На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская православная церковь в XVI веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский государственный экономический  университет
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
по  отечественной  истории
 
РУССКАЯ  ПРАВОСЛАВАЯ  ЦЕРКОВЬ 
В  XVI  ВЕКЕ
 
Исполнитель:
Мальцева  Ирина
Группа ЭКиП – 09/2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2009
СОДЕРЖАНИЕ.
 
 
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЦЕРКОВЬ И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАТОЛИЦИЗМ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ. 5
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. МОНАСТЫРИ. 6
БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ. 8
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТОВ И ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

 
 
   История русской православной церкви очень интересна и неоднозначна. Во все времена церковь имела большое влияние на общество, его идеалы и мировоззрение.
   В XIV - XV веках русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли.
   Развитие  истории русской  церкви на протяжении XVI века – предмет изучения данного реферата.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦЕРКОВЬ И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ.

   Церковь (от греческого  kyriake – божий дом) – особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общественности вероучения и культе.
   Главные отличительные признаки  церкви:
    наличие более или менее разработанной догматичной и культовой системы
    иерархичный характер, централизация управления
    разделение всех, принадлежащих к церкви, на профессиональных служителей (духовенство) и рядовых верующих (мирян).

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАТОЛИЦИЗМ.

 
   Если в первой половине XV века еще сохранялась, хотя и призрачная, возможность объединения Русской православной церкви с католической, то со второй половины XV века стало очевидно: пути двух христианских церквей окончательно разошлись.
   Прежде всего, разным было представление  о природе единого Бога. Католики  считают, что Святой Дух исходит  от Бога Отца и Бога Сына, а православные – только от  Бога Отца. Смысл догмата – в Троице «единосущной и неразделимой» - в нерассуждающей вере в то, что Бог - един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
   Католики верят в чистилище,  то есть в то, что душа обретает  особое место, где ей позволяется  пройти очищение огнем, прежде  чем войти в рай. По православным  представлениям, душа после смерти  направляется либо в рай, либо  в ад. Души умерших проходят ряд мытарств (испытаний). После этого окончательно определяется – будет ли душа гореть в аду или блаженствовать в раю.
    Были и другие, менее существенные  различия. В частности, по православному обряду суббота не была постным днем. По разному у католиков и православных исчисляется день Пасхи. В католической церкви при совершении таинства причащения полагается вкушать опресноки – вид пресного, выпеченного без заквашивания хлеба. Католические священники, в отличие от мирян, причащались также и вином. В Русской православной церкви причащение совершалось квасным хлебом, причем и священники и миряне причащались как хлебом, так и вином. Русская церковь доказывала свою правоту ссылками на текст Евангелия: Христос делился с учениками своими хлебами, а не опресноками.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ.

 
   Хотя православие давно утвердилось  в сознании масс, церкви доставляли  беспокойство пережитки язычества  и равнодушие многих людей  к исполнению церковных обрядов.  В одном из посланий начала  XVI века игумен псковского Елеазарова монастыря Памфил отмечал, что в канун Рождества Иоанна Предтечи мужчины и женщины ищут по лесам, болотам, полям какие-то травы «на пагубу человеком и скотом». Когда же наступает сам праздник, по времени совпадающий с древним народным обычаем отмечать летний солнцеворот – день Ивана Купалы, люди и в городах, и в селах «возбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, хрептом их вихляния, и ногам их скакание и топтаниа…». И так – каждый год: «на всяко лето», беспокоился Памфил, люди обходятся «своим древним обычаем». Не помогали ни угрозы, ни уговоры, заменить языческий праздник христианским не удавалось.
   В послании же митрополита  Макария (1551), адресованном русскому войску в Свияжске, изобличались наиболее распространенные отступления от церковных норм и правил. Раз Бог создал человека по образу и подобию своему, то не следует бриться: «бритву накладуще на брады своя, женам угодие творяще»; во время «ядения» нужно «хранитеся от пустошных бесед и срамных словес и глумления и всякого смехотворения». Но главное в другом – в церковь приходить надо «с страхом Божиим и чистою совестию, не имущее вражды, ни гнева ни на кого же, послушающие божественнаго пения…». Макария беспокоило, что многие воины перед сражением помышляют не о Боге, а о последней возможности насладиться земными радостями.
   Известный английский путешественник  середины XVI века Р. Ченслер, оставивший записки о Московском государстве, писал: «когда священник совершает службу, никто не сидит, но все гогочут и кланяются, как стадо гусей. В знании молитв они мало искусны… десятая часть населения не сумеет прочесть «Отче наш»…». Вместе с тем русские люди искренне верили в магическую силу креста, в «чудеса» и «пророчества», а всякое бедствие – голод, мор, вторжение неприятеля – склонны были объяснять «наказанием Божиим за грехи». Когда случались эпидемии, с ними боролись, прибегая к молебнам. В зараженную местность посылали «святую воду». Иногда средством борьбы с напастью становилось возведение в один день новой церкви.
   У народа помимо церковных  были свои святые, чудотворцы: их  чаще всего называли «блаженными»  или «людьми божиими», обижать  или наносить вред которым считалось грехом. Юродивые вели необычный образ жизни. Англичанин Д. Флетчер, побывавший в России в XVI веке, писал: «Они ходят совершенно нагие, даже зимою в самые сильные морозы, кроме того, что посредине тела перевязаны лохмотьями, с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а многие ещё с веригами на шее или посредине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют говорить все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге».

ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. МОНАСТЫРИ.

 
   В XVI веке церковь все больше подчинялась светской власти. Строжайшие церковные запреты порой теряли свою силу, когда речь шла о личности великого князя и царя. Так, Митрополит Даниил «уладил» дело с разводом Василия III, разрешив ему при живой жене, женится вторично. Более того, церковь позволила Ивану Грозному жениться не только в третий, но даже и в шестой раз, взяв на себя эти грехи самодержца.
   В XVI веке особое место в церковной организации занимали монастыри. По подсчетам В.О. Ключевского, в этот период было основано 50 монастырей, а к концу века всего их насчитывалось около 200.
   Англичанин Д. Флетчер писал:  «Монашествующих у них бесчисленное  множество, гораздо более, нежели  в других государствах, подвластных  папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены… Число монахов тем более значительно, что они размножаются не только от суеверных жителей, но и потому, что монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ, что и заставляет многих надевать монашескую рясу как лучшую броню против таких нападений».
   Внутримонастырская жизнь регулировалась специальными уставами, порой существенно разнившимся между собой. По уставу Нила Сорского, главы нестяжателей, монахи могли жить в уединенных скитах по 2-3 человека.
   По «общежительному» уставу Иосифа  Волоцкого, монахам предписывалось  полностью отказаться от личной  собственности. Им запрещалось  иметь одежду, обувь, книги, иконы.  Даже питьевая вода находилась  в обще трапезной. Женщинам  и отрокам вход в монастырь  запрещался. Однако не возбранялось иметь коллективную монастырскую собственность, например земельную. В таких иосифлянских монастырях скапливались огромные богатства. Войны, царский террор порождали у людей неуверенность и страх, поэтому они не скупились на вклады в монастыри, чтобы обеспечить «вечное» поминовение своих душ.
  
ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ  РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.
 
   В конце XV – начале XVI века русские земли были объединены  московской великокняжеской властью в одно государство. Церковь настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела. Но великие князья преследовали свои интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами церкви. В условиях, когда церковь владела колоссальными земельными богатствами, вполне естественным стремлением князей было разрешать земельные трудности за её счет и тем самым подрывать основу её притязаний на самостоятельное положение в государстве.
   Церковь перешла в решительное  наступление против еретиков. В  конце 1504 года в Москве состоялся  церковный собор для суда над  еретиками. Собор с согласия  великого князя приговорил еретиков  к смертной казни. Так русская церковь, подобно католической инквизиции, с чудовищной жестокостью расправлялась со своими противниками. В России пылали зажженные церковниками костры, на которых гибли смелые вольнодумцы. Отсутствие широкой социальной базы для антицерковных выступлений, обусловленное неразвитостью социально-экономических отношений, предопределило поражение тех, кто открыто шел против официальной церкви.
   Тогда же, в начале XVI века, оформилась идея о Москве, как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, прежде существовало два мировых христианских центра: сначала Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя в 1439 году на унию с католической церковью. Следствием этого было падение Византии, завоеванной туками в 1453 году. Москва же не признала Флорентийской унии 1439 году и теперь является мировым центром христианства.
   Тезис о «Москве – третьем  Риме» был призван служить  не только обоснованию мирового  значения Русского государства, но и прежде всего обоснованию исключительного значения церкви. В нем ярко воплотились враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной нетерпимости, стремление к безусловной незыблемости существующих порядков, освящаемых тезисом о «богоизбранном» царстве, -принципиальное неприятие чего-либо в идеологии и общественной жизни. Этот тезис был одним из наиболее законченных проявлений церковного консерватизма и реакционности.
   Примерно к 1511- 1512 годам относится  поворот великокняжеской власти  навстречу требованиям церкви. Это  нашло выражение в некотором  изменении политики в области церковного землевладения. Церковь стала получать большие иммунитетные привилегии, становясь «государством в государстве» и сохраняя независимость своих владений от государственной власти. Взамен великокняжеская власть хотела получить от церкви полную поддержку в своих делах. Однако сочувствующий «нестяжателям» митрополит Варлаам сопротивлялся великому князю.
   Позиции «нестяжателей» усилились, когда в 1518 с Афона прибыл Максим Грек, приглашенный для исправления и перевода богослужебных книг. Широко образованный и талантливый публицист, он сошелся с «нестяжателями» и представителями боярско-княжеских кругов. Рационалистические идеи «нестяжательства» были близки Максиму Греку, недовольному застывшими догмами официальной церкви.

БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВНЫЕ  ЗЕМЛИ.

 
   Церковные землевладения и связанные  с ними коммерческие предприятия  были спасены, и молитвенники  могли спокойно приступить к  накоплению капиталов. Но победа  досталась не даром: пришлось все же сделать крупные материальные уступки. Церковным учреждениям пришлось поступиться своими иммунитетами и подчиниться некоторым ограничениям в землевладении. Признав верховное право суда московского государя, тем самым отказывались от судебных привилегий. Первый официальный акт, касающийся монастырского и  епископского иммунитета, относится  к 1550 году. Он требует, чтобы новые подгородные слободы, образующиеся вокруг архиерейских резиденций и монастырей, тянули тягло и «с судом» вместе с городскими людьми, то есть в общегосударственном порядке. Старые слободы тянут тягло по-старому, но их рост закрепляется в известных пределах. Стоглав в следующем, 1551 году по предложению царя пересмотрел прежние меры по ограничению монастырского землевладения, почти не применявшиеся на практике, и издал новые правила на этот счет. Основанием для монастырского землевладения была признана единственно функция монастырей как молитвенников за умерших. Поэтому все земли, черные и поместные, попавшие в руки монастырей за долги или неправильно записанные за монастырями, должны были быть немедленно возвращены прежним владельцам; вотчины, отданные «по душам» до приговора, остаются за монастырями, впредь же дача вотчин «по душе» подчиняется контролю московского государя, и без его согласия никакая часть вотчинной земли не может быть отдана монастырям. Правда, для обеспечения тех владений, какие оставались у церкви, собор провозгласил их неотчуждаемость и наперед проклял тех «царей и вельмож», которые вздумают обидеть божии церкви. Но эти постановления имели уже чисто академическое значение.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТОВ  И ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 
   Церковь вдвинулась в орбиту  новых социально-политических отношений,  вовремя стряхнув с себя гири феодализма, тянувшие её к гибели. Однако урегулированием экономической базы дело не ограничилось. Порвав с удельным феодализмом и перейдя в подчинение московской «державе», церковь должна была провести централизацию в культах и организации. Централизацию начали проводить уже московские князья путем отдельных мер, принимавшихся в процессе борьбы с удельным феодализмом; эти меры, однако, шли по одной систематической линии.
   По отношению к культам проводившаяся  линия заключалась в том, что  культ местных святынь после присоединен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.