На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Смысл и истоки научных революций

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Академия  труда и социальных отношений
Уральский социально – экономический институт. 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Философия.
Тема: Смысл  и истоки научных революций. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:
1.  Проблема  научности философского знания.
2.  Проблема  соотношения философии и частных  наук.
3.  Проблема  смысла жизни человека.
    Проблема познания мира.
5.  Проблема  эстетического освоения человеком  мира. Что такое искусство? 
6. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности.
7.  Проблема  добра и зла. 
8.  Глобальные  проблемы современности. 
9.  Литература
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема научности  философского знания.
      Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово "философия", философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое "вели кое и приличествующее лишь божеству" объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.
      Философия в своем зарождении мыслилась  не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
      Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста лось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.
Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой  противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию.
      Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив  столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.
      И впервые же философия получила право  на оценку и даже решение конфликтных  проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.
      Если  мы не будем открыто признавать эту  руководящую роль философского мышления, если мы согласимся, что некогда  царственное здание философского здания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем самым  лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно поддерживать нас в наших практических действиях. Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой - не ставится и непроходимой преграды.
      Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.  
 
 
 
 

2. Проблема соотношения  философии и частных  (конкретных) наук.
      ПОЗИТИВИЗМ  - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное " положительное "(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
      Представителями первой " классической " формы  позитивизма ХIХ века были Кант, Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Ларрит, И. Тэн, Ж. Э. Ренан, Дм. С. Милль, Г. Спенсер. Развитие Позитивизма шло по линии все более четкого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций.
      В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобразованный  позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - махизм, который носит явно выраженный субъективно идеалистический характер.
      Натурфилософия - философия природы, умозрительное  истолкование природы, рассматриваемой  в ее целостности. Границы между  естествознанием и натурфилософией, ее место в философии исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии.
      Рост  интереса к природе в философии  Возрождения нашел выражение  в расцвете натурфилософии, связанном  с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано и др. В этот период широко использовался принцип тождества микро- и макро космоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений.
      Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в конце ХIХ века начале ХХ века В. Оствальдом, Х. Дришем, пытавшимися преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейшего естествознания.
      ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод мышления.
      Диалектика  есть философская теория, метод и  методология научного познания и  творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
      Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблема познаваемости мира.
      Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.
      В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах.
      В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
      Наиболее  последовательно в истории философии  агностицизм в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все  познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
      В современной немарксистской философии  выдвигаются раз личные доводы в  защиту невозможности познания тех  или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания.
      Основная  проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
      Однако  логика агностицизма на каждом шагу опровергается  развитием науки, познания.
      Сегодня ряд тенденций современной философии  склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др.
      Догматизм - антиисторический, недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени.
      Гносеологическая  основа догматизма - одностороннее  отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Проблема смысла жизни человека.
      От  всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда  не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно  не реализуемое адекватное существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные при чины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.
      В этом и заключается смысл жизни  отдельной личности, которые она  реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни.
      Л. Н. Толстой видел смысл не в  том, чтобы жить, зная, "что жизнь  есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки - 18 писать. Это было для меня отвратительно... " - писал он. Признать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда "живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо... "Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь "животная личность", не подчиняющаяся велению разума.
      Идеи  Толстого и сегодня актуальны, они  оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители разных философских систем и направлений, включая материалистические.
      Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единство соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человека. Именно на этом, в конечном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Проблема  эстетического освоения  человеком мира. Что  такое искусство?
      История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.
      Эстетика - наука об исторически обусловленной  сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и  освоения. Это философская наука  о наиболее общих признаках эстетического  освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
      Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
      В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т.е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства.
      В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.
      Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой  есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный  определенным идейно-эмоциональным смыслом.
      Функции искусства.
1. Общественно-преобразующая  функция. (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности  в совокупности обеспечивают  общественно - преобразующее воздействие  искусства на деятельность. Искусство  действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.
2. Познавательно-эвристическая  функция, (искусство как знание  и просвещение. Оно является  средством просвещения (передача  опыта, фактов), образования (передача  опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.
3. Функция  предвосхищения ("кассандровское  начало", или искусство как предсказание).
4. Информационная  и коммуникативная (искусство  как сообщение и обобщение). Искусство  – художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно  подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.
5 Воспитательная  функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
6. Внушающая  функция (воздействие искусства  на подсознание). Внушение определенного  строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие  художественного произведения на человеческую психику.
7. Эстетическая  функция (искусство как формирование  творческого духа и ценностных  ориентаций). Эстетическая функция  ничем не заменимая специфическая  способность искусства. 
- формировать  эстетический вкусы, способности  и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.
- пробуждать  творческий дух, творческое начало  личности.
8. Геданестическая  функция (искусство как наслаждение).
      Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным  материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.
      Эстетические  категории - это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более  широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, предшествующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.
      Современная система эстетических категорий  включает в себя следующие основные типы:
1. Метакатегория  (эстетическое) .
2. Категория  эстетической деятельности - аппарат  анализа эстетического освоения  мира.
3. Категории  эстетических свойств и отношения  искусства к действительности  аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.
      Секрет  красоты - секрет жизни. Тайна красоты  тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней  было высказано в истории.
      Все многообразие теоретических концепций  прекрасного можно свести к пяти парадигмам.
      Первая  парадигма. Прекрасное есть печать или  воплощение бога в конкретных вещах  и явлениях.
      Вторая  парадигма. Действительность эстетически  нейтральна, источник ее красоты в  душе индивида. Красота результат  интернационального восприятия предмета субъектом.
      Третья  парадигма. Прекрасное - результат соотнесения  свойств жизни с человеком  как мерой красоты или с  его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями  о прекрасной жизни.
      Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т.п.
      Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные  явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством  в сферу интересов человека и  обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой владения человеком действительностью.  
 
 
 

6.Проблема  соотношения религии,  культуры, науки и  нравственности.
      Сегодня вопросы религии, ее места в современном  обществе, ее роли в нем, ее поразительной "живучести" привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подвергалось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили свободу, как стало известно, что расстрелы, разрушения церквей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаганда атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти как грибы после дождя.
      Культура  и религия - исторически обусловленные  социальные явления, отрицающие формы существования, познания и деятельности человека. Культура есть высшее проявление социального и человеческого, а степень ее развития есть степень отделения человека от природы. Религия есть форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии как явления культуры представляет собой историческую необходимость.
      Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не является "заблуждением", с которым легко  может справиться наука.
      Религия тесно связана с внелогичной  формой сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако, религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее за дач на много шире.
      Некоторые наблюдения приводят к мысли, что  религиозное чувство, подобно другим способностям, может передаваться генетически. Если религиозное чувство передается генетически, если существует "ген религиозности", то это свидетельствует о полезности религии.
      Поведение человека в окружающем мире опирается  на знания о нем. Это знание формируется  как бы в двух взаимосвязанных сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства; сострадание, любовь к ближнему и т.п.
      У гармонично развитых людей оба источника  знания - и логического, и внелогического - находятся в известном равновесии и определяют поведение. В современном обществе объем и значение рационального, логического знания непрерывно растут.
      Человечеству  необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как  научная картина мира, так и  вненаучное восприятие его. Мир следует постигать и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и может служить надежной основой поведения.
      Исходную  систему элементов нравственности, которая даст "всходы" в деловой, рабочей, общественной и семейной морали следует закладывать с детства. Если обратиться к истории на шей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспитание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с глазу на глаз, - важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в частности.
      Многие  наши идеологи утверждали, что все  наладится само собой по мере продвижения к коммунизму, тем более, что атеизму "органически присуща" высокая нравственность. Все это оказалось пустой болтовней. Сейчас существует довольно мало конструктивных предложений, о которых можно сказать, что с их помощью может быть решена проблема нравственного воспитания общества.
      В воспитании нравственности общества свою роль может сыграть Церковь со своими многовековыми традициями - сегодня единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные  успехи в этом деле. Ее благотворительное  влияние распространяется не только на верующих, но и на более широкие круги нашего общества.  
 

7.Проблема  добра и зла.
      Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных  понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.
      Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений  между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества.
      Преодоление нравственно негативных явлений  требует не только совершенствования  общественных отношений в их объективном  содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.
      Проблема  добра и зла является исходной этико-философской проблемой. Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующие отправные пункты анализа:
1. характеристика  объекта, круга явлений, к которым  может быть отнесена наиболее  общая моральная и этическая  оценка (добро и зло);
2. характеристика  природы (источника) данной оценки;
3. характеристика  критерия различия добра и  зла как противоположностей.
      Эти моменты затрагиваются всеми  философско-этическими учениями. Имея ввиду первый из них, отметим, что  осмысление добра и зла прошло путь их космизации, когда круг представляемых ими явлений по существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весь мир, - сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов (добродетелям и порокам) и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристик раз личных сторон морали и ее целостной модели.  
 
 
 

8.Глобальные  проблемы современности.
      Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающи  ми самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин "глобальный" ведем свое происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
      Глобальные  проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для  правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
      Глобальные  проблемы современности порождены  в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой  цивилизации, когда технологическое  могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладаю щей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.