Возрождения"  или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется  прежде всего потому, что под  таким термином понимают возрождение  классической древности, античной  культуры, в том числе античных философских учений, возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
 
 

Гуманистическая направленность и  социально-философское содержание философии Возрождения

 
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще  в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него  humantias – это  воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения,  и таковыми  являются и по сегодняшний день. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка  (1304-1374). В его творчестве  - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой  демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый  подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое  подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. 
Своими  рассуждениями  Петрарка   заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек  эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в  котором огромную роль  играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого  подхода может служить,  например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором  трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен  одержать верх над превратностями судьбы  лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Однако было бы  неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно  считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом  же  нравственности у него  выступает личное благо.  Так, например, в своем сочинении он пишет о том, что не понимает тех личностей, которые готовы умереть за родину. «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она»2. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь Лоренцо Валла утверждает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.
 Джованни Пико делла  Мирандола (1463-1494) в своей яркой  «Речи  о достоинстве человека»  помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни  своего места, ни определенного  образа, ни особой обязанности,  чтобы  и место, и лицо, и  обязанности ты имел по собственному  желанию, согласно своей воле  и своему решению»3.  Здесь Пико  утверждал, что Бог не создал  человека по своему образу  и подобию, но предоставил ему  возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек  волен стать  тем, кем пожелает. Достоинство человека – в его свободе.
Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»4 . Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам  решать, какую идею ему принять.
Такой подход принципиально  расходится  с прежней логикой  философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание нравственного выбора и призывающей строить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненным принципом.
Гуманистическая  мысль  второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала  идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими  существами и  особое его положение в мире. 
 Джанноццо Манетти  (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и  Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также  являлись яркими представителями  самой гуманной эпохи. В их  рассуждениях, также, как и у   Джованни Пико, проявлялась тенденция  к обожествлению человека. «Человек  укрощает ветры и побеждает  моря, знает счет времени…Кроме  того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».  В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви.
 
 
 
 
 

Натурфилософия эпохи Возрождения

 
Не менее  сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению  и церкви, чем гуманистическая  мысль, был нанесен развитием  естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.
Стремление к углубленному  и достоверному познанию природы  нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),  Галилео Галилея (1564-1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные  исследования  способствовали не только  изменению образа мира, но и  представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель (в числе его проектов – идеи танка,  парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается  опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования  способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое  этическое содержание выражено в строгих закономерностях  композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды
Одним  из наиболее значительных достижений естествознания этого времени  было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической  системы мира. Основные  идеи, положенные в основу  этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг  своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как  опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную  на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении  употребляют выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Галилео Галилей (1564-1642) -  итальянский  ученый,  один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. Опроверг  ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения,  установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости,  построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.
Джордано Бруно  (1548-1600) – итальянский  ученый и философ.  Он был, если так можно выразиться, старшим современником Галилея. Дж. Бруно видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций. Джордано Бруно утверждал, что  Вселенная – бесконечна, едина. Каждый мир имеет  свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными. Природа – неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное – два главных понятия в философии. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).
 
 
 
 
 

Особенности философии эпохи Возрождения (Ренессанса)

 
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения  является периодом, отличным от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и  точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху  Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения – это  переворот в первую очередь в  системе ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности  в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда  укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова  гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею  блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного  мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в  нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
 Следствием возросшего  интереса к классической культуре  стало также изучение  античных  текстов и использование языческих  прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление  римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь  «ренессанс»  и переводится как «возрождение».
Обучение и научные  исследования больше не были  исключительно  делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились  естественно-научные и медицинские эксперименты.
В архитектуре ведущую  роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали  своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники  и  скульпторы  стремились  в своем творчестве  к  естественности,  к  реалистичному  воссозданию  мира  и человека. Изучались  классические  статуи  и  анатомия  человека.  Художники начали использовать перспективу, отказавшись  от  плоскостного  изображения. Объектами искусства стали  человеческое  тело ( в т.ч. обнаженное),  классические  и  современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются  Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В музыке, проникающейся  гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В  Италии  зарождались  капиталистические отношения, и  дипломатия стала использоваться  как  инструмент  в  отношениях между городами-государствами. Научные  и  технические  открытия,  такие,  как изобретение  книгопечатания,  способствовали  распространению  новых   идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
  Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и  сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского  рассмотрения, но и центральное звено  космического бытия.  Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой  религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.  
Гуманизм переменил точку  зрения. Человек был поставлен  в центр как существо, подобное богу в результате его собственных  творческих способностей. Антропоцентризм  как фокус мировоззрения гуманистовозначал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.
"Величайшим прогрессивным  переворотом" явилась эпоха  Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.
Философия эпохи Возрождения  теснейшим образом связана с  развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых  приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Используемая литература
1.  Философия: Учебник  / Под ред. Н.И. Сидоренко. 2004
2.  Горфункель А.Х. Философия  эпохи Возрождения. Учеб. пособие. 1980
3.  Горфункель А.Х. Джордано  Бруно. 1973
4.  Якушев А.В. Философия  (конспект лекций). 2009
5.  Гусев Г.А. Философия  Возрождения. Учебное пособие. 2002
6.  Халин К.Е. Краткий  курс по философии. Учебное  пособие. 2009
7.  Антология мировой  философии: Возрождение. 2001
8.  Петрарка Ф. Эстетические  фрагменты. 1982
9.  Сочинения гуманистов  эпохи Возрождения (XV). 1985
10. Родчанин Е.Г. Философия:  Исторический и систематический  курс. 2004.
11. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч.2-е издание (цитаты)

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.