На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИЗОВ
Акцизы взимаются  в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового  спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного  перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции. Акцизы выполняют двоякую роль; во-первых, они - один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это - средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, занимающиеся подакцизной продукцией. [49, с. 105-106].
В соответствии с российским налоговым законодательством акцизы включены в состав федеральных налогов, устанавливаются гл.22 НКРФ, введенной  в действие с 1 января 2001 года и взимаются на всей территории РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:
1) организации;
2) индивидуальные  предприниматели;
3) лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ.
Под акцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;
2) спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в  жидком виде) с объемной долей  этилового спирта более 9 процентов.
Не рассматривается  как подакцизные товары следующая  спиртосодержащая продукция:
- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие  государственную регистрацию в  уполномоченном федеральном органе  исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- препараты ветеринарного  назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая  продукция, прошедшая государственную  регистрацию в уполномоченных  федеральных органах исполнительной  власти, разлитая в емкости не  более 100 мл с объемной долей  этилового спирта до 80 процентов  включительно;
- подлежащие дальнейшей  переработке и (или) использованию  для технических целей отходы, образующиеся при производстве  спирта этилового из пищевого  сырья, водок, ликероводочных  изделий, соответствующие нормативной  документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
- товары бытовой  химии в металлической аэрозольной  упаковке;
- парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются  бензиновые фракции, полученные  в результате переработки нефти,  газового конденсата, попутного  нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого  сырья, а также продуктов их  переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
Объектом налогообложения  признаются следующие операции:
1) реализация на  территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров
2) передача прав  собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;
3) продажа лицами  переданных им на основании  приговоров или решений судов  конфискованных или бесхозных  подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;
4) передача на территории  РФ лицами произведенных ими  из давальческого сырья подакцизных  товаров собственнику этого сырья;
5) передача в структуре  организации произведенных подакцизных  товаров для дальнейшего производства  не подакцизных товаров за  исключением прямогонного бензина  для дальнейшего производства  продукции нефтехимии в структуре  организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;
6) передача на территории  РФ лицами произведенных ими  подакцизных товаров для собственных  нужд;
7) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ;
8) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;
9) передача произведенных  подакцизных товаров на переработку  на давальческой основе;
10) получение денатурированного  этилового спирта организацией  имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;
11) получение прямогонного  бензина организацией имеющей  свидетельство на переработку  прямогонного бензина.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или)  бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в  пользу государства и которые  подлежат обращению в государственную  и (или) муниципальную собственность.
Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями (табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений [50, с. 68].
Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки) [50, с. 121].
Основными отличиями  акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера  применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых - безэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами [43, с. 203].
Суммируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что акцизы являются важным источником налоговых  поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
В последние годы важным инструментом регулирование импорта  в России стали акцизные налоги, ставки, и налогооблагаемая база которых имеют тенденцию к росту. Отход от принципов административного управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают на первый план проблему налогового регулирования экономических процессов. В этих условиях законодательным органам необходимо проводить гибкую налоговую политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны с интересами отдельных предпринимателей, а также с интересами граждан-налогоплательщиков [49, с. 105-106].
1.2 Социально-экономическая природа акцизов, их роль в формировании доходов консолидированного бюджета
Акцизы были одним  из первых налогов, вводимых в периоды  экономической трансформации, поскольку  этот налог относительно легко вводить  и следить за его уплатой. Эти  административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров [50, с. 63-64].
Переходная экономика  может выиграть от рациональной организации акцизных схем, поскольку акциз может выступать значительным источником налоговых поступлений - особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать получению необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который позволит затем применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.
Анализ представленной информации показывает роль акцизов  в формировании доходов бюджетов всех уровней. По этому показателю регионы заметно отличаются друг от друга. По данным ФНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 2,1% [39, с. 1026].
Мировой опыт применения акцизов свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя.
В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат [41, с. 70-71].
Следует отметить, что  при формировании доходов только от одного источника могут быть свои опасности. Бюджет региона попадает в зависимость от деятельности этой отрасли. Уход производителей алкоголя в тень может привести к отрицательным последствиям при исполнении регионального бюджета по расходам (в том числе и в социальной сфере). Руководителям этих регионов следует уделять особое внимание контролю за этой бюджетообразующей отраслью, искать пути выхода из «алкогольной зависимости» их бюджетов. Активное участие государства в организации хозяйственной жизни страны обеспечивается регулирующей функцией акцизов, имеющей различные формы реализации. Одной из основных форм является введение акцизов на специально отобранные товары, по которым признается необходимость регулирования спроса и предложения. Обычно эти товары характеризуются низкой себестоимостью производства и высокой рыночной ценой продажи для конечных потребителей или экстернальными эффектами. Например, в США применяется так называемый «экологический» акциз - акциз на химикаты фреонового типа [24, с. 200-201].
В некоторых случаях  акцизы вводятся на предметы роскоши  с целью перераспределения доходов  высокооплачиваемых слоев населения  в пользу государства и малоимущих. Как правило, это товары для богатых и общественно порицаемые товары, за которые потребитель согласен платить значительно выше их себестоимости. В мировой практике в эту категорию традиционно входят яхты, дорогие мотоциклы, легковые автомобили определенной мощности, а также ювелирные изделия. Здесь используется известный эффект увеличения спроса на товары не первой необходимости при повышении доходов выше определенного уровня.
Практически все подакцизные  товары содержатся в специальном  перечне, где указываются также ставки акцизов, и который, как правило, изменяется в зависимости от конъюнктуры рынка, экономической ситуации и т.д. Расширение номенклатуры подакцизных товаров ведет к слиянию акцизов и другого косвенного налога - налога на добавленную стоимость. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (автомобили и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот [24, с. 203].
Стабильность доходов  обуславливается высокой собираемостью  акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74%.
Основная черта  косвенного налога состоит в том, что никакая индивидуальная характеристика налогоплательщика, за исключением количества выпускаемого или потребляемого товара, не влияет на сумму налогового платежа. Это свойство акцизов - как косвенных налогов, используется государством для воздействия на поведение экономических субъектов - производителей, а фактически - на потребление конкретных видов товаров путем налогообложения в размере, соответствующем части издержек общества, компенсируемых государством. Таким образом, создается ситуация, когда в нормальных условиях (без предоставления каких-либо льгот или при безубыточной продаже) товар не может стоить ниже определенной величины - установленного акциза [24, с. 236].
Таким образом, акцизы также устанавливаются с целью  изъятия в доход бюджета части  выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета
1.3 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей
Как и вся налоговая  система, акцизы характеризуются многосторонним влиянием на экономические процессы в стране. Научно-практические дискуссии  современных экономистов приводят к необходимости подробного рассмотрения фискальной, регулирующей и контрольной функций акцизов.
Основополагающей  является фискальная функция, которая  состоит в обеспечении поступления  достаточного и стабильного потока доходов для формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и необходимых для решения его собственных задач, в том числе для перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества [29, с. 16-17].
Как и большинство  налогов, акцизы обладают 2-мя основными  функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран  регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным  вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.
Существует три  основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую  они выполняют. К первой группе относятся  так называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров [26, с. 33-34].
Очевидно, что экономическая  сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане  выступает алкоголь. Так, неумеренная политика государство в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.
Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно  фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом  двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом [26, с. 39].
Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить  препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог [20, с. 58-59].
Регулирующая функция  реализуется также при установлении дифференцированных ставок акцизов на разные виды товаров внутри товарных групп. Это осуществляется с целью влияния на структуру потребления населением товаров разных видов. Так, более высокая ставка на крепкие алкогольные напитки стимулирует производство и потребление высококачественных вин и слабоалкогольных изделий.
Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в  частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в  РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства [20, с. 61].
Таким образом, постепенное  преодоление кризисных явлений  в экономике делает возможным  при формировании современной системы  косвенного налогообложения некоторое  смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию налогов в целом и акцизов в частности в качестве инструмента экономического регулирования. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Исследование тенденций акцизного налогообложения в современных условиях
С 1 января 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в  главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 26.07.2006 №134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №134-ФЗ).
Законом №134-ФЗ внесены  существенные изменения в ст. 181 НК РФ в части, регламентирующей обложение  акцизами спиртосодержащей продукции.
Так, в подпункт 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в части формулировки о перечне товаров, не рассматриваемых  как подакцизные, внесены изменения, в соответствии с которыми слова «не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукциях заменены словами «не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары».
Необходимость внесения такой поправки в НК РФ была вызвана тем, что с 1 января 2006 года в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «0 государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон №171-ФЗ) головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) была отнесена к понятию «этиловый спирт». В то же время согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 НК РФ спирт этиловый, производимый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного), признан подакцизным товаром и при этом исключения для головной фракции этилового спирта не предусматривалось. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) не рассматривались как подакцизные товары спиртосодержащие отходы, водок, ликероводочных изделий, которые соответствовали нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголь-содержащей продукции в Российской Федерации, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей.
Таким образом, поскольку  головная фракция этилового спирта, с одной стороны, представляет собой  спирт этиловый, а с другой - отходы спиртового производства, у налогоплательщиков возникали вопросы: признавалась ли вышеуказанная фракция этилового спирта (согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 НК РФ) подакцизным товаром или (в соответствии с подпунктом 2 п. 1 рассматриваемой статьи Кодекса) эта спиртосодержащая продукция подлежала освобождению от обложения акцизами в качестве отходов спиртового производства?
После вышеуказанного изменения формулировки подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ к перечню товаров, не рассматриваемых как подакцизные, более не предъявляется требование обязательной принадлежности их к спиртосодержащей продукции.
Поэтому с 1 января 2007 года для целей обложения акцизами уже не имеет значения, относится  головная фракция этилового спирта к понятию «этиловый спирт» или к понятию спиртосодержащая продукция», поскольку эта фракция не рассматривается как подакцизный товар, ввиду того, что она является отходом спиртового производства.
Таким образом, с 1 января 2007 года головная фракция этилового  спирта не признается подакцизным товаром при одновременном соблюдении следующих условий:
- соответствие этих  отходов требованиям нормативной  документации, утвержденной федеральным  органом исполнительной власти;
- направление этих  отходов на дальнейшую переработку  и (или) использование для технических целей.
При выполнении перечисленных  условий производители спирта этилового  из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий не уплачивают акциз по реализуемым  отходам, полученным ими в результате процесса производства перечисленных товаров, в результате чего организации покупают эти отходы у вышеуказанных производителей (для дальнейшей переработки или для использования на технические цели) по цене без акциза.
С 1 января 2007 года Законом  №134-ФЗ исключены из перечня товаров, не рассматриваемых как подакцизные, товары бытовой химии и парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.
Кроме того, поскольку  такой элемент налогообложения, как налоговая ставка акциза на вышеуказанную  продукцию, в ст. 193 НК РФ определена в размере 0%, с 1 января 2007 года вышеуказанные товары признаны в законодательном порядке подакцизными.
Таким образом, согласно вышеизложенным нормам НК РФ, производители  парфюмерно-косметической продукции  и товаров бытовой химии в  металлической аэрозольной упаковке являются с 1 января 2007 года плательщиками акцизов на общих основаниях и, следовательно, в этом качестве обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую декларацию.
С 1 января 2007 года в  ст. 179.2 НК РФ внесены дополнения, предусматривающие выдачу организациям - производителям парфюмерно-косметической продукции или товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для которых используется денатурированный этиловый спирт, двух видов свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, а именно в первом случае - на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и во втором случае - на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
Для получения соответствующих  свидетельств организации, производящие денатурированный спирт, и организации, использующие этот спирт в качестве сырья для производств неспиртосодержащей продукции или спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, должны иметь в собственности соответствующие мощности по производству, хранению и отпуску производимых ими товаров.
Кроме того, организации, не имеющие в собственности таких мощностей, могут получить свидетельство, если они владеют более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, имеющих в собственности соответствующие мощности.
Включенным с 1 января 2007 года в ст. 201 НК РФ п. 16 установлено, что одним из оснований, подтверждающих право производителей спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной  упаковке на налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных при приобретении денатурированного этилового спирта, является соответствующее свидетельство (на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или на производство спиртосодержащих товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).
Таким образом, с 1 января 2007 года организации, использующие в  качестве сырья для производства спиртосодержащей продукции в металлической  аэрозольной упаковке приобретенный  денатурированный этиловый спирт, имеют  право на налоговые вычеты акциза, уплаченного по этому спирту, только в случае наличия у них вышеназванного свидетельства.
Пример. Если в 2007 году организация произведет 1000 л спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции  в металлической аэрозольной  упаковке (в пересчете на безводный спирт), для производства которой приобретет, оплатит и отпустит в производство 500 л денатурированного этилового спирта (в пересчете на безводный спирт), то она рассчитает сумму акциза следующим образом:
- поскольку ставка  акциза на вышеуказанную продукцию установлена в размере 0 руб., сумма начисленного на дату ее реализации акциза также составит 0 руб.;
- сумма акциза, уплаченная  по приобретенному денатурированному  этиловому спирту, составит 11 750 руб. (23 руб. 50 коп. х 500 л);
- эта же сумма подлежит возмещению из бюджета (0 руб. х 1000 л - 11 750руб.= -11 750 руб.). с 1 января 2006 года взимание акцизов по алкогольной продукции перенесено целиком на ее производителей.
Существенным изменением, внесенным с 1 января 2007 года в порядок  налогообложения алкогольной продукции, является унификация ставок акциза на нее.
До 1 января 2007 года вся  алкогольная продукция (за исключением  вин) для целей обложения акцизами подразделялась в зависимости от объемной доли этилового спирта на три категории: до 9% включительно, свыше 9 и до 25%, свыше 25%.
В целях упрощения  администрирования акцизов по алкогольной  продукции и установления равного  режима налоговой нагрузки на различные  виды данной продукции вместо действовавших  до 1 января 2007 года трех категорий алкогольной продукции с различными размерами ставок с вышеуказанной даты применяется одна категория алкогольной продукции (за исключением вин натуральных и шампанских), по которой ставка акциза установлена в размере 162 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
Таким образом, с 1 января 2007 года для лей налогообложения (применения ставок акциза) алкогольная  продукция в зависимости от содержания в ней объемной доли этилового  спирта более не подразделяется.
Федеральным законом  от 26.07.2006 №134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №134-ФЗ) конкретизирован порядок применения установленных п. 4 ст. 200 НК РФ вычетов сумм акциза, уплаченных на территории Российской Федерации по произведенному из пищевого сырья этиловому спирту, использованному для виноматериалов, которые в дальнейшем использованы для производства алкогольной продукции.
С 1 января 2007 года формула (С = (АхК):100) хО) для определения суммы вычета акциза, уплаченного по спирту, косвенным образом (то есть посредством виноматериалов) использованному в производстве алкогольной продукции, отменена и такие вычеты производятся в соответствии с п. 2 ст. 201 НК РФ исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении в налоговые органы налогоплательщиком, производящим из этого спирта алкогольную продукцию, следующих документов или их копий:
- договора купли-продажи  виноматериалов, заключенного между  производителем виноматериалов  и производителем алкогольной  продукции;
- платежных документов  с отметкой банка, подтверждающих  факт оплаты приобретенных виноматериалов;
-товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур;
- купажных актов  и акта списания виноматериалов  в производство.
Кроме того. Законом  №134-ФЗ уточнен порядок осуществления  вычетов сумм акциза в случае технологических  потерь при производстве подакцизной продукции.
До 1997 года в России действовала адвалорная система  взимания акцизов с табачной продукции, а с 1997 по 2002 год - специфическая. Адвалорная система акцизного налогообложения  табачных изделий (ставки устанавливались  в процентах от цены продукции) в условиях высоких темпов роста инфляции позволяла автоматически индексировать поступления акцизов в бюджет при повышении цен. Вместе с тем в полной мере проявились недостатки данной системы: возможность занижения отпускной цены производителями и импортерами, что приводило к существенному недополучению налоговых поступлений.
В настоящее время  по подакцизным товарам установлены  специфические налоговые ставки, исключение составляют сигареты, по которым  установлены комбинированные ставки. (Приложение).
Государственная Дума приняла в третьем чтении закон об индексации акцизов в 2008-2010 годах. В законе, в частности, говорится, что акциз на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента в 2008 году составит 2,74 рубля за литр, в 2009 году - 2,92 рубля, в 2010 году - 3,09 рубля за литр. Ставка акциза на пиво с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента в 2008 году составит 8,94 рубля, в 2009 году - 9,52 рубля, в 2010 году - 10,09 рубля за литр. Таким образом, парламентарии повысили акцизы на пиво в 2008 году на 32 процента, а на пиво крепостью свыше 8,6 процента - на 20 процентов. В оставшиеся два года акцизы будут индексироваться в пределах инфляции. При этом акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта не более 9 процентов (слабоалкогольные коктейли) составят в 2008 году 110 рублей за литр, в 2009 году - 117,15 рубля, а в 2010 году - 124,17 рубля за литр. Таким образом, для производителей слабоалкогольных коктейлей акциз на содержащийся в их продукции спирт решено понизить с 162 рублей за литр до 110 рублей за литр.
С 2007 года по сигаретам  и папиросам действует новая  декларация. Это связано с изменением методики расчета налоговой базы и суммы акциза по сигаретам с  фильтром, сигаретам без фильтра  и папиросам. По этим товарам с 2007 года установлена комбинированная ставка. У нее две составляющие специфическая и адвалорная. Специфическая определяется в твердой сумме - в рублях и копейках за 1 тысячу реализованных или переданных сигарет. Адвалорная - в процентах к расчетной стоимости. Расчетная стоимость должна исчисляться исходя из максимальных розничных цен, то есть с учетом НДС и акциза. Налогоплательщик должен сложить суммы акциза, расчитанные по специфической и адвалорной ставкам, и сравнить результат с суммой акциза, исчисленной по минимальной ставке. В бюджет надо уплатить большую из этих сумм. [24, с. 137].
Пример.
Если в феврале 2007 года производитель сигарет с  фильтром произвел и реализовал 50 тыс. штук этих табачных изделий, или 2500 пачек, максимальная розничная цена каждой из которых продекларирована им в размере 25 руб., то (учитывая, что комбинированная ставка акциза на такие сигареты установлена в размере 100 руб. за 1 тыс. штук+5% расчетной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс штук сигарет) расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по этой партии сигарет, включал бы следующие расчеты:
- расчет суммы акциза, рассчитанной исходя из специфической  составляющей комбинированной ставки, - 5000 руб. (100 руб. х 50 тыс. шт.: 1 тыс.  шт.);
- расчет суммы акциза, рассчитанной исходя из адвалорной составляющей комбинированной ставки и определяемой как 5% от расчетной стоимости сигарет в максимальных розничных ценах, - 3225 руб. [(25 руб. х х 2500 пачек) х 5%];
- расчет общей суммы  акциза, рассчитанной по комбинированной  ставке, - 8125 руб. (5000 руб. + 3125 руб.);
- расчет суммы акциза, рассчитанной по минимальной  ставке акциза,- 5750руб. (115руб. X50 тыс.  шт.: : 1 тыс. шт.).
Закон №134-ФЗ внес в  главу 22 НК РФ изменения в части обложения акцизами нефтепродуктов, в том числе касающиеся переноса с 1 января 2007 года обязанности плательщиков акцизов на производителей нефтепродуктов.
Таким образом, осуществлен  возврат к порядку исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, действовавшему до 1 января 2003 года. В связи с этим с 1 января 2007 года утратила силу ст. 179.1 «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами» НК РФ, устанавливавшая порядок выдачи названных свидетельств.
В результате изменений с 1 января 2007 года по-новому определяются основные элементы обложения акцизами нефтепродуктов (объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты), а также состав плательщиков акциза.
Особый порядок  обложения акцизами, предусматривающий  наличие соответствующих свидетельств, сохранен в 2007 году только в отношении совершения операций с прямогонным бензином, используемым в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. При этом, поскольку прямогонный бензин может использоваться в качестве сырья не только в этих целях, но и, например, для производства автомобильного бензина, то применяется общий порядок исчисления акцизов на нефтепродукты.
С 1 января 2007 года объект обложения акцизами возникает при  совершении с нефтепродуктами операций, установленных п. 1 ст. 182 НК РФ.
В отношении подакцизных  нефтепродуктов, произведенных за пределами  территории Российской Федерации, объект обложения акцизами возникает при  их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости  от избранного таможенного режима, а именно:
- при помещении  подакцизных товаров под таможенный  режим выпуска для свободного  обращения акциз уплачивается  в полном объеме;
- при помещении  подакцизных товаров под таможенный  режим реимпорта налогоплательщик  уплачивает суммы акциза, которые в соответствии с главой 22 Н К РФ были ему возмещены или от уплаты которых он был освобожден в связи с экспортом этих товаров;
- при помещении  подакцизных товаров под таможенные  режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
- при помещении  подакцизных товаров под таможенный  режим переработки на таможенной  территории акциз уплачивается  при ввозе вышеуказанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации;
- при помещении  подакцизных товаров под таможенный  режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, определенном таможенным законодательством Российской Федерации.
Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением  нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь.
С 1 января 2007 года утратили силу положения подпункта.14 п. 1 ст. 182 НК РФ, в связи с чем первичная  реализация подакцизных нефтепродуктов, происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, объектом обложения акцизами не признается.
При этом налогообложение  ввоза подакцизных товаров (включая  нефтепродукты) с территории Республики Беларусь имеет свои особенности, связанные  с тем, что в отношении российских товаров, вывозимых в Республику Беларусь (и соответственно белорусских товаров, ввозимых в Российскую Федерацию), таможенное оформление не осуществляется. Это предусмотрено Соглашением от 06.01.1995 о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, постановлением Правительства РФ от 23.06.1995 №583 и приказом ГТК России от 24.04.2000 №343.
В соответствии с п. 1 ст. 186 НК РФ порядок взимания акциза по нефтепродуктам, ввозимым из Республики Беларусь, устанавливается Правительством РФ.
Так, с 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь а принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о взимании косвенных налогов).
Таким образом, акцизы при ввозе нефтепродуктов на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь исчисляются и  уплачиваются в порядке, установленном  Положением о взимании косвенных  налогов.
Так, в соответствии с п. 1 и 3 раздела I Положения о взимании косвенных налогов акциз по объемам нефтепродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, уплачивается по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.
Согласно п. 7 раздела I Положения о взимании косвенных  налогов акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.
По подакцизным  товарам, произведенным из давальческого сырья, происходящего с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз этих товаров.
Освобождение от обложения  акцизами операций по реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт производится в соответствии со ст. 184 НК РФ, согласно п. 2 которой налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.
Учитывая последние  изменения закона о федеральном  бюджете на 2006, следовало ожидать его выхода на уровень прошлого 2005 года, а, следовательно и дальнейшего незначительного сокращения доходов регионов, выраженных в процента ВВП, относительно прошлого года. Рост расходов региональных бюджетов в январе-сентябре был менее масштабным, чем рост их доходов, а в процентах ВВП расходы сократились по сравнению с прошлым годом в большей степени, чем доходы, причём исключительно за счёт уменьшения текущих расходов. Если кратко охарактеризовать общую ситуацию с исполнением региональных бюджетов, то за январь-сентябрь 2006 года совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 2 121,0 мдрд. рублей или 13,9% ВВП, (что на 0,2% ВВП меньше, чем в прошлом году), совокупные расходы - 1 957,5 млрд. рублей или 12,8% ВВП (что также на 0,2% ВВП меньше, чем в прошлом году), а профицит - 163,5 млрд. рублей или 1,1% ВВП (рост на 0,1% ВВП).
Динамика поступления  собственных доходов региональных бюджетов в основном определяется динамикой  поступления их налоговых доходов, которые в свою очередь сильно зависят от динамики сборов акцизов и налога на прибыль. [37, с. 11].
Таблица 2.1 - Налоговые  поступления в консолидированный  бюджет регионов в январе-сентябре 2008 и 2009 гг.
 
Виды налогов сборы (% ВВП) доля в налоговых  доходах (%)  
  2008 2009 2008 2009  
Акцизы (без  ГСМ) 0,4 0,4 4,4 4,1  
Всего налоговых 9,3 8,9 100 100  
           

 

Снижение поступлений  акцизных доходов в январе-августе 2006 года по сравнению с 2008 годом связано  с тем, что постепенно снижающийся  рост поступлений по налогу на прибыль  уже не может скомпенсировать  уменьшение поступлений по большинству остальных налогов.
Благоприятная ситуация в исполнении консолидированных  региональных бюджетов устойчиво сохранялась  на протяжении 2009 года. Подавляющее  большинство регионов исполнило  бюджеты с профицитом, значительно превышающим 2009 г. Таким образом, профицит региональных бюджетов был достигнут за счёт снижения темпов роста расходов, причем лишь той их части, которая не связана ни с выплатой зарплат, ни с расходами по социальным статьям функциональной классификации. При этом снижение темпа роста расходов не оказало влияния ни исполнение регионами бюджетных обязательств, напротив, регионы, в своей массе, сократили имевшуюся у них на начало года кредиторскую задолженность. С другой стороны определённую озабоченность начинает вызывать тот факт, что подавляющая часть значительного профицита региональных бюджетов скапливается на бюджетных счетах субфедеральных органов власти [37, с. 11-12]. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
2.2 Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет
С 1 января 2007 года были изменены ставки и порядок уплаты акцизов: налогоплательщиками не признаются лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов; акцизы уплачивают производители нефтепродуктов при их реализации; увеличены ставки акцизов на алкогольную продукцию; акцизы на табачные изделия рассчитываются от максимальной розничной цены.
Влияние высоких адвалорных ставок акцизов на возможности улучшения  качества продукции, ее оформления, предпродажной  подготовки или иного подобного  улучшения особенно заметно на товарах алкогольной группы (где ставки акцизов устанавливались на уровне 800 - 900% от отпускной цены, не включающей акцизов), но, по-видимому, актуально и для других производств. Если, например, новая оригинальная бутылка или упаковка обойдется производителю подакцизной продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная цена продукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться на 9 - 10 руб. Зачастую покупатель не готов к такому резкому росту цен, а производитель не в состоянии покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные ценовые эффекты возможны только при использовании адвалорных ставок [48, с. 33].
Многие из перечисленных  проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 2007 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров [32, с. 117].
Рисунок 2.1 - Дефлированные  месячные поступления акцизов в  федеральный и местные бюджеты, прирост задолженности по акцизам в федеральный бюджет (на правой оси) (млн. рублей)
На протяжении всего  периода с 2001 года по 2007 год распределение  акцизов между федеральным бюджетом и остальными уровнями бюджетной  системы осуществлялось следующим  образом: в федеральный бюджет зачислялись 100% от поступлений акцизов на нефть, включая газовый конденсат (с 2002 года отменены), автомобили, импортные товары, подлежащие акцизному налогообложению, а также 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию, включая питьевой спирт; в консолидированные бюджеты субъектов Федерации - 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию и 100% от поступлений всех прочих акцизов, включая акцизы на табачные изделия и пиво [32, с. 117-118].
Поступление акцизов  в местные и региональные бюджеты  отличалось стабильностью (начиная с 2001 года и по нынешний день они составляют порядка 0,5% ВВП). Что объясняется в большей степени стабильностью налоговой базы.
Рисунок 2.2 - Поступления  акцизов в федеральный и местные  бюджеты (в % ВВП)
Колебания поступлений  акцизов в федеральный бюджет, как видно из рисунка, связаны в основном с динамикой задолженности по акцизам. Так, январские спады поступлений налога в 2005 и 2006 гг. совпадают с ростом недоимки по налогам в эти месяцы и, наоборот, рост поступлений акцизов в декабре 2007 г. совпал с падением задолженности [33, с. 48-49].
Стоит отметить, что  переход в начале 2006 года на специфические  ставки акциза по основной массе подакцизным  товаров не привел к падению налоговых  поступлений, ввиду незначительных значений инфляции на протяжении последних двух лет (за исключением сентября 2007 года).
Согласно данным, за десять месяцев 2007 года показатели исполнения федерального бюджета по доходам  оказались хуже, чем в январе-октябре 2006 года, причем это ухудшение произошло главным образом за счет уменьшения объемов таможенных поступлений. Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в январе-сентябре 2007 года, по предварительным данным, 2 617,9 млрд. руб. или 13,5% ВВП, что на 0,3% ВВП меньше, чем за первые девять месяцев 2006 года. Основу роста собственных доходов регионов составили налоговые доходы и, главным образом, акцизы. [46, с. 99].
Таблица 2.2 - Налоговые  поступления в консолидированный бюджет регионов в январе-сентябре 2008 и 2009 гг.
 
Виды налогов сборы (% ВВП) доля в налоговых  доходах (%)  
  2008 2009 2008 2009  
Акцизы (без  ГСМ) 0,4 0,3 4,1 3,1  
Всего налоговых 8,9 9,2 100 100  
           

По данным ФНС, в 2009 году акцизы на сигареты и спирт (без алкогольных акцизов) принесли федеральному бюджету 59,255 млрд. руб. Сбор алкогольных акцизов в 2009 году, по данным Счетной палаты, составил 55,4 млрд. руб. [25, с. 26].
В этом году поступления  по этим акцизам выросли более  чем на 110 млрд. руб., а в 2010-м ожидается - до 120 млрд. руб. Но федеральный бюджет получает лишь табачные и спиртные акцизы, поэтому ему достанется 65,58 млрд. руб.- в 2010-м. Правительство прогнозирует, что сбор акцизов со спирта и табака в 2010 году составит в сумме 69,385 млрд. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.