На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
Кафедра правовых дисциплин
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
На тему: ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ,
И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ
 
 
 
 
 
 
Студентка группы 723-3
специальности                                                                                                                О. А. Ананич
правоведение
 
Научный руководитель
Старший преподаватель                                                                                    А. В. Жук
 
 
 
 
 
Минск 2011
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                          3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                            5
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ   КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                                                                                        12
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ           
БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                                                        17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                          25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        27
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                                                          29
 
 
 
 

Кто владеет информацией, тот владеет миром.
У. Черчилль
ВВЕДЕНИЕ
 
Любая компания имеет свой секрет достижения успешности и процветания. У одних это оригинальные разработки по организации структуры бизнеса, у других – эксклюзивные методики производства продукции, у третьих – специфические маркетинговые мероприятия.
Естественно, что компания - обладатель такой информации старается не допускать к ней посторонних лиц. Часто такие сведения являются объектом пристального внимания конкурентов. Так же встречается ситуация когда конкурентом становится бывший работник, использующий сведения, полученные у нанимателя. Он вырос в компании, набрался опыта, знаний и теперь уходит к работать к главному конкуренту. Работая на конкурента, работник обратит против бывшего работодателя свои знания. Ведь он в курсе внутренних секретов, слабых сторон и даже планов на будущее.
В новых рыночно - конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и коммерческой тайны, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:
a)       предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)
b)       правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)
c)       специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).
Разумеется потеря конфиденциальной информации наносит огромный вред и убытки, размер которых трудно сосчитать, поэтому для защиты коммерческой тайны нужно разрабатывать специальную правовую базу как на государственном уровне так и на уровне отдельного предприятия.
              Данная курсовая работа посвящена разъяснению понятия «коммерческая тайна», проблемам законодательства Республики Беларусь в данной сфере и способы ее защиты.
 
 
 
 
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
 
Коммерческая тайна – преднамеренное скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами безопасности субъекта хозяйствования.
Работая в коммерческих организациях, многие сталкиваются с понятием «коммерческая тайна». Любая коммерческая организация, реально осуществляющая предпринимательскую деятельность, так или иначе вступает в правоотношения в области коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами. Содержание и объем этой информации, а также порядок ее защиты определяется руководителями субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
В сведениях, составляющих коммерческую тайну организации, часто заинтересованы третьи лица, например, ее конкуренты. Все это и приводит к тому, что коммерческая организация вынуждена предпринимать активные действия для защиты своих интересов. И если защита от сторонних лиц осуществляется классическими способами, то защититься от работников часто просто невозможно, т.к. они и есть организация. В последнем случае необходимо создавать такие условия, при которых работники будут воздерживаться от разглашения информации, составляющей коммерческую тайну.
В Рисунке 1 приведена классификация сведений. Составляющих коммерческую тайну предприятия.
В первую очередь необходимо установить, что представляет собой коммерческая тайна и информация, ее составляющая. Как это ни странно, но довольно часто руководители и иные должностные лица организаций не представляют, что относится к коммерческой тайне.
Понятие «коммерческая тайна» в законодательстве Республики Беларусь существует уже довольно давно, хотя и нельзя сказать, что правовое регулирование данной сферы правоотношений осуществляется на должном уровне.
Так, еще в 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 было утверждено Положение о коммерческой тайне (далее — Положение). В соответствии с ним коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Рисунок 1- Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну
 
Пунктом 3 Положения определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
Определены в Положении также документы и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну субъекта хозяйствования:
учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
документы о платежеспособности;
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
После утверждения Положения в него не вносились какие-либо изменения и дополнения, что косвенно может свидетельствовать о том, что правовое регулирование в данной области правоотношений не развивалось. Принятый в 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) содержал только общие положения о коммерческой тайне.
Согласно статье 140 ГК, коммерческая тайна - это информация, которая обладает тремя следующими признаками:
a)     имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
b)    к ней нет свободного доступа на законном;
c)     обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Теперь поговорим подробнее о признаках, которые превращают обычную информацию в коммерческую тайну.
Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рекламы и объема продаж, другим негативным для фирмы последствиям.
При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности компании. Однако чрезмерное засекречивание деятельности компании способно вызвать потерю клиентов, а следовательно, и прибылей, так как условия рынка требуют постоянных контактов, широкой информации о деятельности компании. В то же время пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может привести к тому, что ею воспользуется конкурирующая фирма. Поэтому руководителю необходимо четко определить предел и границы коммерческой тайны.
Второй признак коммерческой тайны тесно связан с первым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.
Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Например, информация о количестве работников, их заработной плате и условиях труда должна предоставляться по требованию органов статистики, а представителю конкурирующей компании в предоставлении подобных сведений может быть отказано.
Замечу, что информация теряет статус коммерческой тайны, если она становится общедоступной. Например, если какие-либо сведения опубликованы в печати или в Интернете, то с этого момента они могут свободно разглашаться всеми лицами, которые их знают, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении.
Третий признак коммерческой тайны – организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что коммерческая тайна представляет собой информацию определенного рода об интересах и деятельности коммерческой организации, завладение которой третьими лицами может нанести вред такой организации. В то же время коммерческая организация — это не закрытое государственное учреждение, ей необходимо распространять информацию о себе и своих товарах (работах, услугах), их свойствах, качестве и т.п., т.е. осуществлять рекламу.
 
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
 
В каждом конкретном случае для оценки целесообразности отнесения той или иной информации предприятия к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Для всей документации, содержащей тайну, необходимо выработать оригинальную систему обозначений, распределяющую информацию по степени секретности, а затем организовать четкий порядок допуска работников к этой документации.
При создании системы защиты коммерческой тайны необходимо выявить и перекрыть все потенциальные каналы утечки информации, обеспечив при этом одинаковую степень защиты различных ее носителей.
На каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:
a)              Учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий.
b)              Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну.
c)              Охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений.
d)             Контроль за средствами размножения и копирования документов.
e)              Контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.
Сгруппировано механизм защиты коммерческой тайны предприятия можно увидеть в Таблице 1.
К организационным мерам обеспечения защиты коммерческой тайны можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и тд.
 
Таблица 1 – Механизм защиты коммерческой тайны предприятия
 
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1
2
Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия
Система контроля за средствами копирования и размножения документов
Система учета и охраны новых материалов и продукции
Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники
Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений
Порядок использования открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации
Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами
Система мотивации и обучения персонала предприятия способам защиты коммерческой тайны
Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну
Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия
 
Насколько бы продвинутыми ни были технические меры безопасности, всегда остаются реальные люди, владеющие конфиденциальной информацией, и именно от них исходит самая большая опасность. Это могут быть:
a)     работники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей соприкасаются с коммерческой тайной;
b)    контрагенты, получившие доступ к конфиденциальной информации в ходе выполнения договорных обязательств;
c)     потенциальные инвесторы, которые получают конфиденциальную информацию о, скажем, новом проекте, решая вопрос о его возможном финансировании;
d)    бизнес-партнеры, совладельцы, а также юристы, бухгалтеры, аудиторы, другие стороние консультанты.
Здесь мы переходим к наиболее распространенному способу защиты коммерческой тайны – соглашению о неразглашении коммерческой тайны. Такой договор рекомендуется заключать со всеми, кому в той или иной мере становится доступна коммерческая тайна.
Реальной формой защиты интересов компании является соглашение с работниками о неразглашении коммерческой тайны (см. Приложение), ставшей доступной во время трудовых отношений, а так же соглашение о неразглашении с контрагентами, партнерами и иными лицами. Данное соглашение можно заключить как в виде отдельного документа, так и в форме одного из условий трудового договора с работниками, либо включать положения о неразглашении в гражданско-правовые договора с контрагентами.
В таком соглашении важно указать, во-первых, что именно является коммерческой тайной. Важно дать достаточно четкое определение, в то же время не разглашая саму тайну. Обычно в такой договор включают список информации, неподлежащей разглашению.
Во-вторых, четкое определение обязательств стороны, которой сообщается или иным образом становится доступна коммерческая тайна. В общем случае - обязательство хранить конфиденциальную информацию в тайне, а также не использовать коммерческую тайну в неразрешенных целях. Также, в соглашении немаловажно определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, и предусмотреть, что любое другое использование запрещено или требует отдельного разрешения.
В-третьих, срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность, обычно не ограничивается сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора. Очень часто такие договора не предусматривают какого-то временного ограничения, а просто содержат фразу «... пока соответствующая информация является коммерческой тайной», т.е. по-прежнему ценной, недоступной широкому кругу людей и охраняемой. Чтобы внести ясность и не спорить, является информация коммерческой тайной или нет, можно установить конкретный срок запрета, скажем пять или 10 лет.
В соответствии с частью второй статьи 140 ГК лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Также статья 400 Трудового кодекса РБ содержит положение, устанавливающее материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю. Ответственность установлена ст. 167-9 Кодекса об административных правонарушениях РБ, ч. 2-3 ст. 201, статьями 254, 255, 375 Уголовного кодекса Беларуси.
 
Однако убытки от разглашения конфиденциальной информации могут исчисляться миллионами. Понятно, что если компания-контрагент еще каким-то образом сможет возместить данные убытки, то ни у какого работника не хватит средств, чтобы компенсировать это компании-работодателю. Единственное, что можно рекомендовать, это внимательнее выбирать себе работников и ограничить доступ к конфиденциальной информации внутри компании.
 
 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В  СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
 
Действующее законодательство в силу существующих пробелов и коллизий не позволяет обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим актуальным является дальнейшее развитие законодательства Республики Беларусь в сфере охраны нераскрытой информации в целом и коммерческой тайны в частности.
В настоящее время Постановлением Совета Министров от 12.03.2011 №213 «О подготовке законопроектов республиканскими органами государственного управления в 2011 году», утвержден план подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления на 2011 год. Одним из таких законопроектов в сфере гражданского законодательства является Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне», который к июлю 2011 году должен быть подготовлен Министерством экономики совместно с Министерством юстиции и Государственным комитетом по науке и технологиям.
Первые упоминания о коммерческой тайне появились в отечественном законодательстве с принятием Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях». Более детальную регламентацию отношения, связанные с коммерческой тайной, получили в Положении о коммерческой тайне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 года № 670. В нем были определены признаки сведений, составляющих коммерческую тайну, закреплен перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны, установлены общие принципы введения режима охраны коммерческой тайны, последствия ее несанкционированного разглашения работниками и иными лицами, имеющими к ней доступ, и др.
Вступление в силу ГК, который должен был закрепить стройную систему правового регулирования общественных отношений, в том числе за счет закрепления развернутого перечня объектов гражданских прав, фактически породило ряд теоретических и практических проблем в части определения правовой природы коммерческой тайны и ее правового режима.
В настоящее время нужно обратить внимание на проблему определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав, как следствие, на необходимость решения вопроса о том, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения, на вопросы о целесообразности законодательного закрепления возможности взыскать компенсацию или штраф за незаконное разглашение коммерческой тайны, и о том, обязаны ли органы государственного управления, заключающие договоры с субъектами хозяйствования, соблюдать коммерческую тайну последних.
Вопросы обеспечения правовой охраны коммерческой тайны на предприятии - это пробелы и коллизии действующего законодательства, которые препятствуют не только эффективной охране сведений, представляющих коммерческую ценность для организаций, но и широкому привлечению инвестиций в отечественное производство.
О соотношении отдельных видов охраняемой информации нужно отметить необходимость законодательного решения проблемы приоритета того или иного режима охраны информации (например, когда информация одновременно может охраняться в режимах коммерческой тайны и государственных секретов, или когда информация, относящаяся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрела статус тайны предварительного расследования).
Вопрос доступа государственных органов к коммерческой тайне субъектов хозяйствования нужно уделить особое  внимание. Лицами, имеющими право доступа к коммерческой тайне на основании положений законодательства,  могут быть только контролирующие и правоохранительные органы, представившие соответствующие запросы, оформленные в порядке, установленном законодательством.
В ходе обсуждения проблем правовой охраны коммерческой тайны, можно привести ряд мнений относительно отдельных аспектов регулирования отношений, связанных с защитой конфиденциальной информации, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. Отмечу, что далеко не все страны в настоящее время обладают законодательными актами, которые посвящены вопросам правовой охраны коммерческой тайны. Охрана коммерчески ценной информации, согласно взглядам многих специалистов, прежде всего, ? задача каждого отдельного субъекта хозяйствования, который должен принимать меры к сохранению такой информации втайне от своих конкурентов.
Целесообразность принятия Закона «О коммерческой тайне», при разработке которого сочли возможным учесть опыт стран, в которых действуют законодательные акты со схожим предметом регулирования, например, опыт Соединенных Штатов Америки, Республики Молдова, Российской Федерации. В Соединенных Штатах Америки в настоящее время соответствующие отношения регулирует Единообразный закон о торговых секретах 1979 года, в Республике Молдова ? Закон Республики Молдова от 6 июля 1994 года «О коммерческой тайне», в Российской Федерации ? Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», очевидна.
Закон «О коммерческой тайне» должен определить место коммерческой тайны среди иных объектов гражданских прав, закрепить критерии отнесения сведений к коммерческой тайне и перечень сведений, которые не могут к ней относиться в любом случае. Он должен установить содержание режима охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок его введения, формы распоряжения коммерческой тайной, а также предусмотреть права и обязанности лиц, получающих доступ к коммерческой тайне на основании договора либо в силу законодательства.
Приведу сформулированные проблемы, требующие разрешения в рамках законопроекта.
Проблема определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав. При ее решении необходимо установить, является ли коммерческая тайна, в том числе секреты производства (ноу-хау) объектом исключительных прав или нет, как следствие, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения.
Проблема законодательного закрепления дефиниции понятия «коммерческая тайна». При ее решении необходимо определить, является ли коммерческая тайна информацией (сведениями, ее составляющими), как это закреплено в большинстве зарубежных законодательных актов со схожим предметом регулирования, или особым правовым режимом, который вводится в определенных законом случаях и порядке в отношении определенных сведений лицом, которое такими сведениями обладает. Последнее нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне».
Проблема установления критериев, при соответствии которым сведения могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Бесспорным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, к которым отсутствует свободный доступ на законном основании и в отношении которых их обладатель принимает меры к сохранению их конфиденциальности. Поскольку указанные критерии являются недостаточными для установления режима коммерческой тайны, действующее законодательство содержит и иные, менее бесспорные критерии коммерческой тайны. К ним относятся критерии неизвестности информации третьим лицам и ее коммерческой ценности.
Первый критерий целесообразно уточнить, указав, что информация не должна быть известна лицам, которые находятся в конкурентных отношениях с ее обладателем. Также его можно сформулировать как неизвестность информации лицам, которые обычно имеют дело с информацией подобного рода.
Второй ? необходимо существенно пересмотреть, ведь понятие действительной или потенциальной коммерческой ценности информации до сих пор вызывает споры не только среди ученых-цивилистов, но и среди юристов-практиков. Разумным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, обладание которыми позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Также возможным видится распространение указанного режима на сведения, которые позволяют их владельцу получить любые конкурентные преимущества.
Уточнению подлежит еще один критерий коммерческой тайны – ее обозначение с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. Причина необходимого уточнения – невозможность распространения требования о маркировке на информацию, находящуюся в электронной форме.
Проблема определения сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Следует внимательно отнестись к вопросу закрепления перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Несмотря на существующий в настоящее время исчерпывающий перечень таких сведений, действующее законодательство не позволяет в полной мере охранять коммерческую тайну организаций. Это объясняется тем, что акты законодательства в отдельных сферах (например, в сфере государственных закупок) содержат требования по раскрытию информации, ценной для обладателя именно в силу ее неизвестности третьим лицам.
Проблема соотношение режимов охраны информации. В проекте Закона «О коммерческой тайне» необходимо определить соотношение режимов охраны одной и той же информации, в том числе закрепить приоритет режима охраны государственных секретов над режимом охраны информации как коммерческой тайны. В законопроекте целесообразно установить алгоритм действий по определению режима охраны в случае, когда сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрели статус иной охраняемой информации (например, статус тайны предварительного расследования).
Проблема введения режима охраны коммерческой тайны, допуска к ней и ответственности за ее разглашение. Ее решение – в четком закреплении в законопроекте механизма определения состава сведений, составляющих коммерческую тайну, порядка введения режима коммерческой тайны, использования, учета, хранения и маркировки документов, иных носителей коммерчески ценной информации, порядка допуска к ней работников владельца, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, установления ответственности за ее незаконное разглашение.
Целесообразно предоставить субъекту хозяйствования возможность вносить изменения в состав сведений, охраняемых в режиме коммерческой тайны, заключать с работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны в процессе осуществления ими трудовой деятельности, взыскивать с работников, разгласивших коммерческую тайну, не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Разумным представляется и установление срока, в течение которого работник не имеет право разглашать коммерческую тайну, ставшую ему известной в период работы у нанимателя, а также ответственность за несоблюдение данного запрета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.