Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Четвертый крестовый поход

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории  и социологии
Кафедра всеобщей истории
Сушинская Вероника Валерьевна
 
 
 
Четвертый крестовый  поход
Курсовая работа
 
 
студентки II курса заочной  формы обучения
 
 
 
 
 
                                                                     Научный руководитель:
                                                                     старший преподаватель
Минич Александр Петрович
 
 
 
 
 
 
Гродно 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.  МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО   ПОХОДА
 
     13
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ  (1202-1204), ЕГО
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ  
                                                       
      
 
     19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Каждая эпоха в мировой  истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.
В исторической науке принято  рассматривать Крестовые походы как войны, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против мусульман и для освобождения из-под их власти Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли ? Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.
Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые  походы продолжались с 1096 г. по 1270 г.
Термин „Крестовые походы„ появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои - паломничествами, или „священной дорогой„.
Причины Крестовых походов  очень сложны, многообразны и столь  же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв.
По своему социальному  составу Крестовые походы очень  отличаются друг от друга. Первый крестовый поход можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы.
В следующих походах резко  изменяется их социальный состав. Они  все более и более становятся рыцарскими, и их возглавляют уже, как правило, короли и государи.
Раннефеодальные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.
Политическая ситуация этого  времени на Востоке немало способствовала реализации идеи Крестовых походов, созревшей и обоснованной на Западе.
Крестовые походы не достигли своих целей. Они привели к  гибели миллионов человеческих жизней, к уничтожению культурных ценностей, была непоправимо подорвана мощь Византийской империи.
Следует отметить и ряд положительных моментов Крестовых походов. В какой-то мере стали более теплыми отношения Запада и Востока, что способствовало интенсификации торговли между ними. Крестоносцы принесли на Запад некоторые технологические новинки, заимствованные на Востоке. Восточная наука и культура становятся достоянием Европы.
Но все это не решило проблем Запада и Востока. После  Крестовых походов усиливается  западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны  мусульман против христиан. А Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир.
Кое-кто из западных ученых считает его неким историческим недоразумением, своего рода парадоксом, и такое суждение имеет под  собой определенные формальные основания. Вместо того чтобы добиваться отвоевания Иерусалима у „неверных„ , крестоносцы, двинувшиеся было против мусульманского Египта, захватили христианское государство — Византийскую империю, разорили дотла ее столицу, да этим и удовольствовались, словно проблемы освобождения Святой земли и не было.
Каким же образом случилось, что, отправившись, по выражению хронистов, „за море„ [9, с.183] под знаменами спасителей христианской веры от поругании „басурман„ [9, с.183], феодалы, собравшиеся из разных стран Запада (главным образом из Франции, Германии и Италии), завоевали и разграбили столицу единоверной Византии? Явился ли такой поворот следствием случайного, непредвиденного стечения роковых обстоятельств, не зависевших от первоначальных намерений крестоносцев? А может быть, превращение антиегипетского Крестового похода в завоевательное предприятие против Византии произошло в результате преднамеренных действий его участников? И если это предположение верно, то кто же тогда непосредственно виновники „уклонения крестоносцев с пути„ [9, с.183]? Не были ли повинны в том ловкие венецианские купцы, питавшие давнюю вражду к Византии? Или же, возможно, главная вина за „уклонение с пути„ лежит на самих руководителях похода, таких, например, как итальянский маркграф Бонифаций Монферратский? Наконец, нельзя ли допустить, что „странные„ судьба и завершение крестоносной экспедиции были обусловлены вмешательством еще каких-либо политических сил, которые действовали и из-за кулис, и изнутри и которые незаметно для самих рыцарей, а равно и для возглавлявших войско знатных сеньоров толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру? Вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход неожиданно принял новое направление и закончился таким удивительным образом, является весьма запутанным
Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена тем, что Четвертый Крестовый поход и его отдельные эпизоды на сегодняшний день всё еще остаются предметом горячей и заинтересованной полемики историков.
Основной целью работы было изучение и раскрытие сути Четвёртого крестового похода.
На основании цели были поставлены следующие задачи:
    Выяснить чем были обусловлены агрессивные устремления феодалов Западной Европы на Восток в конце XII в.
    Проанализировать  причины отклонений крестоносцев от ранее разработанного плана, роль в этой ситуации католической церкви и основных участников похода.
    Подвести итоги похода и рассмотреть его последствия.
Объектом исследования является история в Крестовых походов, предметом – Четвертый крестовый поход.
Фундамент научного анализа  истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века -1914 г.). С новой силой, с  подключением уже и русских специалистов, исследование истории крестовых  походов продолжилось после окончания  Второй мировой войны.
Количество русских  исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход крестоносной экспедиции 1198 - 1204 гг., достаточно велико (более сотни), однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.
Еще в конце XIX в. появилась  статья П. Митрофанова ,,Изменение в  направлении Четвертого крестового похода,,. Правда, посвящена она была научным дискуссиям в кругу западноевропейских историков. Второй попыткой обращения  к историографической проблематике явился очерк, предпосланный изложению  событий 1198 - 1204 гг. в книге выдающегося  русского византиниста Ф. И. Успенского ,,История крестовых походов,,. Дальнейшее развитие процесс изучения историографии (зарубежной и отечественной) похода 1198 — 1204 гг. получил только с середины 1950-х гг. отношения историка к  крестовым походам как к явлению  средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток.
Отметим, что изучение истории  Четвёртого крестового похода в течение  долгого времени преимущественно  велось византинистами и осуществлялось именно в рамках написания истории  Византии. Немало полезной информации содержит работа А. П. Лебедева, написанная в 1898 г. (переиздана в 1903 и 2000 гг.), но до сих пор являющаяся единственной в своем роде. Здесь  важны авторские  оценки деятельности тех представителей церковно-исторической науки, которые  анализировали характер взаимоотношений  Католической и Православной церквей  в эпоху крестовых походов, а  потому не могли обойти своим вниманием  Четвертый крестовый поход, в  частности религиозные аспекты  его последствий.
Существует целый  ряд  трудов по историографии истории  средних веков, прежде всего западноевропейского  средневековья, в которых сюжет  историографии крестовых походов, в общих чертах, присутствует.
Большой   блок исследовательских  работ посвящен жизни и деятельности тех историков или групп историков, в научной деятельности которых  нашли своё отражение проблемы истории  Четвёртого крестового похода и его  последствий. Речь идет о монографиях, статьях и материалах, характеризующих  результаты научных изысканий Ф. И. Успенского, В. Г. Васильевского, А. П. Лебедева, Б. А. Панченко, О. А. Добиаш-Рождественской, М. А. Заборова и др.
Историография Четвертого крестового похода - это многообразие точек  зрения, сформулированных, главным  образом, иностранными учеными (начиная  с сер. XIX века) по дискуссионным вопросам, касающимся предпосылок, хода и исхода этого крестоносного начинания.
,,Теория  случайностей,, , основа которой была  заложена одним из важнейших  источников по истории похода  ? ,,Завоеванием Константинополя,, Жоффруа де Виллардуэна, дает  самую прямолинейную трактовку событий. Согласно ,,теории случайностей,, , крестоносцы, наняв венецианские суда, не собрали достаточных средств для оплаты фрахта и потому вынуждены были согласиться на предложение венецианцев захватить Задар; при этом никакими привходящими соображениями стороны не руководствовались.
До 1860-х годов такого рода теоретические построения не подвергались в исторической литературе основательной  и серьезной критике. В 1861 г. французский  историк Ж.-М. Ж.-Л Мас-Латри сформулировал  тезис о сговоре Венеции с  правителем мусульманского Египта с  целью увлечения крестоносцев в  сторону от первоначально намеченной цели. В 1867 г. точка зрения Ж.-М. Ж.-Л. Мас-Латри  была поддержана и дополнена немецким ученым К. Хопфом. Однако уже в 1870-е  годы „теория венецианской измены„  была подвергнута критике сторонниками „теории случайностей„ , в частности, французским историком Н. де Вайи. Тогда же, в 1870-е годы дискуссия  приобрела более дифференцированный характер: исследователи стремились выяснить причины не только отклонения крестоносцев от цели, но и мотивы их поворота на Константинополь. Результатом  явилась „теория германской интриги„ французского исследователя П. Риана, изложенная им в 1875 г. в работе „Иннокентий III, Филипп Швабский и Бонифаций Монферратский„ (Париж, 1875). Ее суть состояла в том, что  все решающие события Четвёртого крестового похода объявлялись плодом германского вмешательства. Дескать, король Филипп Швабский намеревался  добиться поворота крестового похода в сторону от его первоначальной цели для того, чтобы нанести удар престижу папства ? врагу германской империи.
„Теория германской интриги„ содержала отдельные верные доводы, но (как и предшествовавшие ей теории) упускала из виду многие важные факторы  международных отношений, которые  оказали влияние на судьбу похода. К тому же, она имела яркую антигерманскую направленность, что было вызвано  всплеском национализма во французской  и, с другой стороны, германской исторической литературе после франко-прусской войны 1870 - 1871 гг.
В последующие годы предпринимались  неоднократные попытки подтвердить  или опровергнуть доводы П. Риана. В  частности, В. Г. Васильевским (впрочем, его точка зрения в этом вопросе  практически не была известна на Западе) и, независимо от него - Ж. Тессье (Tessier J. Qatrieme croisade. La diversion sur Zara et Constantinople. Paris, 1884).
Большинство историков солидарны  в том, что отправной точкой очередной  крестоносной экспедиции можно считать  призыв к крестовому походу римского папы Иннокентия III 15 августа 1198 г..    Что касается итоговой даты, то современные  американские ученые Д. Квеллер и  Т. Мэдден связывают ее с коронацией Бодуэна Фландрского и появлением на свет Латинской империи 9 мая 1204 г. 
Вместе с тем, в некоторых  работах, посвященных исследованию крестовых походов, история Латинской  империи (как минимум, до 1205 года ?  даты битвы при Адрианополе) рассматривается  как продолжение или завершающая  стадия четвёртой крестоносной экспедиции. Во многом это связано с источниками  по истории похода, важнейшие из которых продолжают своё повествование  и после 1204 г. (например: „История„  Никиты Хониата ? до 1206 г., „Завоевание  Константинополя„ Жоффруа де Виллардуэна  ? до 1207 и одноимённое произведение Робера де Клари - до 1216 ).
Обширный  корпус источников по избранной теме позволяет провести полноценное  научное исследование и сформулировать обоснованные выводы, опираясь на разнообразный  конкретно-исторический материал. Эти работы очень разнообразны по своему составу и делятся на 2 категории: хроники участников похода и исследования современных ученых-историков.
Никита Хониат. в отличие от историков древних (и наших) времен, беспристрастно описывал реальные события. Он не преследовал никаких корыстных целей и имел также здоровое недоверие к суевериям, искусно высмеивал пороки. „Город Византии. Хроника Никиты Хониата„ ? важнейший источник по истории Византии и соседних народов в XII в. и один из лучших памятников средневековой прозы, где сделана попытка психологической мотивации событий, а образы сложны и противоречивы.
Робер де Клари. Хроника „Завоевание Константинополя„ Робера де Клари, созданная в начале XIII века, наряду с одноименным произведением Жоффруа Виллардуэна, принадлежит к числу первостепенной важности источников по истории захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 годах. Вместе с тем она представляет собой замечательный памятник исторической мысли феодальной эпохи. К сожалению, он не мог похвастаться фактографической добротностью, хронологической и логической упорядоченностью своего рассказа. Хотя он стремился придерживаться исторической канвы в изложении хода событий, но, будучи простым французским рыцарем, Робер де Клари не знал скрытой, закулисной стороны похода и лишь  понаслышке был осведомлен о его предистории, а тем более об истории Византии и государствах крестоносцев на Востоке.
Жоффруа де Виллардуэн.Он был знатным сеньором, одним из предводителей крестоносного воинства, участвовавшим почти во всех дипломатических акциях и перипетиях похода. В своем „Завоевании Константинополя„ маршал Шампани излагает официозную версию событий, призванную представить в наиболее выгодном свете крайне неблаговидные поступки и самих „воинов божьих„ и в особенности их вожаков. Полуофициальный историограф похода, маршал Шампани, пренебрегает житейскими подробностями, подменяя их деловым изложением существенного, перемежевывая его риторикой.
Э. Лависс и А.Рамбо. „Эпоха крестовых походов„ Э. Лависса и А. Рамбо, вышедшая в 1914 году - один из тех редких научных трудов, которые в равной степени представляют интерес и для учёных историков, и для любителей истории. Книга, вышедшая более ста лет назад, по сию пору считается одной из лучших работ о средневековье. Точные и достоверные описания событий, яркие портреты исторических личностей, простота изложения - вот лишь немногие из причин мировой популярности „Эпохи крестовых походов„. К сожалению, Четвертому крестовому походу они уделяют мало внимания. В их произведении дается только краткое описание похода.
А.А. Васильев. Его произведение „История Византийской империи „ было издано в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции. Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Он рассматривает Четвёртый крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все же автор отмечает преобладание материальных  интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.
Заборов Михаил Абрамович.  Его научные работы проводились в 60-е годы 20-го столетия. В 1956 году была издана его книга „Крестовые походы„. Особое внимание он уделяет в своих научных трудах именно Четвертому крестовому походу. В причинах походов он видит не борьбу за „гроб Господен„ , а обычные грабительские потребности феодалов Западной Европы. Он весьма резко критикует хроники де Клари и Виллардуэна. Первого хрониста он критикует за неосведомленность, а второго - за небеспристрастность. К сожалению, на исследования Заборова большое влияние оказала марксистско-ленинская идеология, что в свою очередь отразилось  недостаточной объективностью, которая просто необходима при изучении этой проблемы.       
Успенский Федор  Иванович. Его исследования были опубликованы в начале 20 века. „История крестовых походов„ очень четко отражает причины и истинную суть походов. Его работы отличаются научностью и объективностью. В своих исследованиях он пытается выявить истинные причины завоевания Константинополя.
Все, выше перечисленные, произведения наиболее полны фактическими сведениями, наиболее систематичны и последовательны в изложении событий Четвертого крестового похода. Они чрезвычайно богаты по содержанию, разнообразны по форме, во многом специфичны по методам отбора материала и характеру раскрытия сюжета.
Структура работы обусловлена  последовательностью решения поставленных задач. Она состоит из ведения, двух глав, заключения.
В первой главе кратко характеризуется  политическая и экономическая обстановка на Западе и Востоке накануне похода, рассматриваются предпосылки похода.
Во второй главе анализируются процесс подготовки к четвертому крестовому походу, причины отклонений крестоносцев от ранее намеченного плана, подводятся итоги похода и его последствия.  Приводятся различные мнения о проблемах, возникающих в ходе похода. Делается вывод о последствиях этих событий для всех участников похода.
В заключении подводятся итоги  проделанной работы. Делаются выводы согласно поставленной цели.
При написании работы использованы 23 научные источника. Объём работы 39 страниц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Мир накануне четвертого крестового похода
 
Период до четвертого крестового похода, как собственно и все разделение крестоносного движения на походы достаточно условен. По хронологии, принятой большинством историков, он ограничен датами окончания  Третьего похода и инаугурации папы Иннокентия III. Третий крестовый поход, с его ничтожными военными и политическими  результатами, вызвал некоторое охлаждение западного христианского мира к  делу освобождения Святой земли, но мир  не стоял на месте и на западе начала зарождаться новая кампания. Причины новой массовой экспансии  западноевропейских феодалов в страны Востока скрывались в глубоких социально-экономических  и политических изменениях, происшедших  в этих далеких друг от друга регионах на рубеже раннего и классического  средневековья. Какова же была обстановка в Европе и на Востоке  в 1192-1198 гг. – в период  между двумя  походами?
Третьего марта 1193 г. в  Дамаске умер гроза крестоносцев - султан Салах-ад-Дин. Он оставил около  семнадцати сыновей, которые и разделили  государство по его завещанию  и уже в 1194 г. между некоторыми из них начались междоусобные войны.
Затихшая на время Третьего крестового похода война короля Франции  Филиппа II Августа с английским королем  Ричардом I Плантагенетом вспыхнула  с возвращением обоих в Европу вновь и была в полном разгаре. В течение 1194-1199 гг. Ричард Львиное  Сердце наносил Филиппу II Августу  поражение за поражением и, наконец, принудил его в январе 1199 г. заключить  мир, по которому к нему возвращались почти все земли, захваченные  французским королем.
На Руси из-за отказа платить  дань в 1193 г. новгородцы снарядили дружину  для похода против обских угров, которые  проживали на европейской стороне  Урала. Во время осады одного из городищ  угры заманили новгородскую дружину  в западню и почти полностью  уничтожили.
В этом же 1193 г. была достигнута договоренность об условиях мира между  великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо и Булгарским царем  Габдуллой Чельбиром. Князь открыл для булгарских купцов торговые пути в балтийское море, возобновил выплату  дани и обязался не строить укреплений на булгарской границе. Царь передал  послу князя Всеволода тысячу русских пленных, обещал не брать  дань в годы оказания русскими военной  помощи Булгарии.
В 1194г. хорезмшах Ала ад-Дин  Текеш нанес поражение последнему западно-сельджукскому султану Ирана  Рукн ад-Дина Тогрулу II, а в 1196 — аббасидскому халифу Насиру. Таким образом, Хорезм становится  одним из самых могущественных государств в Центральной Азии.
В 1194 г. королем Иерусалимским  был выбран граф Анри (Генрих) Шампанский, правивший под именем Анри I. Его владения представляли собой узкую прибрежную полосу от Яффы до Тира, а военную силу составляли некоторые участники Третьего похода, латинские бароны и военно-монашеские ордена. Правители из норманнских родов также контролировали Антиохию и Триполи.
В июле 1194 г. на Руси скончался  Святослав Всеволодович, старейший  из дома Ольговичей. С его смертью  закончился хрупкий мир, зиждившийся  на равновесии интересов различных  княжеских семей, городов, бояр и  волостей. Началась эпоха, называемая в классической исторической литературе „периодом феодальной раздробленности„ .
Восьмого апреля 1195 г. в  Византии басилевс Исаак Ангел предпринял поход против болгар. Прибыв в Кипселлы, он отправился на охоту, а в это  время заговорщики провозгласили  его старшего брата Алексея императором. На сторону Алексея III Ангела перешли  войска, Исаак решил бежать, но был  схвачен и ослеплен. Алексей III распустил  войска, раздал деньги и отменил  поход на болгар.
Тридцать первого мая 1195 г. принял крест германский император  Генрих VI Гогенштауфен. Ему удалось  собрать значительные силы, которые  прибыли в 1197 г. на Ближний восток и с переменным успехом провели несколько сражений с египетским султаном Амальриком Алладилом. Эти события получили название „Немецкий крестовый поход„ .
Десятого сентября 1197 г. Генрих VI умер в возрасте 32 лет, и с февраля 1198 г. его вассалы начали возвращаться в Италию и Германию. С его кончиной планы Гогенштауфенов на завоевание мира потерпели крах. Чтобы обеспечить судьбу своего трехлетнего сына Фридриха (будущего Фридриха II Гогенштауфена), Генрих перед смертью отдал его под  опеку папы Целестина III, признав  одновременно Сицилию папским леном. Воспользовавшись ситуацией, северная Италия предприняла попытку выйти  из-под владычества Германии. В  Священной римской империи началась гражданская война под руководством партий, объединенных аристократическими родами Вельфов и Гогенштауфенов, более известных как гвельфы  и гибеллины. Каждая партия выдвинула  своего претендента на выборный пост императора, в результате чего были избраны сразу двое: Оттон Брауншвейгский, приходившийся по материнской линии  племянником Ричарду Львиное  Сердце (гвельфы) и Филипп Швабский, сын Фридриха Барбароссы (гибеллины).
В 1197 г. после трагической  гибели «падением из окна» иерусалимского короля Анри I , сеньором, а затем  и королем Иерусалимского королевства  становится сеньор Кипра Амори де Лузиньян, вошедший в историю под  именем короля Амори II.
Весной 1199 г. Ричард Львиное  Сердце во время осады замка своего вассала виконта Лиможского Адемара V Шалю и был ранен в плечо  стрелой из арбалета Бертрана де Гудруна. 6 апреля, в возрасте 41 года, Ричард скончался  от гангрены. Сподвижники короля поймали  Бертрана и повесили, содрав предварительно с него кожу. На престол взошел брат Ричарда Иоанн, получивший прозвище Безземельный.
Оставив без внимания призыв к принятию креста прибывшего тогда  во Францию легата Петра Капуанского, отлученный к тому времени от церкви за „двоеженство„ , т.е не одобренный папой развод и повторный брак, король Франции Филипп II Август продолжил войну против своих врагов — Плантагенетов, обрушившись на французские владения Иоанна Безземельного.
Экономическая конкуренция  Византии, Венеции, Генуи и Пизы приобрела  уже вид вооруженной борьбы за торговые пути и требовала от сторон более решительных действий.
Политическая ситуация на Востоке и Западе, сложившаяся  к началу XIII века, подталкивала к  новой рыцарской авантюре 1202-1204 гг. Это  был период мерцающих империй. В условиях феодальной раздробленности время от времени удачливым и талантливым монархам удавалось, одолев баронскую вольницу, собрать вокруг себя в достаточном количестве земли и войска и эффективно расправляться с соседями. Так было с Русью Владимира Мономаха, Священной римской империей Генриха VI, султанатом Салах ад-Дина. Такие империи начали переживать своих основателей несколько позже, с конца XIII в., когда явно утвердились на престолах династии Чингизидов, Ярославичей, Капетингов, Плантагенетов, сумевшие по ряду причин преодолеть наследственное дробление принадлежащих им земель и укоренить обычай передачи верховной власти единственному претенденту, определяемому достаточно четкими правилами.
Государства как таковые  еще не приобрели окончательных  форм и границ – так встречались  еще независимые баронские владения – омажи в Европе и эмираты  в Азии. Многие пограничные лены еще могли принятием вассальной присяги своих владельцев в пользу того или иного государя менять „подданство„ .
Наряду с этим сто лет  взаимопроникновения Востока и  Запада привели к значительному  оживлению всей жизни и в первую очередь торговых отношений. Купцы  выходили в море, направляясь на Восток, в начале весны, и везли  товары Запада, ткани,— сукна из Фландрии или Лангедока и полотно  из Шампани или Нормандии, закупавшиеся на больших ярмарках в Иль-де-Франсе и в Шампани. Взамен они закупали ценные продукты восточного мира, привозившиеся иногда караванами издалека китайский шелк, иранский муслин, благовония и ковры из Центральной Азии и особенно пряности из Индии — перец, гвоздику, мускатный орех, камфару, благовония, а также красители, как индиго с Кипра или из Багдада, шарлах и т. д. Закупали они и сирийские товары, от дамасского оружия до ливанского сахарного тростника и шелковых тканей из Триполи и Антиохии. Из русских княжеств на средиземноморский рынок через Константинополь поступали меха, мед, воск и рабы.
Целые кварталы городов иногда отдавались купцам по соглашениям, которые  они заключали с правителями. Там располагались склады товаров, дома торговцев, которые, таким образом, жили среди людей своей национальности, и почти всегда общий дом, где  отправлялось правосудие и были церковь, печь и баня.
К этому времени реликт античного мира – Византийская империя  уже плохо вписывалась в окружающую ее действительность. Высокий уровень  культуры, экономического и военного менеджмента, отработанная нормативная  база и отличное географическое положение  не спасали ее от посягательств западных и восточных варваров, коими ее правители ошибочно считали всех окружающих империю монархов.
Приведение Руси к православию  избавило от угрозы с севера, но такая  стратегия исключалась в отношении  к западным королевствам, имевшим  уже свою христианскую церковную  иерархию и уж тем более по отношению  к мусульманскому миру.
В отношении Константинополя  достаточно наглядно сработала транспортная теорема, говорящая о том, что  империи рушатся в случае, если связи провинций друг с другом становятся равносильными связям провинций  с центром. Так, при штурме латинянами Константинополя ни один из провинциальных владетелей не оказал никакой помощи осажденной столице. Окрестное население также не пришло на помощь городу, так как крестьяне видели в происходящем лишь смену правителей.
Таким образом, политическая нестабильность в Европе, экономическая конкуренция на Востоке подтолкнула стороны на новую военную кампанию, которая получила впоследствии название „Четвертый крестовый поход„ и не имевшая более аналогов в период крестоносного движения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ПОХОД  В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ И  ПОСЛЕДСТВИЯ
 
В 1198 году место папы римского занял Иннокентий III. После неудачных  предыдущих крестовых походов многие рыцари уже отчаялись отвоевать  Иерусалим. Иннокентий III хотел разжечь  дух крестоносцев на новые завоевания и начал созывать крестовый поход. Послание папы римского в 1198 году, является официальным объявлением Четвертого крестового похода. В своем послании он, объявляет о привилегиях для участвующих в походе рыцарей:„они пользуются освобождением от всех поборов, налогов и других тягостей; […] их имущество сохранится в целости и неприкосновенности до тех пор, пока не получится верное
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.