На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Правоохранительные органы"!!! Внимание не полная, ответы на 37 1-х вопросов!!!

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЕРЕЧЕНЬ  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
 
      Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
      Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
      Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
      Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
      Понятие правосудия и его признаки.
      Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
      Принцип осуществления правосудия только судом.
      Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
      Принцип презумпции невиновности.
      Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
      Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
      Принцип состязательности и равноправия сторон.
      Принцип охраны чести и достоинства личности.
      Принцип гласности разбирательства в суде.
      Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.
      Принцип обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия.
      Судебная система РФ. Единство судебной системы.
      Суды субъектов РФ, их система.
      Система и общая характеристика судов общей юрисдикции.
      Понятие звена судебной системы.
      Понятие судебной инстанции.
      Понятие надзорной инстанции.
      Понятие апелляционной инстанции.
      Судебные инстанции, пересматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
      Основное звено гражданских судов общей юрисдикции.
      Принципы, организация работы, состав и задачи, осуществляемые районным судом.
      Принципы распределения обязанностей между судьями.
      Полномочия судов основного звена.
      Место судов среднего звена в системе судов общей юрисдикции.
      Президиум суда, его состав, порядок образования и судебные полномочия.
      Судебные коллегии, порядок образования и полномочия.
      Компетенция (полномочия) судов среднего звена.
      Место Верховного Суда РФ в судебной системе.
      Принципы, организация работы, структура и полномочия Верховного Суда РФ.
      Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования и полномочия.
      Особенности полномочий Военной коллегии.
      Кассационная палата, ее полномочия.
      Компетенция (полномочия) Верховного Суда.
      Судебный департамент при Верховном Суде, его основные функции.
      Право законодательной инициативы. Разъяснения по вопросам судебной практики, их значение.
      Военные суды в судебной системе РФ. Особенности задач военных судов, их полномочия
      Подведомственность гражданских и уголовных дел военным судам. Разграничение подсудности военных судов различных звеньев.
      Система арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ.
      Арбитражные суды субъектов РФ.
      Судебные коллегии арбитражных судов субъектов РФ, порядок образования и полномочия.
      Арбитражные заседатели. Порядок наделения полномочиями, круг их прав и обязанностей.
      Судебные полномочия арбитражных судов субъектов РФ как судов первой инстанций.
      Аппеляционные арбитражные суды
      Федеральные арбитражные суды округов, их структура и полномочия.
      Высший Арбитражный Суд РФ, его полномочия.
      Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, его состав и полномочия.
      Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, его состав, порядок образования и полномочия.
      Судебные коллегии и судебные составы, порядок их образования и полномочия.
      Третейские суды, порядок их образования и полномочия.
      Порядок образования Конституционного Суда РФ.
      Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ.
      Палаты Конституционного Суда, их состав, порядок формирования.
      Полномочия Конституционного Суда РФ.
      Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.
      Мировые судьи субъектов РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения.
      Компетенция (полномочия) мирового судьи.
      Судейский корпус, его понятие и состав.
      Правила приостановления и прекращения полномочий судей.
      Государственная защита судей, арбитражных и присяжных заседателей.
      Понятие национальной безопасности.
      Система органов безопасности России.
      Совет Безопасности РФ, его состав. Основные задачи Совета Безопасности. Юридическая сила принимаемых решений.
      Органы ФСБ. Система и основные полномочия органов ФСБ.
      Органы Министерства внутренних дел РФ и их место в правоохранительной системе.
      Основные правоохранительные функции полиции.
      Таможенные органы РФ, их система, задачи и компетенция.
      Министерство юстиции РФ, его задачи, функции и структура.
      Функции судебных приставов.
      Понятие исполнительного производства.
      Оперативно-розыскная деятельность как специальная правоохранительная функция. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности.
      Субъекты оперативно-розыскной деятельности. Права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
      Органы дознания и их задачи. Юридическое значение результатов дознания.
      Понятие предварительного следствия. Органы предварительного следствия.
      Прокуратура в системе правоохранительных органов. Задачи и принципы организации прокуратуры.
      Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.
      Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
      Нотариат в РФ. Основные задачи нотариата.
      Понятие и принципы организации современной адвокатуры. Виды оказываемой ею юридической помощи.
      Палата адвокатов
      Адвокат, его правовой статус.
      Частная детективная и охранная деятельность как вид правоохранительной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1)       Понятие  курса "Правоохранительные органы  РФ":
 
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
 
Предмет курса «Правоохранительные  органы РФ»:
Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.
 
Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.
 
Систему курса можно  разделить на следующие разделы:
- Общие понятие о дисциплине  Правоохранительные органы РФ
- Общее понятие о правоохранительной  деятельности.
- Судебная система РФ
- Прокуратура РФ и прокурорский  надзор
- Органы исполнительной власти  РФ, осуществляющие правоохранительную  деятельность.
- Негосударственные организации,  осуществляющие правоохранительную  деятельность.
 
 
    Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
  Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является:  выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.
Эта деятельность осуществляется  в целях:
-охраны личности, ее прав и  свобод;
-охраны общества, его материальных  и духовных ценностей;
-охраны государства, его конституционного  строя, суверенитета и государственной  целостности.
(ОТЛИЧИЯ) Признаки правоохранительной  деятельности:
правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными  органами, в отношении которых  законодательством установлен жесткий  порядок комплектования, организации  и функционирования этих органов;
эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и  государства  от преступных и иных посягательств;
правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном  законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может  являться правонарушением;
правоохранительная деятельность осуществляется только посредством  применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения,  взыскания и восстановления;
меры юридического воздействия  должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание  и конкретность мер.
 
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие  направления деятельности:
конституционный контроль;
осуществление правосудия;
выявление и расследование преступлений;
прокурорский надзор;
организационное обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи.
Названные направления (функции) взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Далее, в  соответствующих лекциях, будет  дана характеристика каждого направления.
 
3) Система органов, осуществляющих  правоохранительную деятельность.
Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство  создает специальные органы, которые  именуются правоохранительными. В  юридической литературе к числу  правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием  которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.
 
Правоохранительную систему в  России составляют государственные  и негосударственные правоохранительные органы и организации.
К государственным правоохранительным органам относятся:
суд;
-прокуратура;
-органы внутренних дел;
-органы предварительного расследования;
-органы обеспечения безопасности;
-органы юстиции.
- органы внутренних дел;
- органы по контролю за оборотом  наркотиков;
- таможенные органы
К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:
адвокатура;
третейские суды;
частные детективные и охранные предприятия;
частные нотариусы;
союзы потребителей.
 
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства);
- прокуратуру;
- некоторые из органов, призванных  выявлять и расследовать преступления. Их насчитывается более десятка;  к ним относятся: 
следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции;
 
учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры  воинских частей, подразделения и  должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в  плавании, и др.);
 
органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности, налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).
 
- адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.).
 
 
      Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
 Под законодательными источниками  курса понимается Конституция  РФ и иные правовые акты, в  которых содержатся нормы различных  отраслей права, регулирующие  организацию и деятельность судов,  прокуратуры, органов, обеспечивающих  охрану порядка и безопасности.
 
По сложившейся терминологии законодательные  акты принято делить на законы и  иные (подзаконные) нормативные правовые акты.
 
Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.
 
Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.
 
Федеральные конституционные  законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.
 
Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие  кодифицированные акты.
 
Законодательные акты субъектов  РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
 
К этой группе актов в силу своих  юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.
 
Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:
– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным  законам;
– указы Президента, имеющие отношение  к деятельности судебных органов;
– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;
– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;
– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов  РФ.
 
Все законы, а также нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
 
Официальные источники опубликования  законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений  и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская  газета».
 
 
Ведомственные акты публикуются в  «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств  и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные  правовые акты – в «Бюллетене международных  договоров».
 
…….
ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
 
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
 
В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
 
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного  действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
 
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной  власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
 
ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
 
Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника  права, как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой:
 
1) законы принимаются высшими  представительными органами государства  или самим народом в результате  референдума;
2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам  общественной жизни, которые требуют  оптимального удовлетворения интересов  личности;
3) законы принимаются в особом  законодательном порядке, что  не присуще подзаконным нормативно-правовым  актам. Принятие закона включает  в себя четыре обязательные  стадии: внесение законопроекта  в законодательный орган; обсуждение  законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате  референдума также осуществляется  в законодательном порядке, предусмотренном  Законом о референдуме;
4) законы не подлежат контролю  или утверждению со стороны  какого-либо тугого органа государства.  Они могут быть отменены или  изменены только законодательной  властью. Конституционный или  другой аналогичный суд может  признать закон, принятый парламентом,  неконституционным, однако отменить  его может только законодательный  орган;
5) законы представляют собой  ядро всей правовой системы  государства, они обусловливают  структуру всей совокупности  нормативно-правовых актов, юридическую  силу каждого из них, субординацию  нормативно-правовых актов по  отношению друг к другу.
 
Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности —  верховенство закона в регулировании  общественных отношений. Ни один подзаконный  акт не может вторгаться в сферу  законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом  или немедленно отменен.
 
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и  общественного строя, правовое положение  личности и организаций. На основе конституционных  законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению  к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют  в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные  акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и  не могут противостоять им. Эффективное  регулирование общественных отношений  имеет место тогда, когда общие  интересы согласуются с индивидуальными  интересами. Подзаконные акты как  раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов.
 
По своему содержанию подзаконные  акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и  сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и  внутриорганизационные акты.
 
1. Общие подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
 
К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят  внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
 
Нормативные указы президента. В  системе подзаконных актов они  обладают высшей юридической силой  и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой  деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
 
Постановления правительства. Это  подзаконные нормативные акты, принимаемые  в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях  урегулировать более дробные  вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил  и т. д.
2. Местные подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативно-правовые  акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
4. Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
 
И последнее. В нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим  действием все основные стороны  общественной жизни, он является главным  гарантом коренных интересов, прав и  свобод личности.
 
 
      Понятие правосудия и его признаки.
   Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.
Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
 
Признаки правосудия:
 • принятие окончательных  решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства  (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в  удовлетворении исковых требований);
 • общеобязательная сила  судебных решений. Вступившее  в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно  для всех государственных органов,  органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных  лиц, юридических и физических  лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения  влечет применение определенных  мер государственного принуждения  (вплоть до лишения свободы);
 • правосудие осуществляется  только двумя способами:
 а) рассмотрение и разрешение  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий,  учреждений и организаций;
 б) рассмотрение в судебных  заседаниях уголовных дел и  применение установленных законом  мер наказания к лицам, виновным  в совершении преступления, либо  оправдание невиновных;
 • правосудие осуществляется  только судом (судьей)',
 • правосудие осуществляется  в строгом соответствии с установленной  законом процедурой рассмотрения  и разрешения уголовных и гражданских  дел. Закон определяет все важнейшие  вопросы порядка осуществления  правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в  судебном заседании, их права  и обязанности; стадии судебного  разбирательства и т. п.
 
 
      Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
 
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти. Поэтому от суда нельзя требовать осуществления функций, несовместимых с его независимым статусом.
Самостоятельность и независимость — первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей .
Принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функционирования механизма (системы) государственной власти в Российской Федерации, кроме того является взаимодействие (сотрудничество) властей в целях достижения общих конституционных целей и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и др.)
 
7)       Принцип  осуществления правосудия только  судом
 
В соответствии со ст.118 Конституции  РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где  сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных  настоящим Федеральным конституционным  законом,не допускается." Применительно  к разбирательству уголовных  дел рассматриваемый принцип  детализируется в ст.49 Конституции  РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто  не может быть признан виновным в  совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как  по приговору суда и в порядке,установленным  настоящим Кодексом." Круг органов  уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним  отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные  суды республик,краевые и областные  суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые  судьи,военные суды,а также федеральные  арбитражные суды округов,арбитражные  апелляционные суды и арбитражные  суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные  либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку  у них нет соответствующих  полномочий.
 
8)     Принцип  обеспечения каждому права на  обращение в суд и за защитой  своих интересов
 
В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих  интересов в суде.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ

 
Принцип законности правосудия базируется на положении Конституции о том, что человек, его права и свободы  – высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Реальное воплощение данного  принципа в жизнь подкрепляется  правом граждан защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В зависимости от характера нарушаемого  права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.
Признание в качестве принципа права  на судебную защиту означает, что демократические  принципы правосудия создают наиболее благоприятные условия для выяснения  действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного  и справедливого решения.
Судебная защита имеет важное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного  ведомства, рассматривает вопрос гласно и решает его объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.
Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет  термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам России и иностранным  гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее  ограничения для обращения в  суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения  свободы.
Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего  возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.
Доступность судебной защиты подкрепляется  обязанностью суда принять обращение  к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, предусмотренных законом.
Судебная защита осуществляется судом  в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система  законодательства обеспечивает доступность  судебной защиты граждан от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь  и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
Конституция, закрепившая принцип  доступности судебной защиты, дает основание для использования  в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты. С тех  пор как Россия стала полноправным членом Совета Европы в соответствии с подписанной ею Конвенцией о  защите прав человека и основных свобод, ущемленные в конституционных правах россияне могут обратиться в Европейский  Суд по правам человека.
 
 
9) Принцип презумпции  невиновности
 
"Каждый обвиняемый в совершении  преступления считается невиновным, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  приговором суда". cт.49 п.1 Конституции  РФ
 
Слово «презумпция» в переводе с  латинского означает «предположение, основанное на вероятности». Суть принципа презумпции невиновности в Конституции  РФ сформулирована следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда» (п. 1 ст. 49).
Принцип презумпции невиновности отражен в ряде международно-правовых актов. Так, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Аналогичная по смыслу формулировка содержится и во Всеобщей декларации прав человека. В российском законодательстве принцип презумпции невиновности официально был внесен поправкой к Конституции РСФСР в 1992 г.
Согласно принципу презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов предварительного расследования о предполагаемой вине того или иного лица в совершении преступления и запрещается отождествлять  эти предположения с достоверно установленной судом виной данного  лица.
Уголовно-процессуальное законодательство формулирует презумпцию невиновности как принцип и детально раскрывает его содержание. Принципиальная позиция  изложена в норме о задачах  уголовного судопроизводства. В УПК  РФ записано, что задача уголовного судопроизводства – быстрое и  полное раскрытие преступлений, с  тем чтобы каждый преступник был  подвергнут справедливому наказанию  и ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден.
В соответствии с нормами Уголовно-процессуального  кодекса РФ содержание принципа презумпции невиновности может быть сведено  к следующим основным положениям:
– никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
– никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13);
– обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти свои обязанности на обвиняемого (ст. 20);
– при осуществлении правосудия недопустимо пользоваться доказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (ст. 69);
– запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств (ст. 77);
– арест, предъявление обвинения и предание обвиняемого суду не решает вопроса о его виновности, она должна быть доказана и подтверждена в суде (ст. 309);
– все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49 Конституции РФ).
 
 
10)   ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРАВОСУДИЯ НА НАЧАЛАХ РАВЕНСТВА  ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
 
1. Все равны перед  законом и судом.
2. Суды не отдают предпочтения  каким-либо органам, лицам, участвующим  в процессе сторонам по признакам  их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности  либо в зависимости от их  происхождения, имущественного и  должностного положения, места  жительства, места рождения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  равно и по другим не предусмотренным  федеральным законом основаниям.
 
Конституция РФ (ст. 19) провозглашает  равенство всех перед законом  и судом. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни  государства независимо от пола и  расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.
Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что  суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные  с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном  законе. Таким образом, судам предоставлена  возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены  в ст. 19 Конституции РФ.
Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме.
Во-первых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам.
Во-вторых, принцип равенства перед  законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость  исключать нормы, дискриминирующие стороны по каким-либо признакам, запрещенным  Конституцией РФ.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.
Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.
Известно, что действующее законодательство предусматривает особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения  дел в отношении военнослужащих, а также некоторых категорий  должностных лиц.
В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение  подсудности с учетом воинского  звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку  военные суды – часть судов  общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после  лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей  палаты парламента, по представлению  Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции  РФ).
Неприкосновенность депутатов  представительных органов субъектов  РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским  полномочиям.
Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом  и судом является установление уголовной  ответственности за нарушение равенства  граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее  вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).
 
 
11) Принцип обеспечения  права подозреваемого и обвиняемого  на защиту
 
Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается  на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и  Конституции РФ Статья 48.
 
Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Суд, прокурор, следователь  и дознаватель разъясняют подозреваемому, обвиняемому и подсудимому их права и обеспечивают им возможность  защищаться всеми не запрещенными способами  и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК). В частности, они обязаны в случаях, предусмотренных предписаниями УПК, принять меры, направленные на то, чтобы у подозреваемого, обвиняемого и подсудимого реально был защитник.
 Право на защиту обеспечивается  также тем, что дознавателю,  следователю, прокурору, суду  запрещено перелагать обязанность  доказывания на обвиняемого, домогаться  показаний обвиняемого и других  участвующих в деле лиц путем  насилия, угроз и иных незаконных  мер. Многие другие институты  уголовного процесса (к примеру,  судебный контроль за законностью  действий и решений в стадии  предварительного расследования,  возможность признания лица виновным  и назначение ему наказания  только судом и др.), о которых  речь пойдет ниже, тоже являются  гарантиями рассматриваемого права.
 
 
12) Принцип состязательности  и равноправия сторон
 
Одной из важнейших конституционных  гарантий справедливого правосудия, надежной защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе является построение судопроизводства на основе состязательности и равноправия  сторон. Этот принцип, закрепленный в  ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, конкретизирован в ст. 15 УПК РФ:
 
1. Уголовное судопроизводство осуществляется  на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты  и разрешения уголовного дела  отделены друг от друга и  не могут быть возложены на  один и тот же орган или  одно и то же должностное  лицо.
3. Суд не является органом  уголовного преследования, не  выступает на стороне обвинения  или защиты. Суд создает необходимые  условия для исполнения сторонами  их процессуальных обязанностей  и осуществления предоставленных  им прав.
4. Стороны обвинения и защиты  равноправны перед судом.
 
 
…….
Согласно Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123). Под сторонами понимаются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в  уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном  процессах.
Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и  уголовных дел равные возможности  сторон по отстаиванию защищаемых ими  интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими  именно такой порядок процедуры  соответствующего судопроизводства.
Противоположность (несовпадение) интересов  сторон при их процессуальном равноправии  обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение  функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность  правосудия.
Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит  развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных  дел. Ст. 14 Гражданского процессуального  кодекса РСФСР, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению  документов и участию в их исследовании в суде.
Суд, сохраняя беспристрастность, создает  необходимые условия для всестороннего  и полного исследования обстоятельств  дела.
В уголовном судопроизводстве принцип  равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а  также потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве  пользуются равными правами по представлению  доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств (УПК РФ).
Принцип состязательности и равноправия  сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Данный принцип прослеживается и в вышестоящих  инстанциях. В кассационной инстанции  на жалобу одной стороны другая может  представить свои возражения. При  явке сторон они привлекаются к процедуре  кассационного рассмотрения.
Вместе с тем нельзя не заметить, что содержание конституционного принципа состязательности и равноправия  сторон нуждается в дальнейшем развитии в нормах соответствующего процессуального  законодательства. В условиях отсутствия системного подхода в судебной процедуре  по уголовным делам все еще  наличествуют элементы прошлого обвинительного уклона. Процесс начинается с того, что обвинение оглашает судья. А  если принять во внимание, что значительное число уголовных дел рассматривается  без участия прокурора, то судья, по существу, вынужден выполнять часть  его функций: допрашивать свидетелей, выяснять, почему они изменили показания, данные на предварительном следствии, производить очные ставки, по собственной  инициативе оглашать документы, изобличающие подсудимого, и, наконец, не располагая мнением стороны обвинения, выносить приговор.
Неслучайно Конституционный Суд  РФ вынужден принимать решения о  внесении исправлений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения  конституционных принципов правосудия.
 
 
13)  Принцип охраны  чести и достоинства личности.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В соответствии с этим правосудие, как часть государственной правоохранительной деятельности, должно защищать человека, его права и свободы. Охрана чести  и достоинства человека является одним из его важнейших прав. Статья 21 Конституции РФ указывает, что  государство охраняет достоинство  личности, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Суды, рассматривающие уголовные  дела, иногда получают заявления подсудимых, свидетелей о том, что показания  на предварительном следствии они  давали под угрозой или при  применении физического воздействия  пыток. Суды должны тщательно исследовать  данный вопрос и, если факты приведенные  подсудимым, свидетелем, подтвердятся, признать их первоначальные показания  недопустимыми и принять меры для привлечения лиц допустивших  нарушение закона, к ответственности (направить частное определение  или возбудить уголовное дело).
 
Статья 23 Конституции РФ гарантирует  гражданам неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях  предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих  деле лиц может быть назначено  закрытое судебное заседание. По гражданскому делу закрытое судебное заседание может  быть назначено в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц  и для сохранения тайны усыновления. В той же статье Конституции РФ провозглашается право на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Указывается, что только суд может принять  решение об ограничении этого  права. В настоящее время суды в связи с отсутствием в  УПК норм, регламентирующих порядок  принятия решений о прослушивании  телефонных переговоров, просмотре Koppеспонденции, давая разрешение на проведение этих действий, руководствуются непосредственно  ст. 23 Конституции РФ.                    
 
14)     ПРИНЦИП  ГЛАСНОСТИ 
(ст. 123 Конституции РФ, ст. 18 УПК).
 Гласность уголовного процесса - это руководящие положения, закрепленные  в Конституции РФ, иных нормах  права, выражающее одно из демократических  направлений развития политиче-ской  системы общества и представляющее  собой правовое требование доступности  хода и резуль-тата расследования  и рассмотрения уголовных дел  для общественного ознакомления  и обсуждения в целях:
 · Обеспечения прав и свобод  граждан;
 · Установления истины;
 · Воспитательно - предупредительного  воздействия уголовного процесса.
 Социально-политическое значение  гласности уголовного судопроизводства  является:
1. Важнейшим средством демократизации  уголовного процесса;
2. Одной из гарантий прав  и законных интересов граждан  в уголовном судопроизводстве;
3. Мощным рычагом перестройки  в работе суда и правоохранительных  органов.
 Воспитательно-профилактическое  значение проявляется в выполнении  задач нравственного, правового  и политического воспитания граждан.
 Процессуально гласность способствует:
1. Более полному, всестороннему  и объективному исследованию  всех обстоятельств дела;
2. Осуществлению иных принципов  процесса;
3. Повышению качества и эффективности  процесса.
 Принцип гласности свойственен  стадиям судебного разбирательства,  кассационного произ-водства, исполнения  приговора, надзорного производства  и возобновления дел по вновь  открыв-шимся обстоятельствам.
 В стадии предварительного  расследования гласность ограничена.
 Судебная проверка законности  и обоснованности ареста или  проверка срока содержания под  стражей (ст. 2202 УПК) также происходит  с ограничением гласности.
 Предварительное слушание, которое  проводится при назначении дела  с участием присяжных заседателей,  также проводится в закрытом  заседании (ст. 432).
 Закрытое судебное разбирательство  допускается по мотивированному  определению суда по делам:
 · по которым требуется  сохранить государственную тайну;
 · о преступлениях лиц,  не достигших 16-ти лет;
 · о половых преступлениях;
 · в целях предотвращения  разглашения сведений об интимных  сторонах жизни участвующих в  деле лиц;
 · когда это требуют интересы  обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих  в деле лиц, а также членов  их семей или близких родственников;
 · в других случаях (неразглашение  криминологических методов раскрытия  преступления; иссле-дование всех  видов тайн).
 Но приговоры судов во  всех случаях провозглашаются  публично.
(Указ Президента РФ от 6 марта  1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциально-го характера».
 

15)     ПРИНЦИП УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Статья 8. Участие граждан  в осуществлении правосудия
1. Граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в осуществлении правосудия в  порядке, предусмотренном федеральным  законом.
2. Участие присяжных,  народных и арбитражных заседателей  в осуществлении правосудия является  гражданским долгом.
3. Требования к гражданам,  участвующим в осуществлении  правосудия, устанавливаются федеральным  законом.
4. За время участия  в осуществлении правосудия присяжным,  народным и арбитражным заседателям  выплачивается вознаграждение из  федерального бюджета.
Принцип участия граждан  в осуществлении правосудия
 
Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют  право участвовать в отправлении  правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции  РФ). В соответствии с действующим  законодательством граждане реализуют  это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей  в судах общей юрисдикции и  в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные  заседатели - граждане РФ, включенные в  списки присяжных заседателей и  призванные в установленном законом  порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении  правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.
……
 
В соответствии с действующим законодательством  граждане реализуют этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве народных и присяжных заседателей  в судах общей юрисдикции и  в качестве арбитражных заседателей  – в арбитражных судах.
Народные заседатели – граждане России, наделенные правомочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей – их гражданский долг.
Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет. Не могут привлекаться в качестве народных заседателей лица, имеющие  неснятую или непогашенную в установленном  законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными  или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности  категории «А», а также лица, замещающие выборные должности в органах  местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете  в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Общий список народных заседателей  формируется соответствующим органом  местного самоуправления на основе списка избирателей района из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного  суда. Общий список утверждается законодательным  органом субъекта РФ и представляется в соответствующий районный суд. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, – 5 лет.
Народный заседатель может быть освобожден от исполнения обязанностей судьи на основании своего письменного  заявления, если он: достиг возраста 70 лет; имеет ребенка в возрасте до трех лет; служит священником и  не считает для себя возможным  по своим убеждениям участвовать  в осуществлении правосудия, является инвалидом и по другим уважительным причинам.
Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, в  других судах – на срок до окончания  рассмотрения конкретного дела. На народного заседателя и членов его  семьи в период осуществления  им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим  законодательством. В этот период он не может быть уволен с работы или  переведен на другую работу без его  согласия.
Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей  один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока  – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются  все гарантии и льготы по месту  его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своихобязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.
Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).
Дополнительно к общепринятым требованиям  по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего  образования, опыта и знания экономических  проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия  арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в  Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».
 
 
16) Принцип обеспечения  пользования родным языком при  осуществлении правосудия
Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
 
1. Судопроизводство и  делопроизводство в Конституционном  Суде Российской Федерации, Верховном  Суде Российской Федерации, Высшем  Арбитражном Суде Российской  Федерации, других арбитражных  судах, военных судах ведутся  на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Судопроизводство  и делопроизводство в других  федеральных судах общей юрисдикции  могут вестись также на государственном  языке республики, на территории  которой находится суд.
2. Судопроизводство и  делопроизводство у мировых судей  и в других судах субъектов  Российской Федерации ведутся  на русском языке либо на  государственном языке республики, на территории которой находится  суд.
3. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком  судопроизводства, обеспечивается  право выступать и давать объяснения  на родном языке либо на  любом свободно избранном языке  общения, а также пользоваться  услугами переводчика.
 
 В соответствии с Конституцией  РФ государственным на всей  территории России является русский  язык. Республики вправе устанавливать  свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех  наций и народностей, населяющих  Россию, с учетом ее политико-территориального  устройства, Конституция установила  право каждого на пользование  родным языком, на свободный выбор  языка общения (п. 2 ст. 26).
С позиций этих основных конституционных  требований решается и вопрос о языке  судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РСФСР от 25 октября  1991 г. «О языке народов РСФСР», в редакции от 24 июля 1998 г., установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд (ст. 18).
Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим  образом (ст. 10):
– судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
– судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции – на русском или на государственном языке республики, на территории которой находится суд;
– в конституционных, уставных судах субъектов РФ и у мировых судей – на государственном языке республики или на русском языке.
Все стадии производства (предварительное  расследование и рассмотрение дела в суде) должны вестись с соблюдением  конституционного права каждого  пользоваться родным языком. Это право  не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи. Все судьи  обязаны знать язык, на котором  ведется судопроизводство в регионе  их юрисдикции. Это требование в  равной мере относится как к профессиональным судьям, так и к присяжным, народным и арбитражным заседателям, которые  освобождаются от участия в заседании, если они не владеют языком данного  судебного процесса.
Участвующим в деле лицам, не владеющим  языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.
Переводчик обязан переводить показания  и заявления других участников процесса, документы, с которыми должны знакомиться  лица, не владеющие языком судопроизводства. Услуги переводчика подсудимому  предоставляются бесплатно. Необеспечение  права подсудимого пользоваться переводчиком – существенное нарушение  уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора. Переводчик несет  ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. За заведомо неправильный перевод в  суде установлена уголовная ответственность (ст. 307 УК рФ), уголовная ответственность  предусмотрена также за подкуп или  принуждение переводчика к осуществлению  неправильного перевода (ст. 309 УК РФ).
Универсальность конституционного принципа государственного национального языка  судопроизводства в том, что без  права каждого свободно пользоваться родным языком в конечном итоге невозможно было бы реализовать многие важнейшие  принципы правосудия.
 
 
 
     Судебная система РФ. Единство судебной системы
 
 
Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
6)         Все суды  подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.
         2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов  рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных  правовых актов органов власти субъектов  Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также  для толкования соответствующих  региональных конституционно-правовых норм.
Мировые судьи входят в общую  систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом  «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые  вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов  рФ. В компетенцию дел мировых  судей включается рассмотрение дел  о менее опасных уголовных  преступлениях, некоторых имущественных  споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
С точки зрения организационных  связей всю систему судов можно  разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.
Если звено показывает место  суда в судебной системе в связи  с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».
Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
 
 

 
Статья 3. Единство судебной системы
-- Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
--установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией  Российской Федерации и настоящим  Федеральным конституционным законом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.