На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика изучения ономастики в средней школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения ономастике еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения ономастике с учетом регионального компонента, в частности, Воронежской области.
Как известно, учебники, реализующие  федеральный компонент образования  в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически  не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона  России.
Однако Воронежская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Существует мнение, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом ономастики, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Воронежа и Воронежской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых людей, исторические очерки воронежских писателей и т.д.)
Целью нашей работы является разработка содержания ономастики при изучении русского языка в школах г. Воронежа и Воронежской области. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику  методике обучения ономастике в средней школе;
- раскрыть принципы методики обучения ономастике в средней школе;
- показать значимость  изучения онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка
Практическая  значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования методов обучения, путём включения в содержание курса русского языка ономастики. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием материалов ономастики, если:
- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей;
- активность воспроизведения  будет характеризоваться стремлением  обучаемого понять, запомнить, воспроизвести  знания, овладеть способами применения  знаний в измененных условиях;
- активность обучаемого  предполагает устремление его  к теоретическому осмыслению  знаний, самостоятельному поиску  решения проблем;
- педагог будет понимать  значимость использования методов  обучения в целях развития  и воспитания школьников, владеть  технологией включения ономастики в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
 
Глава I. Концепции обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе с учетом использования регионального компонента
      Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте
Проблемы обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.
В последнее время в  образовательную практику вводится национально-региональный компонент  в структуре государственного образовательного стандарта.
До настоящего времени  вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального  компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку.
В государственном стандарте  представлено базовое содержание школьного  курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной  школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.
Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта. Во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка. Во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.
Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.
На обучение ономастике в средней школе выделяется недостаточно времени, что сказывается на творчестве учителя, свободном выборе форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
В настоящее время разработаны  или разрабатываются региональные стандарты в разных областях и  республиках нашей страны. Сложились  даже определенные технологии разработки.
Под ономастикой школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать "систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом". [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать ономастику в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь "живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования". [Благова,1993:17, 18].
Определяя место ономастики в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Ономастика – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Воронежа проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров школьного курса русского языка, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: "Топонимы Воронежа", "Топонимия Воронежской области".
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские  преподаватели, рассматривая язык как  культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.
Они считают, что введение ономастики имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, дополняется при этом и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.
Государственный стандарт базисного  учебного плана определяет значение учебной дисциплины "Русский язык как родной" в ориентации на социальные функции родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщения к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:
- обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;
- обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;
- воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. [12-летняя шк.,1999:135].
Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением обучения ономастике:
- познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
На основе решения перечисленных  задач формируется следующий  минимум знаний и умений школьников:
1. Иметь представление  о языке как культурно-исторической  среде, воплощающей в себе историю,  обычаи, традиции края.
2. Уметь анализировать  окружающую речевую среду, оценивать  факты речи земляков, способствовать  повышению их речевой культуры.
3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).
4. Уметь анализировать  (в том числе языковой анализ) художественные произведения местных писателей, журналистов и т.п. [Благова,1993:18].
5. Изучение языка (местной)  прессы (радио и телевидения, периодической  печати).
6. Вопросы речевого этикета  (определенного города, области) [Лыжова,1994:130].
Для изучения регионального материала (и региональной ономастики, в частности) на уроках русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:
- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
- проблемно-поисковый (как ведущий);
- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Включение местного материала  в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания  и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края в определенной мере реализуются в школах Москвы, имеются определенные наработки педагогов, лингвистов в Воронежской области.
На наш взгляд, изучение ономастики на уроках русского языка, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя в единстве с родной землёй, с окружающей их "малой" родиной. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
В последнее время заметно  усилился интерес к проблеме повышения  эффективности урока. Большая часть  методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.
Основные поиски решения  проблемы сосредоточены на одной  из сторон педагогического процесса – на обучении.
В соответствии с законом  РФ "Об образовании" воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью воспитания является "обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных  учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей  развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала". [Программа  развития воспитания в системе образования  РФ. 2000:71].
Из многочисленных задач  программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы:
- формирование региональных, муниципальных и других систем  воспитания на основе учета  территориальных, социокультурных  и национальных особенностей.
Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением  местного языкового материала, который  имеет и образовательный и  воспитательный потенциал.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей  национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре  и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
На уроках русского языка  формируется языковая личность с  ценными взглядами на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес  к изучению русского языка пропадает  у большинства детей. Методисты  объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Воспитание национального  самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать  ономастика. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Обращение к ономастике в образовании, разумно организованное изучение её, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.
"Изучение народного  языка не исключает древних  стихий нашей речи, во-первых, уже  и потому, что в старинных памятниках  нашей литературы постоянно сливается  он с варваризмами, с речениями  церковно-славянскими и пр." [Буслаев,1992:283].
Главное в воспитании национального  самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и  быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.
Еще одним источником изучения ономастики в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
Обучение родному языку  в настоящее время в связи  с демократизацией общества позволило  преподавателю получить большую  свободу в выборе методов, приемов  и средств обучения, что дает ему  возможность освободиться от некоторых  условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает  учителя от систематического пополнения своих знаний и использования  их на уроках.
В настоящее время учитель  русского языка при подготовке к  проведению конкретного урока может  использовать в качестве материала  связные тексты, которые могут  быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и которые расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природе, животном мире. Методисты считают работу с текстом очень важной.
Обучение родному языку  в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной  связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы [МПРЯ в школе 2000: 228].
В нашей работе мы предлагаем использовать собственные слова в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
Включение в уроки русского языка краеведческого материала  ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.
В процессе работы с текстом  на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства  языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия
- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
- для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
- для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;
- для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [Пахнова 2000:11].
В последнее время яркой  особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное  использование имён собственных.
Именно при комплексном  анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического» [Бабайцева 1997:57].
 
Глава II. Изучение онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка
2.1. Содержание изучения  ономастики в школе
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными, то есть онимами. Они могут состоять из одного или нескольких слов. К онимам относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименования предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.
Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело  к тому, что их стали изучать  в особой отрасли языкознания – ономастике.
Ономастика (от греч. onomastike) – искусство давать имена.
В словаре русской ономастической терминологии читаем: "Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена". [Подольская 1988:96].
Топонимика является составной  частью ономастики, а также – как раздел топонимики – микротопонимика.
Собственные названия Воронежской области являются предметом исследования выдающихся учёных. В 1974 году появляется "Гидронимический словарь Посеймья" А.И.Ященко.
"Ономастический материал  составляет значительную часть  лексики любого высокоразвитого  языка и заслуживает того, чтобы  его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие  общественные и естественные науки", – пишет В. Д. Бондалетов. [Бондалетов 1983: 3].
Вопрос о собирании  ономастического материала звучит актуально и в настоящее время.
Так, Т. М. Майорова в статье "Ономастика в лингвокраеведческой работе" рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы. Она отмечает, что "ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен" [Майорова 2000:43].
Ономастика включает в  себя несколько разделов в зависимости  от характера объектов, называемых ономастическими словами, и специфики изучаемых слов. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.
Человек имеет имя, отчество, фамилию, прозвище, псевдоним – это антропонимы (греч. Antropos – "человек", onyma – "имя, название"). Совокупность антропонимов – антропонимия. Наука, изучающая антропонимию, – антропонимика.
Географические объекты (реки, озера, моря, горы, низменности, города, села, области, страны, улицы, дороги и т.п.) также имеют собственные имена – топонимы (греч.topos – "место, местность", onyma – "имя, название"). Совокупность топонимов образуют топонимию. Наука, изучающая топонимию, – топонимика.
В словаре русской ономастической терминологии читаем:
"Топоним – собственное имя любого географического объекта, в том числе ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним".
"Ойконим – вид топонима. Собственное имя любого поселения, в том числе городского типа".
"Гидроним – вид топонима. Собственное имя любого объекта, природного или созданного человеком".
"Ороним – вид топонима. Собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности".
"Урбаноним – вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта" [Подольская 1988: 127, 89, 48, 100, 139].
Каждая топонимическая система  строго территориальна, поэтому можно говорить о топонимической системе отдельной деревни, определенного района, области. Системность географических названий складывается из самых разных показателей: из характера слов, послуживших основанием для топонимов, из структурных особенностей формантов и способов их присоединения к словам, из количественных показателей [Ономастика Воронежской области 1999:4].
Местная топонимия – это название городов, сел, деревень, поселков, области, края. Это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков и т.п.). Это названия, которые связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков.
Топонимика изучает происхождение, развитие и современное состояние  географических названий, их смысловое  значение, лексический состав и грамматическое оформление и произношение.
Всестороннее обучение топонимики можно найти в языкознании. Исследователь топонимов Воронежской области А. И. Ященко считает, что "изучение топонимов имеет большое значение для общего и сравнительного языкознания, истории языка, особенно для исторической лексикологи и диалектологии, для анализа системы лексики современного русского языка и русского словообразования" [Ященко 1974:3]. Совершенно правильно указывает один из виднейших славянских топонимистов В. Ташицкий, что "расширение горизонтов языкознания в значительной мере зависит от успехов ономаcтических исследований" [Ташицкий 1961:11].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.