На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические  основы профессионального самоопределения,  его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические  проблемы и ошибки профессионального  самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30 

2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте 

2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31 

2.2 Методика Е.А.  Климова……………………………………………………..32 

2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42
Приложения………………………………………………………………………
 

ВВЕДЕНИЕ
Ускорение социально-экономического развития нашего общества тесно связано с повышением роли человеческого фактора. В связи с этим ставится задача существенного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышения морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирования у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.
Именно поэтому  школа должна создавать предпосылки  для зрелого и правильного  выбора учащимися своей будущей  профессии. Но нередки случаи, когда  попытки «найти себя» в период учёбы заканчиваются неудачно. В этом большую роль играет оторванность школьной теории от практики жизни. Реально столкнувшись с трудовой деятельностью, молодые люди начинают понимать, что те знания, которые нужны, не давались в школе, и их придётся осваивать самостоятельно. Предотвращение таких ситуаций является одной из задач общеобразовательных учреждений, которые должны обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Однако в современных  условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, социально-политическая и экономическая нестабильность общества не позволяет подростку реализовать свои планы на будущее в полной мере. Во-вторых, существенно изменился «набор» профессий, их содержание и престижность. В-третьих, исчезли многие источники знаний о мире профессий, а телевидение и специальная литература могут предоставить только перечень специальностей и учебных заведений, где им можно обучиться. Все это вынуждает школьников приспосабливаться к ситуации, существующей на рынке труда, вместо активного осуществления профессионального самоопределения.
Практическое  решение поставленной проблемы базируется на теоретических исследованиях  Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Шадрикова В.Д., Митиной Л.М., Марковой А.К. и др., в которых определяются базовые понятия (профессия, профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональное консультирование и т.д.), рассматриваются основные методы исследования и пути преодоления обозначенных трудностей.
Анализ имеющейся  по этой проблеме литературы показывает, что большинство исследований направлено на изучение факторов и условий выбора профессии, а также на сам процесс  выбора: изучаются профессиональная направленность личности, склонности, намерения и т.п. Безусловно, эти аспекты важны, однако работы главным образом ограничивают рассмотрение профессионального самоопределения анализом подготовки выпускников школы к выбору профессии. Но процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. По замечанию Е.А. Климова, вопрос об уточнении выбора профессии время от времени возникает в течение всего активного периода жизни человека [1, с. 90]. Кроме того, результаты многочисленных экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. С другой стороны, даже мотивированный выбор будущей профессии далеко не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Поэтому ограничиваться выявлением факторов самоопределения недостаточно.
Многие авторы предлагают системы методов по проведению профориентационной работы в школе  на разных возрастных этапах, но на практике специалисты используют только отдельные методики из данных систем, что является причиной неэффективности работы.
Профориентация  как система мероприятий по оказанию помощи молодому человеку, выбирающему  профессию, и как психолого-педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся является важной составляющей учебно-воспитательной работы школы. Роль психолога и педагога социального в этом процессе заключается в постепенном формировании у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспективы своего развития в качестве будущего профессионала. Компетентное содействие выбору профессии требует учета всех факторов профессионального самоопределения. К тому же необходимо обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант берет на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
В школе необходимо проводить систематическую работу по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. «Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует профессиональному самоопределению личности. Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Полученная информация может быть использована для проведения с учащимися профориентационной работы по профессиональному просвещению и консультированию» [2, с. 34].
В современной  литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее конкурентоспособность, уровень безработицы и т.д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). Однако анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что необходимо существенное уточнение современного понимания профессионального самоопределения как педагогической цели. Не раскрыты в полном объеме способы его диагностики на различных этапах становления, критерии его сформированности, а также принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением старшеклассников в современных условиях.
С учетом всего  вышесказанного и была избрана тема дипломной работы. Объект данного  исследования - профессиональное самоопределение  подростков. Предмет исследования - направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении  особенностей и трудностей профессионального  становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и  обосновать научные и теоретические  основы профессионального самоопределения  школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения  выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному  самоопределению подростков в условиях школы.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические:  анализ философской, социологической,  психолого-педагогической литературы, сравнительное изучение различных  подходов к предмету исследования, моделирование общих и частных  гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы и др.;
- эмпирические: опросно-диагностические методы (интервьюирование, анкетирование, беседы с учащимися), экспертная оценка, наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта, диагностика; использовались методики «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной); опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной); методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)), ДДО Е.А. Климова;
- статистические: математическая и статистическая  обработка результатов.
Осуществленное  исследование несомненно имеет как  теоретическую, так и практическую значимость, которая заключается в возможности применения полученных результатов теми, кто занимается теорией и практикой профессиональной ориентации. Данная работа предназначена для педагогических специальностей и может быть использована школьными учителями, социально-психологическими и методическими службами образовательных учреждений для повышения эффективности педагогического процесса.
 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В основе построения педагогического процесса всегда лежит  то или иное понимание природы формируемого качества. В зависимости от того, как это качество интерпретируется, во многом зависит последующий выбор педагогических средств и, обоснование логики их развертывания. В связи с этим назначение первой главы данного исследования состоит в том, чтобы изучить научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, уточнить сущностные характеристики профессионального самоопределения, выявить его специфику, функции в целостном развитии старшего школьника, а также ведущие факторы, определяющие динамику становления профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
1.1 Теоретические  основы профессионального самоопределения,  его основные характеристики
В пору юности все  определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только темпераментом и характером, но и своими способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [3, с. 34]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.
«Стремление применить  свои возможности, проявить себя ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации» [4, c. 258].
Понятие «самоопределение»  используется в педагогике, социологии, психологии для обозначения процесса становления человека, его ценностной ориентации; для развития жизненной перспективы, формирования профессионального выбора в соответствии с определением им своего предназначения, отношения к окружающему миру, обществу, где реализуется переход вероятности в действительность.
В толковом словаре  Ожегова глагол «самоопределиться» означает «определить свое место  в жизни, в обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы» [5, с. 640]. Это разумная и целеустремленная деятельность субъекта, приводящая в конечном итоге к осуществлению запланированной цели.
Таким образом, вся человеческая жизнь может  пониматься как самоопределение - ведь человек, в силу своего беспокойного характера, не может находиться в состоянии покоя.
Одно из наиболее исчерпывающих дефиниций самоопределения  представлено в педагогическом тезаурусе  «Энциклопедия социологии», где  оно определяется как «процесс и  результат выбора личностью собственной  позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы» [6].
Уточнение данного  понятия с различных точек  зрения позволяет в общем виде интерпретировать самоопределение  как способность человека к самостоятельному построению собственной жизни.
Важнейшим звеном, узловым личностным механизмом, создающим  условия для самоопределения  в любой области является выбор. Смысловую сущность самоопределения  некоторые авторы трактуют как поиск смысла, цели своего существования.
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными  ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание, которые связываются  многими мыслителями именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность". В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [7, c. 78-79].
Отсутствие способности  к самоопределению, умения выбирать приводит к тому, что человек утрачивает возможность самореализовываться  как своеобразное существо, активно изменяющее жизнь общества, т.е. возможность строить свою индивидуальную историю в рамках социокультурного пространства.
Типы и уровни самоопределения
В относительно короткий период подростку необходимо создать жизненный план -- решить вопросы кем быть и каким быть. Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
Чтобы помочь сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, можно  попытаться выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Основными отличиями этих типов самоопределения, согласно Пряжникову Н.С. и Пряжниковой Е.Ю., могут быть следующие:
1. Для профессионального  самоопределения характерны: а) большая  формализация (профессионализм отражается  в дипломах и сертификатах, в  трудовой книжке, в результатах  труда и т.п.); б) для профессионального  самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
2. Для жизненного  самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и  стиля жизни, которые специфичны  для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
3. Для личностного  самоопределения характерны: а) невозможность  формализации полноценного развития  личности; б) для полноценного  личностного самоопределения лучше  подходят не "благоприятные"  в обывательском представлении  условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств [8].
В современном  мире, когда основную часть времени  взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с "главным делом" жизни. Поэтому самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.
По каждому  из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения, которые можно назвать "уровнями возможностей самоопределения". Можно условно выделить по пять таких "уровней" отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения [Приложение A, рисунок 1]. По мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга [8].
Е.А. Климов также  выделяет два уровня профессионального  самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [9, с. 62-63].
В отечественной  и зарубежной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области  теории профессионального самоопределения.
Так, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле. Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. В дальнейшем Ш. Бюлер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня личностного развития. В теории типов личностей Дж. Холланда утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет 6 типов личности, утверждая, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов [10].
А. Адлер считал, что выбор профессии основан  на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей  личности. Таким образом, человек  выбирает именно ту профессию, которая  наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах.
Э. Роу связывает  профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания [11, c. 459].
Многообразие  различных концепций вызвано  не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью ее населения.
Также существует множество отечественных исследований в области профориентации. Их особенностью является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Решением проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении занимается литовский  исследователь Л.А. Йовайша. Он занимается в основном двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включающейся в учебно-воспитательный процесс, и исследованием теоретических и организационно-методических вопросов профконсультирования. Л.А. Йовайша делает акцент на необходимости активности самого молодого человека, подчеркивает важность формирования его самопознания: "самопознание и знание выбираемой профессии - основа правильного выбора профессии" [12, с. 34]. Не раскрывая процесса самопознания с его психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют, подчеркивает важность того, какую позицию занимает сам юноша в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, являясь субъектом выбора профессии.
Одним из лидеров "воспитательной" концепции в  профориентации признан А.Е. Голомшток. Правильная критика представлений  о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности  человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных [13].
В исследованиях  Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, П.А. Шавира, И.С. Кона проблема профессионального  самоопределения личности рассматривается  с позиций принципов детерминизма и деятельности: профессиональное самоопределение понимается как существенная сторона общего процесса развития личности, движущие силы которого заключены в его внутренней противоречивости. «Профессиональное самоопределение молодого человека … не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Поэтому для построения научной теории профориентации важнейшее значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения. Последняя не возникает как простая равнодействующая всех внутренних предпосылок, но складывается в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В русле этого взаимодействия человек активно “ищет себя”, руководствуясь сложившимися у него представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Выбор профессии, таким образом, неотделим от развития личности в целом» [14, с. 5].
В «Большой советской  энциклопедии» дается следующая  дефиниция профессиональному самоопределению: «Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности» [15, с. 56].
Определение сущности профессионального самоопределения  является до сих пор нерешенной задачей, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Однако можно смело утверждать, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельный и осознанный поиск и нахождение смыслов в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. «От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии» [16, с. 98].
Выбор профессии  становится для старшеклассника  самым важным, неотложным и трудным  делом. «Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его» [17, с. 87]. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать специальность. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.
 

1.2 Цели, этапы,  мотивы и факторы профессионального  самоопределения
Профессиональное  самоопределение сегодня -- многомерный  и многоступенчатый процесс, который  можно рассматривать под разными  углами зрения. Во-первых, как серию  задач, которые общество ставит перед  формирующейся личностью и которые  эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. (Социологический подход, исходит из запросов общества). Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности). В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности) [18].
Условно можно  выделить следующие основные группы задач, которые нужно помочь решить подростку при профессиональном самоопределении:
информационно-справочные, просветительские;
диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
морально-эмоциональная  поддержка клиента;
помощь в выборе, в принятии решения.
Современные отечественные  исследователи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Исходя из этого, его главная, идеальная цель заключается в «постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [19, c. 28].
Перед молодым  человеком лежит множество путей  достижения цели профессионального  самоопределения. Как вариант, такой  путь может быть представлен нами в виде схемы: период активного поиска цели > осознание цели > реализация жизненных ценностей.
Традиционно процесс  профессионального становления  человека рассматривается как ряд  последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или  иначе связаны с возрастными  этапами развития человека:
Фаза оптанта: человек обретает озабоченность  вопросами выбора или вынужденной  перемены профессии и делает этот выбор.
Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии  и осваивающий ее.
Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе.
Фаза интернала: это уже опытный в своем  деле работник, который и устойчиво  любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно  и успешно справиться с основными  профессиональными функциями.
Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши.
Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.).
Фаза наставничества: авторитетный мастер своего дела передает свой опыт ученикам, последователям [20, c. 419-424].
Процесс профессионального  самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. «Выбор профессии - не одномоментный акт; он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем продолжительность этапов зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:
Первичный выбор  профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
Этап профессионального  самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
Профессиональное  обучение: осуществляется после получения  школьного образования для освоения выбранной профессии;
Профессиональная  адаптация: формирование индивидуального  стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
Самореализация  в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом» [21, с. 407].
Таким образом, профессиональное самоопределение  берет начало в окончании подросткового возраста, который можно назвать эпохой самоопределения, и пронизывает весь жизненный путь человека. Несмотря на большое количество литературы, еще не выработан единый подход к проблеме профессионального самоопределения. Это длительный, индивидуальный процесс, включающий в себя несколько фаз и этапов.
Мотивы выбора профессии и ценностные ориентации
Личность формируется  в процессе постоянных взаимоотношений  с людьми. Поэтому ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
«Ценностные ориентации - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным  опытом индивида в ходе процессов  социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» [6].
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности, представляющие для него значимость: самоутверждение в обществе и ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда, интересная работа; мастерство своего дела; романтика трудовой деятельности; материально-практические ценности (хороший заработок); должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе и т.д.
Главную роль в  выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов  и потребностей личности, целей этой личности. Очевиден тот факт, что в юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.
В педагогической литературе нет единой классификации  мотивов выбора профессии. Как правило, в основе принятия человеком решения лежит не один, а комплекс мотивов. Чем сложнее деятельность, тем сложнее палитра мотивов, лежащих в ее основе. В одном случае выделяются такие группы мотивов: общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии; ссылка на пример или немотивированный выбор. В другом рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьем ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [22, с. 26].
Павлютенков Е.М. выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, материальные, престижные, утилитарные и мотивы, связанные с содержанием труда. [22, с.59].
Шумская Л.И. сгруппировала  мотивы, влияющие на абитуриентов, по следующим  трем логическим основаниям:
1. Социальные  мотивы, обусловленные пониманием  высокой социальной значимости  высшего образования, престижностью  вуза и избранной специальности,  осознанием своего долга и  ответственности за судьбу страны.
2. Личностно-профессиональные  мотивы, среди которых выделяется: а) внутренне обусловленная мотивация; желание приобрести избранную специальность; ее соответствие жизненному призванию, перспективы профессионального роста и материального благополучия; б) внешне обусловленная мотивация, где в качестве побуждений для поступления в данный вуз выступает желание продолжить семейную традицию, а также советы родителей, друзей, учителей.
3. Ситуативные  мотивы, включающие стремление получить  диплом без последующей работы  по специальности, нежелание работать после окончания школы, служить в армии, невысокий конкурс при поступлении в вуз [23, c. 147].
По характеру  все мотивы можно разделить на чёткие, аргументировано обосновывающие целесообразность выбора данного направления  трудовой деятельности, нечёткие, неуверенные и никак не аргументированные мотивы. «Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии» [22, с. 13]. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда, и насколько четки, аргументированы мотивы выбора, что даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.
Факторы профессионального самоопределения
В психологической  литературе нет единого взгляда  на то, как формируется выбор профессии  и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
Ряд исследователей придерживается распространенной точки  зрения на выбор профессии как  на выбор деятельности. В этом контексте распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.
Другие авторы придерживаются взгляда на выбор  профессии как на частный случай социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной  стороны, считается социально заданным, а с другой -- определяется прежде всего социальными характеристиками профессии. Не вызывает сомнения положение о влиянии общества в целом на профессиональное самоопределение его членов, и, конечно же, с профессиональной деятельностью непосредственно связано положение личности в обществе [24, с. 2].
«Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии  как к одному из важнейших событий  в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым  опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте -- на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии также должны быть учтены жизненные планы личности» [24, с. 3].
Выбирая профессию, практически каждый стремится заглянуть  в будущее и оценить свои перспективы через несколько лет, когда настанет время получать диплом и искать работу. Но столь долгосрочный и одновременно точный прогноз трудно сделать даже опытному специалисту по кадрам, поскольку в нашей стране рынок труда пока складывается под влиянием нестабильных экономических условий.
Во время подросткового  периода интересы значительной части  подростков крайне неустойчивы. Подростки, перед которыми реально стоит  вопрос выбора профессии, руководствуются  тремя позициями: хочу -- интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом; могу -- уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности; надо -- спрос на профессию, потребность в ней общества.
На первое место  они ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте -- работа, от которой можно получать новые впечатления.
В последнее  время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу. «Мало кто станет отрицать, что  при выборе профессии и ВУЗа основным критерием, которым руководствуются молодые люди, является будущая зарплата и возможность профессионального роста. Однако на сегодняшний день при выборе профессии все большее значение приобретают внешние факторы, зачастую подавляя индивидуальные предпочтения» [25].
Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками [26, c. 150].
Многие исследователи  по-разному подходят к определению  факторов профессионального выбора. Так, Кулагина И.Ю. отмечает, что «существенные факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний. От уровня притязаний зависит то, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом» [27, с. 168].
Ф. Райс утверждает, что выбор профессии зависит в основном от склада его ума, от его направленности. «Призвание для молодых людей с философским складом ума -- это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если такие подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы.
Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению  общества, в котором живут, выбор  профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся  им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными.
Молодые люди, старающиеся  быть “практичными”, выбирают такие  профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны  и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор основан прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других молодых людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа - дверь, ведущая в мир взрослых» [28, с. 517].
Более того, Ф. Райс говорит о том, что иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.
Малая часть  подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это  необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых  в жизни взрослых, и ценностей  общества привело таких молодых  людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравится. Несомненно, что «даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку общество становится всё более сложным» [28, с. 518].
Профессиональный  выбор старшеклассников может определяться целым комплексом факторов: желанием освоить избранную профессию, получить высшее образование, изменить или повысить свой социальный статус, материальное положение и т.д. Все множество факторов исследователи подразделяют на объективные (внешние по отношению к личности факторы: семья, домашние условия, образовательный уровень родителей, ближайшее окружение, средства массовой информации, уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий и ряд других) и субъективные (интересы, склонности личности, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер, уровень притязаний и др.).
Одним из наиболее сильных факторов, влияющих на личность, в том числе и при выборе профессии, является семья.
Прежде всего, установлено влияние социального  положения родителей на формирование профессиональных планов школьников. Дети родителей, имеющих высшее образование, связывают свои планы с поступлением в высшие учебные заведения, в то время как дети родителей из среды рабочих имеют гораздо меньшую тенденцию к получению высшего образования. В семьях работников интеллектуального труда получение высшего образования становится обязательным требованием и выступает в качестве своеобразной самоцели. Это приводит к жесткой фиксации цели, что отрицательно сказывается на личности в случае ее не достижения. Влияние родителей на выбор профессии подробно описано Столяренко Л.Д:
- прямое наследование  профессии родителей, продолжение семейного бизнеса;
- родители оказывают  влияние, обучая своей профессии;
- родители влияют  на интересы и занятия детей  с самого раннего возраста, поощряя  или осуждая их интересы и  увлечения, воздействуя своей  семейной атмосферой;
- родители воздействуют  своим примером;
- родители направляют  или ограничивают выбор своих  детей, настраивая на продолжение  или прекращение обучения, на  определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние  мотивы родителей могут быть  при этом различны, неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.);
- на выбор  детей оказывает влияние то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии [29, с. 337].
Также существенное влияние на формирование профессиональных планов оказывают и взаимоотношения  в семье, ее атмосфера. «Наличие в  семье атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки, четкого распределения  функций, преобладание методов поощрения  и убеждения толкает ребенка на закрепление этой системы отношений и поддержание её в будущей жизни, в том числе и при выборе профессии. Дети из таких семей выбирают профессии, связанные с работой с людьми. Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны способствует профориентации детей в сферу искусства. Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводят к тому, что в своей последующей жизни ребёнок стремиться избегать контактов с людьми и выбирает профессии из “мира вещей”» [17, с. 28].
Кроме семьи, одним  из основных социальных институтов, является школа. В ней формируются интересы школьников, представление о различных  видах труда, профессиональные навыки и умения.
Большое влияние  оказывает на формирование профессиональной направленности школьников и личность учителя. Причём дети усваивают не только программный материал, но и манеру поведения данного учителя, его взгляды и ориентации.
Следующим фактором социальной среды является группа сверстников. Круг друзей представляет собой устойчивое образование регулярно встречающихся лиц. Воздействие сверстников на личность школьника облегчается тем, что круг друзей, как правило, выбирается им самим исходя из индивидуальных предпочтений, интересов. Выявить причины выбора профессии поможет анализ ближайшего окружения школьника: рода занятий друзей и их родителей, ролевой структуры группы и особенностей поведения школьника в ней.
На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем образования, не имеют серьезной мотивации на достижение успеха в профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное занятие до замужества [21, с. 427].
На выбор школьниками  профессии влияют также следующие  социальные факторы: настоящее (объективная  действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение); прошлое (история индивида, его собственный опыт); будущее (тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.).
Стоит также  отметить и то, что успешность любой  деятельности, в том числе профессионального  самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Поэтому многие исследователи утверждают, что «качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, степенью развития контрольно-оценочной сферы, являются одним из ведущих факторов выбора профессии» [24, с. 7-8].
«Взгляд на выбор  профессии как на часть жизнеопределения человека … с учетом всего спектра  факторов профессионального самоопределения  подводит нас к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся ведущими. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин» [24, с. 4].
Индивидуальная  ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных  обстоятельств имеет некоторую  общую структуру, а именно, можно выделить восемь важных типов обстоятельств (по Е.А. Климову), которые старшекласснику полезно не забыть, принять во внимание при обдумывании своего профессионального будущего:
1) Позиция старших  членов семьи. «Очень часто  родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [17, с. 38].
2) Позиция товарищей,  подруг (сверстников). Именно позиция  микро группы может стать решающим  в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, характера, способностей, подготовленности учащегося.
4) Личные профессиональные  планы. Профессиональный план  или образ, мысленное представление,  его особенности зависят от  склада ума и характера, опыта  человека. Он включает в себя  главную цель и цели на будущее,  пути и средства их достижения.
5) Способности. Способности и таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и применительно ко всем другим видам общественно ценной активности, так как именно способности являются основой для формирования его будущей профессиональной пригодности.
6) Уровень притязаний  на общественное признание. Реалистичность  притязаний старшеклассника - первая  ступень профессиональной подготовки.
7) Информированность.  Важно, чтобы информация, которая  касается профессионального будущего, была доброкачественной, неискаженной.
8) Склонности  проявляются и формируются в  деятельности. Сознательно включаясь  в разные виды деятельности, человек  может менять свои увлечения,  а значит и направления. Для  старшеклассника это важно, так  как профессиональные увлечения - путь к будущему.
Идеальным вариантом  был бы такой, когда все перечисленные  факторы выбора профессии хорошо согласовались или хотя бы не противоречили  друг другу. Обычно этого нет в  достаточной мере: планы учащегося  могут возникать под влиянием предрассудков и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи...» [20, с. 389-397].
Павлютенков Е.М. составил несколько иную «иерархию» факторов, где первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений. Второе - средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье -- педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое -- влияние семьи. Пятое -- учебные предметы, причем чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое -- внеклассная работа. Седьмое -- организации. Восьмое -- общественно-полезный и производственный труд. Девятое-- внешкольная работа [22, с. 75].
Несмотря на разногласия, наиболее изученным и  всеми признаваемым фактором профессионального  самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Это эмоционально окрашенное избирательное стремление к определенным предметам и видам деятельности, которое предполагает активизацию познавательной активности человека, желание более глубоко, подробно и всесторонне ознакомиться с избранным видом деятельности). Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик (содержание, широта, глубина и устойчивость интереса), учет которых важен при проведении профориентационной работы [17, с. 32].
Высший уровень познавательного интереса - собственно профессиональный интерес. Он характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний. Субъект принимает осознанное решение превратить определенную деятельность в профессиональную. Интересы становятся постоянными, обобщенными и осознанными, связываются с другими ценностными ориентациями личности. «Интересы являются часто ведущими, но отнюдь не единственными мотивами выбора профессии. Для установления соответствия между интересами и профессиональными планами необходимо выявить воздействие других ценностей на выбор профессии, определить место интересов в структуре мотивов выбора» [17, c. 40].
«Интересы традиционно  считаются самым значимым мотивом  выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. … В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессий и зачем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отличающиеся высокой устойчивостью. Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта выбора профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии» [24, с. 5].
Роль самооценки в профессиональном самоопределении
Каждый человек  нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения. Поэтому в реальной ситуации выбора одним из решающих факторов формирования профессиональных планов выступает не объективный уровень выраженности способностей, а их самооценка.
Под самооценкой  понимается оценка самого себя, своих  достоинств и недостатков [5, с. 640]. Это  отношение человека к себе, своим  возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения. Она всегда носит оттенок субъективности и  отражает особенности приобретенного личного опыта. В значительной мере самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности. С этой точки зрения самооценка может быть завышенной и заниженной. Адекватное отношение к себе, как высший уровень самооценки, устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении, а также в оценках окружающих. В основном наблюдается такая зависимость: чем выше уровень развития способностей, тем адекватнее самооценка, и наоборот.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.