На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Способы лексикализации повторной номинации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВА I  НОМИНАЦИЯ И ПОВТОРНАЯ НОМИНАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
§ 1.1 НОМИНАЦИЯ КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ОНОМАСИОЛОГИИ
На сегодняшний день ономасиология  как наука является одной из быстро прогрессирующих, перспективных разделов языкознания, помогающая выявить истоки возникновения самого языка, особенности мировосприятия различными народами, отраженные в специфике языковой картины мира. Проблемам ономасиологии в истории языкознания уделялось большое внимание уже со времен античности, когда древние мудрецы пытались найти ответ на вопрос о происхождении языка. Современными учеными Какими язык воспринимается как данность, истоки которого кроются в мировоззрении того или иного народа, воспринимающего окружающий мир через призму своих нравственных устоев, своих культурных обычаев и лингвистических традиций. Формирование последних происходит под воздействием первых. Убрать? Их изучение составляет основной предмет науки ономасиологии. Поэтому большое количество терминов ономасиологии получают освещение в работах не только языковедов, исследующих лексическую систему языка с точки зрения лексикологии, семасиологии, этимологии, словообразования, но и в трудах ученых,  занимающихся изучением общих вопросов взаимодействия человека и общества, человека и природы.
В лингвистике термины, касающиеся ономасиологии, понимаются и трактуются по- разному. Несмотря на то, что наука  о номинации шагнула далеко вперед, проблема остается до сих пор актуальной, нерешенной в полной мере. Напротив, с появлением новых исследований в этой области все больше становится трактовок, определений, субъективных мнений относительно основных терминов ономасиологии.
Исследователи КАКИЕ не раз обращались к данному вопросу с различных точек зрения, с различной степенью того или иного термина. Так, толкования термина «номинация» рассматриваются в статье Ж. Вардзелашвили [Вардзелашвили, Ж. А. К вопросу о толковании термина «номинация» в лингвистических исследованиях [Текст] / Ж. Вардзелашвили // Славистика в Грузии : сб. науч. ст. – № 1. – Тбилиси, 2000. – С.62- 68]
Центральным понятием ономасиологии  является номинация. Номинация [от лат. nominatio – (на) именование] – многозначный термин. Им обозначают: 1) процесс наименования, 2) результат этого процесса, само наименование, 3)  раздел лингвистики, изучающий структуру актов наименования [Телия, В. Н. Номинация [Текст] // Большой энциклопедический словарь. Языкознание / главный редактор В. Н. Ярцева. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. – С. 336]. Под номинацией понимают также номинативную функцию слова. Первое значение номинации соответствует процессу образования единиц лексической системы.
Вообще убрать или заменить, как акт объективной реальности, номинация сопровождает человека всю жизнь. Исследователи! трактуют номинацию как двоякое явление: как индивидуальную, частную категорию, так как ею овладевает каждый человек в своем онтогенезе, и как универсальную, так как она присуща всем. Поэтому ее можно разбить на более мелкие отделы по объекту изучения: детскую речь, номинацию, процесс овладения, процесс связи языка с действительностью, процесс восприятия.
В ономасиологии собственно номинации  подразделяются на несколько видов. В зависимости от разновидности  базовых слов номинация делится  на первичную и вторичную. Первичная номинация – обозначение элементов действительности (как на предметном, так и на событийном уровне) с помощью непроизводных слов. Непроизводными признаются слова, которые в синхронном плане осознаются носителями языка как первообразные, т.е. не образованные от других слов. Они обозначают фрагменты окружающей нас действительности непосредственно, условно, немотивированно. Первичная номинация в таком понимании – крайне редкое явление в современных языках, поскольку первичный лексический состав всех языков уже устоялся в течение многих веков. К примеру, основные односложные корневые слова – моносиллабы тюркских языков, отражающие первообразное видение картины мира тюрок, являются древнейшим пластом древнетюркской лексики [Гарипов, Т. М. Историко – этимологический словарь башкирского языка – Уфа: Издательство «Вагант», 2007. – С.7] убрать
Вторичная номинация – обозначение  элементов действительности с помощью производных лексико – семантических единиц. Она реализуется в форме словообразовательной и семантической номинации. Вторичная номинация свойственна современному состоянию языков, так как пополнение лексического фонда языков осуществляется посредством словообразования и переноса значений.
Таким образом, процесс образования  единиц лексической системы называется номинацией.
Наряду с термином «номинация»  для обозначения науки о назывании  используются термины «ономасиология, ономатология», «теория номинации». Сам термин «ономасиология» был создан и впервые употреблен А. Цаунером в 1902 году, который указал, что за исходную точку ономасиологическое направление берет понятие и устанавливает, какие наименования имеются в языке для этого понятия. В таком случае ономасиология рассматривается как раздел лексикологии.
Другие языковеды считают, что  ономасиология является частной  областью семасиологии и подчинена  ей. В словаре По мнению О.С. Ахмановой ономасиология определяется как 1) «раздел семасиологии» и 2) как «наука об обозначении, назывании, номинации», [Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов  [Текст] / О. С. Ахманова, В. В, Попова. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969. – С.288] так как многие понятия теории номинации, и прежде всего наименование, тесно соприкасаются с общими категориями семасиологии. + Гак 2я часть первая глава
Как видим, точного определения  задач и места ономасиологии  в языкознании пока нет. Ясно одно: наука ономасиология занимается теорией номинации, исследующей  процесс называния, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира.
Заменить Вообще, сам термин «номинация» довольно свободно используется отечественными языковедами применительно к разнообразным лингвистическим явлениям штудиям. Поэтому становятся возможными словосочетания «фразеологическая номинация» убрать или цит. по: (Ю. П. Солодуб, Д. А. Жоржолиани), «антропонимическая номинация» (В. И. Рогозина), «параллельная номинация» (Л. Н. Жаналина), «повторная номинация» (В. Г. Гак), «коммерческая номинация» (М. Е. Новочихина) [Ягафарова, Г. Н. Основные ономасиологические понятия [Текст] / Г. Ягафарова // Вестник Челябинского университета : сб. науч. тр. – № 13. – Челябинск, 2010. – С. 174]
Термин «способы номинации» в современной  лингвистической литературе так  же определяются по – разному. Авторы работ Фамилии вписать «Языковая номинация.  Общие вопросы», «Языковая номинация.  Виды наименований», «Способы номинации в современном русском языке» это не надо под способами номинации понимают способы создания наименований. Другая группа исследователей КАКИЕ конкретно под этим термином понимает «прием осуществления (реализации, представления) принципа номинации, представленного мотивировочным признаком» (О. И. Блинова, Н. Д. Голев, Р. Я. Иванова, В.В. Копочева). Иными словами принцип номинации намечает общий подход к называемому предмету, а мотивировочный признак конкретизирует его [Гак, В. Г. Языковые преобразования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – С.261]
Анализ литературы какой ссылка по теме исследования позволяет констатировать наличие следующих способов номинации: 1) звукоизобразительность, 2) переосмысление или семантическая деривация (метафора, метонимия), 3) реорганизация (составление новых единиц из готовых элементов по определенным моделям), 4) заимствование лексических единиц.
На основе принципов номинации выявляются КЕМ ВЫЯВЛЯЮТСЯ средства номинации, представляющие собой фонетические, морфологические, лексико - фразеологические и синтаксические единицы языка, которые непосредственно участвуют в процессе номинации и с помощью которых она осуществляется.
Теория номинации на современном  этапе развития характеризуется  достаточной обоснованностью в  теоретическом плане, разработкой  отдельных областей ономасиологии  в качестве особых сфер лингвистической  науки на основе специализации и  развития того или иного категориального  аппарата. Однако в силу неоднозначного толкования исследователями определенных терминов появляются некоторые разночтения в процессе решения теоретических проблем. Считаем, что дальнейшее рассмотрение задач теории номинации в первую очередь должно унифицировать существующую терминологию, опираться на стандартный метаязык, что позволит создать целостную однозначно интерпретируемую и понимаемую теорию номинации [Ягафарова, Г. Н. Основные ономасиологические понятия [Текст] / Г. Ягафарова // Вестник Челябинского университета : сб. науч. тр. – № 13. – Челябинск, 2010. – С.176]
   
 
 
§ 1.2 ПОНЯТИЕ «ПОВТОРНОЙ НОМИНАЦИИ» В ТЕОРИИ ТЕКСТА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 1.1 Номинация как базовое понятие ономасиологии
Произведения английских авторов, признанные одними из наиболее значимых произведений литературы начала XX века, представляют собой оригинальные явления в литературе XX в. Имена персонажей участвуют в раскрытии главных тем романа, выступают в качестве ключевых слов в сложной композиции текста.
Имена собственные, как известно, исследуются  лингвистами и литературоведами в разных аспектах. В работах ономастов  изучается ряд специфических  проблем, обусловленных своеобразием антропонимии в языке и речи.
Материалом исследования послужили  именования персонажей, извлеченные  из произведений английской литературы начала XX века методом постраничной сплошной выборки имен персонажей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица
Дополнительная характеристика
Средства номинации
Функция
 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I
1.1.  Номинация как базовое  понятие ономасиологии
Функция языка - наименование, обозначение предметов и явлений действительности. Лексикон того или иного естественного языка (русского, французского и т.д.) составляют прежде всего названия вещей, в широком значении слова "вещь", восходящем к латинской оппозиции res / verba. Для обозначения этой функции в лингвистике используются разные термины: номинативная (А.А. Реформатский); репрезентативная (К. Бюлер) референтивная (денотативная, или когнитивная) (Р. Якобсон).
Номинативная функция языка (мы будем употреблять первый термин) не является единственной и изучается  в лингвистике в сопоставлении  с другими его функциями, в  частности с экспрессивной, т.е. выражением "эмоционального состояния говорящего, воли, желания, направленных как призыв к слушающему" (Л.Л. Реформатский).
Слова номинативный, номинация - однокоренные. Термин "номинация" (от лат nominatio - наименование) имеет очень широкое  значение. Приведем одно из определений  номинации: "образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т.е. служащих для называния  и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих  понятий о них в форме значений языковых единиц - слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином определяют и результат  процесса номинации - значимую языковую единицу" [Караулов Ю.Н.] Как видим, с номинацией связывается обозначение  и вещей, и понятий о них.
Процессы номинации связаны  с коммуникативным предназначением  языка, на нее воздействуют и прагматические факторы, отражающие отношение именующего к тому, что им обозначается, или  к условиям речи. Номинация совершается  в речевой деятельности, а ее результаты осваиваются системой языка.
В зависимости от характера объекта (обозначаемого) различают событийные и элементные номинации. Первые обозначают внеязыковые события (ситуации) и  имеют форму предложения; вторые, обозначая «кусочки» действительности, ее элемент, служат строительным материалом для предложения и имеют форму  слов, сочетаний слов и фразеологизмов различных типов. Среди элементных номинаций наиболее четко выделяются «вещные» имена существительные: нарицательные  и вещественные: дерево, дом, вода, песок. Они указывают своим содержанием  на элементы предметного ряда. Именам предметов противостоят признаковые  имена, обозначающие свойства предметов- отвлеченные от них качества, состояния, процессы, а также абстрактные  понятия о несубстанциональных  элементах действительности, выражаемыми  прилагательными, глаголами и наречиями (красный, сидеть, думать, доброта, характер). Эти имена относятся со своими обозначаемыми через указание на класс носителей признаков и  приспособлены к функции предикации признака.
Промежуточное положение между  этими типами занимают имена, обозначающие лица по роду их занятий, родству, и  опредмеченные имена процессов, в которых понятия об их признаках  подводятся под категорию предметности (сапожник – «тот, кто шьет или  чинит обувь», хитрец - «тот, кто хитрит», дружба - «близкие отношения»).
Наибольшая степень абстрагирования  от действительности присуща номинации, обозначающей отношение,- служебным  словам, предлогам, союзам.
При рассмотрении номинации в историческом аспекте различают изначальнае  первообразные (или осознаваемые в  современном языке как непроизводные) и производные (смысловые и словообразовательные) номинации. У номинаций, сформирвоавшихсяза счет переосмысления уже готовых  языковых единиц, имя выступает во вторичной для него функции. Способы  переосмысления имеют логическую форму  тропов или характеризуются расширением  либо сужением объекта понятия: ручка (для письма)- метафора; класс (об учениках)- метонимия; движение (как форма существования  материи)- расширение; движение (транспорта )- сужение.
Переосмысленное значение выступает  в роли внутренней формы новой  номинации; эта форма может стираться  при образовании языковой единицы  или частично сохраняется, передавая  некоторые компоненты предшествующего  значения в сформировавшееся, способствуя  осознанию номинативной преемственности  многозначных слов. В зависимости  от сохранения или утраты внутренней формы различают мотивированные или немотивированные значения слов.
По характеру соотнесения с  действительностью различают автономные и неавтономные номинации. Автономные номинации непосредственно указывают  на обозначаемое и, обладая в силу этого самостоятельной номинативной функцией, имеют свободные значения. Неавтономные номинации соотносятся  с обозначаемым косвенно - только при  совместной реализации с другими, спорными для них номинациями, они не обладают самостоятельной номинативной функцией, а их значения выступают как связанные /ср.: тяжелый - о весе и тяжелый  характер, приходить куда- либо и  приходить в восторг, сын чей- либо и сын степей).
Номинации, соответствующие закономерностям  внутреннего развития языка и  отвечающие потребностям языкового  коллектива в новых номинативных средствах, обычно входят в общеупотребительный  словарный запас. За его пределами  остаются номинации, создаваемые для  нужд специального терминологического обозначения или возникновения  в узких социальных языковых коллективах (жаргонные номинации), а также  в индивидуальном языковом творчестве.
Анализ номинаций и номинативного  аспекта значений языковых единиц проливает  свет на закономерности их употребления в процессах коммуникации.
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ономасиология (от греч. onoma- имя и logos- слово, учение)- отрасль семантики, изучающая наименование, использование языковых средств для обозначения внеязыковых объектов. В отличие от семасиологии, отражающей направление от средства выражения к выражаемому значению, ономасиология основывается на движении от обозначаемого предмета к средствам его обозначения, шире- от содержания к форме. Ономасиология зародилась в недрах семасиологии (семантики, ее необходимость предсказывал еще М.М. Покровский в 1985). Ономасиологический подход ярко проявил себя в возникшем в 10- хх гг. 20 в. лингвистическом направлении «Слова и вещи» («Worter und sachen»), прежде всего на материале романской диалектологии, исследовавшей способы обозначения того или иного объекта в разных родственных языках и диалектных». В начале 20 в. он занял важное место в изучении лексики, тогда же появился сам термин «ономасиология».   
Утверждению ономасиологического  подхода к языкознанию способствовали теории Ф. де Соссюра об означающем и означаемом, Л. Ельмслева о плане  выражения и плане содержания, учения Л.В. Щербы об активной и пассивной грамматике (ономасиология соответствует литературной грамматике). Возникнув в сфере лексикологии, ономасиологический подход был впоследствии применен для изучения способов выражения понятийных категорий, репрезентированных средствами словообразования, грамматически и др. впервые опыт общего описания языка в ономасиологическом плане был осуществлен в книге французского исследователя Ф. Брюно «Мысль и язык» (1922), где сопоставляются разноуровневые средства выражения различных «идей» («пол», «число», «определенность- неопределенность», «лицо», «обстовятельства», «время», «причина».  
 
 
 
Повторная номинация  при организации текста.
 
Семантико-структурная и  коммуникативная организация текста осуществляется в результате следования некоторым правилам, среди которых  немаловажную роль играет выбор способа  повторной номинации, порядка слов, типа модальности и др. Прежде всего  при создании связного текста неизбежно  встает вопрос о повторной номинации, т.е. выборе средств словесной замены для уже названного субъекта или  объекта. Так, во избежание повторения одних и тех же слов возникает  необходимость лексических замен. Однако такие замены не всегда удобны и допустимы. В частности, трудности  возникают при создании специальных  текстов, где подыскать, скажем, другое наименование научному понятию не представляется возможным из-за четкой обозначенности его содержания. В таком случае повторение ключевых слов (терминов) неизбежно.
Тексты же художественные, публицистические обнаруживают стремление разнообразить наименования в потоке речи, обновлять словесный инвентарь. Однако возможность замен и здесь  имеет определенные текстуальные ограничения. Кроме того, отсутствие замен (при  лексическом повторе) может повысить семантико-стилистическую напряженность  текста и, следовательно, усилить его  выразительность. [53, 73]
Вот некоторые примеры  на возможность (невозможность) или  желательность (нежелательность) замен  при повторной номинации.
1. Познакомились мы в  одном санатории. Гуляли вместе, вспоминали новгородские леса, морошку,  глухие деревушки. Семья наша  жила тогда в районном центре, в Лычкове. Неподалеку от нашего  дома стоял двухэтажный дом  с железными решетками на окнах  нижнего этажа. Мне интересен  этот дом был тем, что по  вечерам там всегда горел свет... Мы, мальчишки, почему-то обходили  этот дом стороной, в окна не  заглядывали, в сад не лазили  и даже между собою не говорили  про этот дом. Какая-то опасность  окружала его. Тогда это учреждение  называлось ОГПУ. Люди, которых туда  привозили, исчезали. О них говорили  шепотом. [30,6]
Пространное наименование "двухэтажный  дом с железными решетками  на окнах нижнего этажа" (первое представление объекта) заменяется в дальнейшем кратким "этот дом" (причем именно указательное слово "этот" отсылает нас к поименованному выше). И, наконец, в конце смысл "этого  дома" раскрывается точным указанием  адреса: появляется новая номинация "это учреждение называлось ОГПУ". Так от внешнего описания объекта  текст ведет нас к раскрытию  его внутренней сущности. В этом отрывке есть и другие указатели  повторной информации - пространственного  и временного характера (тогда, там, туда), однако доминирующим все-таки остается сочетание "этот дом", повторение которого усиливает впечатление  о значимости данного объекта.
2. Вообще-то знать о  Сковороде и питать какой-то  интерес к легендарной жизни  странствующего поэта и мудреца  Булгаков должен был с детства:  ведь оно прошло у него в  Киеве, на Украине, где и  сегодня в разговорах нет-нет  да и услышишь шутку, поговорку  или афоризм, приписываемые Сковороде. Кроме того, Сковороду особо почитали все, кто когда-нибудь учился после него в Киевской духовной академии, а отец писателя, Афанасий Иванович, был выпускником и преподавателем этого учебного заведения. [26,81]
Здесь мы имеем замены, Булгаков - писатель; детство - оно; Сковорода - он (после него), поэт и мудрец; Киевская духовная академия - это учебное  заведение. Невозможной оказалась  замена в одном случае: "Сковороду  почитали все..." - повтор имени связан с тем, что замена могла бы быть отнесенной к Булгакову.
3. …В "Мастере и Маргарите"  очевиднейшим образом художественно  воплощена теория трех миров:  земного, библейского и космического. Первый в романе представляют  люди. Второй - библейские персонажи.  Третий - Воланд со своими спутниками.
Теория же таких "трех миров" могла быть позаимствована Булгаковым только у того, кто является ее создателем, - у украинского философа XVIII в. Григория Саввича Сковороды. Последний, кстати сказать, часто подписывался под  своими произведениями словами "любитель Библии"...
Теория "трех миров" Сковороды, изложенная им в трактате "Потоп  змиин", представляет собой близкую  к пантеизму объективно-идеалистическую  концепцию. Согласно этой теории, самый  главный мир - космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира, по Сковороде, частные. Один из них - человеческий, микрокосм; другой - символический ("символичный", пишет Сковорода), т.е. мир библейский. [26,77-78]
Замены с помощью повторной  номинации: три мира - первый, второй, третий; теория - ее создателем; у того, кто... - у украинского философа...; Сковорода - последний; Сковорода - он (изложенная им); два других мира - один из них, другой.
Неудачной представляется замена - "согласно этой теории": имеется  в виду теория Сковороды, а грамматика текста, вследствие контактности расположения соответствующих сочетаний, свидетельствует  об отнесенности этой замены к впереди  стоящему упоминанию "объективно-идеалистической  концепции".
4. А снизу, на лестнице  показалась фигурка и медленно  ползла по ступеням вверх. Фигурка  шла на разъезжающихся больных  ногах и трясла белой головой.  На фигурке была широкая двубортная  куртка с серебряными пуговицами  и цветными зелеными петлицами.  В прыгающих руках у фигурки  был огромный ключ (М. Булгаков). [38,16]
Повторение одного наименования (ключевого слова "фигурка") в  данном случае представляется вполне закономерным из-за "особости" самого наименования объекта субъектно-предметного  мира: в основном высказывании уже  произошла образно-метафорическая замена ("фигурка" не может быть изначальным наименованием субъекта), именно поэтому в последующем  тексте прямое наименование уже исключено, в противном случае пришлось бы заменить заменителя (ср. невозможность: Фигурка  шла... На этом человеке была куртка). Кроме  того, при третьем упоминании "фигурки" замена невозможна еще и потому, что возникает чисто формальная необходимость разорвать цепную связь двух рядом стоящих предложений, а иначе "двубортная куртка" окажется на "белой голове".
Повторная номинация в  художественном тексте может служить  эффективным средством детальной  характеристики персонажа. Вот как, например, М. Булгаков характеризует  Азазелло, вначале прямо не называя  его. Повествование ведется с  точки зрения восприятия другого  лица, Аннушки. Для нее наблюдаемое  лицо было неизвестно, и постепенно по ходу наблюдения лицо обрастало  рядом внешне определяемых признаков. И только в конце описываемой  сцены автор называет его конкретное имя. Вот этот текст:
... Замыкал шествие маленького  роста прихрамывающий иностранец  с кривым глазом, без пиджака,  в белом фрачном жилете и  при галстуке. Вся эта компания  мимо Аннушки проследовала вниз. Тут что-то стукнуло на площадке <... >. В руках у нее [Аннушки]  оказалась салфеточка с чем-то  тяжелым <... >.
Аннушка спрятала находку  за пазуху, ухватила бидон и уже  собиралась скользнуть обратно в  квартиру, отложив свое путешествие  в город, как перед ней вырос, дьявол его знает откуда взявшийся, тот самый с белой грудью без  пиджака и тихо шепнул:
- Давай подковку и салфеточку <... >.
Белогрудый твердыми, как  поручни автобуса, и столь же холодными  пальцами, ничего более не говоря, сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха  в ее грудь. Бидон вывалился из рук Аннушки на пол. Подержав некоторое  время Аннушку без воздуха, беспиджачный иностранец снял пальцы с ее шеи. Хлебнув  воздуху, Аннушка улыбнулась <... >.
Получив подковочку и салфеточку, иностранец начал расшаркиваться перед  Аннушкой, крепко пожимать ее руку и  горячо благодарить в таких выражениях, с сильнейшим заграничным акцентом:
- Я вам глубочайше признателен,  мадам. Мне эта подковочка дорога  как память. И позвольте вам  за то, что вы ее сохранили,  вручить двести рублей <... >.
Щедрый иностранец в один мах проскользнул через марш лестницы вниз <... >.
... Аннушка еще долго  по инерции продолжала кричать:
Мерси! Мерси! Мерси! - а иностранца уже давно не было.
Не было и машины во дворе. Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею <... > (Мастер и Маргарита). [11,10-36]
Так искусно "плетя" текст, М. Булгаков варьирует наименования персонажа, причем все варианты даны с точки зрения наблюдателя со стороны, не знающего, кто это на самом деле. И только в конце  появляется собственное имя, но уже  за пределами Аннушкиного восприятия.
Таким образом, выбор средства повторной номинации при конструировании  текста подчиняется и структурно-семантическим  правилам, и стилистико-композиционным. Ограничения при подборе замен  могут быть лексико-грамматического  свойства, когда цепная связь предложений  при неудачном выборе повторной  номинации смещает контекстуальную  соотнесенность имен. Ограниченность выбора может ощущаться и при  обращении к образным наименованиям. Наиболее безразличными к именуемому предмету оказываются местоименные слова, поскольку они имеют широкую  тематическую отнесенность: "он, она, они" могут соотноситься с наименованием  предмета, лица, качества; "этот, эта, эти" в сочетании с именами  тоже в своей соотнесенности с  другими наименованиями не ограничены. [55]
Однако при использовании  местоименных замен учитывается  строение сочетающихся фраз, контактность или дистантность в расположении соотносимых слов. Например, в следующем  контексте местоимение "их" употреблено  явно неудачно: Многие книги в библиотеке были старые, порванные. Надо сказать  детям, что их надо беречь (получается, что беречь надо только порванные  книги). Возможны смысловые смещения и при употреблении слова "который" (-ая, - ые): оно соотносится с контактно  расположенным именем.
Повторные номинации выполняют  текстообразующую функцию: они тематически  и грамматически связывают компоненты высказываний, межфразовых единств. В качестве повторных наименований могут употребляться местоимения  и местоименно-наречные слова (он, она; тот, этот, который; там, туда, оттуда); метафорически  употребленные существительные; слова  и сочетания указательного значения (этот вопрос; данные сведения; такие  выводы); перефразы (Остап Бендер - великий  комбинатор) и др. [10,54]
Характер повторных номинаций  зависит от вида текста: они могут  быть стилистически нейтральными или  иметь экспрессивно-оценочную окраску; по объему информации точно соответствовать  именуемому предмету или расширять, уточнять его содержание. Такое разнообразие приводит и к функциональному  разнообразию. Номинативные единицы  выполняют следующие основные функции: информативно-описательную (например, дефиниция полная или частичная  при терминах; характеристика объекта: Бендер - молодой человек, лет двадцати восьми); ситуативную (характеристика в данной ситуации); экспрессивно-оценочную (характеристика объекта с оценкой  его качеств); редуцирующую (сокращение объема текста).
Стилистически нейтральна, например, местоименная референция (он, она); экспрессивно-оценочные  номинации, содержащие элементы характерологические (Сковорода - поэт и мудрец). В научном  тексте предпочитаются нейтральные, редуцирующие и описательные номинации; в художественном - функционально более разнообразные  и разветвленные.
Степень информативности  средств повторной номинации, средств  замещения, зависит:
1) от способности заместителя  совмещать функцию замещения  с функцией сообщения новой,  характеризующей или классифицирующей  информации;
2) от точности квалификации  содержания имен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.